Во внутренней форме слова А. А. Потебня видел отображение впечатления субъекта как представителя определённого народа и носителя конкретного языка от наблюдаемой реалии.
Психологическая концепция языка. Внутренний (понятийный и языковой) мир человека в его соотношении с внешним миром. Смысловой и языковой уровни сознания личности. Понятие дискурса. Границы языка и границы сознания
В XVII веке философ Рене Декарт произнёс ставшую знаменитой фразу: «Я мыслю, следовательно, я существую». Ключевым словом в этом высказывании было слово «Я», повторённое дважды. Мыслящая субстанция Декарта («Я») обусловила начало философского, а затем и научно-лингвистического осмысления индивидуального начала в языке. К началу XX века оформилось такое направление в философии языка, как философия эгоцентрического языка, а в языкознании сложилась психологическая концепция языка. В создаваемых текстах стали активно искать и анализировать выражение личности авторов. С философией эгоцентрического языка соотносится та концепция языка художественной литературы, которую создал советский языковед В. В. Виноградов. С этим философским взглядом на язык перекликается также творчество писателей, которые стремятся изображать мир сознания современного им человека. Психологическое направление в языкознании представляет собой совокупность течений, школ и отдельных концепций, рассматривающих язык (речь) как выражение психического состояния человека и народа и как результат их деятельности.
● Психологическое направление в языкознании формировалось с 50-х годов XIX века под влиянием лингвофилософских идей Вильгельма фон Гумбольдта (1767–1835). Этот немецкий исследователь был воплощением очень развитой души и разносторонне образованным человеком: кроме языкознания, он занимался литературоведением, философией, историей, антропологией, этнографией, был политическим деятелем и дипломатом. Именно он первым создал собственно языковую концепцию. Поэтому Вильгельма фон Гумбольдта и называют основоположником современной теории языкознания (общего языкознания).
Несмотря на то, что лингвистике В. фон Гумбольдт непосредственно посвятил лишь последние 15 лет своей жизни, его взгляд на язык является всеобъемлющим. Среди рассуждений Гумбольдта есть такие, которые можно подводить под знаковую теорию языка. Учёный высказывал мысли, которые позже послужили обоснованием идеи о системности языка. Рассуждая о том, что все люди говорят как бы одним языком и в то же время у каждого человека свой язык, Гумбольдт фактически разграничивал язык и речь. Важной для теории языкознания явилась идея Гумбольдта о том, что формы всех языков могут сходиться в одной общей всем форме, если учитывать только самые общие их черты. Это связано с общими законами мышления, которые не зависят от различия народов. В дальнейшем идея Гумбольдта о сходствах в языках легла в основу лингвистической типологии и теории языковых универсалий. Гумбольдт знал множество языков, причём не только индоевропейских, что позволило ему разрабатывать универсальную грамматику и заниматься типологической классификацией языков мира. Указывая на тесную связь мышления и языка, Гумбольдт подчёркивал, что они, возникают одновременно. Появлению слова предшествует формирование понятия. При этом источники и первоначальные формы языка и мышления остаются, по утверждению Гумбольдта, непостижимой тайной. Самой главной идеей Вильгельма фон Гумбольдта была идея о языке как проявлении духа народа, то есть этнической энергии, пассионарности. В этой части своей концепции В. фон Гумбольдт опирался на взгляды немецких философов, в частности, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, которые рассматривали историю как результат деятельности человеческого духа.
Мысль о языке как внешнем проявлении духа и мышления народа оказалась ключевой для представителей психологического направления в языкознании. «Дух народа» они стали рассматривать применительно к отдельному человеку как представителю того или иного этноса, в этническом же языке и в речи носителей этого языка видели отображение психической деятельности народных масс и конкретных личностей. Становление психологического направления связано с именами немецких учёных Германа Штейнталя(1823–1899), Морица Лацаруса (1824–1903) и ВильгельмаВундта ( 1832–1920). В России его крупнейшим представителем был Александр Афанасьевич Потебня (1835–1891), глава Харьковской лингвистической школы.
● Научные интересы А. А. Потебни были очень широки: он изучал язык в тесной связи с народным поэтическим творчеством, народными верованиями и обрядами, чем внёс большой вклад в развитие диалектологии и этнографии. Учёный интересовался также теорией грамматической формы, синтаксисом, фонетикой, семантикойи и литературоведением. Учениками А. А. Потебни были такие известные языковеды, как Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский (1853–1920), Борис Михайлович Ляпунов (1862–1943), Алексей Иванович Соболевский (1856–1929). Существенное значение в творческом наследии А. А. Потебни имеет учение о слове. Учёный различал ближайшее и дальнейшее значения слова. Ближайшее значение является общим для всех и позволяет людям понимать друг друга. Дальнейшее значение слова, по мысли А. А. Потебни, представляет собой результат субъективного восприятия и осмысления реалий окружающего мира и поэтому само является психолингвистической реальностью. Во внутренней форме слова А. А. Потебня видел отображение впечатления субъекта как представителя определённого народа и носителя конкретного языка от наблюдаемой реалии.
