МОУ «Гдовская средняя общеобразовательная школа».
Утверждаю Директор школы: _________ (Грибкова Е.Е.) «____»________2011г. Программа внеурочной деятельности (научно-познавательное направление) «Штриховка и развитие речи» Кружок 1 классы.
Составили: Каволина О.Г. Созина Е.Н. Герасимова В.К. Учителя начальных классов МОУ «Гдовская средняя общеобразовательная школа» Пояснительная записка. Ребенок приходит в школу, имея свой собственный уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи. За первый год он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не все гладко? А если у ребенка есть определенные проблемы? Дополнительный час занятий на кружке в неделю призван помочь начинающему школьнику. Организация занятий подчинена решению следующих задач: – развитие речи; Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие человека. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и начальный периоды. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения. В развитии речи М.Р. Львов выделяет три направления: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением и работа с текстом. Все эти направления представлены в системе занятий кружка. Какую же речь следует считать хорошей, к чему стремиться учителю и ученику? Программы начальной школы предъявляют следующие требования к уровню развития речи: · Содержательность – соответствие темы и содержания, знание фактов, отбор главного и второстепенного в высказываниях ребенка. · Логичность – последовательность, четкое построение речи, обоснованность выводов, последовательный переход от одного высказывания к другому, структурированность мысли.
· Точность – умение говорящего не только отобрать факты, но и выбрать точно подходящие языковые средства для их передачи. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения использовать синонимы, сравнения. · Выразительность – умение ярко, убедительно, сжато представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов. Ясность речи – это доступность ее для людей, к которым она обращена. В этой области важную роль имеет произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, при которых ребенок плохо выговаривает некоторые звуки ([р], [л], [с], [ш]). Поэтому методика развития речи тесно связана с логопедией. Помочь ребенку в решении таких проблем – одна из задач кружка. В занятия включаются словарная работа, работа над лексической составляющей, звуковая подготовка (чистоговорки, скороговорки, рифмовки). В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Поэтому в помощь первокласснику заслуженный учитель России Е.Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке (см. книгу Е.Н. Потаповой «Радость познания». – М.: Просвещение, 1990). Идея включения штриховки в уроки стала интересна и близка многим педагогам, которые постарались ввести этот вид деятельности в свою практику. Но сокращение часов, отведенных базисным планом на уроки обучения грамоте в последние годы, ставит перед учителем нелегкую задачу: прежний объем материала за меньший временной промежуток. Как успеть все? Возникла мысль вынести за сетку занятия по штриховке и развитию речи, чтобы предоставить первокласснику возможность развития.
Занятие кружка «Штриховка и развитие речи» проводится по следующей структуре: – пальчиковая гимнастика; Занятия проводятся один раз в неделю, курс рассчитан на 33 учебных часа. Необходимо учитывать следующее: · Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы кружка отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал. · Каждое занятие кружка включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.). · Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении рассказа-описания, проводится словообразовательная работа. · С общей темой занятия связываются темы рифмовок для пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию мелкой мускулатуры, но и благодаря массажу положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. · Предлагаемые игры и упражнения включают в себя чистоговорки и скороговорки для развития дикции и постановки правильного дыхания, что способствует формированию правильного способа чтения фразы в дальнейшем. Такие упражнения помогают учащимся-логопатам автоматизировать произношение некоторых звуков, способствуют развитию фонематического слуха. · Каждое занятие и курс в целом строятся по принципу продвижения от простого к сложному. · Занятия строятся на основе интеграции ряда предметов: обучения грамоте, окружающего мира, изобразительной деятельности. Необходимое оборудование: альбомы или листы для рисования, линейки-трафареты с геометрическими фигурами, материал для словарной работы (иллюстрации, тексты), доска, цветные мелки для учителя, цветные карандаши для учащихся. Прогнозируемые результаты: К концу 1 класса учащиеся научатся: - выполнять комплекс пальчиковой гимнастики; -правильно и четко произносить отдельные звуки; - выполнять комплекс упражнений для работы над дикцией; - произносить фразы с разной заданной интонацией;
- определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст, продолжать текст, пересказывать текст; -составлять текст - повествование и текст описание по рисунку; - восстанавливать деформированный текст, деформированное предложение; - разгадывать и составлять кроссворды. К концу 1 класса учащиеся познакомятся: - с Толковым словарем и правилами работы с ним; - с чистоговорками, скороговорками, пословицами русского народа; - с русскими народными сказками и авторскими сказками; - с новыми словами, многозначными словами, словами – синонимами, словами-антонимами. К концу 1 класса учащиеся приобретут навыки: - работы со справочной литературой; - работы в паре, в группе, со взрослым; - самоконтроля и самопроверки; - выступления перед слушателями.
Список использованной литературы
1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт.-сост. В.Н. Иванкова. – М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К: «Дом печати – ВЯТКА», 2004. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002. |
|
|