Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплекс игр по формированию навыков общения дошкольников со сверстниками




Этапы комплекса и цель Игры
1. Общение без слов Цель: сформировать навыки непосредственно вербального общения, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. 1. Жизнь в лесу. 2. Добрые эльфы. 3. Птенцы. 4. Волны. 5. Муравьи.
2. Согласованность действий и внимание к другому. Цель: научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей, формировать способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподоблять ему. 1. Общий круг. 2. Тень. 3. Сороконожка. 4. Путанка. 5. Магазин зеркал.
Этапы комплекса и цель Игры
3. Взаимопомощь в игре и общие переживания. Цель: объединить дошкольников и добиться от них взаимопомощи, проявления сопереживания друг к другу. 1. Шторм. 2. Шляпа волшебника. 3. День помощника. 4. Обнималки. 5. Две страны.
4. Добрые слова и пожелания. Цель: научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. 1. Обзывалка. 2. Спящая красавица. 3. Комплементы. 4. Добрые волшебники. 5. Царевна несмеяна.
5. Помощь в совместной деятельности. Цель: научить детей делиться со сверстниками, помогать им в процессе совместной деятельности. 1. Рукавички. 2. Угадай-ка. 3. Общая картина. 4. Мастер и подмастерья. 5. Закончи рисунок.

 

Предлагаемые нами игры помогают детям в общении друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии. Комплекс состоит из 5 этапов, каждый из которых имеет определенную цель.

Таким образом, мы исключили возможность возникновение ссор и споров. В каждой игре вводился особый язык условных сигналов, которыми участники обменивались при общении. В основном эти сигналы выражались в физическом контакте. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами, спрашивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребенка, сообщая, что все хорошо и т.д. Кроме того, в игры не вводилось ни каких предметных атрибутов (посуды, костюмов и т.д.).

На втором этапе нашего комплекса внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учились замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонации своих сверстников. Также здесь отрабатывалась способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним.

Целью этого этапа мы обозначили формирование способности видеть сверстника. Многие дети сосредоточены только на себе и своем «Я», а другие становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задачей данного этапа было отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Все игры этого этапа направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним.

На этом этапе решается еще одна задача – научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Согласованность действий способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновения чувства общности.

Третий этап предполагал погружение детей в общие для всех переживания как радостные, так и тревожные. Создаваемые в играх мнимое чувство общей опасности объединяло и связывало дошкольников. Также вводились ролевые игры, в которых дети оказывали друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях.

Игры этого этапа направлены на переживание общих эмоций. Во многих играх детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой обзор. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость, и даже родственность.

На четвертом этапе нашего комплекса становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры может иметь исключительно положительный характер (комплементы, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и т.д.).

Мы уже говорили о том, что самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, злобы и пр.). Именно поэтому общим правилом игр предыдущих этапов было запрещение разговоров. Таким образом, исключалась возможность возникновения ссор и других конфликтных ситуаций. Только после того как дети прошли через игры предыдущих этапов и атмосфера сохраняется спокойная, мы перешли к пятому этапу, состоящему из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому.

Задачей данного этапа было научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, дети не только доставляли ему удовольствие, но и радовались все вместе с ним. На заключительном, пятом этапе, проводились игры, в которых дети оказывали друг другу реальную помощь в совместной деятельности.

В предложенном комплексе игры на совместную деятельность проводятся только на заключительном этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения.

Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причём дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

Как мы говорили в самом начале, дошкольники действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта, именно поэтому комплекс подобранных игр основан не на объяснениях, не на поощрениях или порицаниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми.

Игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей, их взаимоотношения в обстановке, создаваемой в детском воображении.

Предложенные нами игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа предложена желательная последовательность игр, развивающих те или иные аспекты общения детей друг с другом. Поэтому желательно придерживаться последовательностей этапов. Однако это вовсе не означает, что детей нужно знакомить со всеми играми каждого этапа, прежде чем приступить к новым. Поиграв с детьми в две - три игры, можно перейти к начальным играм следующих этапов. При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одни и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать её содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры, и нередко просят повторить какую-либо.

Игры последних этапов лучше делить на две части. В первой половине дня лучше проводить игры предыдущих разделов, направленные на непосредственное выражение позитивного отношения друг к другу, и лишь вторую половину посвящать вербальному выражению отношений или совместной предметной деятельности.

Игры на непосредственное взаимодействие способствуют формированию навыков общения дошкольников со сверстниками, чувство общности, что предотвращает возникновению конфликтов по поводу предметов и предметных действий.

Можно вносить в игры свои варианты, которые зависят как от конкретных обстоятельств, так и от вашей фантазии. Например, если день проведения игр совпадает с днём рождения кого-нибудь из детей, лучше изменить ход программы и посвятить игру этому ребёнку (ведь именно в этот день группа может уделять ему много внимания, дарить подарки, восхищаться им, говорить добрые слова, радуясь вместе с ним получая от этого удовольствие). Всё это потребует определённой гибкости и тонкости, умение не следовать за программой, а импровизировать и творить, исходя из особенности группы и ситуации.

Опыт проведения данной системы игр, показал достаточно высокие результаты. Дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе и всё больше общались друг с другом. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось колличество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх, т.е. у них начали формироваться навыки общения со сверстниками.

Для выявления результативности составленного и применённого к группе детей комплекса игр, нами было повторно проведено обследование социометрического статуса детей в группе сверстников. Мы снова выделили 3 группы, но уже с более лучшими результатами: 90% - из них – с высоким показателем, 7% - со средним, 3% - с низким показателем социометрического статуса в группе (таблица №4).

Таблица №4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...