Владимир Григорьевич Шухов
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...2 1. Леонардо да винчи……………………………………………………………...4 2. Иван Петрович Кулибин……………………………………………………….5 3. Владимир Григорьевич Шухов………………………………………………..6 4. Пьер Луиджи Нерви……………………………………………………………8 5. Гольцов Виктор Алексеевич…………………………………………………...9 6. Николай Аполлонович Белелюбский……………………………………......10 7. Абросимов Павел Васильевич………………………………………………..11 8. Аалто Алвар Хуго Хенрик……………………………………………………12 Заключение……………………………………………………………………….13
ВВЕДЕНИЕ
В жизни современного общества инженерная и строительная деятельность играет все возрастающую роль. Проблемы практического использования научных знаний, повышения эффективности научных исследований и разработок выдвигают сегодня инженерную деятельность на передний край всей экономики и современной культуры. Развитие профессионального сознания инженеров и строителей предполагает осознание возможностей, границ и сущности своей специальности не только в узком смысле этого слова, но и в смысле осознания инженерной деятельности вообще, ее целей и задач, а также изменений ее ориентаций в культуре ХХ века. Инженерная деятельность предполагает регулярное применение научных знаний (т.е. знаний, полученных в научной деятельности) для создания искусственных, технических систем - сооружений, устройств, механизмов, машин и т.п. В этом заключается ее отличие от технической деятельности, которая основывается более на опыте, практических навыках, догадке Современный этап развития инженерной и строительной деятельности характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических задач, обращением ко всему комплексу социальных гуманитарных, естественных и технических дисциплин.
Однако был этап, который можно назвать классическим, когда инженерная деятельность существовала еще в "чистом" виде: сначала лишь как изобретательство, затем в ней выделились проектно-конструкторская деятельность и организация производства. Тогда техника представала жизнестроительным началом, была мировоззренческим обретением, казалось, что она есть не только способ решения стоящих перед человеком практических задач, но и творящей духовные ценности силой. Тогда еще казалось, что она-то и спасет мир. Именно эта мировоззренческая целостность делала инженеров и изобретателей того времени универсалами, "ренессансными" фигурами, способными порождать на многие десятилетия опережающие свое время идеи и открытия одновременно в самых различных отраслях, воплощать утилитарные инженерные задания в неповторимые примеры человеческого гения. С современных условиях одно из приоритетных направлений российской экономики – выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента на предприятиях и в организациях с различными формами собственности, в том числе и строительстве. Архитектура и строительство сопровождает человека от начала его существования по сей день. В своей работе я рассматриваю некоторых их выдающихся инженеров и строителей прошлого. Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи - живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер родился 15 апреля 1452 года в замке Клу близ Флоренции, в семье нотариуса. Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывает варианты идеального города. Для него искусство и наука были связаны неразрывно. Он понимал живопись как универсальный язык (подобный математике в науке), который посредством пропорций и перспективы, (а это, как и математика, есть соотношение чисел) воплощает многообразные проявления разумного начала, царящего в природе. [1]
Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат, а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке. Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать — и крылья будут!» Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимые в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности - идея аэроплана. Для того чтобы успешно практически построить и использовать аппарат, Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладающего достаточной силой. До всего остального он дошёл. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…». Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках». [3] [5]
Иван Петрович Кулибин
В России был свой универсальный гений – И.П. Кулибин,(1735-1818гг) человек острого, ясного и технически изощренного ума, один из редких величайших самоучек, широта интересов и глубина знаний которого дает возможность ощутить силу тогдашних русских инженеров. Кулибин обучался в начальной словесной школе, а затем в арифметической, где прошел курс геометрии, тригонометрии, логарифмических исчислений и черчения. И этого хватило на беспримерные подвиги в часовом деле, на обоснование метрологии, разработку физических и иных научных инструментов. Своими разработками И.П. Кулибин опередил развитие техники примерно на полстолетия. Знаменитый русский инженер-мостостроитель Д.И. Журавский – почти 250 лет спустя так оценил модель кулибинского моста: «На ней печать гения; она построена на системе, признаваемой новейшей наукой самой рациональной, мост поддерживает арка, изгибая, предупреждает раскосная система….». Это был первый проект моста из решетчатых ферм. Модель в 1/10 натуральной величины выдержала нагрузку в 3,5 тысячи пудов, т.е. 560 тонн. Вслед за первым проектом последовал следующий - арочный мост в три пролета. Кулибин не только разработал качественно новую конструкцию моста, он еще и выполнил (в нашем понимании) проект организации строительства, изложил принципы работы конструкции. В перечне замечательных дел И.П. Кулибина семафорный телеграф, водоходное судно, зеркальный прожектор, механические ноги и много еще чего. Многие выдающиеся инженеры были строителями железных дорог и мостов. Время было такое – XIX век. Стефенсон, Брюнель, Телфорд в Англии, Кербедз, Журавский, Проскруряков, Предерий, Прокофьев в России. Мостов очень много и они чрезвычайно разнообразны. Деревянные мосты представляют раннюю эпоху развития мостостроения и вершиной инженерного творчества мог бы стать мост Кулибина через Неву, если бы был построен. В 1687году было закончено строительство Большого Каменного Моста через Москву-реку. Имя автора история не сохранила.
