Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развития патентного права за рубежом, его охрана, международное взаимодействие




 

Не одно тысячелетие и несколько витков общественно-экономического развития понадобились человечеству для того, чтобы осознать необходимость правовой охраны не только материальных видов собственности индивидуума, но и результатов его интеллектуально-творческой деятельности. В результате развития первых технологий все чаще возникал вопрос: кто должен получить все преимущества любого нововведения? Общество или отдельные индивидуумы, связанные тем или иным образом с определенными нововведениями? Конечно, первыми эти вопросы поставили создатели изобретений. Интересы изобретателей и промышленников заключались в получении особого вознаграждения и охране от имитаторов своих нововведений, особенно из числа уже реально применявшихся и потребовавших для своего внедрения существенных затрат. Но не надо забывать о роли церкви в Средневековье как сдерживающего фактора против личностей и изобретательской деятельности, которые несли новые знания и решения.

Другим сдерживающим фактором являлись цеховые гильдии, которые, как правило, прятали от других гильдий любые нововведения и могли запретить в рамках гильдии использование изобретения. Поэтому крестьяне и ремесленники могли использовать нововведения только в рамках динамичной хозяйственной политики. Одним из предпочтительных средств такой политики стало получение привилегий изобретателем и предпринимателем для использования нововведений. Эти привилегии разделялись на привилегии на изобретения и привилегии на ввоз.

Такие привилегии начали выдавать в отдельных случаях уже в XIV веке в Англии и Саксонии. В XV веке мы можем найти привилегии на ввоз из Флоренции, Венеции, Генуи. В XVI веке в Саксонии привилегии на ввоз выдаются на изделия из хрусталя венецианского производства, а в Англии на ввоз особого вида стекла.

На начальном этапе своего развития привилегии не обладали исключительным правом, каким обладает современный патент. В некоторых случаях создателя нового поощряли определенными льготами или уступками; иногда он получал дополнительную привилегию, особенно когда нуждался в льготе против третьих лиц, использующих аналогичный продукт.

Наряду с вышеуказанными привилегиями действовали привилегии на полномочие использовать изобретение, т.е. вновь внедряемые инструмент или производство. Получение такой лицензии приводило к освобождению от ограничений, которые были установлены цеховой гильдией.

Однако надо помнить, что в то время отсутствовали постоянные правила по выдаче привилегий; они выдавались как милость высокопоставленных особ, но это не значит, что последние подходили к выдаче привилегий произвольно. Так, практика XV и XVI веков выработала критерии, на основании которых выдавались привилегии: приоритет внесенного предложения и новизна объекта охраны, осуществимость и полезность. Как видно, уже в те времена были заложены основные условия для выдачи патента на изобретения.

Действие привилегий было ограничено большей частью сроком от 5 до 20 лет, отдельные привилегии имели право действовать в течение всей жизни владельца. Привилегии содержали общее, но не точное описание новшества. В качестве главных обоснований для выдачи приводились достижения новатора, его трудовые и стоимостные затраты, а также ожидаемая польза для общества и стимулы, способствующие изобретательской деятельности.

Особое место, ввиду отсутствия нормативных правил, занимает в то время венецианский закон 1474 года. Он предоставил возможность посредством подачи заявки в ведомство использовать изобретенные устройства в течение 10 лет. Изготовителям соответствующих имитаций грозили денежный штраф или уничтожение продукции, произведенной без разрешения. Но в законе отсутствовало указание на получение конкретной выгоды изобретателем при использовании данного новшества. Практически в Венеции оставался единственный способ получения охраны - это получение привилегии.

Основные положения, установленные для выдачи привилегии на отдельных территориях в середине XVI века, непосредственно для современного патентного права не являются законодательно применимыми нормами. Развитие патентного права начинается с того момента, когда появляются первые признаки вырождения сущности привилегий, которые олицетворяли собой систему абсолютного господства и меркантильной хозяйственной политики, прежде всего в Англии и Франции.