В рамках психологического направления в 1950-е годы сложилась специальная научная дисциплина – психолингвистика. Эта наука изучает формирование и восприятие речи, разрабатывает модели речевой деятельности и психофизиологической речевой организации человека, проверяет их путём психологических экспериментов.
Психолингвистов интересуют нейропсихологическая подоснова языка (эта проблема изучается совместно с био- и нейролингвистами); овладение языком детьми и взрослыми; индивидуальные различия в понимании текста детьми дошкольного и школьного возраста; различия в восприятии и понимании речи со слуха и при чтении; роль контекста при мысленной переработке многозначных слов; осмысление идиом и метафор. По предмету исследования психолингвистика ближе к языкознанию, а по методам исследования смыкается с психологией. Основными методами исследования в психолингвистике являются экспериментальные методы. Разновидностью психолингвистики является этнопсихолингвистика. В психолингвистике изучается речь человека в связи с проявлениями индивидуальной психики и спецификой понятийно-идеального мира личности. Учёные, работающие в области этнопсихолингвистики, исследуют связь этнической психологии (образа мышления, менталитета народа) и этнического языка, а также национально-культурную специфику речевого поведения. Психолингвистика связана с таким течением в рамках психологического направления в языкознании как индивидуальный психологизм, а этнопсихолингвистика – с другим течением, известным как социальный (коллективный, этнический) психологизм. Понятийно-идеальный мир, который существует в сознании человека, является вторичным по отношению к внешней действительности, или первичному миру. Понятийно-идеальный мир как бы повторяет внешний физический мир в способах и формах, присущих человеческому сознанию. Мы говорим «как бы повторяет», потому что понятийный мир человека отнюдь не идентичен внешнему миру, в котором живёт человек. Видимость, в которую облекается существующее, зависит от познавательных способностей наблюдателя. Идентичность (изоморфность) понятия, складывающегося в сознании, соответствующему объекту или явлению действительности (денотату)есть идеал, предел человеческого познания. Такое возможно лишь теоретически.
Можно говорить только о непрерывном процессе приближения к такому соотношению понятия и денотата, то есть к абсолютной истине. На каждом этапе познания то или иное понятие адекватно выражает только некоторые из свойств и признаков денотата. Поэтому достигается относительная, а не абсолютная истина. К понятию «внешний мир» мы относим не только внешнюю физическую реальность, но и организм человека, который так же, как и все внешние реалии, является источником импульсов, воспринимаемых и анализируемых человеческим сознанием. Внешним миром для человека также является инобытие, которое, на наш взгляд, не просто воздействует на человека, но и предопределяет судьбу каждого из нас и человечества в целом. За понятиями, возникающими в сознании человека, закрепляются языковые знаки. Мы уже знаем, что между языковыми знаками и реалиями нет непосредственной связи. Языковой знак – это не сама обозначаемая им реалия и даже не образ реалии, а только обозначение понятия о реалии и через это понятие – указание на реалию, не имеющее ничего общего с её природой. Язык выступает как способ фиксации отражательной деятельности сознания и мышления, а, следовательно, и той совокупности знаний, которая получена благодаря сознанию и мышлению. Язык, таким образом, опосредован понятийным миром человека и является третьим «звеном» в следующей закономерной цепочке: внешний по отношению к человеку мир → внутренний мир человека (понятийный мир) → языковой мир. При этом языковой мир следует рассматривать как составную часть внутреннего мира человека.
● Некоторые языковеды рассматривают язык как независимое от понятийного мира человека явление и фактически возводят систему языковых знаков в абсолют, превращают его в самодовлеющее начало. Эта ошибочная исходная позиция коренится в том, что всё познание мира добывается и передается через язык, фиксируется в языковой форме. Отсюда делаются следующие ошибочные выводы: 1) реально только то, что содержится в самом языке; язык не отображает, а конструирует мир (лингвистическая философия; Л. Витгенштейн, Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом, М. Блэк, П. Малкольм); 2) в процессе познания, формирования мировоззрения и логических категорий решающую роль играет язык; он определяет отношение человека к миру, и восприятие мира зависит от того, на каком языке человек говорит (американская этнолингвистика; Э. Сепир, Б. Уорф). Каждый человек одновременно существует в двух мирах – внешнем и внутреннем (идеально-понятийном). Внешний мир является объективной реальностью, а внутренний мир – субъективной реальностью. Человек может рассуждать об объективной реальности, но объективно наблюдать её и, соответственно, объективно толковать о ней не способен. Всё, о чем рассуждает человек, исходит из его сознания, поэтому имеет личностную (субъективную) окраску. Аналогично субъективными являются и все наши представления о субъективной реальности.
