Методы анализа и принятия управленческих решений
Научная обоснованность решений, их оптимальность зависимость, с одной стороны, от степени совершенства методов, используемых в процессе выработки и реализации решений, с другой - от уровня знаний и навыков владения персоналом упрощения комплексом методов. В связи с этим интерес представляют: Их общая характеристика всей совокупности научных методов, используемых в процессе принятия решений; И определение предпочтительной области использования некоторой группы методов (отдельного метода) в зависимости от типа решения; условия, в которых принимаются решения. Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы (рис.2.1).
Рис.2.1 Классификация методов принятия решений
1. Неформальные (эвристические) методы принятия решений. Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что. принимаются они оперативно, недостаток - в том, что неформальные методы не спасают от вы бора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.
2. Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Основным моментом в процессе коллективной работой над реализацией управлен - ческих решений является определение круга лиц - участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентное: способность решать творческие задачи, конструктивное мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание работа в комиссии и т.п. Наиболее распространены такие методы коллективной подготовки управленческих решения как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений метод Дельфы, японская система "Кингисё". 3. Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки с помощью ЭВЛ. больших массивов информации. В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают: а) линейное моделирование (используются линейные зависимости); б) динамическое программирование (позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач); в) вероятностные и статистические модели (реализуются методах теории массового обслуживания); г) теорию игр (моделирование таких ситуаций, принятия решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений); д) имитационные модели (позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним). Выбор методов для обоснования конкретных управленческих решений должен включать: анализ управленческой задачи с точки зрения ее содержания, возможности формализации; выбор состава методов для поиска оптимального вариантов решения;
определение правил и условий применения выбранных методов В каждом конкретном случае приоритетной является одна m методов, на выбор которой влияют: масштабы решаемых задач (глобальные или локальные); долгосрочность (оперативные, тактические, стратегических решений; условия принятия решений (определенности, неопределенности, риск). В содержание методов анализа и обоснования управленских решений включают: 1) аналитические, статистические и математические методы обоснования управленческих решений в экономической сфере; методы прогнозирования и предвидения; эвристические (неформальные) методы обоснования и принятия решений; метод сценариев; метод дерева решений; метод математического программирования; деловые игры; матричный метод; многоплановые аналитические методы. I. Аналитические, статистические и математические методы обоснования решений в экономической сфере. Анализ (от греч. analysis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние присущие этому объекту составляющие (мысленные или ре-ильные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с синтезом (от греч. synthesis) - соединением ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единен целое. Анализ без синтеза невозможен. Умозаключение представляет собой индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от предыдущих понятий, суждений, представлений. Процесс мышления - процесс аналитико-синтетической деятельности человека. Он проходит три взаимосвязанный стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений. Созерцание (наблюдение, фактофиксация) - начальный момент познания, анализа. Созерцание - это дань уважения к "его величеству факту". Факты - это воздух аналитика лица, принимающего решения. Множественность фактов основа всех последующих этапов анализа (мышления). Факты - это "кирпичики" сущего, которые служат базой для} абстрактного обобщения. Абстрактное мышление (обобщение) - предполагает возможность много вариантности теоретических суждений и умозаключений. Чем больше таких суждений, тем выше вероятность выбора оптимального решения (к примеру, применив] способ итераций и метод Дельфы). Абстрактное мышление,! основанное на объективных данных, прошедших логическую, обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии.
Формирование новых практических предложений и умозаключений осуществляется на основе результатов абстрактных обобщений путем восхождения от абстрактного к конкретному, привязки теоретических результатов к конкретной ситуации, разработки и обоснования конкретных организационно-технических и других мероприятий. При этом должны быть реализованы все принципы диалектики - системный подход, динамический подход, принцип проявления необходимости и случайности, принцип единства и борьбы противоположностей, принцип перехода количественных изменений в качественные, принцип отрицания Кроме перечисленных принципов диалектики, являющих- (основой анализа, следует применять специфические принципы анализа: принцип единства анализа и синтеза предполагает раз-жжение на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и последующее их рассмотрение в целом, во взаимодействии и их взаимосвязи; принцип выделения ведущего звена (ранжирование фактов) предполагает постановку цели и установление способов; достижения этой цели. При этом всегда выделяется основное ведущее звено при применении методов факторного анализа и структуризирования проблемы; принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, по методам получения информации и условиям применения объектов анализа и другими условиям; принцип оперативности и своевременности результатов анализа направлен на сокращение времени выполнения работ за счет реализации принципа рациональной организации частичных процессов (пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности, ритмичности и др.), повышения качества информации, методов анализа, автоматизации сбора и обработки информации;
принцип количественной определенности предполагает количественное выражение: параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимальности альтернативных вариантов управленческих решений; связей между компонентами системы менеджмента; степени неопределенности и риска при принятии управленческих решений. Аналитические методы основаны на работе руководителя (лица, принимающего решения, специалиста) с набором аналитических зависимостей и математических процедур. В деятельности организаций имеется много таких зависимостей, имеющих объективный характер: II. Традиционные методы экономического анализа. На практике к традиционным методам экономического анализа относятся: методы и приемы абсолютных, относительных и среди величин; сравнения; метод группировок; индексный; балансовый; элиминирования (цепных подстановок); Средние величины обобщают соответствующие совокупности однородных показателей, явлений, процессов. Такие показатели позволяют абстрагироваться от случайных отдельных колебаний. В расчетах применяются средняя арифметическая, средняя взвешенная и т.п. Метод сравнения означает рассмотрение одного явления взаимосвязи с другими для установления сходства, различий либо преимуществ или недостатков между ними. Основные виды. cравнений, применяемых при анализе: отчетные показатели с плановыми показателями; плановые показатели с показателями предшествующего. периода; отчетные показатели с показателями предшествующих периодов; сравнение со среднеотраслевыми данными; сравнение с нормами и нормативами; сравнение с показателями других предприятий-конкурентов; сравнение ежедневных показателей; сравнение с лучшим результатом. В процессе сравнений могут быть выявлены отклонения и выдвинуты предложения по реализации резервов. Метод требует сопоставимости сравниваемых показателей. Основное содержание метода группировок - разделение на группы по каким-либо признакам. Он позволяет выявить и изучить взаимосвязи различных экономических явлений, наиболее существенные факторы, закономерности, тенденции, свойственные этим явлениям. В экономическом анализе рассматриваются структурные и аналитические группировки. В аналитических группировках из двух взаимосвязаны показателей один рассматривается как воздействующий фактор, а другой - как следствие этого воздействия. На основании простых (по одному признаку) и комбинированных (по нескольким признакам) группировок строятся с ответствующие групповые таблицы, позволяющие достичь цели анализа.
Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Индекс - это цифровой показатель, выражающий в относительных величинах последовательные изменения какого-либо экономического явления (индекс цен, индекс роста инфляции, индекс роста биржевых котировок, индекс роста производительности труда и т.п.). В качестве базы для сравнения могут использоваться данные предыдущих периодов времени, плановых заданий. Метод позволяет разложить по факторам относительные и абсолютные отклонения обобщающего показателя, выявить влияние на изучаемый показатель различных факторов. В статистике используется несколько форм индексов (агрегатная, арифметическая и др.) В экономическом анализе деятельности фирм используются индексные математические модели, являющиеся основой оценки количественного влияния отдельных факторов на динамику обобщающего показателя. Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей с целью выяснения и измерения их взаимного влияния и оценки повышения эффективности деятельности фирмы. III. Экономико-математические методы. Экономико-математические методы применяются для глубокого анализа и разработки наилучших (оптимальных) вариантов управленческих решений в сложившихся или планируемых экономических условиях. В управленческой практике для решения экономических задач прибегают к различным экономико-математическим методам и приемам. Наиболее удобная классификация математических методов и приемов рекомендована В.М. Колпаковым. Классификация включает: а) методы элементарной математики (при разработке плана, проекта, потребностей в ресурсах, и т.д.); б) классические методы математического анализа (дифференциальное, интегральное, вариационное исчисление); в) методы математической статистики (методы изучения одно - мерных (многомерных) статистических совокупностей); г) эконометрические методы (производственные функции, межотраслевые балансы "затраты - выпуск", национальное счетоводство); IV. Статистические методы. Статистические методы реализуются при помощи сбора, обработки и анализа статистических материалов, как полученных в результате реальных действий фирмы, так и выработанных искусственно, путем статистического моделирования на ПЭВМ. К этим методам относятся последовательный анализ и метод статистических испытаний. Практическая часть
Таблица 1 Исходные данные для решения практического задания
Для выполнения практического задания рекомендуется следующая последовательность расчетов: 1. Определяется точка безубыточности (Xб) производства продукции по формуле:
Xб=a / z-b=50000/19-5=50000/14=3571
Соответствующий объем реализации (Rб) определяется по формуле
Rб=Xб*Z=3571*19=67849 грн
2. Устанавливается количество единиц продукции (X), которую необходимо было продать для получения чистой прибыли в 20000грн. Исходя из общеизвестной формулы определения прибыли (P):
P=Z*X- (a + bx),
необходимой для реализации количество единиц продукции должна составлять величину, которая рассчитывается по формуле:
X=20000+a / z-b=20000+50000/19-5=5000 единиц
3. Вычисляется прибыль, при условии, если б постоянные и переменные затраты снизились на 10%. В этом случае возможная прибыль определяется по формуле:
P=R (Z-0,9b) - 0,9a=10000* (19-0,9*5) - 0,9*50000=145000-45000=100000 грн
4. Необходимая цена (Zн) единицы продукции, которая подлежит реализации, для получения прибыли в размере 20000 грн и при объеме продукции в 10000 единиц, определяется по формуле:
Zн=20000+ (a+b*R) =20000+ (50000+5*10000) /10000=12 грн
5. Устанавливается " граница безопасности " (Кб), которая показывает насколько может уменьшиться объем реализации раньше, прежде чем предприятие понесет убытки. Для этого можно воспользоваться формулой:
Кб = R - Xб,
в которой результат получается в единицах. "Граница безопасности" в стоимостном выражении определяется по формуле:
Кб = Z (R - Xб) =19 (10000-3571) =122151грн,
а в процентах этот показатель выглядит так Кб = R - Xб/R*100%=10000-3571/10000*100%=64%
Литература
1. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб пособие для вузов/В.В. Федосеев, А.Н. Гармаш, Д.М. Дайитбегов и др.; Под ред.В. В. Федосеева. - М.: ЮНИТИ. - 1999. - 391 с. (глава 8). 2. Андрійчук В.Г., Багер Л. Менеджмент: прийняття рішень і ризик: Навч посібник для вузів. - К: КНЕУ, 1998. - 314. (Розділ 1) 3. Наконечний С.І. Економетрія: Навчально-методичний посібник. -К.: КНЕУ, 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|