В Англии существовало около 1500 монополий, обладавших правом на производство и торговлю солью, уксусом, сельдью, соленой рыбой, кожей, мылом, щетками, бутылками, железом, селитрой, крахмалом и парусиной. Парламент, который неоднократно критиковал злоупотребления, имевшие место при монополии, наконец-то выпустил при Якове I в 1623 году (по другим данным - в 1624 году). Статут монополии, в котором было разъяснено, что все монополии признаются недействительными в части исключительных прав на покупку, продажу, использование и изготовление вещей и предметов. Также упразднялось право короля выдавать монополии. Но первые и действительные новаторы (изобретатели) получали право на исключительное использование новых процессов и изготовление ремесленного оборудования. Этот срок ограничивался 14 годами. Фактически с этим регулированием, которое было дополнено незначительными усовершенствованиями 1835 года, страна дожила до патентного закона 1852 года.

И хотя мы говорим о статуте Якова I, но должны понимать, что сам монарх и явился главной причиной принятого закона. Именно Яков I, остро нуждаясь в деньгах, возобновил выдачу исключительных прав, в то время как королева Елизавета уничтожила большую часть монополий. Однако в этом законе упоминание о патентах на изобретение является чисто формальным. Этот закон больше касается ограничения власти короля в вопросе выдачи монополий, чем рассматривает вопросы патентного права, тем более, что главным, существенным остается милостивое отношение власти к тому или иному лицу (а не право того или иного лица на патент). Т.е., по оценке юриста-патентоведа XIX века А. Пиленко, это факультативная защита.

Во Франции, во времена абсолютизма, привилегии сыграли особую роль в содействии ремесленному и промышленному производству. С 1699 года предусматриваются испытания оборудования в королевской академии и выдача привилегий на них только в случае достижения практического результата.

Таким оставался вклад Франции в развитие патентной охраны до введения Великой французской революцией нового законодательства. В 1789 году общая система привилегий, включая привилегии на изобретения, была упразднена. Глядя на Англию, где при охране изобретений патентами происходило техническое развитие, пришли к выводу, что изобретатель имеет на свое изобретение естественное право, которое также может стать источником человеческих прав в трудовой сфере, достигнутых революцией при освобождении труда. Все эти предпосылки привели к принятию 7 января 1791 года законов об авторском праве и праве изобретателя. Закон устанавливал, что каждое «открытие или новое изобретение во всех отраслях является собственностью его автора и гарантирует ему полное пользование» (статья 1). Т.е., во всей Франции сознательно и намеренно пришли к принципу правовой охраны изобретений патентами в современном понимании.

Под английским и французским влиянием оказался вскоре после образования Соединенных Штатов Америки и патентный закон этой страны. Его редакция 1787 года уполномочила Конгресс (статья I, § 8) «продвигать прогресс науки и полезных искусств, обеспечивая их охрану и исключительное право в течение ограниченного времени авторам и изобретателям на ими соответственно написанное и открытое». На этом основном положении вскоре вступил в действие патентный закон от 10 апреля 1790 года. Но и в США облигаторный принцип начал действовать не ранее 1831 года. Это обусловлено тем, что американские судьи относились к патентам либерально и только на основе права. Таким образом, А. Пиленко пришел к выводу, что современный период в развитии патентного права, характеризующийся появлением облигаторной конструкции, начинается в конце XVIII века в одно и то же время в трех государствах - Франции, Англии и США.

В Германии хозяйственная жизнь пришла в значительный упадок во времена Тридцатилетней войны и возвращалась к нормальному состоянию очень медленно. Само собой разумеется, что в такое время новшества оставались невостребованными, чему способствовал и продолжавший существовать цеховой консерватизм. Количество привилегий на изобретения сильно сократилось, особенно в тех областях, которые больше всего несли урон от войны. А если привилегии выдавали, то их выдача продолжалась на основе старых принципов.

Средством торговой, экономической политики являлись привилегии и в Австрии. Охранявшиеся зарубежными привилегиями изобретения поступали в Австрию отовсюду в первой половине XVIII столетия. Но растущая критика привела позднее к практике выдачи и продления сроков действия привилегий.

Такая политика привела к сдерживанию охраны изобретений. Оживление интереса к привилегиям связано в конце столетия со знакомством с техническими новшествами из Англии. В 1794 году устанавливаются основные принципы выдачи привилегий на изобретения и торговлю, для получения которых требуется новизна в пределах страны.

Декрет 1810 года подтвердил, что привилегия - это акт милости и обязывает полностью раскрывать новшество в ходе его охраны. В 1820 году был издан новый закон, он испытал влияние французского права. Срок действия охраны составлял 15 лет. Заложенные в законе 1820 года принципы в основном сохранились и лишь слегка были модифицированы в законах 1832 и 1852 годов. Первый патентный закон был принят в 1897 году.

