Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Санация, банкротство и ликвидация предприятий (организаций)




Всего в России было принято 3 закона о банкротстве.

Таблица. Развитие законодательства о несостоятельности предприятий.

Год Дата принятия Критерии банкротства Основные условия
  1 марта неоплатность 1. должник в течение 3-х месяцев не платит по долгам; 2. обязательства должника превышают его активы или имеет место неудовлетворительная структура баланса
  1 марта неплатежеспособность 1. сумма требований превышает 500 МРОТ; 2. должник в течение 3-х месяцев не платит по долгам; 3. процедура банкротства носит автоматический характер
  26 октября (последняя редакция – 30.12.2008) неплатежеспособность 1. должник в течение 3-х месяцев не платит по долгам; 2. совокупность требований к юридическому лицу составляет не менее 100 000, а к физическому лицу не менее 10 000 руб.

 

Первый закон о банкротстве на протяжении рыночных реформ получил наименьшее развитие, относительно двух последующих. Даже при очевидной финансовой и экономической несостоятельности должника возбудить против него процедуру банкротства с помощью принятия механизма банкротства было весьма затруднительно.

Второй закон, вступивший в силу с 1 марта 1998 года, имел другую крайность - он был «прокредиторский».

Третий закон вступил в силу в 2002 году и имел следующие отличительные черты:

1. расширен круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами);

2. изменен и указан в абсолютном размере требований к должнику, при котором может быть возбуждено дело о признании должника банкротом;

3. расширен круг лиц, участвующих в процессе банкротства;

4. изменены процессуальные сроки при банкротстве. Изменение сроков при банкротстве наблюдается в четырех основных направлениях:

a. появление сроков, которые ранее не были установлены для конкретных процессуальных действий;

b. упразднение отдельных сроков, которые ранее были установлены для конкретных процессуальных действий;

c. увеличение сроков для осуществления конкретных процессуальных действий, по сравнению с ранее действовавшими сроками;

d. уменьшение сроков для осуществления конкретных процессуальных действий, по сравнению с ранее действовавшими сроками;

5. изменился порядок ведения реестра требований кредиторов, в частности, теперь реестр требований кредиторов может вести реестродержатель - профессиональный участник рынка ценных бумаг;

6. ужесточены профессиональные требования к арбитражным управляющим, появились нормы об их финансовой ответственности;

7. появились саморегулируемые организации (СРО) арбитражных управляющих как институт профессионального самоконтроля за деятельностью своих членов - арбитражных управляющих; национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, как институт формирования согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности.

8. регламентированы новые меры по восстановлению платежеспособности должника в рамках внешнего управления: размещение дополнительных обыкновенных акций должника и замещение активов должника;

9. регламентированы особенности заключения мирового соглашения во всех процедурах банкротства;

10. регламентированы особенности банкротства стратегических предприятий и организаций и субъектов естественных монополий;

11. изменена очередность удовлетворения требований кредиторов: все требования, отличные от первой и второй очередей, объединены в единую третью очередь;

12. введена возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению;

13. введена новая процедура банкротства – финансовое оздоровление;

14. установлена и чётко регламентирована обязанность арбитражного управляющего по проведению в ряде случаев электронных торгов;

15. иные существенные изменения и новшества.

Изменения захватили все сферы отношений, возникающих при неспособности должника выплатить свои обязательства.

В предыдущих законах устанавливались пять очередей удовлетворения требований кредиторов (очередность определяется в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации). По новому же закону, их всего три:

1. в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

2. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3. в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

При этом, требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам (требования по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности):

1. в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации и осуществляется арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;

2. во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве наряду с указанными в абзаце втором настоящего пункта обязанностями;

3. в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;

4. в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Закон 2002 года устанавливает 5 процедур, используемых в делах о банкротстве:

Процедура Цели процедуры Срок реализации процедуры Руководит должником / контролирует Возможные последствия Особенности
Наблюдение 1. обеспечения сохранности имущества 2. проведение анализа финансового состояния 3. составление реестра требований кредиторов 4. проведение первого собрания кредиторов До 7 мес. Прежнее руководство / Временный управляющий ФО, ВУ, КП, МС  
(ФО) Финансовое оздоровление 1. восстановление платежеспособности 2. погашения задолженности в соответствии с графиком До 24 мес. Прежнее руководство / Административный управляющий ВУ, КП, МС, восстановление платежеспособности Утверджление ФО возможно при наличии обеспечения по обязательствам должника
(ВУ) Внешнее управление 1. восстановление платежеспособности До 18 мес. + 6 мес.; не более 24 мес. на ФО и ВУ в совокупности Внешний управляющий / совет кредиторов КП, МС, восстановление платежеспособности  
(КП) Конкурсное производство 1. соразмерное удовлетворение требований кредиторов 6 мес. + 6 мес. Конкурсный управляющий / совет кредиторов ВУ, МС, ликвидация должника  
(МС) Мировое соглашение 1. прекращение производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами   Прежнее руководство   Может быть утверждено только после погашения задолженности перед кредиторами 1-й и 2-й очередей

