Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административная ответственность за нарушение правил предвыборной агитации




В настоящей статье анализируются особенности административной ответственности физических лиц (граждан и должностных лиц) за нарушение установленных законодательством правил агитации при проведении выборов и референдумов с учетом положений Федерального закона от 2 января 2000 г. № 4-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"1.

Общие правила проведения агитации закреплены в главе YII Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст.ст. 37 - 45) и конкретизированы в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации о выборах и референдумах.

Агитацией является деятельность граждан, кандидатов, избирательных блоков и объединений, общественных объединений, инициативной группы референдума, имеющая целью: при проведении выборов - побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них; при проведении референдума - побудить участников референдума проводить референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.

Рассмотрим правовые особенности административной ответственности за отдельные нарушения правил агитации.

Административная ответственность за нарушение правил агитации в средствах массовой информации. Согласно ст. 40-8 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП) нарушение предусмотренных законом правил проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, а равно оказание предпочтения в информационных блоках организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, какому-либо кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку - влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Объектом данных административных правонарушений являются урегулированные законом общественные отношения, возникающие в связи с проведением в средствах массовой информации предвыборной агитации и агитации при проведении референдума.

Ответственность за нарушение условий проведения предвыборной агитации, предусмотренных не законом, а договором между средством массовой информации и зарегистрированным кандидатом (уполномоченным представителем избирательного блока или избирательного объединения) на предоставление эфирного времени (печатной площади) для целей предвыборной агитации на платной основе носит гражданско-правовой характер и наступает по правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Объективная сторона нарушения правил проведения агитации в средствах массовой информации выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих соответствующие правила, установленные законом.

Статья 40-8 КоАП носит бланкетный характер и в самом общем виде отсылает к правилам агитации в средствах массовой информации, которые содержатся в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации о выборах и референдумах2 .

Правовой режим осуществления агитации в конкретном средстве массовой информации зависит от вида его учредителя, наличия (или отсутствия) его финансирования из государственного или местного бюджета, а также от уровня проводимых выборов или референдума. С этих позиций федеральный законодатель3 подразделил средства массовой информации на:
а) общероссийские государственные организации телерадиовещания (организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) которые финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации);
б) региональные государственные организации телерадиовещания (организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах менее чем половины субъектов Российской Федерации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) которые финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведе-нии) выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также соответствующие территориальные подразделения общероссийских государственных организаций телерадиовещания);
в) редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий (редакции периодических печатных изданий, распространяемых на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, если учредителями (соучредите-лями) этих редакций либо этих периодических печатных изданий являются государственные органы, организации, учреждения и (или) если эти редакции периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей редакции за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации);
г) редакции региональных государственных периодических печатных изданий (редакции периодических печатных изданий, распространяемых на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, если учредителями (соучредителями) этих редакций либо этих периодических печатных изданий являются государственные органы, организации, учреждения и (или) если эти редакции периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей редакции за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации);
д) муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий (организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, если учредителями (соучре-дителями) этих организаций, периодических печатных изданий или их редакций являются органы местного самоуправления либо если указанные организации, редакции финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, редакции за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведе-нии выборов), за счет средств, выделенных органами местного самоуправления);
е) общероссийские негосударственные организации телерадиовещания (не подпадающие под юридические признаки государственных организаций телерадиовещания (отсутствует учредительство со стороны государственных органов, организаций и учреждений и (или) финансирование со стороны органов государственной власти), организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах половины или более чем половины субъектов Российской Федерации);
ж) региональные негосударственные организации телерадиовещания (не подпадающие под юридические признаки государственных организаций телерадиовещания (отсутствует учредительство со стороны государственных органов, организаций и учреждений и (или) финансирование со стороны органов государственной власти), организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах менее чем половины субъектов Российской Федерации);
з) редакции общероссийских негосударственных периодических печатных изданий (не подпадающие под юридические признаки редакций государственных периодических печатных изданий (отсутствует учредительство со стороны государственных органов, организаций и учреждений и (или) финансирование со стороны органов государственной власти), редакции периодических печатных изданий, распространяемых на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации);
и) редакции региональных негосударственных периодических печатных изданий (не подпадающие под юридические признаки редакций государственных периодических печатных изданий (отсутствует учредительство со стороны государственных органов, организаций и учреждений и (или) финансирование со стороны органов государственной власти), редакции периодических печатных изданий, распространяемых на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации).