В Пруссии в конце XVII века по фискальным причинам и ввиду хозяйственной политики, заключающейся в промышленной монополии, изобретатели не могли получить привилегии, а единственное, на что они могли рассчитывать - это денежные премии. Первые предпосылки для охраны изобретений появились в конце XVIII столетия. При этом, согласно общему земельному праву, выдача привилегий понималась как королевская милость, поскольку составляла исключение из общих законов. Количество прошений и выдач привилегий было незначительным. В 1806 г. реформы начали проводиться под влиянием либерального понимания экономики и сворачивания с пути меркантилизма и монополизма. Но все еще существовал скепсис по поводу охраны изобретений. Тем не менее, основные принципы выдачи патента были приняты в 1815 г. и оставались до 1877 г. Выдача патентов осуществлялась министерством торговли. Срок охраны мог составить от 6 месяцев до 15 лет, но большей частью он устанавливался на 3 года.

Идеи либеральной экономики и учение о свободной торговле оказали влияние на прусскую администрацию. Бисмарк, как канцлер союза северогерманских земель, внес предложение о предоставлении в будущем патентной охраны внутри земель союза.

Последние значительные дебаты о патентах проходили не только с учетом важности тех или иных аргументов. Изменения политических и экономических отношений в стране заложили основу для принятия в 1877 г. первого единого патентного закона. Всеобщее введение свободы занятий промыслом через реформы 1869 г. потребовало также решения патентного вопроса. Конституция 1871 г. говорила об основных законодательных правах на изобретение. Благодаря этому стало возможно все хозяйственные сферы охватить правовой охраной. Вследствие наступившего экономического кризиса 1873 г. было утрачено влияние идеологии свободной торговли на хозяйственную жизнь. Некоторые прежние критики патентной охраны воспользовались этим моментом. Однако важный толчок был дан Международным патентным конгрессом, который состоялся в Вене в 1873 г. Он сделал вывод: «Охрана изобретений законодательным путем должна быть гарантирована во всех цивилизованных нациях, потому что правовое сознание законодательной охраны требует умственной работы».

Соответствующая рекомендация Венского патентного конгресса для избежания монопольных оговорок предусматривала, что патентообладатель за соразмерную плату должен разрешать каждому использовать свое изобретение (на основе лицензии). Совещание законодательных органов дало вскоре положительный результат. Уже 25 мая 1877 г. в Пруссии был принят патентный закон, а 1 июля он вступил в действие.

Вскоре в Берлине открылось кайзеровское патентное ведомство. Закон исходил из того принципа, что охрана предоставляется тому, кто подал первую заявку (принцип заявки) невзирая на то, был ли он действительно первым изобретателем (принцип изобретателя).

В случае противозаконного заимствования у него изобретения, изобретатель мог воспрепятствовать выдаче патента или представить объяснения для аннулирования патента. Требование передачи противозаконной заявки действительному изобретателю и в дальнейшем выдачи по ней патента в законе отсутствовало.

Заявки подвергались в ведомстве предварительной экспертизе. Были исключены из патентования изобретения, касающиеся пищевых продуктов, предметов удовольствия и наслаждения, лекарственные средства, а также химическим способом полученные вещества. Срок охраны составлял 15 лет, поддержание патента в силе требовало оплаты прогрессивно повышающихся сборов. Данный патентный закон действовал до 7 апреля 1891 года.

Следует отметить, что за исключением Франции и Англии, в остальных европейских государствах период создания современного патентного права начался в XIX веке. Позднее всего в Пруссии, в конце 60-х годов. Раньше других перешли к облигаторной конструкции государства, заимствующие начала патентного права у Франции: Королевство обеих Сицилии (декрет Иоахима Наполеона 2 марта 1810 года), Испания (декрет 27 марта 1826 года), Бельгия (закон 24 мая 1854 года), Австрия (закон 15 августа 1832 года), Пруссия (до издания закона 1877 года).