Субъективную реальность (внутренний мир человека) исследовать очень сложно. Проникновение в эту реальность возможно несколькими способами. В одном случае оно осуществляется при помощи другого человека, например, методом психотерапии или гипноза. В другом случае внутренний мир личности исследуется ею самой, что достигается благодаря существованию самосознания. Кстати, именно наличие самосознания отличает человека от высших видов животных, у которых есть сознание, но нет самосознания. Самым объективным способом исследования внутреннего мира личности считается анализ поведения человека. В аспекте психолингвистики существенно то, что поведение людей, как правило, находит своё выражение в их речи. В создаваемых людьми речевых произведениях (устных и письменных текстах) содержится своего рода самомотивация действий и поступков личности. Необходимой реальностью для человека является также его язык. Без языка человек оказался бы беспомощным во внешнем мире. Язык обеспечивает интеллектуальное и практическое постижение окружающих реалий. Путем бесчисленных комбинаций языковых знаков могут быть представлены любые события, описаны целые эпохи, переданы результаты субъективного видения того, с чем сталкивается, что воспринимает и анализирует человек. Язык выступает как особая человеческая система сигналов не только об окружающей действительности, но и о состоянии и ощущениях самого человека. Таким образом, языковая способность человека, являющаяся составной частью его внутреннего мира, распространяется как на объективную, так и на субъективную реальность. При этом с помощью языка легко и просто передается прежде всего всё физически ощущаемое и воспринимаемое. Впечатления, переживания, эмоциональное состояние передаются лишь приблизительно. Даже самые развитые и совершенные естественные языки не вполне отвечают потребностям современного человека оперировать массой абстрактно-логической информации. Этим объясняется возникновение вспомогательных искусственных семиотик, например, математических и химических обозначений, знаков дорожного движения, карт, схем, чертежей, планов, а также современных языков общения человека и компьютера. Обычный человеческий язык оказывается весьма скудным и при описании внутренних связей различных явлений и почти совсем не годится для отображения реальности инобытия. Тем не менее звуко-кинетический язык всегда был и остаётся основным средством адаптации человека к окружающей его среде и жизненно необходимым условием всей человеческой деятельности. Специфика языка заключается в том, что он позволяет человеку дистанцироваться от внешнего материального мира, отрешиться от физического окружения, говорить, думать и оперировать понятиями отвлечённо от конкретных предметов и ситуаций. Человек может размышлять, философствовать, сочинять, воображать, фантазировать, мечтать, находясь не просто в своём внутреннем мире, а именно в той его части, которую условно называют миром языка. Таков во многом, например, язык поэзии. В любом создаваемом тексте, в любом речевом произведении видна индивидуально-творческая манера носителя языка. Поэтому устная или письменная речь – это всегда форма особого мира. У каждого человека есть определённые способности к созданию и восприятию речевых произведений. Созданные тексты можно оценивать по степени структурно-языковой сложности, по глубине выражения внутреннего мира и точности воспроизведения действительности, по целевой направленности. Речевая деятельность человека определяется также коммуникативной ситуацией, национальностью, социальной принадлежностью, возрастом, полом, психическим типом личности, мировоззрением, уровнем образования и культуры и другими постоянными и переменными параметрами, совокупность которых обусловливает складывание и представление так называемой языковой личности. В текстах, в любом осмысленном высказывании представлены не только языковые, но и фоновые знания человека, то есть знание языка и знание реалий, о которых идёт речь. Таким образом,при создании текста сочетаются два уровня сознания личности – языковой (вербальный) и смысловой (невербальный, фоновый). Фоновые знания как результат присвоения человеком материальных и духовных ценностей проявляют своё реальное бытие только в осмысленном развёрнутом высказывании (тексте), насквозь пронизывая его и придавая ему многомерность и одновременно свидетельствуя о компетентности и кругозоре личности. Использование фоновых знаний при коммуникации является универсальной закономерностью речевого общения. Построение и восприятие текстов невозможно без наличия определённой суммы знаний о мире и без общей социальной истории участников общения, то есть без тех характеристик человека, которые возникают в результате социализации в пределах определённой социальной группы или – шире – этноязыковой общности. Языковой и смысловой уровни сознания личности составляютеё диску́рс (ср. латинское слово diskursus – «рассуждение»). Формой выражения дискурса