Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тест «Русский язык и культура речи»

1. Укажите правильные позиции, характеризующие формы существования русского национального языка.

 

1) Норма — это главный показатель русского литературного языка.

2) Норма кодифицирована, т.е. закреплена в грамматиках и словарях.

3) Диалекты существуют как в устной, так и в письменной разновидностях.

 

2. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит данный текст:

 

Выражение «в пьяном виде» закреплено за определенным стилем — разговорным, поэтому употребление его в ст.ст. 162 и 241 Кодекса РСФСР об

административных правонарушениях неуместно. Кроме того, речь в названных статьях идет не о виде человека, а о состоянии опьянения, в котором он находится. Надо: «в состоянии алкогольного опьянения». 1) Разговорный; 2) Официально-деловой; 3) Недопустимое смешение официально-делового и разговорного стилей; 4) Научно-учебный.     3. Выберите правильное определение понятия "язык".   1) Язык - это общение, процесс говорения. 2) Язык - это знаковая система, которая используется для формирования и выражения мысли. 3) Язык - это составляющая коммуникации.   3. Дайте определение русского литературного языка.   1) Это язык художественной литературы. 2) Это вариант языка, используемый на телевидении, радио, в периодической печати, в науке, государственных и учебных учреждениях. 3) Это высшая форма национального языка.   4. Дайте определение функционального стиля речи.   1) Стиль - это сам человек. 2) Это подсистема литературного языка, которая реализуется в определенной сфере общественной деятельности и характеризуется некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. 3) Система языковых средств, предназначенных для использования в сфере официального общения.   5. Какое слово не называет форму существования общенародного языка?   1) Литературный язык. 2) Неологизмы. 3) Территориальные диалекты. 4) Просторечие. 6. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит данный текст:   Остались мы одни: в семье мать, бабушка Мария, Анна, и Авдотья, и я. Мать Анну и Авдотью отдала в школу учиться, а мне тоже охота в школу - мать меня не отпустила, говорит: - Ты еще мал - не отпущу! А мне охота учиться! Девки стали ходить в школу - придут домой, читают, пишут на доске грифельной, я смотрю. Потом стал спрашивать кое-что, буквы стал приглядывать. Шло время. Много букв изучил. Все пошло как по маслу. Стал читать.   1) разговорному; 2) художественному; 3) газетно-публицистическому; 4) официально-деловому; 5) научному.   7. Укажите, какие типы лексических единиц можно обнаружить в приведенном выше тексте: 1) устаревшие слова; 2) фразеологизмы; 3) неологизмы; 4) профессионализмы и термины.   8. Укажите словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении:   1) золотой медальон; 2) пустая голова; 3) цветущий сад.     9. Укажите случаи смешения стилей:   1) В разговорной речи: "Мальчик, ты почему плачешь?" 2) В заявлении: "Отпустите меня с работы пораньше, потому что мне надо к зубному врачу". 3) В приказе: "Выделите сорок человек для погрузки моркови и картофеля".   10. Какой из указанных жанров не относится к научному стилю?   1) реферат; 2) очерк; 3) диссертация; 4) аннотация.   11. В каком стиле разрешается использовать все языковые средства?   1) научный стиль; 2) газетно-публицистический; 3) официально-деловой; 4) язык художественной литературы.   12. К какому жанру научного стиля речи относится данный текст? Статья посвящена развитию навыков чтения. В ней доказывается важность совершенствования навыков чтения, рассматриваются виды чтения в зависимости от цели и установки на степень понимания, а также приводятся задания, развивающие навыки чтения. Статья предназначена для курсантов, изучающих русский язык как неродной, и представляет интерес для широкого круга читателей. 1) рецензия; 2) реферат; 3) аннотация. 13. Какой вид контекста использован в указанном тексте? В предложении слова объединяются в словосочетания. То, что в предложении слова объединяются в словосочетания, определяет особые синтаксические свойства слов. 1) последовательная связь; 2) параллельная связь.   14. Какие сведения не включаются в резюме?   1) персональные данные; 2) образование; 3) сведения о родителях; 4) опыт работы.   15. Какой вариант окончания письма не используется в деловой переписке?   1) С уважением; 2) Надеемся на успешное продолжение сотрудничества; 3) До скорой встречи. 16. Какой вариант общения не используется в деловой переписке?   1) Уважаемый г-н Зорин! 2) Александр Иванович! 3) Уважаемый Зорин Александр Иванович. 4) Господин Зорин!   17. К какому документу принадлежит следующий текст?   "В связи с повышением цен на сырье мы вынуждены поднять цену и на нашу продукцию, о чем уведомляем всех наших клиентов. Высылаем Вам новый прейскурант, чтобы Вы могли изучить его до повышения цен. Надеемся на продолжение нашего сотрудничества и на понимание предпринимаемой нами меры".   1) акт; 2) служебная записка; 3) протокол; 4) служебное письмо.   