С объективной стороны нарушение установленных законом условий проведения агитации через средства массовой информации может выражаться в следующих неправомерных деяниях, влекущих административную ответственность на основании ст. 40-8 КоАП:

1) Отказ зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума в предоставлении им бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации. Юридическая обязанность предоставления бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади возложена законом4 на общероссийские и региональные государственные организации телерадиовещания, редакции общероссийских и региональных государственных периодических печатных изданий (при проведении федеральных выборов и референдума Российской Федерации); на региональные государственные организации телерадиовещания и редакции региональных периодических печатных изданий (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и референдума субъекта Российской Федерации); на муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий (при проведении муниципальных выборов и местного референдума).

Отказ специализированным государственным или муниципальным печатным изданием в предоставлении бесплатной печатной площади для агитации не влечет ответственности по ст. 40-8 КоАП при соблюдении определенных условий, установленных законодательством о выборах и референдумах. Так, п. 1 ст. 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов для специализированных печатных изданий при условии их полного неучастия в избирательной кампании, в подготовке и проведении референдума в какой бы то ни было форме. При этом под специализированными печатными изданиями понимаются издания, уставной целью которых является публикация материалов на определенную узкую специальную тематику, как правило, для определенного контингента читателей. Специализированные печатные издания по своему назначению не ориентированы на публикацию материалов универсального общественно-политического характера. К ним относятся, в частности, культурно-просветительские, детские, технические, научные, коммерческо-рекламные, литературно-критические, эротические и другие издания.

2) Нарушение правил выделения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации. Правила выделения бесплатного эфирного времени средствами массовой информации для проведения агитации5 сводятся к следующим основным положениям.

Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой общероссийской организацией телерадиовещания для проведения агитации на федеральных выборах, должен быть не менее одного часа в рабочие дни. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой региональной организацией телерадиовещания для проведения агитации на федеральных выборах и на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должен быть не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания телерадиокомпании составляет менее двух часов, - не менее одной четвертой общего объема времени вещания. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой муниципальной организаций телерадиовещания для проведения агитации на муниципальных выборах устанавливается законами субъектов Российской Федерации.

Общий минимальный размер бесплатных печатных площадей, соотношение бесплатных и платных печатных площадей, предоставляемых в целях агитации в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях, устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и зависят от вида проводимых выборов или референдума.

К примеру, в соответствии с п. 4 ст. 50 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" общий еженедельный минимальный объем бесплатной печатной площади, которую каждая из редакций общероссийских государственных периодических печатных изданий предоставляет зарегистрированным кандидатам на должность Президента Российской Федерации, должен составлять не менее пяти процентов общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания. Общий объем печатной площади, которую такое периодическое печатное издание бесплатно предоставляет в целях предвыборной агитации, декларируется редакцией данного издания не позднее чем через 20 дней после официального опубликования решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.

3) Нарушение правил распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации. В соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для совместного проведения дискуссий, круглых столов и иных аналогичных агитационных мероприятий. Оставшаяся часть бесплатного эфирного времени распределяется в равных долях между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями и избирательными блоками посредством проведения жеребьевки. В результате жеребьевки определяются дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов.

Общий объем бесплатной печатной площади, декларированный редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания, распределяется в равных долях между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями и избирательными блоками также посредством проведения жеребьевки.

Особенности распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади в целях проведения агитации закреплены в соответствующем законе о выборах или референдуме.

4) Нарушение правил резервирования и предоставления платного эфирного времени и платной печатной площади для проведения агитации. Правила резервирования и предоставления платного эфирного времени предусмотрены в федеральных законах о выборах и референдумах и аналогичных законах субъектов Российской Федерации6 . Согласно этим законам общий объем платного эфирного времени, который обязаны зарезервировать государственные и муниципальные организации телерадиовещания, а также телерадиокомпании, финансируемые из государственного или местного бюджета, не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответствии с законами о выборах. Платное эфирное время должно предоставляться на условиях договора соответствующему кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку за плату по их требованию. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и опубликован не позднее дня, в который начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов). При этом каждый кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов (избирательных объединений, избирательных блоков).

Аналогичные правила установлены и применительно к порядку предоставления платной печатной площади для проведения агитации при проведении референдума.

5) Публикация в периодических печатных изданиях агитационных материалов без указания источника оплаты материала. Данное деяние нарушает правило, установленное в п. 3 ст. 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно этому правилу во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых из средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения или блока была произведена оплата соответствующей публикации. В случае, если публикация материалов была осуществлена бесплатно в соответствии с предписаниями законодательства, в публикации должно быть помещено указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому кандидату, избирательному объединению или блоку была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.

