основные, природа и сущность
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Термин «государственное управление» характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами организации государственной власти и общественной жизни. Основой для понимания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности. Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Общественная обусловленность вытекает из практики государственного управления как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (то есть соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентаций, данных публичной властью. Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта выступают различные явления и процессы: человек, социальная общность, общество в целом, общественные процессы. Государственно-политическое управление – деятельность институтов политической власти трех уровней: 1) федерального; 2) субъектов РФ; 3) местного самоуправления. Субъектами политической власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик, губернаторы областей) и представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ; советы уполномоченных муниципальных образований и выборные должностные лица местной администрации.
Государственно-административное управление – вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц. Предметом выступают государственный сектор экономики; инфраструктура (например, федеральные дороги, аэропорты, транспорт), вся сфера социальных услуг; службы, занимающиеся дорожно-коммунальным хозяйством; государственные учреждения образования, здравоохранения; армия, милиция, тюрьмы, пожарная охрана и другие структуры, чья деятельность финансируется из средств федерального, субъектов и местных бюджетов. Существуют два подхода к понятию государственного управления. В широком смысле государственное управление – это деятельность государства по руководству различными сферами общественной жизни через органы государственной власти, к которым относятся законодательные, исполнительные и судебные органы власти всех уровней, с привлечением неправительственных организаций. В более узком смысле под государственным управлением понимают исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти в пределах их компетенции по регулированию и руководству общественными делами.
В науке о публичном управлении (государственном, муниципальном, корпоративном) существуют различные школы, объединяющие ученых-единомышленников. Вместе с тем имеются разные методологические подходы: тоталитарный, демократический и государственно-религиозный. При тоталитарном подходе к публичному управлению акценты делаются на необходимости сильной государственной власти (в некоторых случаях – диктатуры определенного социального слоя в обществе или персональной диктатуры вождя), осуществляется фактическое слияние органов государства, правящей партии (обычно, коммунистической, но бывают и другие), общественные объединения подчинены правящей партии и органам государства, местное самоуправление отменяется. Это административно-командная система управления. Демократические концепции государственного управления представлены огромным количеством различных школ, в том числе школ, связанных с идеями «государства-зла» и «государства-добра», «государства – ночного сторожа», и «государства – всесильного регулятора», школ, отстаивающих приоритет экономических или политических методов управления, концепциями государства всеобщего благоденствия и государства, создающего лишь благоприятные условия для деятельности индивида, идеями «рациональной бюрократии», технократии и другими концепциями, требующими, с одной стороны, разделения государственного и муниципального управления, с другой – представления о муниципальных органах как «агентах государства».
При всех различиях демократические концепции опираются на общие постулаты управления – общечеловеческие ценности, принципы демократии, политического и идеологического плюрализма, разделения властей, господства права, признание местного самоуправления и т. д. Они отвергают тоталитаризм и авторитаризм, утверждают подконтрольность чиновника населению, ставят его на службу общим (а не классовым) интересам. Государственно-религиозные, теократические (например, в Саудовской Аравии) или клерикальные (в Иране) подходы к публичному управлению типичны для многих мусульманских стран. При изучении государственного управления используются различные общенаучные и специальные методы. Среди научных методов большое значение имеют анализ и синтез. С их помощью, например, выделяются ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная и др.), создаются понятия государственного аппарата (в широком смысле), муниципального образования, местного самоуправления. При изучении государственного управления широко используются исторический метод (например, путем использования исторических данных выявляются тенденции государственного управления), конкретно-социологические методы и приемы (анкетирование, интервьюирование, опросы населения, государственных и муниципальных служащих), социально-качественные методы исследования (например, для выявления социальных предпочтений разных групп служащих), правовые (изучение нормативных актов, регулирующих государственное управление), сравнительно-правовые (например, сравнение с зарубежными моделями управления, контрастирующее сравнение) методы.
3.