Что касается международного взаимодействия, отметим следующее:

Правовая охрана российских изобретений, полезных моделей, промышленных образцов в зарубежных странах, равно как и охрана зарубежных объектов промышленной собственности в РФ, основывается на общепризнанных принципах международного сотрудничества, нашедших отражение в международных договорах и соглашениях по охране промышленной собственности. Наиболее важное значение в этом плане имеют Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883 г.) и Договор о патентной кооперации 1970 г. Кроме того, большую роль играют специальные соглашения, заключенные рядом стран в целях дальнейшего углубления сотрудничества, и прежде всего Конвенция о выдаче европейских патентов 1973 г., Соглашение о взаимном признании авторских свидетельств и иных охранных документов на изобретения 1976 г., Соглашение о создании Африканской региональной организации по охране промышленной собственности 1976 г. и некоторые другие.

Распад СССР как единого государства поставил на повестку дня вопрос о том, связаны ли его бывшие субъекты теми международными договорами и соглашениями по охране промышленной собственности, в которых участвовал Советский Союз. Выше уже обосновывался вывод о том, что формально ни одна республика бывшего Союза, включая Россию, не могла автоматически считаться участвующей в Парижской конвенции по охране промышленной собственности или каком-либо другом договоре. Чтобы стать членом Парижского союза, других международных союзов и соглашений, Россия, как и другие республики бывшего Союза ССР, должна была выразить на это прямое волеизъявление, с одной стороны, и быть принятой в эти союзы и соглашения, с другой стороны. По имеющимся данным, из республик бывшего СССР только Украина и Россия на сегодняшний день в установленном порядке стали членами Парижского союза, а также направили в ВОИС декларации о том, что они используют Договор о патентной кооперации. Пока этого не будет сделано другими независимыми государствами - субъектами бывшего СССР, они будут оставаться формально вне системы международно-правовой охраны промышленной собственности.

Основной целью Парижской конвенции по охране промышленной собственности, которая по праву считается главным международным соглашением в рассматриваемой области, является создание благоприятных условий для патентования изобретений, промышленных образцов и других объектов промышленной собственности гражданами и организациями одних государств в других государствах. Парижская конвенция не предусматривает выдачи какого-либо международного патента, который бы действовал на территории разных государств. Для того чтобы обеспечить охрану разработки в том или ином государстве, необходимо запатентовать ее там.

Договор о патентной кооперации (РСТ) имеет своей основной задачей облегчение подачи заявок на охрану одной и той же разработки в разных странах и сокращение дублирования в работе патентных ведомств. Договор предусматривает возможность составления и подачи в национальное патентное ведомство так называемой международной заявки в тех случаях, когда заявитель хочет обеспечить охрану разработки в нескольких странах. Подача международной заявки избавляет заявителя от необходимости оформлять и подавать заявки в каждую из стран, в которых он желает получить охрану. В страны, избранные заявителем, направляются результаты рассмотрения международной заявки, на основе которых патентные ведомства соответствующих стран, как правило без проведения повторной проверки, решают вопрос о выдаче охранных документов.

Конвенция о выдаче европейских патентов предусматривает выдачу так называемых европейских патентов на изобретения. Заявки на выдачу таких патентов подаются на основе унифицированных правил либо в созданное государствами-участниками Европейское патентное ведомство (г. Мюнхен), либо через национальное патентное ведомство государства-участника. Выданный Европейским патентным ведомством патент предоставляет его владельцу такие же права, какие бы обеспечивались национальными патентами стран-участниц. Европейский патент может быть получен не только заявителями из стран, участвующих в Конвенции, но и любыми другими лицами.

В 1975 г. странами Европейского Сообщества была подписана Люксембургская конвенция о европейском патенте для стран «общего рынка», предусматривающая выдачу единого патента Сообщества. Такой патент действует на территории всех стран ЕС, имеет значение национального патента, предоставляет его обладателям одинаковый круг прав и налагает на них равные обязанности. Как и европейский патент, патент Сообщества может получить любой заявитель, независимо от того, проживает он на территории Сообщества или нет.

Соглашение о взаимном признании авторских свидетельств и иных охранных документов на изобретения, заключенное странами-членами бывшего СЭВ в 1976 г., предусматривает упрощенный порядок получения патентной охраны национальных разработок в странах-участницах. Признание действия охранных документов, выданных патентным ведомством одной страны-участницы, на территории других стран-участниц осуществляется путем подачи ходатайства о таком признании, вынесении и публикации решения об этом.

