Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы анализа и принятия управленческих решений

 

Научная обоснованность решений, их оптимальность зависимость, с одной стороны, от степени совершенства методов, используемых в процессе выработки и реализации решений, с другой - от уровня знаний и навыков владения персоналом упрощения комплексом методов. В связи с этим интерес представляют:

Их общая характеристика всей совокупности научных методов, используемых в процессе принятия решений;

И определение предпочтительной области использования некоторой группы методов (отдельного метода) в зависимости от типа решения; условия, в которых принимаются решения.

Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы (рис.2.1).

 

 

Методы принятия решений

 
 

 

 

 

1

1

Неформальные (эвристические)

 

Коллективные

 

Количественные

               

Рис.2.1 Классификация методов принятия решений

 

1. Неформальные (эвристические) методы принятия решений. Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что. принимаются они оперативно, недостаток - в том, что неформальные методы не спасают от вы бора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.

2. Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Основным моментом в процессе коллективной работой над реализацией управлен - ческих решений является определение круга лиц - участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентное:

способность решать творческие задачи, конструктивное мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание работа в комиссии и т.п. Наиболее распространены такие методы коллективной подготовки управленческих решения как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений метод Дельфы, японская система "Кингисё".

3. Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки с помощью ЭВЛ. больших массивов информации.

В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

а) линейное моделирование (используются линейные зависимости);

б) динамическое программирование (позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач);

в) вероятностные и статистические модели (реализуются методах теории массового обслуживания);

г) теорию игр (моделирование таких ситуаций, принятия решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений);

д) имитационные модели (позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним).

Выбор методов для обоснования конкретных управленческих решений должен включать:

анализ управленческой задачи с точки зрения ее содержания, возможности формализации;

выбор состава методов для поиска оптимального вариантов решения;

определение правил и условий применения выбранных методов

В каждом конкретном случае приоритетной является одна m методов, на выбор которой влияют:

масштабы решаемых задач (глобальные или локальные);

долгосрочность (оперативные, тактические, стратегических решений;

условия принятия решений (определенности, неопределенности, риск).

В содержание методов анализа и обоснования управленских решений включают:

1) аналитические, статистические и математические методы обоснования управленческих решений в экономической сфере;

методы прогнозирования и предвидения;

эвристические (неформальные) методы обоснования и принятия решений;

метод сценариев;

метод дерева решений;

метод математического программирования;

деловые игры;

матричный метод;

многоплановые аналитические методы.

I. Аналитические, статистические и математические методы обоснования решений в экономической сфере. Анализ (от греч. analysis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние присущие этому объекту составляющие (мысленные или ре-ильные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с синтезом (от греч. synthesis) - соединением

ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единен целое. Анализ без синтеза невозможен. Умозаключение представляет собой индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от предыдущих понятий, суждений, представлений.

Процесс мышления - процесс аналитико-синтетической деятельности человека. Он проходит три взаимосвязанный стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений.

Созерцание (наблюдение, фактофиксация) - начальный момент познания, анализа. Созерцание - это дань уважения к "его величеству факту". Факты - это воздух аналитика лица, принимающего решения. Множественность фактов основа всех последующих этапов анализа (мышления). Факты - это "кирпичики" сущего, которые служат базой для} абстрактного обобщения.

Абстрактное мышление (обобщение) - предполагает возможность много вариантности теоретических суждений и умозаключений. Чем больше таких суждений, тем выше вероятность выбора оптимального решения (к примеру, применив] способ итераций и метод Дельфы). Абстрактное мышление,! основанное на объективных данных, прошедших логическую, обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии.

