Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

Пояснительная записка

 

По программе на уроки литературы в 6 классе отводится 70 часов в год (по 2 урока в неделю). Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику-хрестоматии по литературе для 6 класса и соответствует «Программе литературного образования. 5-11 классы» под редакцией В. Я. Коровиной (Москва, Просвещение, 2002).

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

§ воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

§ развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

§ освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

§ овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Распределение учебных часов по разделам программы.

Содержание Кол-во часов
Введение.  
Устное народное творчество.  
Из древнерусской литературы.  
Из русской литературы 18 века  
Из русской литературы XIX века.  
Из русской литературы XX века.  
Зарубежная литература.  
Резервные уроки  
Всего часов  

 

Произведения для заучивания наизусть.

 

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

 

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

 

В результате изучения литературы ученик должен знать:

§ содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

§ наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

§ основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

§ основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

§ работать с книгой

§ определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

§ выявлять авторскую позицию;

§ выражать свое отношение к прочитанному;

§ выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

§ владеть различными видами пересказа;

§ строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

§ участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

 

 

Тематическое планирование.

№ урока   Тематика урока. Основное содержание.   Примечание
  Художественное произведение. Содержание работы. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития. Беседа. Тестирование.
  Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Урок внеклассного чтения.
  УНТ. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. Рассказ учителя, беседа.
  Урок «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?» Урок развития речи
  Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. Рассказ учителя, обучение чтению.
  Русские басни. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Обсуждение безделья, лени хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия. Рассказ учителя, беседа.
  И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Рассказ учителя, беседа.
  И. А. Крылов. «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», непонимающего истинного искусства. Конкурс инсценирования басни. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?» Беседа. Обучение чтении.
  А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. Рассказ учителя, презентационное сопровождение урока.
  А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению и анализу стихотворения «Зимнее утро». Урок развития речи
  А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина. Обучение чтении. Практикум.
  А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня - крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения. Беседа
  А. С. Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. Обучение чтению. Беседа.
  Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести. Беседа. Практикум.
  Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения. Беседа.
  Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности» А. С. Пушкина. Дубровский. Урок развития речи.
  Контрольная работа или тестирование по творчеству А. С. Пушкина. Урок контроля, АСТ-технология.
II четверть
  М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций. Рассказ учителя. Обучение чтению.
  Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения. Практикум.
  М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М. Ю. Лермонтова. Беседа. Практикум.
  Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики». Урок внеклассного чтения.
  И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. Рассказ учителя. Беседа.
  Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Практикум.
  Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. Рассказ учителя.
  Ф. И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения. Практикум.
  А. А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Рассказ учителя. Обучение чтению.
  А. А. Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. Беседа. Практикум.
  Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Урок развития речи.
  Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Великие народы-созидатели. Рассказ учителя. Обучение чтению
  Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»% эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтической интонации. Беседа. Практикум.
  Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова. Урок внеклассного чтения.
  Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова. Урок контроля
III четверть
  Н. С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н. С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести. Рассказ учителя. Беседа.
  Особенности языка повести Н. С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н. С. Лескова «Левша». Урок развития речи.
  А. П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехова. Урок внеклассного чтения
  А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Практикум.
  Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике. Урок-концерт
  А. П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова. Рассказ учителя. Обучение чтению.
  А. С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении. Урок внеклассного чтения.
  М. М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Рассказ учителя. Обучение чтению.
  Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». Беседа. Практикум.
  Особенности композиции и смысл названия сказки были Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению. Урок развития речи.
  Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина Кладовая солнца». Урок контроля.
  Стихи русских поэтов и великой отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К. М. Симонов. «ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др. патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению. Урок развития речи.
  А. А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война. Урок внеклассного чтения.
  В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. Рассказ учителя. Обучение чтению.
  В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Урок развития речи.
  В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. Рассказ учителя. Обучение чтению.
  Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению. Беседа.
  Классное сочинение «нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. П. Астафьева и В. Г. Распутина». Урок развития речи.
  Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике. Рассказ учителя. Беседа.
  Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. Рассказ учителя. Беседа.
  Контрольная работа или тестирование по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, литературе ВОВ. Урок контроля.
IV четверть
  Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С. А. Есенина. Обучение выразительному чтению. Рассказ учителя. Обучение чтению.
  А. А. Ахматова. Слово и поэте. «перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики. Практикум.
  В. М. Шукшин. Слово и писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критика». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. Рассказ учителя. Беседа.
  К. Кулиев. Слово о поэте, «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины м народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. Урок внеклассного чтения.
  Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе. Рассказ учителя. Беседа.
  Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. Рассказ учителя. Беседа.
  Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе. Урок внеклассного чтения.
  М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблемы истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы. Урок внеклассного чтения.
  Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. Рассказ учителя. Беседа.
  П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм реализм в произведении. Урок внеклассного чтения.
64-65 М. Твен. «Приключении Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении. Уроки внеклассного чтения.
  А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Урок внеклассного чтения.
  Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся. Урок контроля.
  Урок-праздник «путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения. Урок развития речи.
69-70 Резервные уроки  

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...