Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и причины инфляции

 

Инфляция («inflation» - от итальянского слова «inflatio», что означает «вздутие») представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен. В этом определении важны следующие слова:

- устойчивая, что означает, что инфляция – это длительный процесс, устойчивая тенденция, и поэтому ее следует отличать от скачка цен;

- общего уровня цен. Это значит, что инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на отдельные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличился общий индекс цен, т.е. дефлятор ВВП.

Процессом, противоположным инфляции, является дефляция (deflation) – устойчивая тенденция снижения общего уровня цен. Существует также понятие дезинфляции (desinflation), что означает снижение темпа инфляции. Выделяют две основные причины инфляции: увеличение совокупного спроса; сокращение совокупного предложения.

Также в экономической науке различают следующие причины инфляции:

1) Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды;

2) Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;

3) Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы;

4) Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции, который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:

 

 (1)

 

где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt–1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.

Рост уровня цен приводит к снижению покупательной способности денег. Под покупательной способностью (ценностью) денег понимают количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, поэтому ценность денег падает.

 

Виды инфляции

 

Инфляция есть процесс обесценивания денег в результате, например, переполнения каналов товарного обращения денежной массой. Инфляция является результатом макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор).

Различают следующие формы и виды проявления инфляции:

- административная инфляция ‑ инфляция, порожденная «административно» управляемыми ценами;

- галопирующая инфляция ‑ инфляция в виде скачкообразного роста цен;

- гиперинфляция ‑ инфляция с очень высоким темпом роста цен;

- инфляция встроенная ‑ характеризуемая средним уровнем за определенный период времени;

- инфляция издержек, проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ним и цены на выпускаемую продукцию;

- импортируемая инфляция ‑ инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;

- индуцированная инфляция ‑ инфляция, обусловленная воздействием факторов экономической природы, внешних факторов;

- кредитная инфляция ‑ инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией; непредвиденная инфляция ‑ уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период;

- ожидаемая инфляция ‑ предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода;

- открытая инфляция ‑ инфляция за счет роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов;

- подавленная (скрытая) инфляция, возникающая вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне (в этой ситуации происходит "вымывание" товаров на открытых рынках и переток их на теневые, "черные" рынки, где цены растут);

- ползучая инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном росте цен;

- инфляция спроса, проявляющаяся в превышении спроса над предложением, что ведет к росту цен.

В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции. Если критерием выступают формы проявления инфляции, то различают: явную (открытую) инфляцию и подавленную (скрытую) инфляцию.

- открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен;

-  подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке) (рис. 2.). Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров.

 

Рисунок 2. – Подавленная (скрытая) инфляция

M – равновесная рыночная цена, при которой спрос равен предложению, PG – цена, установленная государством, YS – величина совокупного выпуска (количество продукции, которое произведено и предложено к продаже производителями), YD – величина совокупного спроса (количество продукции, которую хотели бы купить потребители). Разница между YD и YS – дефицит.

 

Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров. Дефицит служит формой проявления инфляции, поскольку одной из характерных черт инфляции является снижение покупательной способности денег. Дефицит означает, что деньги вообще не обладают покупательной способностью, поскольку человек не может на них ничего купить.

Открытая инфляция характеризуется макроэкономическим неравновесием в сторону спроса, при котором падает реальная стоимость денег. Виды открытой инфляции:

- инфляция спроса - порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства (дефицит товара);

- инфляция предложения (издержек) - означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен;

- сбалансированная инфляция - цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга;

- несбалансированная инфляция - цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях;

- прогнозируемая инфляция - это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов;

- непрогнозируемая инфляция - становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

- адаптированные ожидания потребителей - явление, связанное с деформацией потребительской психологии. Сверхповышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на товар (спрос рождает предложение).

Подавленная инфляция характеризуется внешней стабильностью цен (при активном вмешательстве государства), но росту дефицита товаров, что так же снижает реальную стоимость денег.

Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:

1. Милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная техника становится все менее приспособленной для использования в гражданских отраслях, в результате чего денежный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для обращения.

2. Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга. Покрытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или при помощи эмиссии неразменных банкнот центрального банка.