Публикацию материалов с общей пометкой об их агитационном характере без сопровождающей "привязки" к конкретным кандидатам, избирательным объединениям и блокам также следует расценивать как нарушение отмеченного правила, так как при этом отсутствует информация об источнике оплаты таких материалов.

6) Выпуск в эфир или публикация агитационных материалов, не оплаченных из средств избирательного фонда (фонда для участия в референдуме). В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" средствам массовой информации предоставлено право на договорной платной основе предоставлять эфирное время и печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума. Оплата должна осуществляться в полном объеме до предоставления эфирного времени и печатной площади исключительно через соответствующие избирательные фонды или фонды для участия в референдуме. Оплата агитационных материалов не из средств избирательного фонда (фонда для участия в референдуме), а равно выпуск в эфир или публикация агитационных материалов до их оплаты (или без последующей оплаты вообще) из средств избирательного фонда (фонда для участия в референдуме) влекут ответственность по ст. 40-8 КоАП.

7) Публикация агитационных материалов в официальном периодическом печатном издании. Под таким изданием понимается периодическое печатное издание, учрежденное органами государственной власти (государственными органами) и органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных правовых актов. К ним относятся различные бюллетени, вестники, собрания, в которых публикуются официальные материалы. Как установлено п. 1 ст. 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", официальные периодические печатные издания не вправе публиковать предвыборные агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие избирательные кампании.

Оказание предпочтения в информационных блоках организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, какому-либо кандидату, избирательному объединению (блоку) также влечет административную ответственность на основании ст. 40-8 КоАП. Согласно п. 6 ст. 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в информационных блоках электронных средств массовой информации недопустимо отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности.

Субъектами административных правонарушений по ст. 40-8 КоАП являются граждане и должностные лица. В качестве последних могут выступать главные редакторы, заведующие редакциями, ответственные секретари редакций и другие должностные лица средств массовой информации.

Рассматриваемые административные правонарушения могут быть совершены гражданами и должностными лицами средств массовой информации как умышленно, так и по неосторожности.

Административная ответственность за нарушение правил рекламирования коммерческой деятельности. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах правил рекламирования коммерческой деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иных лиц и организаций, на рекламирование коммерческой деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные указанным законодательством - влечет в соответствии со ст. 40-9 КоАП наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Объектом данного административного правонарушения являются урегулированные законодательством общественные отношения, возникающие в связи с распространением в рамках избирательной кампании рекламы коммерческой деятельности определенной группы участников избирательного процесса - кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иных лиц и организаций. С точки зрения правового режима указанная реклама, с учетом ее содержания и времени проведения, приравнивается к предвыборной агитации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

При проведении рекламы коммерческой деятельности в рекламной информации упоминаются в соответствующих целях коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки товаров и виды платных услуг (равно как и марки товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций).

Реклама коммерческой деятельности кандидатов, избирательных объединений (блоков) может распространяться в виде наружной рекламы, в радио- и телепрограммах, в периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, в справочном обслуживании, на транспортных средствах и в почтовых отправлениях, а также в других не запрещенных законом формах.

С объективной стороны административное правонарушение выражается в совершении деяний (действий или бездействия), нарушающих именно те условия рекламы, которые предусмотрены законодательством о выборах и референдумах. К таким условиям в соответствии с п. 5 ст. 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" относятся: а) оплата рекламы из избирательного фонда кандидата, избирательного объединения (блока); б) сопровождение рекламы информацией о том, из какого фонда она оплачивается.

Ответственность за нарушение условий рекламы коммерческой и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений (бло-ков), предусмотренных законодательством о рекламе (ненадлежащая, заведомо ложная, скрытая либо неэтичная реклама, а также отказ от контррекламы), наступает по правилам, определенным в ст. 31 Федерального закона "О рекламе".

Субъектами анализируемого административного правонарушения являются граждане и должностные лица.

Административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Административная ответственность за проведение агитации в период запрещения ее проведения. Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в период, когда проведение такой агитации запрещено федеральным законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где проведение такой агитации запрещено федеральным законом - влечет в соответствии со ст. 40-10 КоАП наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Объектом указанного административного правонарушения являются урегулированные законодательством общественные отношения, связанные с предвыборной агитацией и агитацией при проведении референдума.

Агитация начинается со дня регистрации кандидата или списка кандидатов (опубликова-ния правового акта о назначении референдума) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.

При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования. В период с ноля часов за сутки до дня голосования и до окончания дня голосования агитация запрещена.

Агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещена федеральным законом.

