1. Укажите правильные позиции, характеризующие формы существования русского национального языка.
1) Норма — это главный показатель русского литературного языка.
2) Норма кодифицирована, т.е. закреплена в грамматиках и словарях.
3) Диалекты существуют как в устной, так и в письменной разновидностях.
2. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит данный текст:
Выражение «в пьяном виде» закреплено за определенным стилем — разговорным, поэтому употребление его в ст.ст. 162 и 241 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях неуместно. Кроме того, речь в названных статьях идет не о виде человека, а о состоянии опьянения, в котором он находится. Надо: «в состоянии алкогольного опьянения».
1) Разговорный;
2) Официально-деловой;
3) Недопустимое смешение официально-делового и разговорного стилей;
4) Научно-учебный.
3. Выберите правильное определение понятия "язык".
1) Язык - это общение, процесс говорения.
2) Язык - это знаковая система, которая используется для формирования и выражения мысли.
3) Язык - это составляющая коммуникации.
3. Дайте определение русского литературного языка.
1) Это язык художественной литературы.
2) Это вариант языка, используемый на телевидении, радио, в периодической печати, в науке, государственных и учебных учреждениях.
3) Это высшая форма национального языка.
4. Дайте определение функционального стиля речи.
1) Стиль - это сам человек.
2) Это подсистема литературного языка, которая реализуется в определенной сфере общественной деятельности и характеризуется некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств.
3) Система языковых средств, предназначенных для использования в сфере официального общения.
5. Какое слово не называет форму существования общенародного языка?
1) Литературный язык.
2) Неологизмы.
3) Территориальные диалекты.
4) Просторечие.
6. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит данный текст:
Остались мы одни: в семье мать, бабушка Мария, Анна, и Авдотья, и я. Мать Анну и Авдотью отдала в школу учиться, а мне тоже охота в школу - мать меня не отпустила, говорит: - Ты еще мал - не отпущу! А мне охота учиться! Девки стали ходить в школу - придут домой, читают, пишут на доске грифельной, я смотрю. Потом стал спрашивать кое-что, буквы стал приглядывать. Шло время. Много букв изучил. Все пошло как по маслу. Стал читать.
1) разговорному;
2) художественному;
3) газетно-публицистическому;
4) официально-деловому;
5) научному.
7. Укажите, какие типы лексических единиц можно обнаружить в приведенном выше тексте:
1) устаревшие слова;
2) фразеологизмы;
3) неологизмы;
4) профессионализмы и термины.
8. Укажите словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении:
1) золотой медальон;
2) пустая голова;
3) цветущий сад.
9. Укажите случаи смешения стилей:
1) В разговорной речи: "Мальчик, ты почему плачешь?"
2) В заявлении: "Отпустите меня с работы пораньше, потому что мне надо к зубному врачу".
3) В приказе: "Выделите сорок человек для погрузки моркови и картофеля".
10. Какой из указанных жанров не относится к научному стилю?
1) реферат;
2) очерк;
3) диссертация;
4) аннотация.
11. В каком стиле разрешается использовать все языковые средства?
1) научный стиль;
2) газетно-публицистический;
3) официально-деловой;
4) язык художественной литературы.
12. К какому жанру научного стиля речи относится данный текст?
Статья посвящена развитию навыков чтения. В ней доказывается важность совершенствования навыков чтения, рассматриваются виды чтения в зависимости от цели и установки на степень понимания, а также приводятся задания, развивающие навыки чтения. Статья предназначена для курсантов, изучающих русский язык как неродной, и представляет интерес для широкого круга читателей.
1) рецензия;
2) реферат;
3) аннотация.
13. Какой вид контекста использован в указанном тексте?
В предложении слова объединяются в словосочетания. То, что в предложении слова объединяются в словосочетания, определяет особые синтаксические свойства слов.
1) последовательная связь;
2) параллельная связь.
14. Какие сведения не включаются в резюме?
1) персональные данные;
2) образование;
3) сведения о родителях;
4) опыт работы.
15. Какой вариант окончания письма не используется в деловой переписке?
1) С уважением;
2) Надеемся на успешное продолжение сотрудничества;
3) До скорой встречи.
16. Какой вариант общения не используется в деловой переписке?
1) Уважаемый г-н Зорин!
2) Александр Иванович!
3) Уважаемый Зорин Александр Иванович.
4) Господин Зорин!
17. К какому документу принадлежит следующий текст?
"В связи с повышением цен на сырье мы вынуждены поднять цену и на нашу продукцию, о чем уведомляем всех наших клиентов. Высылаем Вам новый прейскурант, чтобы Вы могли изучить его до повышения цен. Надеемся на продолжение нашего сотрудничества и на понимание предпринимаемой нами меры".
1) акт;
2) служебная записка;
3) протокол;
4) служебное письмо.