18. К какой группе документов относятся служебная записка?   1) организационные; 2) распорядительные; 3) справочно-информационные; 4) личные документы граждан.   19. В употреблении какого предлога допущена ошибка?   1) в виду болезни; 2) в течение месяца; 3) наряду с остальными.   20. Лексическое значение каких слов указано неверно?   1) инкриминировать - вменять в вину, предъявлять обвинение в чем-либо; 2) каллиграфия - искусство красивого письма; 3) импозантный - презрительный, недоброжелательный; 4) геноцид - политика уничтожения отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным мотивам.   21. Как называются слова компания и кампания?   1) синонимы; 2) антонимы; 3) омофоны; 4) паронимы.   22. В каждом синонимическом ряду укажите нейтральные (с точки зрения их эмоционально-экспрессивной окраски) слова   1) очи, гляделки, глаза; 2) девушка, барышня, девица; 3) красивый, клевый, восхитительный;   23. Укажите разговорное слово:   1) умереть; 2) скончаться; 3) загнуться. 24. Какая речевая ошибка допущена в предложении: "Просим Вас выделить 150 рублей денежных средств" 1) тавтология; 2) плеоназм; 3) искажение фразеологического оборота.   25. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.   1) Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы встретиться с исполнительницей главной роли. 2) Главным объектом искусства всегда остается человек, его духовный мир, его идеи, стремления; 3) Очень живописный лес тянется вдоль реки; 4) Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицал, что "хочу воспеть свободу миру!...".   26. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.   1) Устав после занятий, мне не читалось. 2) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим. 3) Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силен, что не раз будил меня.   27. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.   1) Молодой человек оскорбился невежливым обращением прохожего. 2) Артист был удостоен высокой наградой. 3) Площади, улицы, нижние этажи домов затоплены в результате наводнения. 4) Художник нарисовал карикатуру известного политика. 5) Детвора с утра резвились во дворе. 28. Отметьте номера предложений без речевых ошибок.   1) Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы. 2) Этот человек произвел на меня большое воздействие. 3) На собрании станичников царствовала разноголосица. 4) Мальчик обладал хорошими музыкальными способностями. 29. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.   1) Пилоту пришлось совершить вынужденную посадку. 2) Он никому не звонит, видно, с головой ушел в работу. 3) Я встречался с профессором только два раза, потому мы с ним на короткой ноге.   30. Укажите ошибки в употреблении предлогов:   1) Предприятие понесло убытки благодаря пожару. 2) Вопреки предсказания моего спутника, погода прояснилась. 3) Сын знает, что отец только из-за собственного невежества запрещает ему учиться. 32. Укажите ряд(ы), где все слова являются заимствованными:   1) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля; 2) ватрушка, жнец, мичман, галстук; 3) медальон, мольберт, либретто, гитара; 4) пудинг, квас, одуванчик, хоккей.   33. Отметьте ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого.   1) Прошли 100 лет; 2) Все 16 курсантов поехали на экскурсию; 3) Двадцать две тетради лежали на столе; 4) Ряд столов стоял в аудитории.   34. Подберите к слову одеть соответствующее слово:   1) пальто; 2) ребенка; 3) на голову.   35. Укажите, как называется троп, основанный на использовании переносного значения слова, при котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по сходству.   1) сравнение; 2) метафора; 3) олицетворение; 4) метонимия.   36. Какая стилистическая фигура используется в предложении: Есть книги, которые читаются, есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. 1) градация; 2) повтор; 3) синтаксический параллелизм; 4) инверсия.   37. Как называется словарь, в котором указаны правила произношения?   1) орфографический; 2) орфоэпический; 3) этимологический; 4) фразеологический.   38. Ударение поставлено неправильно в ряду:   1) алкого'ль, бензопрово'д; 2) ве'рба, дефи'с; 3) зави'дно, облегчи'ть; 4) ходата'йствовать, осу'жденный; 5) обеспе'чение, рудни'к.   39. Где согласный перед буквой -е- произносится мягко? 1) академия; 2) сервис; 3) сонет.   40. Нормы сочетаемости слов не нарушены: 1) играть роль; 2) заведующий первого отдела; 3) взаимно уважать друг друга; 4) написать тему природы.   41. Какое существительное в Им.п. мн.ч. имеет окончание -а(я)? 1) договор; 2) инженер; 3) вексель.   42. Укажите слова женского рода: 1) рояль; 2) мозоль; 3) УИС.   43. Образуйте от указанных существительных норму родительного падежа множественного числа и укажите только то, которое в литературном языке имеет окончание - ов. 1) ботинок; 2) сапог; 3) рельс.   44. Буква -и- пишется: 1) бл... стающий; 2) пр...дложение; 3) зам...реть.   45. Буква -а- пишется: 1) к...ламбур; 2)...ратор; 3) выр...внять (дорогу); 4) пл...вец.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...