На протяжении последних 70 лет патентование советских изобретений и других объектов промышленной собственности за границей являлось государственной монополией. Ни создатель разработки, ни его правопреемник не имели возможности самостоятельно и за свой счет получить иностранный патент либо предоставить зарубежной фирме лицензию на использование своей разработки. Решение всех этих вопросов относилось к исключительной компетенции специально уполномоченных государственных органов. Сам процесс выработки решений о зарубежном патентовании и продаже лицензий носил достаточно сложный характер и был детально регламентирован нормативными актами. Непосредственная работа по зарубежному патентованию, а также заключению лицензионных соглашений велась через специализированные государственные внешнеторговые организации - Управление иностранного патентования изобретений Торгово-промышленной палаты СССР, Всесоюзное объединение «Лицензинторг» и др. В юридической литературе все это обосновывалось принципом государственной монополии внешней торговли.

Патентный закон РФ исходил из того же принципа. Патентование разработки в зарубежных странах, равно как и продажа патента и выдача лицензий иностранным пользователям, относится по общему правилу к исключительной компетенции лиц, имеющих право на разработку.

Передача вопросов зарубежного патентования и коммерческой реализации разработок за границей в ведение самих разработчиков и иных правообладателей значительно расширяет сферу их исключительных прав. Однако необходимо еще и умение пользоваться предоставленной свободой.

На общемировом уровне ключевая роль в части установления всех основополагающих аспектов в области охраны интеллектуальной собственности и торговли правами на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности принадлежат Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и Всемирной торговой организации (ВТО).

На региональном уровне видное место занимают Европейская патентная организация (ЕПО), Евразийская патентная организация (ЕАПО), Африканская организация интеллектуальной собственности (OAPI), Африканская региональная организация по охране промышленной собственности (ARIPO).

Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). ВОИС является наиболее крупной международной организацией, в число функций которой входит весьма широкий спектр вопросов, связанных с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности.

ВОИС входит в систему Организации Объединенных Наций, в рамках которой осуществляет свою деятельность в соответствии с основополагающими документами, соглашениями и договорами.

Основополагающим документом ВОИС является Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, подписанная в Стокгольме 14 июля 1967 г.

В Конвенции определенны цели создания ВОИС, ее функции, вопросы членства, органы управления и сотрудничество с другими организациями.

ВОИС выполняет большую работу по обеспечению признания существующих международных соглашений в области интеллектуальной собственности, по их обновлению и пересмотру, по разработке новых международных договоров. Таким образом, за последние годы под эгидой ВОИС заключен: Договор по авторскому праву от 20 декабря 1996 г., Договор по исполнениям и фонограммам от 20 декабря 1996 г., Договор о законах по товарным знакам от 27 октября 1994 г., Договор о патентном праве от 1 июня 2000 г.

С 1 января 1996 г. Вступило в силу соглашение между ВОИС И ВТО, которое предусматривает сотрудничество в реализации Соглашения о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность.

Всемирная торговая организация (ВТО) утверждена Марракешским соглашением об утверждении ВТО, вступившим в силу 1 января 1996 г. Она является международной межгосударственной организацией, членами которой могут быть не только государства, но и обладающие полной автономией таможенные территории.

Евразийская патентная организация (ЕАПО) является региональной международной организацией, которая выполняет административные задачи, связанные с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей евразийских патентов.

Органами ЕАПО является Административный совет и Евразийское патентное ведомство.

Административный совет является представительным органом ЕАПО, главной задачей которого является контроль за деятельностью Евразийское патентное ведомство. Административный совет собирается на заседание каждый календарный год.

Евразийское патентное ведомство выполняет все административные функции ЕАПО и является ее секретариатом. Ведомство возглавляет президент, который определяет его структуру и назначает персонал. Президент имеет право участвовать во всех заседаниях Административного совета с правом совещательного голоса.

Штаб-квартира ЕАПО расположена в Москве.

Африканская организация интеллектуальной собственности (OAPI) была создана на основе заключенного 2 марта 1977 г. Бангийского соглашения. Его основная цель состоит в том, чтобы путем объединения усилий стран-участниц облегчить охраны на интеллектуальную собственность.

Таким образом, правовая охрана российских разработок за рубежом может быть обеспечена путем использования различных процедур патентования. Каждая из этих процедур имеет как свои преимущества, так и недостатки, которые должны учитываться заявителями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...