является текст. Содержание дискурса определяется знанием языка и мира (окружающей действительности), качествами души, психологическим портретом личности. Дискурс рассматривается как «язык в языке». По мнению исследователя понятия «языковая личность» Ю. Н. Караулова, дискурс представлен в виде особой социальной и личностной данности. Он не существует в виде какой-то особой грамматики или специфического словаря, то есть как просто язык. Он существует прежде всего и главным образом в текстах, но таких, за которыми встаёт особая грамматика, особый лексикон, особые правила словоупотребления и синтаксиса, особая семантика, в конечном счёте – особый мир. ● Дискурс является основной единицей такой сравнительно новой лингвистической дисциплины, как лингвистика текста. Здесь дискурс рассматривается как сверхфразовое единство. Смысловой уровень сознания формируется постепенно – при овладения социальным опытом коллектива (общества), во всей жизнедеятельности человека. Языковое же сознание формируется при усвоении языка. Дискурс ребёнка (особенно экстралингвистический компонент дискурса, фоновые знания) расширяется по мере взросления, образования и воспитания в социальной среде. Языковой и смысловой уровни сознания взаимосвязаны, потому что сущностное понимание текста зависит от степени владения языком. Кроме того, языковое сознание вообще и значения слов как его фрагмент есть форма, в которой структурируются и фиксируются знания людей о мире, общественный опыт. Содержание и характер накопленных знаний глубоко социальны. Знания, которыми располагают отдельные люди, добываются ими в условиях общественной жизни, приобретаются порой в готовом виде от других людей. Выделяются производство, распределение, обмен и потребление знаний. При этом в любом случае задействован язык. Без языка невозможны познание, передача знаний, представлений, понятий, идей другим людям, обмен знаниями, их применение на деле. Язык является средством активизации элементов сознания (знаний) и их реализации в речи. Можно дать и такое определение: язык – форма существования знания в виде системы знаков (определённого кода). Использование языка также предполагает его знание. Поэтому любая языковая система представляет собой знание, которое, как и все иные знания, хранится в «ячейках» памяти. ● Знание языка – это специфическое знание, поскольку предполагает не познание действительности и окружающих реалий, не усвоение коллективного опыта, а овладение условными знаками, кодом, с помощью которого деятельность сознания человека получает социальную окраску и становится общественно значимой. Усваивая язык, мы получаем «ключ» к познанию мира. При этом язык нельзя считать исключительно внешним атрибутом сознания. Он органически соединён со сферой сознания и является средством осознания, способствующим программированию практических действий.
С помощью языка человек оказывается способным самостоятельно вводить в процесс мышления объекты, отсутствующие в поле восприятия. Прямое манипулирование объектами заменяется сложной психической деятельностью, связанной с выработкой плана и образа возможных действий. Особенно явственно роль языка как практического сознания прослеживается в онтогенезе, когда буквально на глазах происходит становление речи как исходного средства связи между сознанием ребёнка и сознанием взрослого. Язык – это эффективный общественный посредник между индивидуальными сознаниями. Благодаря языку, позволяющему людям общаться на уровне индивидуального сознания, сформировалось общественное сознание – своеобразное абстрактное единство всех индивидуальных сознаний и неисчерпаемый источник обогащения каждого индивидуального сознания. В последние десятилетия интенсивно развивается такая языковедческая дисциплина, как когнитивная лингвистика, которая как раз и стремится изучать язык в связи с человеческим разумом, ментальными (мыслительными) процессами и знаниями человека о мире и о самом себе. Познание есть процесс приближённого и неполного отражения объекта в сознании. Людям не дано абсолютное знание (истина). Мы можем лишь вечно приближаться к постижению сущности, но никогда не постигнем её всецело. Кроме того, в любом знании, основанном на обобщении и элементарной абстракции, содержится элемент фантазии, а, следовательно, и возможность отхода сознания от действительности. Отсюда – возможность иллюзорных, или фиктивных знаний. По словам философа Гегеля, человек в понятии встречается с бесконечностью. Как следует понимать это высказывание? Во-первых, бесконечно само познание. Во-вторых, границы сознания отнюдь не равны границам языка. Мышление человека не находится в «плену» используемых слов и способно выйти за пределы содержательной стороны языковых единиц. Сознание человека способно преодолеть пределы существующих представлений. В таких случаях говорят об изменении уровня сознания и о расширении соответствующих понятий и концептов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|