Административное правонарушение может быть совершено как гражданами, так и должностными лицами.

С субъективной стороны административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Административная ответственность за проведение агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено законом. Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, - влечет на основании ст. 40-11 КоАП наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 40-11 КоАП, являются общественные отношения по поводу осуществления предвыборной агитации, а также агитации при проведении референдума.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в осуществлении лицами, которым запрещено участвовать в проведении предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) действий, имеющих целью побудить или побуждающих избирателей (участников референдума) к участию в выборах (референдуме), а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них (поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос).

В соответствии с п. 5 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в агитации при проведении выборов и референдума не могут участвовать члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Таким образом, рассматриваемое правонарушение может быть совершено только специальном субъектом, то есть тем лицом, относительно которого в федеральном законе имеется прямо сформулированный запрет на участие в проведении агитации. Перечень данных лиц не подлежит расширительному толкованию.

Данное административное правонарушение может быть совершено гражданами и должностными лицами как умышленно, так и по неосторожности.

Административная ответственность за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов предусмотрена ст. 40-12 КоАП.

Объектом административных правонарушений, ответственность за которые установлена указанной нормой, являются урегулированные законодательством общественные отношения, возникающие в связи с изготовлением и распространением агитационных материалов.

Основные правила изготовления и распространения агитационных материалов изложены в ст. 43 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые сводятся к следующему. Все агитационные печатные материалы должны содержать наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата (соответствующий список кандидатов), в комиссию референдума, зарегистрировавшую инициативную группу по проведению референдума, или в нижестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума в случаях, предусмотренных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. Вместе с данными материалами в избирательную комиссию, комиссию референдума должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Изготовление и распространение агитационных печатных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума не допускаются.

Предметом (непосредственным объектом) административных правонарушений выступают агитационные печатные материалы. Под агитационными печатными материалами в данных составах правонарушений понимаются растиражированные типографским способом (печата-нием или тиснением) в каком-либо количестве идентичных экземпляров произведения письменности и (или) изоискусства, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения и обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума. Наиболее распространенными видами печатных агитационных материалов являются листовки, брошюры, буклеты, плакаты, календари.

Не могут быть предметом административных правонарушений напечатанные и распространенные экземпляры биографии кандидата в депутаты или на выборную должность, так как эти печатные материалы не являются агитационными, а представляют собой информацию, хотя и распространяемую в период избирательной кампании, но не содержащую признаков предвыборной агитации7 . Вместе с тем, изготовление таких информационных материалов должно быть оплачено из средств избирательного фонда соответствующего кандидата.

Предметом рассматриваемых административных правонарушений не могут быть также агитационные материалы изготовленные исключительно рукописным способом без печатного тиражирования рукописного оригинал-макета.

С объективной стороны данные административные правонарушения могут быть совершены как в форме действий, так и бездействия.

Под изготовлением печатных агитационных материалов понимается создание оригинал-макетов (в том числе электронных) агитационных материалов, а также их тиражирование путем печатания. Как изготовление следует рассматривать и создание текстов и изображений в процессе подготовки печатных агитационных материалов.

Распространение печатных агитационных материалов состоит в их выпуске в обращение для ознакомления с ними неопределенного круга лиц.

Квалифицирующее значение имеет время совершения административных правонарушений - период подготовки и проведения выборов (референдума), который начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов и референдума и завершается окончанием дня голосования.

Субъектами административных правонарушений по ст. 40-12 КоАП могут быть граждане и должностные лица.

Административные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Административная ответственность за непредоставление кандидату возможности опубликовать опровержение. Непредоставление возможности обнародовать (опубли-ковать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата до окончания срока предвыборной агитации в случае обнародования (опубликования) в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, влечет административную ответственность граждан и должностных лиц на основании ст. 40-13 КоАП.

Объектом данного административного правонарушения являются урегулированные законодательством общественные отношения, связанные с проведением в средствах массовой информации предвыборной агитации и гарантирующие кандидатам право на опубликование опровержения или иного разъяснения в свою защиту.

Согласно п. 6 ст. 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в программах телерадиокомпаний и в периодических печатных изданиях с государственным и муниципальным участием, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для привлечения указанных средств массовой информации и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

Право гражданина, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации предусмотрено и в ст. 152 первой части ГК РФ.

Оценка опубликованной информации с точки зрения ее способности нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата носит формальный характер и зависит от того, потенциально порочат кандидата или нет опубликованные о нем сведения. Сам факт опубликования негативных сведений о кандидате, независимо от того, соответствуют они действительности или нет, насколько

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...