Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ускоренное развитие промышленности и финансово-банковской системы

Экономическ ий подъем Германии (конец XIX – нач. XX ст.)

 


План

 

Введение

1. Предпосылки экономического роста

2. Ускоренное развитие промышленности и финансово-банковской системы

3. Особенности развития аграрного сектора в Германии

Вывод

Список литературы

 


Введение

 

Германия входит в состав ведущих держав капиталистического мира. Обладая значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, она занимает третье место после США и Японии по объему промышленного производства, является главным экспортером товаров и услуг.

В настоящее тема является поводом многих споров и дискуссий, поэтому можно сделать вывод, что тема актуальна в наше время.

Цель работы: рассмотреть экономический подъем Германии (конец XIX – нач. XX ст.)

Методологическую базу работы составляют законы и категории диалектики, которые предусматривает объективное и всестороннее изучение явлений в их единстве и взаимосвязи, с учетом логики общественного развития. В исследовании были использованы также методы: сравнительного анализа, логично-исторический, системно-структурный и функциональный. Широкое применение в работе нашли и приемы формальной логики: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование.

Теоретической базой для работы составляют научные труды ученых-экономистов, историков

Структура работы определена заданием и логикой проведенного исследования.

В этом исследовании осуществлена попытка сравнения точек зрения разных авторов по вышеперечисленным вопросам. С целью наиболее детального и подробного освещения основных аспектов представленной темы, объективного анализа проблем, которые она включает, работа разделена на три раздела.

Данная тема раскрыта в экономической литературе достаточно широко. Проблема достаточно распространена и рассматривается во многих источниках.


Предпосылки экономического роста

 

Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищных вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, тогда как более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Прусии и земель по Одер и Нейсе. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распостронялся бартерные товарооборот. Союзники начали вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда».

Фактически было два пути преодоления кризиса. Первый из них это идти путём плановоё экономики, с возможной национализацией собственности. Другой идти путём рыночной экономики. Первый путь поддерживали социал-демократы и профсоюзы. Второго пути поддерживались христианские демократы. Так как в выборах в рейхстаг ХДС-ХСС в коалиции с СВДП (Свободная демократическая партия) оказались в большинстве и сформировали правительство, экономические планы именно этих партий и были приведены в жизнь.

Христианские демократы, несмотря на недовольство трёх оккупационных держав, отказались от любых видов давления на экономику. Претворялись в жизнь такие принципы рыночной экономики как, свобода экономики, свобода конкуренции; правительство воздействовало на экономику, прежде всего предоставлением кредитов, налоговых льгот, и введением премий за экспорт. Также действовали и антимонопольные законы. Всё это а так же, незначительные военные расходы, отсутствие огромных затрат на содержание колониального аппарата, приезд миллионов беженцев потерявших всё на востоке, и проявляющих завидную энергию на новом месте ― всё это обусловило быстрое развитие Германии.

Предпосылки экономического роста сложились в 70-х XIX ст. Завершилось объединение Германии под властью Прусии. Образовалась так называемая вторая империя. Это привело к ликвидации внутренних таможенных границ, создало государственную систему финансов, денежного обращения, мер и веса, железнодорожного и почтового права. Выросли инвестиции в промышленность. Нагромождение капиталов способствовало акционированию. Активную роль в строительстве железных дорог брало правительство. Победа во франко-прусской войне 1870–1871 гг. дала контрибуцию в 5 млрд. фр. Существовали преимущества нового строительства. Для развития тяжелой промышленности были значительные запасы угля, железной руды, калиевой соли. Экономические позиции Германии укрепило присоединение Ельзасу и Лотарингии, богатых на железную руду высокого качества, с развитой хлопковой промышленностью. Преимущества немецкой промышленности обеспечивали высокая производительность труда (за 1850–1914 гг. выросла в 3 разы) и относительно низкая заработная плата. Машинная индустрия вытеснила ремесленников и обеспечила себя квалифицированными рабочими. Аграрные реформы уничтожили остатки феодальных отношений на селе.

 

Ускоренное развитие промышленности и финансово-банковской системы

 

Промышленный переворот – это мировой процесс, который определялся общими законами и одновременно имел свои особенности в каждой стране.

Промышленный переворот в Германии начался с большим опозданием – в 30-х годах XIX ст. Медленность экономического развития объяснялась политической раздробленностью немецких земель, господством феодальной системы землевладения, которое сдерживало формирование свободной рабочей силы, сохранением цеховой системы. Создание Таможенного союза (в 1833 г.), унификация монетного обращения и весовых систем ускорили формирование и расширение национального рынка.

