Субъекты административного права. Общее понятие субъекта административного права
Субъект административного права — это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права. Права и обязанности субъекта административного права образуют в совокупности его правовой статус. Правовой статус субъектов административного права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права могут быть классифицированы на группы и виды. По своему административно-правовому статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства. В основу этой классификации принята степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей конкретного лица. Организации как субъекты административного права прежде всего надо разделить на государственные и негосударственный организации. Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата — представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации — производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.
Организации негосударственные отличаются тем, что они не выполняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан — профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации — частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др. Среди столь многочисленных субъектов административного права тем не менее выделяются как основные, приоритетные, два вида субъектов — граждане и органы исполнительной власти. Административно-правовой статус граждан. Административно-правовой статус гражданина представляет собой сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих элемента. Первый и самый большой объем прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, ибо здесь выражается идея о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.
Сформулированный в ст. 2 Конституции РФ характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства стран и народов мира, что нашло свое закрепление и важнейших актах международного права, принятых Организацией Объединенных Наций (ООН) и Европейскими организациями. Российское государство, следуя по пути признания общедемократических начал развития общества и международных актов в этой области, приняло в 1991 г. “Декларацию прав и свобод человека и гражданина”, которая вошла в ныне действующую Конституцию РФ. Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в Российской Федерации субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ, причем в данном статусе личности важное место занимают и нормы административного права. Конституция РФ признает естественную природу прав и свобод человека, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции). Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ст. 20 Конституции), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Провозглашая права личности, Конституция определяет личности и определенные обязанности, например, блюсти российские законы, платить налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу, окружающую среду (ст. 58), не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Вместе с тем Конституция РФ устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения прав личности “только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Причем правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.
Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина РФ. Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус. Структура административно-правового статуса гражданина включает: 1) правовой статус личности, о чем речь шла выше и 2) его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства. Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ст. 32 Конституции), право на объединение (ст. 30), право мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ст. 59) и др. Далее, это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. 35, 36), и др. Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, например, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии, имени, отчества и др.
Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса — социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. Личности и гражданину для этого необходимы новые, дополнительные права и обязанности, т.е. сверх правового статуса личности и гражданина. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д. Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого статуса субъекта установлен определенный круг прав и обязанностей. Итак, общий административно-правовой статус гражданина можно образно представить в виде “матрешки”, когда в статус человека (личности) входит статус гражданина, в него — социальный, а затем и самый маленький по объему прав и обязанностей особый статус. Тем не менее необходимо подчеркнуть, что это единый статус, единый правовой комплекс прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации. Определенными особенностями характеризуется административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. С определенными изъятиями они на территории Российской Федерации пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не оговорено законом. Каковы же изъятия из этого общего положения: 1) они не могут избирать и быть избранными в государственные органы власти и органы местного самоуправления, 2) не несут обязанностей по военной службе, 3) не могут занимать служебные должности, если это предусмотрено соответствующим правовым актом, 4) им не могут быть проданы земельные участки, 5) они не могут заниматься предпринимательской или любой другой деятельностью, связанной с обороной страны и государственной безопасностью, пользованием