теории гос. управления. Государственное управление стоит перед дилеммой в своих попытках создать всеохватывающую теорию государственного управления, которая бы синтезировала рациональные подходы прежде сформированных теорий и оказывала содействие повышению его эффективности. Г. Мескон выделяет четыре основных подхода в развития теории и практики управления1: школы в управлении; процессный подход; системный подход; ситуационный подход. Первое направление, которое названное школой в управлении, содержит ряд подходов, характерных для разных школ, а именно: • подход с точки зрения научного управления — школа научного управления (1885—1920); • административный подход — классическая или административная школа в управлении (1920—1950); • подход с точки зрения человеческих отношений — школа человеческих отношений (1930—1950); • подход с точки зрения поведения — біхевіористична школа (1950 — по сей день); • подход с точки зрения количественных методов — школа науки управления, или количественный подход (1950 — кінець 1960); • подход с точки зрения “чувствительной” администрации, полицентризма, “плоских” структур. Школа научного управления (Ф.У. Тейлор, Ф. Гілберт, Л. Гілберт, Г. Гантт) обеспечила использование научного анализа для определения наилучших способов достижения необходимых результатов, ввела понятие хронометража во исполнение работы, анализ операций, которые выполняются, учитывала человеческий фактор, акцентировала внимание на важности подбора кадров. Научное управление также признавало необходимость обособления управленческих функций от фактической производственной деятельности. Основателем американской науки управления принят считать Фредеріка Тейлора. Ошибки теории Тейлора — игнорирования блага лиц, которые выполняют работу, и моментов личного характера — старался преодолеть в теории организации работы другой основоположник этой науки, американский инженер Г. Эмерсон. Обе концепции исследований в области организации работы — концепция Тейлора и концепция Эмерсона — касаются вопросов управления частным предприятием. Первым, кто обратил внимание на возможность и необходимость применения достижений новой науки в деятельности органов государственного управления, был француз Анрі Файоль, сформулировал принципы правильног функционирования органов управления. Он изложил их в 14 пунктах: распределение работы; авторитет руководства; внутренняя дисциплина; единство руководства; единство издания распоряжений; подчинения индивидуальных интересов более общим интересам; вознаграждение; централизация; внутренняя иерархия; порядок; равенство прав и обязанностей; стабильность персонала; требование выявления инициативы административным персоналом; единения персонала. Формулирования этих принципов управления есть основным взносом классической теории. Теория бюрократии- рационально организованную систему управления, в которой дела решают компетентными служащими на надлежащему профессиональному равные и в полном соответствии к законам и другим правилам. Школа человеческих отношений - Основной акцент было направлено на организацию как человеческую систему, на социологические и социально-психологические аспекты поведения его сотрудников, заинтересованность в таких новых аспектах управления, как мотивация, лидерство, коммуникация или динамика группы.
Для того чтобы начать говорить о классификации органов государственной власти, стоит еще раз обратиться к понятию орган государства. Орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства. Можно привести большое количество классификаций органов государственной власти, все зависит от основания. Остановимся на самых основных. По уровню деятельности различают федеральные органы и органы субъектов Федерации. На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды РФ. В субъектах Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти. По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида: 1) органы законодательной власти, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов; 2) органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых – исполнительно-распорядительная; 3) органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение; 4) органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц: а) постоянные, которые создаются без ограничения срока действия; б) временные, которые создаются на определенный срок. В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на базе: 1) Конституции РФ; 2) федеральных конституционных законов, федеральных законов; 3) указов Президента РФ; 4) постановлений Правительства РФ; 5) законодательных актов субъектов РФ. Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент РФ, Президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ. Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.