3. Кредитная экспансия банков.

4. Импортируемая инфляция.

5. Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительные денежный эквивалент.

Инфляция предложения - это инфляция, вызванная ростом издержек производства или уменьшением совокупного предложения. Причинами увеличения издержек могут быть экономическая и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и так далее. Повышение издержек сокращает прибыли, а следовательно и объем производимой продукции. Уменьшение предложения, в свою очередь, вызывает дефицит и, как следствие, рост цен. Короче, инфляцию предложения вызывает увеличение цен на один или несколько товаров.

Вот несколько факторов, которые приводят к росту инфляции предложения:

1. Лидерство в ценах. Оно наблюдалось с середины 60-х годов до 1973 года, когда крупные компании отраслей при формировании и изменении цен ориентировались на цены, установленные крупными производителями в отрасли или в рамках локально-территориального рынка.

2. Снижение роста производительности труда и падение производства. Такое явление происходило во второй половине 70-х годов. Решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами.

3. Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства.

4. Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль «заработная плата – цены».

5. Энергетический кризис.

В зависимости от темпов роста различают:

1) Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3-3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;

2) Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;

3) Высокую инфляцию. Измеряется процентами в месяц и может составить 200-300% и более процентов в год (заметим, что подсчете инфляции за год используется формула «сложного процента»), что наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

4) Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами). Измеряется процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40-50% в месяц или более 1000% в год. Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Она так же свойственна странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры. Классическими примерами гиперинфляции являются ситуация в Германии в январе 1922- декабре 1924 г. когда темпы роста уровня цен составили 1012 и в Венгрии (август 1945 – июль 1946 г.), где уровень цен за год вырос в 3.8 * 1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

Используют также выражение хроническая инфляция для длительной во времени инфляции. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией). Стагфляция (стагнация + инфляция) - термин, используемый в современной макроэкономике. Обозначает состояние экономики, характеризующееся застоем (низкими темпами экономического роста), ростом инфляции, увеличением безработицы. Причинами стагфляции являются политика монополий, поддерживающих высокий уровень цен в период кризисов, а также антикризисные мероприятия, проводимые государством, «по управлению спросом» (например, государственные закупки) и «регулируемому» росту цен.

Термин «стагфляция» родился в Великобритании в 1965 году. До 70-х годов XX в. для циклически развивающейся экономики характерным являлось то, что спад производства и депрессия вызывали, как правило, понижение цен или, по крайней мере, тормозили их повышение. Явление стагфляции впервые достаточно чётко обозначилось в период экономического кризиса 1974-1975 гг., когда темп инфляционного роста цен в США составил более 10 %. Аналогичная ситуация наблюдалась и при последующих спадах производства. Ярким примером стагфляции может служить состояние экономики России в 1991-1996 гг., когда при росте цен в десятки раз произошло падение ВВП почти в три раза.

Стагфляция характеризует собой развитие инфляционных процессов в условиях экономического спада и депрессивного состояния экономики. Сам термин происходит от двух понятий, характеризующих одновременное пребывание экономики в состоянии стагнации (свёртывания производства, депрессии) и инфляции. Стагфляция - принципиально новое явление, связанное с циклическим развитием национальной экономики и обусловленное новыми условиями воспроизводства капитала и структурными сдвигами в национальной экономике. Спад производства, кризис или депрессия, как правило, сопровождались не ростом, а снижением цен. В конце 60-х - начале 70-х гг. эта тенденция была прервана, что послужило началом стагфляционных процессов, с особой силой проявившихся в мировых экономических кризисах 1974-1975 гг. и 1981-1982 гг.

Агфля́ция (от аграрная инфляция) - процесс опережающего увеличения цены продовольствия и технических культур сельскохозяйственного происхождения по сравнению с общим ростом цен или с ростом цен в несельскохозяйственной сфере.

На практике это выражается в быстром увеличении цен на продовольствие на фоне сокращения его запасов и при относительно низком общем уровне инфляции и незначительном росте заработной платы. В результате этого на одинаковую сумму денег можно купить существенно меньше продуктов питания, ухудшается качество питания населения. Особенно тяжело это проявляется в странах и в группах населения с низким общим уровнем дохода, бо́льшая часть которого идет именно на покупку продовольствия. При дальнейшем ухудшении положения с возможен продовольственный кризис и голод неимущих слоёв населения.