В законе 2002 года увеличен срок рассмотрения дел о банкротстве до семи месяцев. Новым моментом, как уже отмечалось, является процедура банкротства финансового оздоровления. Она применяется для восстановления платежеспособности и начинается, если в ходе наблюдения должник, учредители должника или третьи лица обращаются к собранию кредиторов или к арбитражному суду с ходатайством о финансовом оздоровлении. Суд назначает административного управляющего, который контролирует выполнение планов финансового оздоровления и погашения задолженности и контролирует все достаточно крупные сделки.

После процедуры финансового оздоровления суд должен вынести решение либо о прекращении дела о банкротстве, либо о велении процедуры внешнего управления или конкурсного производства.

Внешнее управление отличается от финансового оздоровления следующими принципиальными моментами:

· на период внешнего управления прекращаются полномочия органов управления предприятия, в том числе собрания акционеров и совета директоров;

· руководство предприятием принимает на себя внешний управляющий;

· деятельность последнего контролирует собрание кредиторов, то есть основные решения, касающиеся распоряжения имуществом принимаются с их ведома;

· вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, в том числе и на налоговые обязательства; начисление пеней, штрафов не производиться,.

В законе 2002 года предъявляются повышенные требования к арбитражному управляющему. Рассмотрим изменение законодательства применительно к фигуре арбитражного управляющего с использованием таблицы:

Таблица. Отличительные особенности действующего закона в сравнении с ФЗ №6 1998 г.

Требования к фигуре арбитражного управляющего ФЗ №6 1998 г. ФЗ №127 2002 г.
Прямые требования
  гражданство РФ + +
  регистрация в качестве индивидуального предпринимателя + -
  членство в СРО арбитражных управляющих - +
  наличие лицензии арбитражного управляющего + -
Требования по членству в СРО арбитражных управляющих
  наличие высшего профессионального образования - +
  наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года - +/-
  сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих - +
  обладание специальными знаниями + -
  отсутствие судимости за совершение умышленного преступления. + +
  отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления - +
Дополнительные возможные требования (от кредиторов):
  наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;   +
  наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;   +
  проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве.   +
Требования для отдельных процедур
  наличие заключенного договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве - +
  отсутствие заинтересованности по отношению к должнику, кредиторам + +
  в его отношении не введена процедура банкротства - +
  возместил убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего - +
  иметь (обладать возможностью получить) доступ к государственной тайне - +

 

По закону 2002 (в редакции от 30.12.2009) кандидатура арбитражного управляющего и(или) СРО предлагается инициатором банкротства в заявлении о признании должника банкротом. Первоначальная редакция закона №127 обязывала инициатора указывать СРО, которое, в свою очередь, предоставляло суду для утверждения кандидатуры трёх арбитражных управляющих для назначения одного из них (должник и кредиторы могли отклонить по одной кандидатуре из предложенных).

Определим некоторые отличия и особенности действующего закона:

Основные положения 1998 г. 2002 г.
основание для возбуждения дела о банкротстве юридического лица Просроченный не менее чем на 3 месяца долг на сумму не менее 500 МРОТ Просроченный не менее чем на 3 месяца долг на сумму не менее 100 т.р. и решение арбитражного суда о взыскании долга.
защита должника от недобросовестных кредиторов затруднена предусмотрена обяательная процедура проверки обоснованности заявления о признании должника банкротом
лицензирование арбитражных управляющих необходима лицензия и регистрация при суде отменяется лицензия, но необходимо членство в СРО
кандидатура арбитражного управляющего предлагает кредитор, назначает арбитражный суд предлагает инициатор банкротства
защита интересов кредиторов от действий арбитражного управляющего затруднена страхование ответственности управляющего в размере не менее 3 млн. (зависит от суммы активов должника)
процедура банкротства - финансовое оздоровление нет Введена. Дает дополнительный шанс должнику рассчитаться с кредиторами по согласованному графику под залог его имущества или поручительство третьих лиц

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...