Администрация Президента России была создана 19 июля 1991 года указом президента РСФСР Б. Н. Ельцина. Первоначально администрация состояла из 13 подразделений. К середине тех времён 1993 года, с выходом Положения об администрации в её состав входило 26 управлений и отделов. В этом положении подчёркивалось, что администрация является «аппаратом, созданным для обеспечения деятельности президента Российской Федерации». В декабре того же года была принята конституция Конституция Российской Федерации администрация президента получила административный ранг (п. «и» ст. 83). 2 октября 1996 года был издан указ «Об утверждении положения об администрации президента Российской Федерации», которым было введено в действие Положение об администрации президента Российской Федерации. Однако в плане назначения администрации это ничего не изменило. Что касается реальных функций администрации, то это зависело от её руководителя. К примеру, в 1996 г. этот пост при президенте Б. Н. Ельцине занял известный политик А. Б. Чубайс. Он решил возвысить роль администрации, усилить её влияние на общественно-политические процессы, сделать в сильной степени зависимой от неё федеральную исполнительную власть. В указе 1996 года как раз и отразились претензии руководителя администрации. В Положении было записано, что администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность президента Российской Федерации", расширены многие её возможности контроля в отношении иных органов, особенно органов исполнительной власти. Депутаты Государственной Думы оспорили указ президента в Конституционном Суде России. В Положение об администрации были внесены изменения, смягчающие её возможности, и депутаты отозвали своё обращение из Конституционного Суда, но в Положении сохранилась характеристика администрации как государственного органа. Со временем происходила реструктуризация администрации президента. Подчёркивая особ…ую роль администрации в своём послании 30 марта 1999 года президент России отметил: «Серьёзные задачи стоят перед администрацией президента, которой следует работать более организованно, скоординировано с органами государственной власти, а главное — усилить контроль за исполнением решений президента. К сожалению, в последнее время из-за бездействия отдельных руководителей и чиновников ею утрачены многие занимаемые позиции. администрация должна не просто представлять президента, а быть активным проводником его политики». * Указом президента Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. № 273, * Указом президента Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 117, * Указом президента Российской Федерации от 2 октября 1996 г. № 1412, * Указом президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490.
Структура и организация деятельности Гос. Думы Федерального собрания РФ. В Конституции Российской Федерации полномочия Федерального Собрания представлены предметами ведения палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Компетенция палат строго разграничена и каждая из них правомочна решать только вопросы своего ведения. Совет Федерации, как уже отмечалось, призван обеспечи-вать учет мнений субъектов Российской Федерации по коренным вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики страны. Государственная Дума представляет интересы населения России в целом: к ее ведению отнесено решение ряда важных вопросов государственной жизни и, в первую очередь, принятие фе-деральных законов. Руководствуясь принципом строгого разграничения функций и полномочий Совета Федерации и Государственной Думы, Конституция Российской Федерации предписывает палатам принимать собственный регламент и самостоятельно решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Учитывая данные установления, анализ конституционного статуса Совета Федерации и Государственной Думы, а также характеристика их внутренней организации будут рассмотрены раздельно применительно к каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации. Конституционный статус Совета Федерации образуют правовые нормы (институты), содержащиеся в Конституции Российской Федерации, других нормативных актах и характеризующие его положение в качестве самостоятельного структурного подразделения Федерального Собрания Российской Федерации, а также устанавливающие его компетенцию. К составным частям (элементам) конституционного статуса Совета Федерации относятся также правовые институты, которые закрепляют: порядок образования Совета Федерации; статус члена Совета Федерации; полномочия по самоорганизации, т. е. образованию отдельных внутренних органов, избранию или назначению должностных лиц, возглавляющих ту или иную структуру Совета Федерации; правила и процедуры работы Совета Федерации. Характеризуя конституционный статус Совета Федерации, следует иметь в виду, что нормы конституции определяют лишь общий каркас его полномочий и порядка деятельности. Конкретизируются конституционные установления, касающиеся функционирования и деятельности Совета Федерации, в федеральных законах, Регламенте, постановлениях Совета Федерации, других законодательных актах. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности 1. Таким образом, Совет Федерации состоит из 178 представителей 89 субъектов Российской Федерации. С точки зрения субъектного состава Совет Федерации представляет собой палату, призванную отражать федеративное устройство Российской Федерации и учитывать интересы ее субъектов. Такая модель схожа с германской системой образования бундесрата - верхней палаты парламента ФРГ, который формируется путем представительства от земель, а не через выборы. Предполагается, что таким образом могут быть лучше учтены интересы регионов.
|