На начальном этапе, который охватывал период с ЗО – до 50-х годов XIX ст., существенные изменения происходили в легкой промышленности: хлопковые и шелковой – в Саксонии, суконной, – в Рейнском районе и Пруссаке За 1834–1838 гг. было построено 45 новых фабрик, за 1833–1846 гг. – лишь в Силезии 8 хлопковых и 128 льнопрядильное фабрик.

Значительных успехов достигла горная промышленность. В середине XIX с добывали более чем 3 млн. т угля, выплавляли 200 т чугуну. Особенно быстро развивался Рейнско-вестфальский промышленный район, которому была сосредоточена четвертая часть промышленных рабочий Германии. Однако это была мануфактурная промышленность. В 1846 г. 200 домн Рейнске-вестфальского района только 32 работали на каменном угле, а печи были на 9 заводах. Паровые двигатели распространились практически в 30-40-х годах. В 1822 г. работали 2 паровых машины, в 1847 г. их стало 1139 мощностью 21,7 жал к. с. Первую железную дорогу протяжностью 12 км. было построено в 1835 г. Длина железных дорог в 1848 г. достигла 2,5 тыс. км. В 40-х годах капиталовложения в строительство железных дорог составляли 450 млн. марок. Использовали преимущественно английские паровозы. Работали четыре завода локомотивов: два в Берлине, Хемници, Кассели. Количество пароходов выросли с 4 до 90.

Для этого периода характерные достижения немецкой техники: установка для быстрого книгопечатания (в 1814 г.), цилиндрово-точильный (в 1803 г.), горизонтальный (в 1807 г.), набивной (в 1836 г.) станок. В целом по важным экономическим показателям Германия отставала от Великобритании: по добыче угля в 11 раз, выплавлением чугуна – в 5,6 раз, мощностью паровых двигателей – в 5 раз, протяжностью железных дорог – в 2 раза. Во всех отраслях преобладало мелкое производство. Промышленное население Прусии составляло 11%. Общая численность промышленных рабочих на транспорте, в торговле равнялась 1 млн. Германия оставалась сельскохозяйственной страной. На ее рынке господствовали английские промышленные товары.

Промышленный переворот в Германии завершился в 50–70-х годах XIX ст. после буржуазной революции 1848–1849 гг. Его темпы характеризуют такие экономические показатели: продукция тяжелой промышленности, выплавления чугуна, потребления хлопка выросли в 3 раза, добыча угля – в 4, мощность паровых двигателей – в 9 раз, протяжность железных дорог – в 3,3 раза (19,6 тыс. км.). В 1861–1870 гг. выпуск средств производства увеличился на 23%, средств потребления – на 9%. Машинное производство победило. В результате интенсивного грюндерства (основание) лишь в Прусии образовалось 395 акционерных компаний с капиталом в 2,4 млрд. марок.

Важными отраслями немецкой промышленности стали горная, металлургическая (на 9/10 работала на коксе), химическая, машиностроение, военная. Исключительное значение имело железнодорожное строительство, капиталовложения в которое в 1870 г. составляли 4 млрд. марок. Оно ликвидировало экономическую разъединенность Германии, превратило ее в страну европейского транзита, стимулировало подъем угольной и металлургической отраслей, способствовало росту товарооборота. Немецкая индустрия развивалась на базе отечественного оборудования, применяя последние технические новинки, ее изделия успешно конкурировали с английскими на внутреннем и внешнем рынках. На основе открытия в 1865 г. немецкими специалистами способа получения красителей из каменного угля сформировалась анилиновая промышленность. Начало развиваться калийное производство. Появилась новая отрасль – электротехническая, что обслуживала телеграф и электрическую сигнализацию. Фирма «Сименс и Галльское» прокладывала телеграфные линии не только в Германии, но и в Великобритании, России, Африке.

Экономическому взлету Германии способствовала борьба за ее объединение, которая завершилась образованием в 1871 г. империи во главе с прусским королевством. В начале 70-х годов Германия стала аграрно-промышленным государством. В промышленности было занято 1,5 млн. лиц. Преобладала легкая промышленность (2/3 продукции). Передовой на то время была отраслевая структура тяжелой промышленности. Значительную роль играли ремесла и домашняя промышленность, в которых работали 2 млн. лиц. По уровню экономического развития Германия продолжала отставать от Великобритании и Франции, однако опережала последнюю за мощностью тяжелой промышленности.