Мост состоял из семи речных и двух береговых пролетов, перекрытых балками 147метров длиной и 22метров шириной. Идея Кулибина о применении железа в мостостроении была осуществлена в Англии. Роберт Стефенсон в 1850 году построил мост «Британия» - огромную железную трубчатую балку длиной почти в километр. Мост оказался удачными и служит до сих пор. [1] И. П. Кулибин также создал проект гигантского деревянного одноарочного моста через Неву длиной 298 метров. Высота моста позволила бы проходить под ним кораблям с мачтами и парусами. Береговые опоры были задуманы каменными, а саму арку предполагалось сконструировать из досок, поставленных на ребро и соединенных металлическими болтами. Мост включал две галереи: верхняя предназначалась для пешеходов, нижняя — для городского транспорта. Самый же большой в мире деревянный мост через реку Лиммат (Швейцария), сооруженный в 1778 году, имел пролет всего лишь 119 метров. К разработанному проекту самоучки многие, в том числе и крупные ученые, отнеслись с нескрываемым скептицизмом. Тогда Кулибин создал модель моста в одну десятую часть натуральной величины (длиной 30 метров). Для ее испытания собранием Петербуржской академии была назначена экспертная комиссия. 27 декабря 1776 года состоялось официальное испытание модели моста. Вначале на модель положили груз весом 3300 пудов, считавшийся по расчетам предельным. Подавляющее большинство ученых было уверено, что модель не выдержит тяжести и рухнет. Но изобретатель, уверенный в прочности модели, добавил еще 570 пудов. А «для вящего доказательства» Кулибин сам поднялся на модель и пригласил последовать за ним всех членов экспертной комиссии и рабочих, подносивших грузы. В течение 28 дней модель стояла под тяжестью 3870 пудов, что в пятнадцать раз превышало ее собственный вес, но никаких признаков деформации не наблюдалось. Это была блестящая победа изобретателя. Но в условиях крепостнической России проект И. П. Кулибина, несмотря на положительную оценку комиссии, остался нереализованным и был предан забвению. Модель моста была выставлена для осмотра вначале в академическом дворе, а в 1793 году ее перевезли в Таврический сад. 27 июля 1816 года подгнившая модель обрушилась.[6] Владимир Григорьевич Шухов
Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939г) золотой выпускник Императорского Московского технического училища (МВТУ им. Баумана).
«Вся жизнь его была единым творческим порывом. Даже если бы В.Г.Шухов не создал ничего, кроме своей знаменитой радиобашни, то и тогда он навсегда вошел бы в историю технической мысли как один из самых ярких ее представителей. А ведь башня эта лишь одно из его многочисленных изобретений, одна грань деятельности, позволившей современникам признать Шухова «первым инженером Российской империи». В одиночку или в сотрудничестве с такими выдающимися архитекторами как Ф.О. Шехтель, А.В. Щусев, Р.И. Клейн, А.Н. Померанцев, А.Э. Эрихсон, В.Ф. Валькот и другими им построено в Москве более шестидесяти объектов. Среди созданных им конструкций - светопрозрачные перекрытия ГУМа, Музея изящных искусств, Петровского пассажа, Главного почтамта, купол гортиницы «Метрополь», дебаркадер Киевского вокзала, каркасы магазина «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ) и типографии Сытина «Русское слово», перекрытие и первая вращающаяся сцена МХАТа, знаменитая радиобашня на Шаболовке, возведенная с помощью изобретенного им же «телескопического» метода монтажа. Примечательно, что первоначально высота башни должна была составлять 350метров, при этом она была бы более чем втрое легче Эйфелевой башни, высота которой значительно меньше - 305метров. Только острая нехватка металла в разоренной стране заставила Шухова изменить проект. Но даже и в «урезанном», 150метровом виде, башня долгое время оставалась самым высоким сооружением в России. В.Г. Шухов многое сделал и в мостостроении. В числе первых русских инженеров он ввел типизацию стальных пролетных строений железнодорожных мостов, что значительно способствовало ускорению научно-технического прогресса в мостостроении. Впервые В.Г. Шухов разработал 13 проектов типовых пролетных строений длиной от 4 до 85,2 для Оренбурго - Ташкентской дороги. Во времена Шухова большинство опор крупных мостов возводили на кессонных фундаментах. Это наиболее трудоемкий способ фундирования и в то же время вредный для здоровья находящихся в камере кессона под давлением сжатого воздуха рабочих. В.