Статико-динамические упражнения для развития артикуляционного праксиса
Туманова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика // Дошкольное воспитание, 2005, №6, с.86-88 Оглавление Статические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса Динамические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса Статико-динамические упражнения для развития артикуляционного праксиса
Предлагаемая вниманию коллег система артикуляционной гимнастики поможет учить детей с ограниченными возможностями правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию навыков в выполнении артикуляционных упражнений и упражнении для развития мелкой моторики. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Эффективное становление речи невозможно без развития мелкой моторики (М.И. Кольцова. Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для повышения качества постановки звуков у детей с ограниченными возможностями мы создали систему артикуляционной гимнастики, соединив ее с упражнениями для развития мелкой моторики. Пальчиковую гимнастику необходимо проводить одновременно с артикуляционной на занятиях по звукопроизношению. Статические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса 1. «Улыбка». Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам. Тянем губы прямо к ушкам, И сердиться нам не нужно. Губы в улыбке, зубы видны, все пальцы, кроме больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны.
Заборчик». Из зубов заборчик строй - Ровный, белый, не косой. Губки широко открой, Чтоб заборчик видеть свой. Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, шик чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки. Лопатка». Язычок наш как лопатка - Очень ровный, очень гладкий. А такой лопаткой И копать приятно. Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая - сверху ладонью вверх. Желобок». Я послушный язычок Превращаю в желобок. Узкий, узкий желобок. По нему ручей течет. Язык лежит на нижней губе, кончик -узкий, а боковые края загнуты в желобок; ладони соединены - от кистей до кончиков мизинцев. Чашечка». Мы чаек горячий Будем пить на даче. Чашечку мы держим Крепче, крепче, крепче. Язык удерживает «чашечку»; локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулик, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»). Грибок». Вырос гриб большой в лесу, В садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять - Гриб мне надо удержать. Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая - «лежит» на кулаке («шляпка»). 7. «Горка». Горка длинная у нас! Мы прокатимся сейчас. Ты на горке удержись, Плавно, медленно катись. Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на первой, а пальцами касается стола («горка»). Иголочка». Я иголку острую Для шитья готовлю. Крепко я ее держу, Никого не уколю. Рот приоткрыт, кончик языка узкий, губы не касаются языка; Ладонь одной руки сжата в кулак. Пальцы другой собраны в пучок и «воткнуты» в другую руку. Динамические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса 1. «Вкусное варенье».
Мы сегодня ели Вкусное варенье, А теперь по кругу Мы оближем губы. Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), затем левую. Качели». Эх, раз! Еще раз! Мы качаемся сейчас. Вверх, вниз мы летим, Тормозить мы не хотим. Язык, не касаясь губ копчикам, производит движения вверх, вниз: руки ладонями вниз, не касаясь сточи, производят те же движения. Гармошка». На гармошке мы играем. Рот пошире открываем, Челюсть вверх, челюсть вниз, Ты, смотри, не ошибись. Язык «присасывается» к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка; руки сжаты в «замок», кисти то отводятся в стороны, разжимая «замок», то возвращаются в исходное положение. Лошадка». Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает. Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней. Непослушный язычок» Провинился язычок, Ничего сказать не смог. Мы его похлопаем, Губками пошлепаем. Широкий язык «лежит» на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя); ладони рук ударяют по столу.
Барабан». В барабан мы бьем Нашим язычком. Громкий, громкий звук Слышен звонкий стук. Язык ударяет по верхней стороне (д-д-д); пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка. Чищу зубы». Чищу зубы чисто, чисто И снаружи, и внутри; Я хочу, чтобы всегда Были белые они Языкам проводим сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней; ладонью правой руки проводим сначала по внешней, затем по внутренней поверхности левой руки. Часики». Мой веселый язычок Словно маятник часом: Вправо - влево, вправо - влево Он всегда ходить готов. Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта; руки ладонями вниз, не касаясь стола, качаются вправо - влево. Статико-динамические упражнения для развития артикуляционного праксиса Основаны на синхронных и асинхронных движениях рук и органов артикуляции 1. «Улыбка-трубочка». Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам. А теперь сужаем губы, Словно дуем, дуем в трубы. Губы то в улыбке, то трубочкой; улыбка - все пальцы рук, кроме больших, сцеплены, локти с усилием отведены в стороны; - трубочка» - кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|