Следовательно, промышленный переворот, который начался в последней трети XVIII ст. и завершился в 60, – 80-х годах XIX ст., охватил Великобританию, США, Германию, Францию, другие европейские страны. Было сформировано аграрно-промышленное хозяйство, созданы экономические предпосылки для утверждения индустриальной цивилизации.

Важным итогом промышленного переворота было создание национальных финансово-кредитных систем, которые обеспечивали потребности индустриального развития.

В 50–70-х годах приобрела развитие банковская система в Германии. Лишь в Прусии за это время возникло 20 акционерных банков с капиталом 94,7 млн марок.

С завершением промышленного переворота начался процесс индустриализации. Основным его содержанием были структурные сдвиги в национальных хозяйствах отдельных стран, в результате которых появлялись новые и модернизировались старые отрасли производства, изменялась их роль в экономике, то есть частица в производстве валового национального продукта (ВНП) и национального дохода (НД). Завершение индустриализации обеспечивало преимущество промышленности над сельским хозяйством, тяжелой индустрии над легкой. Машинное производство победило во всех отраслях хозяйства. Происходили изменения в организации и управлении производством. Ведущее место принадлежало системе акционерного предпринимательства. Торговый и промышленный капитал уступал первенство финансовому. Были образованы акционерные монополистические объединения – картели, тресты, синдикаты, концерны.

Темпы и сроки индустриализации зависели от конкретных исторических условий каждой страны, исходного уровня промышленного переворота, общемирового экономического развития.

В конце XIX – в начале XX ст. индустриализация происходила на почве технической революции, которая ознаменовалась внедрениям в производство научных изобретений, изменениями в технике и технологии. Изменилась энергетическая база экономики. Пар был вытеснен электричеством. Началась электрификация производства, транспорта, быта. Этому способствовало использование машин для получения электрического тока: динамомашины Е. Сименса (в 1876 г.) и генератора Т. Едисона (в 1883 г.), электродвигателя для вращения агрегатов. Внедрялись новые достижения в отрасли электротехники: электроплавка стали (в 1877 г.), электролитический способ получения цветных металлов (конец 80-х годов), лампа накаливания (в 1876 г.), электросварки (в 1877 г.), передача электроэнергии на расстояние (в 1891 г.).

Существенное влияние на смену структуры экономики имело изобретение новых способов выплавления стали – бесемеровского (в 1856 г.), мартеновского (в 1864 г.), томасовского (в 1878 г.). В 80–90-х годах были изобретены новые двигатели. Среди них динамомашина, двигатель внутреннего сгорания (в 1893 г.), паровая турбина (в 1894 г.), водяная турбина (первая гидроэлектростанция на реке Ниагара в США в 1898 г.). Появились новые виды транспорта: автомобиль (в 1885 г.), тепловоз (в 1891 г.), аэроплан (в 1903 г.), а также вагон-холодильник (в 1868 г.), телефон (в 1876 г.), фонограф (в 1877 г.), линотип (в 1880 г.), фотопленка (в 1881 г.), кинематограф (в 1893 г.), гусеничный трактор (в 1900 г.), паровой экскаватор, устройства для автоматической погрузки. Изобретения в отрасли химии дали толчок к появлению производства синтетических красителей, врачебных и парфюмерных синтетических соединений. Для развития металлообрабатывающей промышленности важно значение мало использования автоматических станков.

Структурные сдвиги последней трети XIX – началу XX ст. обусловили изменения в отраслевой структуре машинной индустрии, ее ведущими отраслями стало производство электроэнергии, продукции органической и неорганической химии (соды, добрил, серной кислоты и тому подобное), добывающей, металлургической, машиностроительной, химической, транспортной промышленности. Развивались новые отрасли: сталеварная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, электротехническая, алюминиевая, строительная и строительных материалов, автомобильная. Осложнилась структура машиностроения. Наиболее динамически развивалось транспортное производство и станкостроение. При условиях массового производства выросло значение стандартизации. Старые отрасли, такие как текстильная, пищевая, судостроительная, расширялись и модернизировались.

Для промышленности были характерны сравнительно высокие темпы ежегодного прироста: 1872–1890 гг. – около 3%, 1890–1913 гг. – от 4 до 5%. Неравномерно развивались отдельные отрасли, из них опережающими темпами тяжелая промышленность. Да, добыча угля с 1870 до 1900 г. выросла в 2,5 раза, за 1890–1913 гг. – в 1,8 раза, добыча нефти – соответственно в 28 и 2,7 раза, выплавление стали

– в 60 и 3 разы, потребление хлопка увеличилось почти в 2 разы. Выросла частица тяжелой промышленности стран.