Г. Шухов предложил более совершенную конструкцию кессонов и кессонных аппаратов, которые затем успешно использовали при сооружении железнодорожных мостов через реки Днепр, Северский Донец, Уду, Москву и другие. В разные годы Шухов проектировал и участвовал в строительство мостов через реки Волгу, Жиздру, Обь, Инзер, Павловку, путепроводов в Кисловодские и Златоусте и многих других мостовых сооружений. Авторству В.Г. Шухова принадлежит проект арочного моста с пролетами 106,5м, моста с пролетом 82,5м (параллельные пояса и облегченная решетка). В 1928 году Шухов был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1929 году ее почетным членом. В качестве несущих конструкций покрытий торговых и общественных зданий Москвы использована ферма Шухова. Например, покрытия ЦУМ и вокзал Киев в Москве (Рисунок 1, а). Аналогичная ферма разработана профессором Байнатовым Ж.Б. (Рисунок 1, б) Образцом инженерной интуиции и глубоких знаний строительной механики может служить выправление в 1932г. В.Г. Шуховым минарета медресе Улугбека в Самарканде (высота 30м, масса около 2,5 тыс. т). Наклон минарета в 5º11, имевший тенденцию к увеличеию, ликвидировали за четыре дня. Тонкая техническая операция по спасению национальной святыни узбекского народа был блестяще выполнена. Одному из первых в стране ему было присвоено звание Героя Труда и звание заслуженного деятеля науки и техники. [1] [3]
Рисунок 1 – фермы Шухова В. Г. (а) и Байнатова Ж. Б. (б)
Пьер Луиджи Нерви
Пьер Луиджи Нерви (1891-1979)– гениальный итальянский инженер и архитектор. Создатель армоцементных конструкции, автор ярчайших архитектурно - инженерных сооружений. В 1929-1932 годах при строительстве стадиона во Флоренции Нерви выявляет структуру сооружения (поддерживающие трибуны железобетонные столбы, винтовые лестницы, устои нависающего консольного козырька) и добывается художественной выразительности пространственной композиции. В1935-40гг., возводя ангары для самолетов, разрабатывает новую конструктивную систему сборных большепролетных сводов из ромбовидных железобетонных элементов. Последующее архитектурное творчество связанно с совершенствованием армоцементных «скорлуп», поисками разнообразных архитектурных форм и конструкций. Нерви в силу своего дарования, подкрепленного удивительными сооружениями, доказал возможность слияния в одном лице, только уже на совершенно новом витке развития, профессии архитектора, конструктора и строителя. [1]
Гольцов Виктор Алексеевич
Родился 13 марта 1936г. в Омской области (Россия). Закончил среднюю школу с медалью и с отличием металлургический факультет (1953 - 1958) Уральского политехнического института им. С. М. Кирова (г. Свердловск). Работал в промышленности (1958 - 1960), аспирант, ассистент кафедры физики, доцент, ст. н.с. УПИ (1960 - 1973). В ДонНТУ работает с 1973 г. по это время на должности зав. кафедры физики. Канд. технических наук (1964), доцент по кафедре "Физика" (1967), доктор технических наук (1972), профессор (1974). Основатель научной школы экологически чистой водородной энергетики и проблемной научно-исследовательской лаборатории взаимодействия водорода с металлами и водородных технологий для решения специальных научно-инженерных задач водородной и термоядерной энергетики и технологии. Создал новые палладиевые сплавы и разработал научные основы водородной мембранной технологии получения в особенности чистого водорода диффузным методом. Эта технология ныне используется в промышленных масштабах и удостоенная золотой медали на международном Лейпцигской ярмарке (1988, Германия). Раскрыл явление водороднофазового наклепа и на этой основе разработал новую парадигму материаловедения, то есть так называемая его область "Водородная обработка материалов". Подготовил 15 кандидатов наук, опубликовал больше 370 научных работ, посвященных разработке концептуальных основ физики систем металл-водород, материал-водород. Гольцов В. А. удостоен почетным званием "Выдающийся инженер XX века", академик Инженерной академии Украины, председатель Международного научного комитета по водородной обработке материалов, удостоен Международной ассоциацией по водородной энергетики специальной награды им. Рудольфа Еррена, член совета директоров Международной ассоциации по водородной энергетике. [4]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|