Релаксация «Земля, воздух, огонь и вода».
Структура урока Организационный момент -Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры. Мотивация учебной деятельности. Послушайте стихотворение и догадайтесь о чем пойдет речь на уроке: Божьей силою полна, В каждом храме есть она, В каждом доме, где про Бога Люди помнят хоть намного Знай: с молитвой и постом Все на ней выводится: Бог, в сиянии святом, Или Богородица, Или Ангелов чины, Что нам только здесь видны, Так они чисты; и Божие святые Вот- копьем, в венец побед Бьет святой дракона Не картина, не портрет Это, а- икона! Послушайте стихотворение и догадайтесь о чем пойдет речь на уроке: Божьей силою полна, В каждом храме есть она, В каждом доме, где про Бога Люди помнят хоть намного Знай: с молитвой и постом Все на ней выводится: Бог, в сиянии святом, Или Богородица, Или Ангелов чины, Что нам только здесь видны, Так они чисты; и Божие святые Вот- копьем, в венец побед Бьет святой дракона Не картина, не портрет Это, а- икона! Послушайте стихотворение и догадайтесь о чем пойдет речь на уроке: Божьей силою полна, В каждом храме есть она, В каждом доме, где про Бога Люди помнят хоть намного Знай: с молитвой и постом Все на ней выводится: Бог, в сиянии святом, Или Богородица, Или Ангелов чины, Что нам только здесь видны, Так они чисты; и Божие святые Вот- копьем, в венец побед Бьет святой дракона Не картина, не портрет Это, а- икона! Актуализация знаний, объявление темы урока А) Определение темы урока. - Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (предположения) - Чтобы наши предположения оправдались, отгадайте загадку. Силой Божией полна
В наших храмах есть она. Да и в доме, где про Бога Люди помнят хоть немного. - О чем идёт речь в загадке? -Давайте определим вопросы по данной теме, на которые вы постараетесь найти ответы в течение урока. Получился план работы. Для этого у вас подготовлена таблица с вопросами. Они же записаны у меня на доске.
- Где можно встретить иконы? -Основным местом нахождения икон является храм, церковь. Б)Беседа. - Рассмотрите изображения на доске. Что объединяет их? Как можно назвать их одним словом? (картины, портреты).
- Какие иконы вы знаете? - Какие иконы есть в вашей семье? - Как вы думаете, умеют ли говорить иконы? (Дети высказывают свои предположения) Изучение нового материала а)Работа над притчей «Икона». Косились в музее картины на икону и ничего не понимали: - Для чего была создана икона вы ответите в конце урока, когда мы с вами изучим эту тему. Физкультминутка Релаксация «Земля, воздух, огонь и вода». А) изобразите одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Земля. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Вода. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. б)Работа в группах Работа учебником с. 1группа. Что такое икона? Как появилась первая икона? 2 группа. Кто писал иконы? Кто были первые иконописцы? Где писали иконы? 3 группа. Какими красками писали иконы, что обозначает каждый цвет? 4 группа. Как писали иконы? В православии иконы занимают особое место. Ими украшают как православные храмы, так и дома верующих. -Так что же такое икона? -Слово предоставляем 1 группе. Выступление 1 группы Икона - предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ. /. Словарь русского языка автор - С.И.Ожегов./ - Какие главные слова можно выписать из этого толкования. / Изображение Бога, святых, предмет поклонения. / ответ появляется на слайде Иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. /Толковый словарь Ушакова - Какие главные слова можно взять из этого толкования? / Предмет почитания/ Икона (от греч. eikón — изображение, образ) в христианской религии — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; /Большая советская энциклопедия - Какие главные слова можно выписать из этого толкования? / Священный характер –святыня/ Икона -изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой./Этимоло-гический словарь русского языка Семенова/ - Что главное в этом толковании? / Люди обращаются с молитвой/ Иконы – величайшая святыня, которая служит для более близкого общения с Богом, с Божией Матерью, со святыми ангелами и угодниками Божиими. Учитель: - Давайте найдем определение «икона» в учебниках и запишем его в таблицу. Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.
