Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия эффективного распределения полномочий

ФУНКЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ» В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

1. Сущность функции «Организация». Полномочия и ответственность на предприятии

Организация как процесс представляет собой функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

Организация работы предполагает соединение в единое целое материально-технической и технологической базы с трудовыми ресурсами.

Все это заключается в определении необходимого набора действий, заданий и последовательности их выполнения.

Выполнение поставленных задач осуществляется людьми. Поэтому менеджер должен обеспечить торгово-технологический процесс необходимыми кадрами нужной квалификации.

В рамках функции «организация» осуществляется наем, расстановка работников и их адаптация, производится обучение и повышение квалификации, осуществляется движение персонала с целью поддержания соот­ветствия изменяющимся параметрам.

Функция «Организация» реализуется двумя путями:

· через административно-организационное управление;

· через оперативное управление.

Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с намеченным планом, и последующей их корректировки. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Таким образом, организация – это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

Функция «Организация» рассматривает в своих рамках два основных направления:

1. Построение организационной структуры.

2. Определение ответственности и полномочий отдельных элементов организационной структуры, их распределение и закрепление с помощью должностных инструкций (делегирование).

Организационная структура определяет порядок распределения функций между подразделениями предприятия.

Первичным элементом организационной струк­туры, за которым закрепляются конкретные функции и задачи, является долж­ность. Состав подразделений и перечень должностей от­ражены в штатном расписании организации, которое утверждается директором.

Каждая должность имеет наименование и характеризуется правами, обя­занностями и ответственностью за выполнение определенных функций в рамках установленной компетенции.

За каждой должностью закрепляется самостоятельный участок работы.

Для реализации установленных функций должности предоставляются права и обязан­ности осуществлять:

· определенные действия в направлении целей организации,

· самостоятельно принимать решения,

· отдавать распоряжения.

Эти основные функции носят назва­ние должностных полномочий.

Работник, занимающий определенную долж­ность, приобретает статус должностного лица.

Руководитель наделяется власт­ными полномочиями. В этом качестве он получает право совершать в пределах компетенции властные действия (издавать, утверждать или регистрировать пра­вовые акты, подписывать денежные документы, распределять ресурсы, распоря­жаться людьми и т. д.). Все эти действия выражаются в праве подписи соответ­ствующих документов или дачи устных распоряжений.

Властные полномочия представляют собой ограниченное право распоряжаться частью ресурсов орга­низации и направлять усилия работников на решение определенных задач.

Пра­ва имеют внешние и внутренние ограничения.

К внешним ограничениям относят действующее законодательство, постановления федеральных и местных органов власти, отраслевые и межотраслевые трудовые соглашения и пр.

К внутренним ограничениям относят различного рода директивы органов управления предпри­ятием, положения, инструкции, обязательства, выраженные в письменной и уст­ной форме.

Полномочия соответствуют определенной должности. Смена должности озна­чает потерю старых полномочий и приобретение новых.

Объем полномочий определяется местом данной должности в организационной структуре. Чем выше должность, тем больше объем формальных полномочий.

Таким образом, полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Виды полномочий.

В практике управления различают несколько видов должностных полномо­чий:

· Распорядительные.

· Рекомендательные.

· Контрольно-счетные.

· Координацион­ные.

· Согласительные.

1. Распорядительные полномочия дают право принимать решения, обязательные для исполнения.

Они могут быть:

· линейными;

· функцио­нальными.

Линейные полномочия предполагают наличие прямой должностной связи между руководителем и исполнителем, в рамках которой осуществляется непосредственное воздействие на работника или ход операции.

В круг линейных полномочий обычно входят вопросы оперативного управления подразделения­ми, организации работы персонала, обеспечения условий работы, приема, уволь­нения, оценки и стимулирования труда работников и т. д.

Функциональные полномочия представляют собой косвенное воздействие, предусматривающее принятие решений, обязательных для исполнения работни­ками, непосредственно контролируемыми линейными руководителями.

Как пра­вило, это специализированные решения, направленные на качественные аспекты задачи: методы, подходы, способы действия и т. д.

2. Рекомендательные полномочия предусматривают право консультирования руководителей и исполнителей и не предполагают обязательного исполнения.

3. Контрольно-счетные полномочия предоставляют возможность осуществлять по поручению руководителя проверку деятельности субъектов управления (определенных руководителей, исполнителей или видов деятельности). Они предусматривают право требовать необходимую информа­цию, осуществлять анализ, делать заключение и передавать результаты в соот­ветствующие инстанции.

4. Координационные полномочия дают право от имени высшего руководства со­гласовывать деятельность отдельных элементов системы управления.

5. Согласительные полномочия наделяют правом формулировать свое отноше­ние к решениям, принимаемым в рамках линейных и функциональных полномо­чий.

Различают следующие виды согласительных полномочий:

· предостерегающие;

· параллельные или блокирующие.

Предостерегающим и полномочиями наделяются специалисты, визирующие ре­шения, принимаемые линейными или функциональными руководителями. Виза подтверждает соответствие принятого решения установленным правилам, по­ложениям, законам.

Блокиру­ющие полномочия представляют собой параллельные полномочия и позволяют блокировать исполнение принятого решения. Т.е. подтверждение действий руководителя при операциях с материальными ценностями.

Распределение полномочий и ответственности на предприятии закрепляется с помощью системы должностных инструкций.

Условия эффективного распределения полномочий

1. Достаточность для решения поставленных задач.

2. Сбалансированность с полномочиями субъектов, с которыми приходится взаимодействовать.

3. Четкость линий полномочий: каждый сотрудник должен знать, от кого он получает полномочия и кому их передает, перед кем он отвечает и кто перед ним.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...