В процессе индустриализации на протяжении последней трети XIX – началу XX ст. Германия по объему и темпам промышленного производства заняла второе место в мире и первое в ЕвропеИнтенсивно развивалось строительство железных дорог. В 1870–1875 гг. ежегодно вводилось в действие 1500–2000 км. путей. В отраслевой структуре выросло значение тяжелой промышленности. Темпы ее развития за 1870–1913 гг. опередили легкую (800 и 350%). Треть капиталов функционировала в добывающей промышленности. В металлургии, которая уступала лишь американской, выплавления постоянные выросло в 100 раз, чугуну – в 13 раз. Значительная роль принадлежала машиностроению, в частности производству двигателей внутреннего сгорания. Развивались новые отрасли: химическая, электротехническая, производство электроэнергии. Промышленность обеспечивала потребности страны и экспортировала электродвигатели, трансформаторы, турбины, анилиновые краски, соду, удобрения, серную кислоту. Германия оставалась на первом месте по объему военной промышленности.

Продолжала развиваться легкая промышленность. Мощность хлопковых заводов увеличилась на 40%. Однако, в отличие от США, ограниченность собственного сырья та необходимость импорта ее увеличивали стоимость продукции.

Быстрое развитие промышленности изменило состав населения. В 1895 г. численность рабочих составляла 67%.

Развитие немецкой промышленности характеризуют такие данные:

 

Показатель 1870 1900 1913
Индекс промышленного производства 100 304 471
Протяжность железных дорог, тыс. км. 100 - 3300 (на 1910 р.)
Добыча каменного угля, мглы т 26,4 109,3 190,1
Добыча бурого угля, млн т 7,6 40,5 87,2
Производство чугуна, млн т 1.4 8,5 19,3
Производство стали, млн т 0,2 6,6 18,4
Производство серной кислоты, тыс. т 75 950 1700
Потребление хлопка, млн квінталів 80,9 307,5 486,2
Мощность электростанций, млн. кВт/год - 0,2 2,1
Производство калийных солей, млн. т - 3,0 12

 

В Германии активное развитие акционерной собственности (грюндерства) началось со строительства железных дорог в 70-х годах XIX ст. В 1870 г. существовало 418 акционерных обществ, за период 1871–1872 гг. появились 978 новых с акционерным капиталом 2,8 млрд марок. Процесс монополизации охватил все отрасли промышленности. В отличие от США, монополии объединяли большее количество предприятий (несколько сотен), существовали в форме картелей и синдикатов. В 1879 г. их количество составляло 14, в 1900 г. – 300, перед первой мировой войной количество их выросла в 2 разы. В 90-х годов XIX ст. – в начале XX ст. появились первые тресты: электротехнические корпорации АЕГ и общество «Сименс».

Интенсивно формировался финансовый капитал. В 1913 г. существовало 1850 банков; 9 берлинских банков контролировали 85% банковского капитала (11,3 млрд. марок). К таким банкам принадлежали Немецкий (капитал Из млрд. марок и контроль за 87 банками), Дрезденський, Дармштадтский банки, Учетное общество (собственный капитал 300 млн. марок), их прибыль в 1895–1900 рр. составлял 38,6 – 67,7% ежегодно. Немецкие банки вкладывали капиталы в основном в промышленность. 6 берлинских банков контролировали 751 предприятие.

Индустриальное развитие не было поступательным. Начиная с 1825 г. его перерывали кризисы (1825, 1836, 1847, 1857, 1866, 1873, 1883, 1893, 1901–1902 гг.), в результате чего он приобрел циклический характер. Разорение небольших и средних предпринимателей способствовало концентрации и централизации производства, капитала.

После второй Мировой войны ФРГ первой вступила на путь структурных преобразований своей промышленности. Это было вызвано не только потребностями научно-технического прогресса, развитием международного разделения труда, но и специфическим фактором – расколом Германии на два самостоятельных государства и, как следствие, – диспропорциями в структуре ее экономики. В послевоенный период быстрыми темпами развивалась обрабатывающая промышленность. Среди ее отраслей вперед выдвинулись отрасли, производящие инвестиционные товары: химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, электротехника, авиастроение, точная механика и оптика. Также развивались новые отрасли – производство пластмасс, синтетического волокна, электронных приборов. Развитие экономики способствовало повышению жизненного уровня населения. За 10 лет ФРГ обогнало Англию по объему промышленного производства и заняла второе место в капиталистическом мире после США.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...