По программе на уроки литературы в 6 классе отводится 70 часов в год (по 2 урока в неделю). Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику-хрестоматии по литературе для 6 класса и соответствует «Программе литературного образования. 5-11 классы» под редакцией В. Я. Коровиной (Москва, Просвещение, 2002).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
§ воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
§ развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
§ освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
§ овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
§ наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
§ определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
§ выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
§ участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
№ урока
|
Тематика урока. Основное содержание.
|
Примечание
|
| Художественное произведение. Содержание работы. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития.
| Беседа. Тестирование.
|
| Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.
| Урок внеклассного чтения.
|
| УНТ. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.
| Рассказ учителя, беседа.
|
| Урок «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»
| Урок развития речи
|
| Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.
| Рассказ учителя, обучение чтению.
|
| Русские басни. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Обсуждение безделья, лени хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия.
| Рассказ учителя, беседа.
|
| И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна.
| Рассказ учителя, беседа.
|
| И. А. Крылов. «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», непонимающего истинного искусства. Конкурс инсценирования басни. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»
| Беседа. Обучение чтении.
|
| А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.
| Рассказ учителя, презентационное сопровождение урока.
|
| А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению и анализу стихотворения «Зимнее утро».
| Урок развития речи
|
| А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека.
Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина.
| Обучение чтении. Практикум.
|
| А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня - крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.
| Беседа
|
| А. С. Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.
| Обучение чтению. Беседа.
|
| Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.
| Беседа. Практикум.
|
| Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.
| Беседа.
|
| Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности» А. С. Пушкина. Дубровский.
| Урок развития речи.
|
| Контрольная работа или тестирование по творчеству А. С. Пушкина.
| Урок контроля, АСТ-технология.
|
II четверть
|
| М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
| Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.
| Практикум.
|
| М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М. Ю. Лермонтова.
| Беседа. Практикум.
|
| Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики».
| Урок внеклассного чтения.
|
| И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.
| Рассказ учителя. Беседа.
|
| Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.
| Практикум.
|
| Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.
| Рассказ учителя.
|
| Ф. И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.
| Практикум.
|
| А. А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
| А. А. Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.
| Беседа. Практикум.
|
| Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
| Урок развития речи.
|
| Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Великие народы-созидатели.
| Рассказ учителя. Обучение чтению
|
| Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»% эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтической интонации.
| Беседа. Практикум.
|
| Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова.
| Урок внеклассного чтения.
|
| Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова.
| Урок контроля
|
III четверть
|
| Н. С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н. С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.
| Рассказ учителя. Беседа.
|
| Особенности языка повести Н. С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н. С. Лескова «Левша».
| Урок развития речи.
|
| А. П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехова.
| Урок внеклассного чтения
|
| А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
| Практикум.
|
| Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике.
| Урок-концерт
|
| А. П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
| А. С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.
| Урок внеклассного чтения.
|
| М. М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
| Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».
| Беседа. Практикум.
|
| Особенности композиции и смысл названия сказки были Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.
| Урок развития речи.
|
| Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина Кладовая солнца».
| Урок контроля.
|
| Стихи русских поэтов и великой отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К. М. Симонов. «ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др. патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.
| Урок развития речи.
|
| А. А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.
| Урок внеклассного чтения.
|
| В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
| В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
| Урок развития речи.
|
| В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
| Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.
| Беседа.
|
| Классное сочинение «нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. П. Астафьева и В. Г. Распутина».
| Урок развития речи.
|
| Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.
| Рассказ учителя. Беседа.
|
| Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.
| Рассказ учителя. Беседа.
|
| Контрольная работа или тестирование по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, литературе ВОВ.
| Урок контроля.
|
IV четверть
|
| Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С. А. Есенина. Обучение выразительному чтению.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
| А. А. Ахматова. Слово и поэте. «перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.
| Практикум.
|
| В. М. Шукшин. Слово и писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критика». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.
| Рассказ учителя. Беседа.
|
| К. Кулиев. Слово о поэте, «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины м народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.
| Урок внеклассного чтения.
|
| Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.
| Рассказ учителя. Беседа.
|
| Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
| Рассказ учителя. Беседа.
|
| Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.
| Урок внеклассного чтения.
|
| М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблемы истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.
| Урок внеклассного чтения.
|
| Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.
| Рассказ учителя. Беседа.
|
| П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм реализм в произведении.
| Урок внеклассного чтения.
|
64-65
| М. Твен. «Приключении Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.
| Уроки внеклассного чтения.
|
| А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.
| Урок внеклассного чтения.
|
| Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся.
| Урок контроля.
|
| Урок-праздник «путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения.
| Урок развития речи.
|
69-70
| Резервные уроки
|
|