информацией, составляющей государственную тайну, 6) исключительно к ним может быть применена и такая мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации (ст. 32 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Правовой статус органов исполнительной власти. Установление системы федеральных органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, отнесено Конституцией РФ к ведению Российской Федерации (п. 2 ст. 77). Соответственно Конституция РФ предусматривает наличие Правительства РФ и предусматривает необходимость принятия федерального конституционного закона, определяющего порядок деятельности Правительства (ст. 114). Теперь такой Федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации” принят парламентом РФ и 17 декабря 1997 г. подписан Президентом РФ. Статья 1 этого Закона устанавливает, что Правительство РФ — это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Правительство РФ является органом государственной власти Российской Федерации и осуществляет исполнительную власть РФ. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В своей деятельности Правительство РФ руководствуется рядом основных принципов: верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина (ст. 3 Закона “О Правительстве РФ”). О полномочиях Правительства РФ имеются статьи в ряде федеральных законов и указов Президента РФ. Правительству подчинено большое число других федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и т.д.). Система федеральных органов исполнительной власти устанавливается федеральным законом. Предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (их перечне) Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ в недельный срок после своего назначения (ст. 5 Закона “О Правительстве РФ”). Систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации (республик, областей и краев, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) определяют, согласно Конституции РФ, они сами, но “в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом” (ст. 77 Конституции РФ), Пока такого закона нет (имеется лишь проект его, обсуждаемый в Федеральном Собрании): Системы органов исполнительной власти субъектов Федерации определяются сейчас главным образом их законодательством и отличаются значительным разнообразием. Однако наличие некоторых органов предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ (так, Законом “О милиции” установлено наличие в республиках министерств внутренних дел, а в остальных субъектах Федерации — главных управлений или управлений внутренних дел; указами Президента РФ предусмотрено наличие в областях и краях глав их администраций, очерчены основы их компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти). После принятия Федерального закона об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти и уставов всех краев, областей и других субъектов Федерации многие ныне действующие федеральные и региональные нормы об органах исполнительной власти субъектов Федерации будут пересмотрены. Система федеральных органов исполнительной власти и системы органов исполнительной власти субъектов Федерации структурно и функционально тесно связаны и, как сказано в Конституции РФ, образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Но это не унитарное, не полное, а федеральное единство. Оно обеспечивается лишь “в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации” (ч. 2 ст. 77). Следовательно, в части вопросов, относящихся к исключительной компетенции субъектов Федерации, такое единство отсутствует. Здесь органы исполнительной власти субъектов Федерации, независимы от федеральных органов исполнительной власти. Единую систему органов исполнительной власти в РФ возглавляет федеральное Правительство. Оно, действуя в пределах компетенции федерации, определяет общие направления деятельности всех других органов исполнительной власти в России, в том числе органов исполнительной власти субъектов Федерации; руководит, согласовывает и проверяет работу федеральных министерств, государственных комитетов и других федеральных ведомств; решает многие наиболее важные вопросы, отнесенные к сфере федеральной исполнительной власти; распределяет компетенцию между собой и федеральными органами исполнительной власти; контролирует их деятельность; федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Правительство РФ утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а также порядок создания, деятельности, численности и финансирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от; должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. Правительство РФ вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации (ст. 12 Закона “О Правительстве РФ”). Общие полномочия Правительства РФ состоят в том, что оно: организует реализацию внутренней и внешней политики; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ; направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию (например, Правительство РФ постановлением от 19 сентября 1997 г. утвердило Федеральную целевую программу “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” на 1998—2000 гг. с выделением финансовых средств и ответственных за реализацию программы органов исполнительной власти); реализует предоставленное ему право законодательной инициативы (ст. 13 Закона “О Правительстве РФ”), Конкретные полномочия Правительства РФ (ст. 14—21 Закона “О Правительстве Российской Федерации”) подробно расписаны по основным сферам: в сфере экономики; в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; в социальной сфере; в