18. К какой группе документов относятся служебная записка?
1) организационные;
2) распорядительные;
3) справочно-информационные;
4) личные документы граждан.
19. В употреблении какого предлога допущена ошибка?
1) в виду болезни;
2) в течение месяца;
3) наряду с остальными.
20. Лексическое значение каких слов указано неверно?
1) инкриминировать - вменять в вину, предъявлять обвинение в чем-либо;
2) каллиграфия - искусство красивого письма;
3) импозантный - презрительный, недоброжелательный;
4) геноцид - политика уничтожения отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным мотивам.
21. Как называются слова компания и кампания?
1) синонимы;
2) антонимы;
3) омофоны;
4) паронимы.
22. В каждом синонимическом ряду укажите нейтральные (с точки зрения их эмоционально-экспрессивной окраски) слова
1) очи, гляделки, глаза;
2) девушка, барышня, девица;
3) красивый, клевый, восхитительный;
23. Укажите разговорное слово:
1) умереть;
2) скончаться;
3) загнуться.
24. Какая речевая ошибка допущена в предложении:
"Просим Вас выделить 150 рублей денежных средств"
1) тавтология;
2) плеоназм;
3) искажение фразеологического оборота.
25. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.
1) Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы встретиться с исполнительницей главной роли.
2) Главным объектом искусства всегда остается человек, его духовный мир, его идеи, стремления;
3) Очень живописный лес тянется вдоль реки;
4) Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицал, что "хочу воспеть свободу миру!...".
26. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.
1) Устав после занятий, мне не читалось.
2) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.
3) Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силен, что не раз будил меня.
27. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.
1) Молодой человек оскорбился невежливым обращением прохожего.
2) Артист был удостоен высокой наградой.
3) Площади, улицы, нижние этажи домов затоплены в результате наводнения.
4) Художник нарисовал карикатуру известного политика.
5) Детвора с утра резвились во дворе.
28. Отметьте номера предложений без речевых ошибок.
1) Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.
2) Этот человек произвел на меня большое воздействие.
3) На собрании станичников царствовала разноголосица.
4) Мальчик обладал хорошими музыкальными способностями.
29. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.
1) Пилоту пришлось совершить вынужденную посадку.
2) Он никому не звонит, видно, с головой ушел в работу.
3) Я встречался с профессором только два раза, потому мы с ним на короткой ноге.
30. Укажите ошибки в употреблении предлогов:
1) Предприятие понесло убытки благодаря пожару.
2) Вопреки предсказания моего спутника, погода прояснилась.
3) Сын знает, что отец только из-за собственного невежества запрещает ему учиться.
32. Укажите ряд(ы), где все слова являются заимствованными:
1) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля;
2) ватрушка, жнец, мичман, галстук;
3) медальон, мольберт, либретто, гитара;
4) пудинг, квас, одуванчик, хоккей.
33. Отметьте ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого.
1) Прошли 100 лет;
2) Все 16 курсантов поехали на экскурсию;
3) Двадцать две тетради лежали на столе;
4) Ряд столов стоял в аудитории.
34. Подберите к слову одеть соответствующее слово:
1) пальто;
2) ребенка;
3) на голову.
35. Укажите, как называется троп, основанный на использовании переносного значения слова, при котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по сходству.
1) сравнение;
2) метафора;
3) олицетворение;
4) метонимия.
36. Какая стилистическая фигура используется в предложении:
Есть книги, которые читаются, есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации.
1) градация;
2) повтор;
3) синтаксический параллелизм;
4) инверсия.
37. Как называется словарь, в котором указаны правила произношения?
1) орфографический;
2) орфоэпический;
3) этимологический;
4) фразеологический.
38. Ударение поставлено неправильно в ряду:
1) алкого'ль, бензопрово'д;
2) ве'рба, дефи'с;
3) зави'дно, облегчи'ть;
4) ходата'йствовать, осу'жденный;
5) обеспе'чение, рудни'к.
39. Где согласный перед буквой -е- произносится мягко?
1) академия;
2) сервис;
3) сонет.
40. Нормы сочетаемости слов не нарушены:
1) играть роль;
2) заведующий первого отдела;
3) взаимно уважать друг друга;
4) написать тему природы.
41. Какое существительное в Им.п. мн.ч. имеет окончание -а(я)?
1) договор;
2) инженер;
3) вексель.
42. Укажите слова женского рода:
1) рояль;
2) мозоль;
3) УИС.
43. Образуйте от указанных существительных норму родительного падежа множественного числа и укажите только то, которое в литературном языке имеет окончание - ов.
1) ботинок;
2) сапог;
3) рельс.
44. Буква -и- пишется:
1) бл... стающий;
2) пр...дложение;
3) зам...реть.
45. Буква -а- пишется:
1) к...ламбур;
2)...ратор;
3) выр...внять (дорогу);
4) пл...вец.