Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциальные и интеграционные процессы в научном познании. Появление междисциплинарных наук (кибернетика, теория систем, синергетика).

В науковедческой, философской литературе весьма часто понятие «интеграция знания» используется как синоним понятия «синтез знания». Разводя данные понятия необходимо указать на то, что они являются рядоположительными, но не тождественнымим в метафизическом плане. Интеграция более процессуальна, синтез – непосредственно предшевствует единству знаний, прямо порождает и укрепляет его. Антиподом синтеза, его противоположностью является анализ, в то время как противоположностью интеграции выступает дифференциация знаний, сопровождаемая дроблением наук, специализацией языка, методов исследования и т.д. Следствием интеграции является дезинтеграция, которая понимается как многообразие явлений.  

    Одним из наиболее очевидных проявлений интеграционных тенденций в развитии научного знания стало появление «стыковых», «пограничных» наук (кибернетики, бионики, эргономики, молекулярная биология, экология, космонавтика и т.д.), характеризуемых наличием и применением междисциплинарных методов исследования, единым научно – понятийным аппаратом, являющимся синтезом понятий различных наук, единым стилем мышления и т.д.

    Один из наиболее ярких примеров, отражающих в себе смысл интегративности знания, являет собой возникновение кибернетики – науки об оптимальном управлении. Она сформировалась на стыке многих наук и областей знания: математики, логики, семиотики, физиологии, теории связи, технической электроники. Кибернетика, имеющая свой собственный концептуальный аппарат, рассматривает процессы управления, осуществляющиеся на основе информационной связи, в самых различных системах – биологических, технических, социально – экономических, интеллектуальных и проч. Эти системы, отличаясь друг от друга своей качественной природой, идентичны в смысле общих закономерностей управления, которые действуют в кибернетических системах, но проявляются различным, специфическим образом.

    Другое направление проявления интеграции научного знания состоит в формировании целого слоя общенаучных понятий, т.е. особого рода концептуального аппарата, который функционирует во всех или во многих областях знания: естествознании, обществоведении, науках о человеке ии его мышлении. В данном случае можно указать на некоторые такие понятия: «система», «структура», «функция», «деградация», «управление», «знак», «информация», «энтропия», «модель» и т.д. формирование общенаучного понятийного аппарата закрепляет в языке интеграционное развитие науки. Этот процесс обусловлен потребностями самой науки, поскольку снимает узкодисциплинарные барьеры, делает понятным, доступным то или иное знание для специалистов самых разных областей научного знания.

    Кроме того, общеизвестны интегративные способности идей как формы научного знания. Как отмечал крупный отечественный философ П.В. Копнин, идея осуществляет объединяющую, интегрирующую функцию благодаря своей абстрактной природе. Идеи интегрируют взгляды, представления, понятия и целые теории, на основе которых создаются концепции, учения, целостные картины мира. В этом случае фундаментальные идеи выступают, с одной стороны, как основа конкретизации миропонимания, а с другой – как форма обобщения итогов конкретно – научного познания «вплоть до уровня мировозрения». Примером подобного рода идей выступает идея эволюционного развития, ставшая, если выражаться языком Т. Куна, «парадигмальной идеей», нормой научного мышления для целого ряда областей знания – биологии, астрофизики, астрономии, геологии и многих других наук.

    Далее можно отметить значительные интегративные возможности и других форм научного знания: гипотез, законов и теорий.

    В многочисленной философской литературе, в частности, отмечается, что гипотеза обладает мощным интеграционным потенциалом, ибо для нее характерно стремление к объединению в единое целое разнообразных экспериментальных и теоретических утверждений.

    Что касается законов науки, то интегрирующая сила этой формы научного знания заключается в обобщении, концентрации разнообразного эмпирического материала и в возможности осуществления прогноза развития реальной ситуации.

Междисцплинарные науки — это научное сотрудничество специалистов разных научных дисциплин собщей научной целью.

    Современная кибернетика началась в 1940- как междисциплинарная область исследования, объединяющаясистемы управления, теории электрических цепей, машиностроение, логическое моделирование, эволюционную биологию, неврологию. Системы электронного управления берут начало с работы инженераBell Labs Гарольда Блэка в 1927 году по использованию отрицательной обратной связи, для управленияусилителями. Идеи также имеют отношения к биологической работе Людвига фон Берталанфи в общей теории.