сфере науки, культуры и образования; в сфере природопользования и охраны окружающей среды; в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; в сфере обеспечения обороны и государственной безопасности РФ; в сфере внешней политики и международных отношений. Правительство РФ активно участвует в законодательном процессе — оно обладает правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании (ст. 104 Конституции РФ); законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут вноситься в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). Именно Правительство обеспечивает составление и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет (п. “а” ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Федеральное Правительство, согласно Конституции РФ (ст. 110) и Закону “О Правительстве Российской Федерации” (ст. 6), состоит из Председателя Правительства, его заместителей (среди них выделяются первые заместители) и федеральных министров. Федеральные министры, как правило, — это должностные лица, возглавляющие министерства РФ. Наряду с ними являются министрами главы и некоторых иных, кроме министерств, федеральных органов исполнительной власти, если эти органы приравнены к министерствам. Могут быть министрами и иные лица (в том числе “министрами без портфеля”), если им такой титул присвоен Президентом РФ. Решающая роль в формировании Правительства РФ принадлежит Президенту. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ в порядке, установленном Конституцией РФ (ст. 7, Закона “О Правительстве Российской Федерации”). Он подбирает кандидата на пост Председателя Правительства и предлагает его в Государственную Думу для получения ее согласия (ст. 103, 111 Конституции РФ). При наличии согласия Президент своим указом назначает Председателя Правительства (ст. 111 Конституции РФ). Если же согласие не получено, Президенту приходится подбирать другую кандидатуру. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства самостоятельно и распускает Государственную Думу (ст. 111 Конституции РФ). Председатель правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту свои предложения о персональном составе Правительства (ст. 112 Конституции РФ). Назначает членов Правительства и освобождает их от должности Президент (п. “д” ст. 83 Конституции РФ). Он может по собственной инициативе отправить все Правительство в отставку (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ). Государственная Дума тоже может выразить недоверие Правительству, но это само по себе не влечет отставку. В таком случае Президент или объявляет об отставке Правительства, или, при несогласии с Государственной Думой, не делает этого. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент или объявляет об отставке Правительства, или распускает Государственную Думу (ст. 117 Конституции РФ). Председатель Правительства может и по собственной инициативе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума откажет Правительству в доверии, то Президент в течение семи дней принимает решение либо об отставке Правительства, либо о роспуске Государственной Думы (ст. 117 Конституции РФ). Правительство РФ, как сказано в Конституции, издает свои акты на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных скоков, а также нормативных указов Президента РФ (ст. 115 Конституции РФ). На практике Правительство выполняет и ненормативные указы, адресованные ему. Во всем этом прежде всего выражается природа Правительства как органа исполнительного. Но исполняя Конституцию, законы и указы Президента, Правительство распоряжается, издавая свои властные акты, “обязательные к исполнению в Российской Федерации” (ст. 115 Конституции РФ, ст. 23 Закона “О Правительстве Российской Федерации”). В этой формуле закреплена обязательность актов федерального Правительства на всей территории России. Названный выше перечень основных направлений деятельности, функций и полномочий Правительства не является исчерпывающим. Как вытекает из п. “ж” ст. 114 Конституции РФ и ст. 22 Закона “О Правительстве Российской Федерации”, Правительство, кроме упомянутых выше, “осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации”. При рассмотрении компетенции федерального Правительства необходимо учитывать, что, хотя Президент РФ по Конституции 1993 г. не является более главой исполнительной власти (он теперь глава государства, призванный, в частности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти — ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), за ним сохранился ряд полномочий по осуществлению исполнительной власти (право назначения высших должностных лиц, присвоения высших чинов, рангов, воинских званий и т.д.). Решение таких вопросов, естественно, не входит в компетенцию Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, хотя Президент решает их, как правило, по представлениям этих органов. Следует также иметь в виду, что Президент является по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и Председателем Совета Безопасности. В связи с этим ряд федеральных министерств и ведомств (в частности, обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, внешней разведки, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий) непосредственно подведомственны Президенту по вопросам его компетенции, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами. Следовательно, по одним вопросам эти министерства и ведомства подчинены Правительству, а по другим — прямо Президенту, что также свидетельствует о разделении полномочий по осуществлению федеральной исполнительной власти между Президентом и Правительством РФ. Правительство обязано выполнять указы и распоряжения Президента. В то же время оно обладает относительной самостоятельностью по отношению к нему; Президент вправе отменять акты Правительства только в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115), т.