Формирование новых практических предложений и умозаключений осуществляется на основе результатов абстрактных обобщений путем восхождения от абстрактного к конкретному, привязки теоретических результатов к конкретной ситуации, разработки и обоснования конкретных организационно-технических и других мероприятий. При этом должны быть реализованы все принципы диалектики - системный подход, динамический подход, принцип проявления необходимости и случайности, принцип единства и борьбы противоположностей, принцип перехода количественных изменений в качественные, принцип отрицания

Кроме перечисленных принципов диалектики, являющих- (основой анализа, следует применять специфические принципы анализа:

принцип единства анализа и синтеза предполагает раз-жжение на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и последующее их рассмотрение в целом, во взаимодействии и их взаимосвязи;

принцип выделения ведущего звена (ранжирование фактов) предполагает постановку цели и установление способов; достижения этой цели. При этом всегда выделяется основное ведущее звено при применении методов факторного анализа и структуризирования проблемы;

принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, по методам получения информации и условиям применения объектов анализа и другими условиям;

принцип оперативности и своевременности результатов анализа направлен на сокращение времени выполнения работ за счет реализации принципа рациональной организации частичных процессов (пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности, ритмичности и др.), повышения качества информации, методов анализа, автоматизации сбора и обработки информации;

принцип количественной определенности предполагает количественное выражение:

параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимальности альтернативных вариантов управленческих решений;

связей между компонентами системы менеджмента;

степени неопределенности и риска при принятии управленческих решений.

Аналитические методы основаны на работе руководителя (лица, принимающего решения, специалиста) с набором аналитических зависимостей и математических процедур. В деятельности организаций имеется много таких зависимостей, имеющих объективный характер:

II. Традиционные методы экономического анализа. На практике к традиционным методам экономического анализа относятся:

методы и приемы абсолютных, относительных и среди величин; сравнения; метод группировок; индексный; балансовый; элиминирования (цепных подстановок);

Средние величины обобщают соответствующие совокупности однородных показателей, явлений, процессов. Такие показатели позволяют абстрагироваться от случайных отдельных колебаний. В расчетах применяются средняя арифметическая, средняя взвешенная и т.п.

Метод сравнения означает рассмотрение одного явления взаимосвязи с другими для установления сходства, различий либо преимуществ или недостатков между ними. Основные виды. cравнений, применяемых при анализе:

отчетные показатели с плановыми показателями;

плановые показатели с показателями предшествующего. периода;

отчетные показатели с показателями предшествующих периодов;

сравнение со среднеотраслевыми данными;

сравнение с нормами и нормативами;

сравнение с показателями других предприятий-конкурентов;

сравнение ежедневных показателей;

сравнение с лучшим результатом.

В процессе сравнений могут быть выявлены отклонения и выдвинуты предложения по реализации резервов. Метод требует сопоставимости сравниваемых показателей.

Основное содержание метода группировок - разделение на группы по каким-либо признакам. Он позволяет выявить и изучить взаимосвязи различных экономических явлений, наиболее существенные факторы, закономерности, тенденции, свойственные этим явлениям.

В экономическом анализе рассматриваются структурные и аналитические группировки.

В аналитических группировках из двух взаимосвязаны показателей один рассматривается как воздействующий фактор, а другой - как следствие этого воздействия.

На основании простых (по одному признаку) и комбинированных (по нескольким признакам) группировок строятся с ответствующие групповые таблицы, позволяющие достичь цели анализа.

Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы.

Индекс - это цифровой показатель, выражающий в относительных величинах последовательные изменения какого-либо экономического явления (индекс цен, индекс роста инфляции, индекс роста биржевых котировок, индекс роста производительности труда и т.п.). В качестве базы для сравнения могут использоваться данные предыдущих периодов времени, плановых заданий.

Метод позволяет разложить по факторам относительные и абсолютные отклонения обобщающего показателя, выявить влияние на изучаемый показатель различных факторов.

В статистике используется несколько форм индексов (агрегатная, арифметическая и др.)

В экономическом анализе деятельности фирм используются индексные математические модели, являющиеся основой оценки количественного влияния отдельных факторов на динамику обобщающего показателя.

Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей с целью выяснения и измерения их взаимного влияния и оценки повышения эффективности деятельности фирмы.

