Тема 7. Санация, банкротство и ликвидация предприятий (организаций)
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Всего в России было принято 3 закона о банкротстве. Таблица. Развитие законодательства о несостоятельности предприятий.
Первый закон о банкротстве на протяжении рыночных реформ получил наименьшее развитие, относительно двух последующих. Даже при очевидной финансовой и экономической несостоятельности должника возбудить против него процедуру банкротства с помощью принятия механизма банкротства было весьма затруднительно. Второй закон, вступивший в силу с 1 марта 1998 года, имел другую крайность - он был «прокредиторский». Третий закон вступил в силу в 2002 году и имел следующие отличительные черты: 1. расширен круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами); 2. изменен и указан в абсолютном размере требований к должнику, при котором может быть возбуждено дело о признании должника банкротом; 3. расширен круг лиц, участвующих в процессе банкротства; 4. изменены процессуальные сроки при банкротстве. Изменение сроков при банкротстве наблюдается в четырех основных направлениях:
a. появление сроков, которые ранее не были установлены для конкретных процессуальных действий; b. упразднение отдельных сроков, которые ранее были установлены для конкретных процессуальных действий; c. увеличение сроков для осуществления конкретных процессуальных действий, по сравнению с ранее действовавшими сроками; d. уменьшение сроков для осуществления конкретных процессуальных действий, по сравнению с ранее действовавшими сроками; 5. изменился порядок ведения реестра требований кредиторов, в частности, теперь реестр требований кредиторов может вести реестродержатель - профессиональный участник рынка ценных бумаг; 6. ужесточены профессиональные требования к арбитражным управляющим, появились нормы об их финансовой ответственности; 7. появились саморегулируемые организации (СРО) арбитражных управляющих как институт профессионального самоконтроля за деятельностью своих членов - арбитражных управляющих; национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, как институт формирования согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности. 8. регламентированы новые меры по восстановлению платежеспособности должника в рамках внешнего управления: размещение дополнительных обыкновенных акций должника и замещение активов должника; 9. регламентированы особенности заключения мирового соглашения во всех процедурах банкротства; 10. регламентированы особенности банкротства стратегических предприятий и организаций и субъектов естественных монополий; 11. изменена очередность удовлетворения требований кредиторов: все требования, отличные от первой и второй очередей, объединены в единую третью очередь; 12. введена возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению;
13. введена новая процедура банкротства – финансовое оздоровление; 14. установлена и чётко регламентирована обязанность арбитражного управляющего по проведению в ряде случаев электронных торгов; 15. иные существенные изменения и новшества. Изменения захватили все сферы отношений, возникающих при неспособности должника выплатить свои обязательства. В предыдущих законах устанавливались пять очередей удовлетворения требований кредиторов (очередность определяется в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации). По новому же закону, их всего три: 1. в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда; 2. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; 3. в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При этом, требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам (требования по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности): 1. в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации и осуществляется арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
2. во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве наряду с указанными в абзаце втором настоящего пункта обязанностями; 3. в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника; 4. в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам. Закон 2002 года устанавливает 5 процедур, используемых в делах о банкротстве:
В законе 2002 года увеличен срок рассмотрения дел о банкротстве до семи месяцев. Новым моментом, как уже отмечалось, является процедура банкротства финансового оздоровления. Она применяется для восстановления платежеспособности и начинается, если в ходе наблюдения должник, учредители должника или третьи лица обращаются к собранию кредиторов или к арбитражному суду с ходатайством о финансовом оздоровлении. Суд назначает административного управляющего, который контролирует выполнение планов финансового оздоровления и погашения задолженности и контролирует все достаточно крупные сделки.
После процедуры финансового оздоровления суд должен вынести решение либо о прекращении дела о банкротстве, либо о велении процедуры внешнего управления или конкурсного производства. Внешнее управление отличается от финансового оздоровления следующими принципиальными моментами: · на период внешнего управления прекращаются полномочия органов управления предприятия, в том числе собрания акционеров и совета директоров; · руководство предприятием принимает на себя внешний управляющий; · деятельность последнего контролирует собрание кредиторов, то есть основные решения, касающиеся распоряжения имуществом принимаются с их ведома; · вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, в том числе и на налоговые обязательства; начисление пеней, штрафов не производиться,. В законе 2002 года предъявляются повышенные требования к арбитражному управляющему. Рассмотрим изменение законодательства применительно к фигуре арбитражного управляющего с использованием таблицы: Таблица. Отличительные особенности действующего закона в сравнении с ФЗ №6 1998 г.
По закону 2002 (в редакции от 30.12.2009) кандидатура арбитражного управляющего и(или) СРО предлагается инициатором банкротства в заявлении о признании должника банкротом. Первоначальная редакция закона №127 обязывала инициатора указывать СРО, которое, в свою очередь, предоставляло суду для утверждения кандидатуры трёх арбитражных управляющих для назначения одного из них (должник и кредиторы могли отклонить по одной кандидатуре из предложенных). Определим некоторые отличия и особенности действующего закона:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|