Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регулирование ответственности за вред причиненный в сфере административного управления.

Ответственность за вред, причиненный государственными органами и должностными лицами.

Если вред причинен юридическому лицу или гражданину в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

ГК РФ сохранил 2 режима регулирования ответственности за вред причиненный данными субъектами в зависимости от того в какой сфере деятельности причинен данный вред.

· Сфера административного управления (статья 1069 ГК РФ)

· Сфера судебно-прокурорской деятельности (статья 1070 ГК РФ)

Регулирование ответственности за вред причиненный в сфере административного управления.

В состав потерпевших могут входить как граждане, так и юридические лица. Причинителями вреда могут выступать только государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица. Деликтные обязательства в этом случае возникают в связи с противоправными виновными действиями или бездействиями соответствующих органов или же их должностных лиц, в том числе в результате издания акта несоответствующего закону или иному правовому акту.

Противоправность деяния оценивается с позиций не только гражданского права, но и административного, финансового, а также других отраслей права.

Незаконность действий или же бездействий указанных органов или их должностных лиц может выражаться в частности в ограничении или же лишении граждан или юридических лиц каких либо прав, в отказе государственной регистрации, несоблюдении сроков, в отказе выдать документ, в незаконном возложении на них каких либо обязанностей, либо во вмешательстве их в хозяйственную деятельность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 249 ГПК РФ, а также пункта 6 статьи 194, пункте 5 статьи 200 АПК обязанности по доказыванию обстоятельств, а также оснований для принятия нормативно-правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий или же бездействий органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц возлагаются на орган, принявший нормативно-правовой акт, органа и лиц, которые приняли оспариваемое решение, действие или бездействие. Из закона вытекает презумпция противоправности причинения вреда органами и лицами.

Помимо 4х общих условий гражданско-правовой ответственности за вред в силу закона необходимы to 3 специальных условия:

1.Акт власти должен быть признан виновным должностным лицом или же группой таких лиц образующих коллегиальный орган. При этом под государственными органами понимаются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также представительные и исполнительные органы местного самоуправления, что прямо вытекает из статьи 10 и 12 Конституции РФ. Понятие должностного лица дано в примечании 1 к статье 285 УК РФ. Должностными лицами признаются должностные лица, которые постоянно, временно или же по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти, либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления, в муниципальных и государственных учреждениях, а также в вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. В частности, это могут быть должностные лица министерства, таможни, санитарного контроля, пожарного надзора, налоговой инспекции и т.д.

Не рассматриваются в качестве должностных лиц, лица которые выполняют только профессиональные и технические обязанности, в частности санитары, охранники, водители и т.п.

2.Действия названных органов и их должностных лиц должны быть обличены в форму акта власти и эти акты власти могут быть нормативными (решение, распоряжение, постановление), ненормативными (указание, приказ), устными распоряжениями, реальными действиями, а также бездействиями, которые носят противоправный характер. Для возложения имущественной ответственности за причиненный вред необходимо, чтобы эти акты были либо отменены, либо были признаны недействительными. Эти требования содержаться в ФЗ о порядке рассмотрения личных обращений граждан РФ. В силу статьи 13 ГК РФ ненормативный акт может быть признан недействительным по решению суда или же по решению суда. Такие акты могут признаваться недействительными по требованию прокуроров (пункт 2 статьи 22 закона РФ о прокуратуре РФ).

Кроме того признание актов не подлежащих применению в связи с их противоречием конституции может осуществляться также и конституционным судом РФ (статья 2 ФКЗ о КС РФ)

3.Орган или же его должностные лица, издавая властные акты, исполняет свои служебные обязанности, которые предусмотрены ФЗ ил же подзаконными актами, положениями, уставами, инструкциями, указами и т.д.

Ответственность за данный вред возлагается на соответствующие государственно-публичные образования причинившие вред, то есть соответствующие требования, иски о возмещении вреда должны предъявляться непосредственно казне РФ, казне субъекта РФ или же казне муниципального образования (статья 1069 ГК РФ). Причем т имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или же гражданина, что вытекает из статьи 1071 ГК РФ. В соответствии с пунктом 7 статьи 242.2 бюджетного кодекса органами, исполняющими судебные акты являются: министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований.

Во многих действующих законах в качестве ответчиков за вред причиненный государственными органами, муниципальными органами называется сам этот орган который вред причинил, например, таможенный, налоговый орган и т.д.

Поэтому в пункте 12 постановления пленума ВС РФ и ВАС РФ «о некоторых вопросах связанных с применением части первой ГК РФ» от 1 июня 1996 разъясняется что предъявление гражданином или же юридическом лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления допустившему соответствующее нарушение не может служить основанием к отказу в принятии искового заявлению или возвращению его без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или же иной управомоченный орган.

Ответственность за вред, причиненный названными органами и их должностными лицами вне сферы административного управления наступает по общему правилу (120 ГК РФ).

Помимо статьи 1069 ГК РФ действует также ряд ФЗ, которые также устанавливают данный вид ответственности: ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, ФЗ о защите конкуренции.

РФ, субъект РФ, муниципальное образование возместившее вред причиненный незаконным актом управления приобретают право регресса в полном объеме к тому должностному лицу, которое приняло этот незаконный акт но уже по нормам главы 39 ТК РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...