III. Экономико-математические методы. Экономико-математические методы применяются для глубокого анализа и разработки наилучших (оптимальных) вариантов управленческих решений в сложившихся или планируемых экономических условиях.

В управленческой практике для решения экономических задач прибегают к различным экономико-математическим методам и приемам. Наиболее удобная классификация математических методов и приемов рекомендована В.М. Колпаковым.

Классификация включает:

а) методы элементарной математики (при разработке плана, проекта, потребностей в ресурсах, и т.д.);

б) классические методы математического анализа (дифференциальное, интегральное, вариационное исчисление);

в) методы математической статистики (методы изучения одно - мерных (многомерных) статистических совокупностей);

г) эконометрические методы (производственные функции, межотраслевые балансы "затраты - выпуск", национальное счетоводство);

IV. Статистические методы. Статистические методы реализуются при помощи сбора, обработки и анализа статистических материалов, как полученных в результате реальных действий фирмы, так и выработанных искусственно, путем статистического моделирования на ПЭВМ. К этим методам относятся последовательный анализ и метод статистических испытаний.


Практическая часть

 

Таблица 1

Исходные данные для решения практического задания

№ п/п Показатели Единицы измерения Символ Значение показателя
1 Постоянные затраты на выпуск продукции за год грн a 50000
2 Цена единицы продукции, которая реализуется грн Z 14+5=19
3 Переменные затраты на единицу продукции грн b 5
4 Физический объем реализации продукции за год единицы продукции R 10000
5 Принятый диапазон физических объемов производства продукции единицы продукции Qпр 5000-15000

 

Для выполнения практического задания рекомендуется следующая последовательность расчетов:

1. Определяется точка безубыточности (Xб) производства продукции по формуле:

 

Xб=a / z-b=50000/19-5=50000/14=3571

 

Соответствующий объем реализации (Rб) определяется по формуле

 

Rб=Xб*Z=3571*19=67849 грн

 

2. Устанавливается количество единиц продукции (X), которую необходимо было продать для получения чистой прибыли в 20000грн.

Исходя из общеизвестной формулы определения прибыли (P):

 

P=Z*X- (a + bx),

 

необходимой для реализации количество единиц продукции должна составлять величину, которая рассчитывается по формуле:

 

X=20000+a / z-b=20000+50000/19-5=5000 единиц

 

3. Вычисляется прибыль, при условии, если б постоянные и переменные затраты снизились на 10%. В этом случае возможная прибыль определяется по формуле:

 

P=R (Z-0,9b) - 0,9a=10000* (19-0,9*5) - 0,9*50000=145000-45000=100000 грн

 

4. Необходимая цена (Zн) единицы продукции, которая подлежит реализации, для получения прибыли в размере 20000 грн и при объеме продукции в 10000 единиц, определяется по формуле:

 

Zн=20000+ (a+b*R) =20000+ (50000+5*10000) /10000=12 грн

 

5. Устанавливается " граница безопасности " (Кб), которая показывает насколько может уменьшиться объем реализации раньше, прежде чем предприятие понесет убытки. Для этого можно воспользоваться формулой:

 

Кб = R - Xб,

 

в которой результат получается в единицах. "Граница безопасности" в стоимостном выражении определяется по формуле:

 

Кб = Z (R - Xб) =19 (10000-3571) =122151грн,

 

а в процентах этот показатель выглядит так


Кб = R - Xб/R*100%=10000-3571/10000*100%=64%

 


Литература

 

1. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб пособие для вузов/В.В. Федосеев, А.Н. Гармаш, Д.М. Дайитбегов и др.; Под ред.В. В. Федосеева. - М.: ЮНИТИ. - 1999. - 391 с. (глава 8).

2. Андрійчук В.Г., Багер Л. Менеджмент: прийняття рішень і ризик: Навч посібник для вузів. - К: КНЕУ, 1998. - 314. (Розділ 1)

3. Наконечний С.І. Економетрія: Навчально-методичний посібник. -К.: КНЕУ, 2001.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...