- Кто, по вашему мнению, был создателем первой иконы? Предположения детей. - Первую икону по легенде создал сам Иисус Христос. Выступление ученика (Случилось это во время земной жизни Спасителя. Князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа. Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Растерявшись, слуга грозного царя Авгаря – заплакал. Заметив это, Иисус приблизился, попросил у людей чистое полотенце и приложил его к своему лицу. Отчего на ткани запечатлелся его Божественный Образ. Когда Авгарь увидел этот образ, он с верою приложился к нему и получил исцеление за свою веру). - С тех пор дар Иисуса, бережно укрепленный на доске, хранился в нише над воротами города, защищая его от врагов. Так возник «Нерукотворный Образ Христа» или «Спас Нерукотворный». Учитель:- А кто же писал иконы? Где их пишут? Об этом расскажет 2 группа. Выступление 2 группы Иконы писали иконописцы. Они трудились в тишине монастырских келий, перед началом работы молились, читали Библию, жизнеописания святых, соблюдали пост. Не каждый человек мог стать иконописцем, а только тот, кто был смиренным, почитал Бога, не болтал понапрасну, не заводил ссор, не завидовал другим и не пил. В наше время иконы пишут в иконописной мастерской. Учитель:- Расцветом русского иконописания стал XVвек, время собирания Руси в единое Московское государство. На иконы был большой спрос, поэтому и иконописцев было много. - Имена, каких иконописцев вы нашли в интернете? Ученик: - По преданию, первым иконописцем был Лука, один из учеников Христа. Еще при жизни Девы Марии, матери Христа, Лука запечатлел ее образ. - Феофан Грек, Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, Дионисий, Симон Ушаков.
- Откуда приехал Феофан Грек? - Кто был его учеником? Какую всемирно известную икону написал Рублев? Учитель:-Какими красками пользовались мастера иконописцы? Что эти цвета обозначают в иконописи, нам расскажет 3 группа Выступление 3 группы -Краски на русских иконах были живыми, яркими и звонкими. Золотой цвет позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства. Он обозначал самого Бога. Красный цвет - один из самых знаменитых цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни. Белый цвет- символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. Синий или голубой цвета обозначали бесконечность неба. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе земное и неземное. Учитель: - Итак, ребята, цвета для написания икон художники-иконописцы выбирают неслучайно, каждый цвет имеет свое символическое значение. - Посмотрите на иконы, можно ли сказать, что они излучают свет? (Можно) -Откуда исходит свет? (от лица, фигуры, одежды, от золотого круга вокруг головы). - Верно, главная особенность икон в том, что свет исходит от образа, а не падает на него. На какой вопрос мы нашли ответ?(Может ли икона излучать свет?) -Какой ответ запишем? - Кто из вас знает, как называется золотой круг, который окружает голову святого? (Предположительно, некоторые слышали название – нимб.) - Чтобы понять, что он символизирует, подумайте, на что он похож? (на солнце). - А что даёт солнце всему живому? (тепло, свет, уют, радост). - А как всё перечисленное назвать одним словом? (благодать) - Попробуйте сделать предположение - что символизирует нимб вокруг головы святого? (Знак Божией благодати) -Почему жизни святых можно и нужно подражать? (Их жизнь наполнена любовью, добром. К этому должен стремиться каждый человек). - Скажите, каково же отличие картин и икон? (на картинах изображены реальные люди, ситуации или вымышленные художником, а на иконах изображены Бог, святые, библейские сюжеты) - Почему икона для православных христиан –святыня? Чем она необычна? - Давайтеответим на последний вопрос: «Зачем нужны иконы?» (предположительный ответ: чтобы молиться) -А что значит молиться? Молиться - это значит обращаться к Богу. - Техника иконописания довольно сложна и трудоемка. Как создается икона, расскажет 4 группа Выступление 4 группы - На Руси иконы писали на липовых или сосновых досках — это дерево мягкое, теплое, хорошо поддающееся обработке и без сучков. Не всегда можно найти доску нужной ширины, поэтому их склеивали и скрепляли.
На самой доске делали маленькое углубление – ковчег. Затем эту доску долго сушили без доступа солнечных лучей, сквозняков, чтобы не было никаких трещин. Когда доска просохнет, на неё рыбьим клеем наклеивали паволоку, то есть грубую льняную ткань, и по этой паволоке клали левкас: истолченный мелко–мелко, до пыли, как зубной порошок или того мельче, мел, смешанный с разными составами, в основе которых лежит тот же рыбий клей. Пишут икону особыми красками. Иконописные краски — это растертые до состояния мелкой пыли минералы, полудрагоценные камни, которые замешиваются на яичном желтке. А потом икону поливают оливковым маслом — олифой, и оставляют на месяц, на два, чтобы олифа высохла и больше не прилипала к пальцам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|