е. не может это сделать по соображениям нецелесообразности упомянутых актов. Председатель Правительства — это не спикер его заседаний. Он, как сказано в Конституции РФ, “определяет основные направления деятельности Правительства... и организует его работу (ст. 11З). Право председательствовать на заседаниях Правительства имеет и Президент (п. “б” ст. 83 Конституции РФ). В таком случае Председатель Правительства уступает ему свое место председательствующего. Наиболее важные вопросы компетенции Правительства РФ рассматриваются на его заседаниях, созываемых не реже одного раза в месяц (ст. 27 Закона “О Правительстве Российской Федерации”). Менее важные, но тоже требующие коллегиального обсуждений вопросы, рассматриваются на заседаниях Президиума Правительства — его постоянно действующего органа. В состав Президиума входят (по должности) Председатель Правительства и его заместители, а также некоторые министры. Президиум Правительства заседает обычно по мере необходимости. В Правительстве имеется также Комиссия по оперативным вопросам, которая вправе давать поручения оперативного характера федеральным министерствам и другим органам, подчиненным Правительству. Многие вопросы правительственной компетенции решаются единолично Председателем Правительства и его первыми заместителями без коллегиального рассмотрения. Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство издает акты двух видов — постановления и распоряжения. Решения Правительства, имеющие общее значение и нормативный характер, оформляются как постановления; они принимаются на заседаниях Правительства или его Президиума, Решения по оперативным и другим текущим вопросам, как рассматривавшимся, так и не рассматривавшимся в коллегиальном порядке, оформляются в виде распоряжений Правительства. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ (ст. 23 Закона “ О Правительстве Российской Федерации”). Распоряжения считаются актами не упомянутых должностных лиц, а Правительства как органа исполнительной власти. Подведомственные Правительству РФ федеральные органы исполнительной власти весьма разнообразны. Это министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии России, службы, агентства, надзоры и т.д. Министерства являются, как правило, отраслевыми органами (например, Министерство РФ по атомной энергии, Министерство обороны, Министерство путей сообщения). Но есть и межотраслевые министерства (Министерство экономики, Министерство труда и социального развития и т.д.). Имеются и министерства по крупным проблемам (Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям). Некоторые государственные комитеты являются межотраслевыми органами (например, Государственный комитет по управлению государственным имуществом, Государственный антимонопольный комитет), другие — отраслевыми органами (Государственный комитет по кинематографии). Иные органы федеральной исполнительной власти бывают и отраслевыми, и межотраслевыми, и проблемными (например, Федеральная служба безопасности, Федеральная архивная служба, Федеральная служба геодезии и картографии, Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению). Наименование “надзор” имеют органы, возглавляющие системы контрольно-инспекционных органов (Федеральный горный и промышленный надзор, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности). Как уже отмечалось, система федеральных министерств и иных органов исполнительной власти РФ определяется Президентом РФ но представлению Председателя Правительства. Основы компетенции многих из этих органов (Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции, Государственного таможенного комитета и др.) очерчены федеральными законами. О каждом министерстве, ином федеральном органе исполнительной власти имеется Положение, утверждаемое или Президентом, или Правительством. Многие федеральные органы исполнительной власти имени свои территориальные органы (пример тому — территориальные управления Государственного антимонопольного комитета и Государственного комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства, территориальные управления Государственного и таможенного комитета, военкоматы — региональные органы Министерства обороны). Территориальные органы федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, если границы их деятельности совпадают с границами субъектов Федерации (а, как правило, так оно и бывает), возглавляют должностные лица, назначаемые руководителями этих министерств и иных федеральных органов по согласованию с субъектами Федерации. Министерства РФ и иные федеральные органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности при верховенстве единоначалия. Федеральные министры и другие руководители федеральных органов исполнительной власти РФ назначаются Президентом. Он же назначает заместителей руководителей и других членов коллегий тех центральных органов, которые подведомственны непосредственно ему, а также некоторых других органов (ст. 32 Закона “О Правительстве Российской Федерации”). Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов (ст. 12 Закона “О Правительстве Российской Федерации”). Руководители федеральных министерств и иных органов исполнительной власти РФ издают свои приказы в пределах компетенции каждого из этих органов, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ. Коллегии этих органов обсуждают и решают на регулярно проводимых заседаниях основные вопросы их компетенции. Председателем коллегий являются руководители упомянутых органов. Решения коллегий проводятся в жизнь приказами этих руководителей. Системы органов исполнительной власти субъектов Федерации весьма разнообразны. Во многих республиках их высшие органы построены по той же схеме, что и федеральные. В некоторых республиках (в Республике Мордовии, например) нет поста президента, и главой исполнительной власти там является глава правительства, а само правительство образуется парламентом и ответственно перед ним. Есть республики, где нет президента и где глава правительства, избираемый непосредственно населением, является главой исполнительной власти (Республика Карелия). В некоторых республиках (например, в Адыгее) президент, избираемый населением, является одновременно главой государства и главой правительства. Компетенция правительств республик определяется конституциями этих республик, республиканскими законами о правительствах и различных отраслях и проблемах хозяйственной и социально-культурной деятельности. Правительства республик издают постановления и распоряжения. Согласно уставам областей, краев, городов федерального значения и автономий, главы администраций избираются населением. В городах Москве и Санкт-Петербурге, некоторых областях и краях созданы и коллегиальные органы исполнительной власти — правительства. Их состав определяется мэрами этих городов, главами администраций областей и краев. Возглавляют такие правительства чаще всего сами главы администраций, а иногда назначаемые ими премьер-министры. Компетенция глав администраций и правительств определяется в основных чертах федеральным законодательством, а детально — уставами и законами самих этих субъектов Федерации. Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти субъектов Федерации являются их министерства, департаменты, комитеты, главные управления, управления и отделы. Положение о них утверждают в республиках их президенты или правительства, а в областях, краях, городах федерального значения и автономиях — главы их администраций. Обычно в республиках, городах федерального значения, краях и областях имеются: Министерство (в республиках) или Управление юстиции, Министерство (в республиках) или Управление внутренних дел, Министерство финансов (в республиках) или Финансовое управление, Управление по вопросам инвестиций, Министерство или Управление сельского хозяйства, Комитет по архитектуре и строительству, Министерство или Комитет по экономике и прогнозированию, Министерство или Комитет по управлению государственным имуществом, Комитет по вопросам обороны, мобилизационной подготовки и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство или Комитет по промышленности, Комитет по торговле, Комитет по внешнеэкономическим связям, Комитет по поддержке предпринимательства, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Министерство или Комитет по использованию и охране недр и экологии, Министерство или Комитет по жилищному и коммунальному хозяйству, Министерство или Комитет по транспорту, связи и дорожному строительству, Комитет по образованию, Комитет по научно-технической политике, Министерство или Комитет по культуре, Комитет по туризму, Министерство или Комитет по здравоохранению, Комитет по вопросам женщин, семьи и демографической политики, Комитет по физической культуре и спорту, Комитет по делам молодежи, Комитет по национальным вопросам, Министерство или Комитет по социальной защите населения, Министерство или Комитет по труду и занятости населения, Комитет по печати и информации, Отдел записи актов гражданского состояния, Архивное управление или Архивный отдел. Министры или главы иных органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации получают полномочия от их президентов или парламентов. Кандидатуры руководителей некоторых из таких органов, если это предусмотрено федеральным законодательством, предварительно согласовываются с руководителями соответствующих федеральных министерств и ведомств (подлежат, например, согласованию с министром внутренних дел РФ кандидаты на должности министров внутренних дел ее республик). Руководители отраслевых и функциональных органов исполнительной власти остальных субъектов Федерации назначаются и освобождаются от должности, как правило, мэрами городов федерального значения, главами областной, краевой администрации, причем руководители некоторых из этих органов — по согласованию с руководителями соответствующих федеральных министерств и ведомств (когда того требует федеральное законодательство). Начальники главных управлений, управлений внутренних дел назначаются, в порядке исключения из общего правила, не главами администраций, а министром внутренних дел РФ по согласованию с главой областной, краевой, городской (городов федерального значения) администрации (записи о необходимости согласования решения министра об освобождении от должности этих лиц в Федеральном законе “О милиции” нет). В министерствах и ведомствах республик, в отраслевых и функциональных органах областной, краевой, городской (городов федерального значения) администрации имеются коллегии, состав которых определяется в республиках их правительствами, а в остальных субъектах Федерации — главами их администраций или правительствами. Решения коллегий проводятся в жизнь прик
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|