Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников.

 

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Прежде всего, нужно отметить, что очень важно умение учителя конкретизировать приемы организации внимания школьников с учетом индивидуальных особенностей их темперамента.

Уже в начале урока учитель должен организовать внимание школьников, создать готовность их к серьезной умственной работе.

Зная, что внимание сангвиника отличается подвижностью, учитель с первых минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточенность на учебную работу. На парте не должно быть ничего постороннего.

Для переключения внимания школьников- холериков необходимо найти соответствующие данной ситуации приемы быстрого вовлечения в учебную работу. Определенное знание здесь имеют обращения учителя к ученику с такими вопросами, как: "Что было задано на дом?", "Какие трудности были при подготовке к уроку?"; привлечение школьников к раздаче классных тетрадей, к помощи учителю в подготовке к пользованию на уроке приборами, наглядными пособиями. Не стоит обращаться с такими детьми резко.

Для детей меланхолического темперамента показательно медленное сосредоточение внимания в начале урока. Устный опрос, контрольная работа, новый вид занятий– являются для них сильными раздражителями, вызывающими повышенное переживание. Зная это, учитель должен стремиться отвлечь внимание школьника от его эмоционального состояния и направить его на учебную работу, чему будет способствовать создание в классе спокойной обстановки.

При изложении нового материала имеет значение быстрота сообразительности учащегося и стойкость его сосредоточенности.

У школьников холерического темперамента при правильной организации учителем урока в большинстве случаев наблюдаем ярко выраженную устойчивость внимания. В организации внимания таких детей особенно важно увлечь работой, подчеркнуть важность изучаемого вопроса. Для поддержания сосредоточенности сангвиника следует привлекать их к ответу на вопросы по ранее известному материалу.

Учащиеся флегматического темперамента при слушании нового материала в случаях, когда требуется быстрота, сообразительность, не всегда успевают следить за ходом мысли учителя. В таких случаях следует излагать материал более размеренным темпом, стараться проверить усвоение нового.

От индивидуального подхода к детям разных темпераментов во многом зависит и выполнение на уроке самостоятельных работ. У холерика не редко не хватает выдержки в преодолении встретившихся трудностей.

Нужно побуждать ученика к проявлению уравновешенности в поведении, настойчивости и терпеливости в работе.

Некоторые учащиеся сангвинистического темперамента часто отвлекаются от работы или выполняют ее слишком поспешно. Это приводит к ошибкам, которых можно было бы избежать. Таких школьников важно побуждать к самоконтролю в работе.

Внимание школьника- меланхолика обычно неустойчиво, ребенок не уверен в своих знаниях, постоянно сомневается. Учителю следует с самого начала данного вида работы поддерживать в ребенке чувство уверенности в себе.

Во время устного вопроса и закрепления знаний также необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние меланхоликов. У некоторых учителей не хватает выдержки ждать, пока ученик сосредоточится и начнет отвечать. Уравновешенность особенно следует соблюдать при общении с детьми холерического темперамент. Причиной сильного возбуждения холерика во многих случаях является незнание или непонимание, какого- либо вопроса. Снижению возбудимости будет способствовать спокойное разъяснение учителем вопроса.

Школьники же с сильным развитием флегматических черт обычно говорят медленно, вяло. Стремление учителя поторопить таких детей не всегда приводит к положительным результатам.

Активизации памяти и мышления учащихся сангвинистического темперамента в значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового материала и опроса.

Учителю необходимо обращать внимание и на тон, которым делается замечание.

По отношению к школьникам- сангвиникам положительное значение имеет твердость в тоне замечания, на холерика имеют воздействие замечания, сделанные спокойным, но требовательным тоном. В тоне замечаний детям- меланхоликам должна быть мягкость и предупредительность. Резкий тон общения на таких детей действует тормозящим образом. Оценочные замечания нередко вызывают у них слезы.

Осуществление учителем педагогически оправданного подхода к школьникам с различными типами темперамента – важная психологическая предпосылка успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности.

Выводы.

1) Существуют возрастные особенности темперамента, то есть в каждом возрасте существует своя специфика активности, эмоциональности и моторики.

2) В младшем школьном возрасте наблюдаются следующие особенности темперамента:

· В младшем школьном возрасте дети обладают более слабой, чем в более старшем возрасте, нервной системой; что в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения.

· Слабость процесса возбуждения проявляется прежде всего в малой выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении охранительного торможения.

· Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее) торможение, которое выражается в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей: мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает внимание учащихся от школьных занятий.

· Пониженной работоспособ­ности (выносливости) сопутствует повышенная возбу­димость и чувствительность индивида, что, в част­ности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях, неадекватных силе раздражителей. Поми­мо того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный период.

· Многие исследования показывают, что именно к концу младшего школьного возраста исчезают большие различия в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми.

· В младшем школьном возрасте наблюдается неуравновешенность при преобладании силы возбуждения. Ребенок младшего школьного возраста своим поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта неуравно­вешенность, вызванная большей слабостью торможе­ния в сравнении с возбуждением, постепенно умень­шается, и в возрасте около 12 лет ребенок в этом отношении уже заметно не отличается от взрослого.

· Преобладание возбуждения над торможением прояв­ляется прежде всего в импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен пониженный контроль за ситуационно обусловлен­ным поведением (то есть действующими в данный момент стимулами).

3) Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента.

 


Список использованной литературы.

 

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

2. Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.

3. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи М., 1988.

4. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

5. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста - М., 1988.

6. Крутецкий В.А. Психология. М.,1986.

7. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 1964.

8. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

9. Немов Р.С. Психология. Учебник. Т. 1. М., 1995.

10. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет - М., 1992.

11. Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995.

12. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся общаться с ребенком. М., 1993.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. II М., 1989.

14. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

15. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 ном 1.

16. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.

17. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, 5.

18. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их опредления. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

19. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

20. Якушева Т. Г. О педагогическом такте учителя. М.: «Просвещение», 1970.

 


[1] Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, 5. С. 38-47.

[2] Стреляу Я. «Роль темперамента в психическом развитии» - М., 1982. С. 163.

[3] Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.343-351.

[4] Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

[5] Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их опредления. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.163-171.

[6] Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.179-193.

[7] Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1, С. 19-32.

[8] Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.

[9] Стреляу Я. «Роль темперамента в психическом развитии» - М., 1982.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...