Ранние применения отрицательной обратной связи в электронных схемах включали управлениеартиллерийскими установками и радарными антеннами во время Второй мировой войны. Джей Форрестер, аспирант в Лаборатории Сервомеханизмов в Массачусетском технологическом институте, работавший вовремя Второй мировой войны с Гордоном С. Брауном над совершенствованием систем электронногоуправления для американского флота, позже применил эти идеи к общественным организациям, таким каккорпорации и города как первоначальный организатор Школы индустриального управления Массачусетскоготехнологического института в MIT Sloan School of Management.

Общая теория систем была предложена Л. фон Берталанфи в 30-е годы XX века.[1] Идея наличия общихзакономерностей при взаимодействиях большого, но не бесконечного числа физических, биологических исоциальных объектов была впервые высказана Берталанфи в 1937 году на семинаре по философии вЧикагском университете. Однако первые его публикации на эту тему появились только после войны. Основной идеей Общей теории систем, предложенной Берталанфи, является признание изоморфизмазаконов, управляющих функционированием системных объектов.

В 50—70-е годы XX века был предложен ряд новых подходов

к построению Общей теории систем такимиучеными как, М. Месарович,

Л. Заде, Р. Акофф, Дж. Клир, А. И. Уемов, Ю. А. Урманцев, Р. Калман,

С. Бир, Э. Ласло, Г. П. Мельников и др. Общей чертой этих подходов была

разработка логико-концептуального иматематического аппарата

системных исследований.

   Системно-мыследеятельностная методология, разрабатывавшаяся в

Московском Методологическом Кружке Г. П. Щедровицким,

его учениками исотрудниками, является дальнейшим развитием и

расширением Общей теории систем.

Фон Берталанфи также ввел понятие и исследовал открытые системы — системы, постояннообменивающиеся веществом и энергией с внешней средой.

Автором термина синергетика является Герман Хакен — немецкий физик-теоретик. Хотя задолго до него Ч. Шеррингтон называл синергетическим, или интегративным, согласованное воздействие нервной системы (спинного мозга) при управлении мышечными движениями.

Убедившись на практике исследований сложных систем в ограниченности по отдельности как аналитического, так и численного подхода к решению нелинейных задач, И. Забуский в 1967 году пришёл к выводу о необходимости единого «синергетического» подхода, понимая под этим «…совместное использование обычного анализа и численной машинной математики для получения решений разумно поставленных вопросов математического и физического содержания системы уравнений»[4]. Определение термина «синергетика», близкое к современному пониманию, ввёл Герман Хакен в 1977 году в своей книге «Синергетика».


 

Заключение

Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические. Считается, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, числа научных работников удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет. А в развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации.

Одна из наиболее интересных проблем внешней истории состоит в том, чтобы уточнить психологические и, конечно, социальные условия, необходимые (но, конечно, всегда недостаточные) для научного прогресса, однако в самой формулировке этой “внешней” проблемы должна принимать участие некоторая методологическая теория, некоторое определение науки. История науки есть история событий, выбранных и интерпретированных некоторым нормативным образом. И если это так, то проблема оценки конкурирующих логик научного исследования и, следовательно, конкурирующих реконструкций истории - проблема, на которую до сего времени не обращали внимания, — приобретает первостепенное значение.

Задачей философии науки было определить принципы рационального исследовательского поведения, принципа опираясь на которые, можно приобрести какие-то знания обо всей действительности; дать науке теоретическую основу для рациональных действий. Однако вместо этого философия науки открыла исследователям новые трудности и ограничения научных знаний


Список литературы:

1. https://ifilosofia.ru/prakticheskaya-podgotovka/23-nauka-ejo-kognitivnyj-i-sociokulturnyj-status/740-klassicheskaja-neklassicheskaja-i.html

2. Структура развития науки. Из Бостонских исследований по философии науки. М., 1978. С. 170-190

3. См.: Каратеев В.П. Указ. соч. С.100-101; Философские вопросы технического знания. М.,1984. С.94.4.    См.: Проблемы интеграции научного знания: Теоретико-методологический аспект. Рига,1989. С.8.5. См.: Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.,1973. С.282.136.    Иванов В.Г., Лузгина М.Л. Детерминация научного поиска. Л.,1979. С.145.147.  См., например, Делокаров К.Х. Философские проблемы теории относительности. М.,1973. С.151.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...