Высокие темпы агфляции зафиксированы два года подряд. В 2006 году индекс цен на продовольствие, рассчитываемый Goldman Sachs, увеличился на 26 процентов. В 2007 году его рост составил 41%.

Еще инфляция бывает сбалансированной и несбалансированной. При сбалансированной инфляции цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае по результатам среднегодового роста цен возрастает процентная ставка процента и таким образом ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами. В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги повышаются различными темпами.

Ожидаемую инфляцию можно спрогнозировать на какой-либо период времени и она зачастую является прямым результатом действий правительства. В качестве примера можно привести либерализацию цен в России 1992 года и соответствующий прогноз роста цен, подготовленный правительством РФ накануне - в декабре 1991го года.

Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий, такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в прогнозированию тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегать рост цен. Население начинает терять сбережения, обесценивается вложенный капитал. Поэтому пропадает стимул вкладывать инвестиции в производство, ведь они дадут доход нескоро, а за этот срок потеряется их ценность. В такие периоды растет лишь спекулятивный бизнес, направленный на перепродажу, а он не увеличивает совокупное предложение. Если предложение не растет длительное время, страна сталкивается с угрозой стагнации. Стагнация, сопровождающаяся инфляцией, разрушает экономику и не создает механизма выхода на путь эффективного роста, т.к. не приводит к росту предложения.

В крайних случаях гиперинфляции деньги теряют функцию всеобщего покупательного средства. Население и производители переходят на бартерные сделки. Покупательным средство становится какой-то иной товар, допустим, бутылка водки. Происходит переход от денежной к натуральной заработной плате. Возможно проявление купонов и карточек.

Отказ от денег как покупательного средства затрудняет экономическое развитие, ограничивает круг хозяйственных связей. Ведь не всегда у производителя в наличии именно тот товар, который устраивает партнера по сделке. Поэтому сделка может не состояться. Хозяйственные связи изменяются, что вызывает спад производства, уменьшается предложение, а значит и подхлестывается инфляция. При умеренной инфляции цены растут быстрее заработной платы. Это обстоятельство укрепляет стимулы предпринимательской деятельности.

Интересен так называемый «эффект Пигу». Он возникает, если в обществе нет инфляционных ожиданий, а происходит внезапный скачок цен. В этом случае имеет место резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Потребители больше сберегают и меньше предъявляют свои деньги на рынке в качестве платежеспособного спроса. И вследствие снижения спроса производитель вынужден снижать цены и экономика возвращается в состояние равновесия. Однако следует подчеркнуть, что эффект Пигу действует только в условиях гибких цен и процентных ставок и отсутствия инфляционных ожиданий.

Однако в экономике, где уже существуют инфляционные ожидания резкий скачок цен может вызвать резкое увеличение затрат населения на покупку товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.


Список литературы

 

1. Банковское дело / Под ред. В. И. Колесникова. - М.: Финансы и статистика, 1999.

2. В.Д. Камаев. Учебник по основам экономической теории. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, Владос, 1999.

3. В. Кизилов, Г. Сапов. Инфляция и её последствия / Под ред. Е. Михайловской. - М.: РОО «Центр Панорама», 2006. - 146 с.

4. Денежное обращение и банки / Под ред. Г. Н. Белоглазовой, Г. В. Толоконцевой. – М.: Финансы и статистика, 2000.

5. Деньги. Кредит. Банки: Учебное пособие / Под ред. Е. Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

6. Общая теория денег и кредита: Учебное пособие / Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.

7. Финансы предприятий: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Колчиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

8. Чечулин В.Л., Мясникова С. А. Анализ стационарного оборота общественно-необходимого времени, определяющего меру инфляции // Журнал экономической теории (РАН), №2, 2008, с. 240–245.

9. Чечулин В. Л., Пьянков А.С. Об инфляционных циклах // Журнал экономической теории (РАН), 2009, №3, с. 236–240.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...