Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

США и стратегия устойчивого развития

Разработка концепции и стратегии устойчивого развития США напрямую связана с глубокими и чрезвычайно быстры­ми сдвигами в системе международных отношений последних десятилетий.
Разрыв между развитием индустриальных и развивающихся стран сегодня воспринимается как угроза международной ста­бильности на всей планете Земля. Высокоразвитые страны ста­ли рассматривать устойчивое развитие как стратегию.


Первая долгосрочная цель американской стратегии устой­чивого развития заключается в сохранении гарантированного доступа к ресурсному и экологическому потенциалу Земли в условиях растущего дефицита, уязвимости и обостряющейся в мире борьбы за более справедливое распределение прав на ис­пользование этих ресурсов.


Вторая цель — в подключении внутригосударственного потенциала к укреплению конкурентных позиций США в ми­ровой торговле и использование этого курса на экологизацию сфер производства приоритетов.
Третья — в интернационализации американских при­оритетов.


Четвертая — в сохранении глобальной системы жизнеобес­печения посредством сокращения антропогенной нагрузки на планетарную биосферу и решение этой проблемы с помощью роста населения в развивающихся странах и сведения к мини­муму обязательств США по контролю потребления ими ресур­сного и экологического потенциала планеты.


Одним из исходных принципов концепции является те­зис о том, что граждане США имеют возможность получить хорошее образование. Это позволит им понять взаимосвязь между экономическим процветанием, состоянием окружающей сре­ды и социальной справедливостью.
Гражданская вовлеченность — одна из важнейших нацио­нальных задач в области устойчивого развития. Она формиру­ется как предоставление полноценных возможностей отдель­ным гражданам, коллективам и деловым кругам для участия в выработке решений, касающихся природных ресурсов, окру­жающей среды, экономики.

 

Принципы и цели в предлагаемых концепциях позволяют выделить четыре ключевых блока:

 


  • Во-первых, обеспечение экономического роста как осно­вы процветания американской нации и поддержания эконо­мических, социальных и экологических условий улучшения ка­чества жизни американцев.

  • Во-вторых, укрепление позиций США в мировой эконо­мике и повышение конкурентоспособности американских то­варов и услуг.

  • В-третьих, удержание лидирующих позиций по руко­водству процессами, разработками и осуществление политики устойчивого развития, стандартов поведения, торговли и внеш­ней политики, ответственности государств перед мировым со­обществом.

  • В-четвертых, обоснование правомерности использова­ния двойного стандарта в системе международных отношений, связанных с переходом к устойчивому развитию.


В американской концепции устойчивого развития гово­рится, что экономический рост базируется на новых техноло­гиях и растущих мировых рынках.
Известно, что экономический рост связан с потребле­нием ресурсного и экологического капитала. А США и дру­гие индустриальные страны вышли за пределы емкости своих ресурсов и потребляют глобальную хозяйственную емкость. Как показали исследования, человечество переступило по­рог этой емкости и стоит перед лицом экологической ката­строфы, предотвратить которую можно лишь при условии его возврата на уровень допустимых антропогенных нагру­зок на биосферу.


В концепции говорится, что если каждый человек станет использовать меньше ресурсов и создавать меньше отходов, то и воздействие на окружающую среду уменьшится. Американс­кие специалисты указывают на необходимость исправления си­туации, при которой мировой рынок диктует такую техноло­гию — создавать и использовать ресурсы, не считаясь с нано­симым экологическим ущербом. США стремятся: во-первых, использовать экологический императив глобальной стратегии устойчивого развития для экологизации производимых това­ров и услуг; во-вторых, превратить уровень их экологичности в ключевой критерий доступа к ресурсам.
Но менее других разработана идея концепции, которая посвящена обеспечению США лидирующих позиций в мире в области перехода к устойчивому развитию. Авторы концепции считают, что США должны быть лидером в разработке и про­ведении глобальной политики устойчивого развития.

Одним из ключевых аспектов концепции является разработ­ка двойных стандартов в отношении прав и обязанностей США, с одной стороны, и остального мира — с другой, по глобальному переходу к социально-экономико-экологической устойчивости.


В концепции не содержится никаких обязательств США перед мировым сообществом, но есть указания на обязатель­ства остальных стран по контролю демографических процес­сов, уровню загрязнения окружающей среды и принятию мер по сохранению глобальной природной среды.
Участие США во всех международных природоохранных договорах и соглашениях — наилучший способ защиты амери­канских экономических и экологических интересов.
Международная помощь развивающимся странам с подклю­чением Всемирного банка, Глобального экофонда — это эффек­тивный инструмент американского лидерства в управлении пере­ходом мирового сообщества к устойчивому развитию (УР).

Противоречивость американской стратегии УР очевидна:

1) США — самый большой загрязнитель природы на Зем­ле (25—27 %), но не желает сокращать антропогенную нагрузку до среднего уровня стран и платить за загрязнение окружа­ющей среды слаборазвитым странам;

2) позитивная позиция США лично для своей нации зак­лючается в отрыве от международной ситуации, в отстаивании своих интересов, мобилизации человеческого капитала и при­родных ресурсов развивающихся стран для обеспечения устой­чивого развития американского общества.

Ключевой тезис доклада по УР США: «Страна, охраняю­щая свои экосистемы и разумно распоряжающаяся своими при­родными ресурсами, закладывает более прочную базу для бу­дущего процветания, чем та, которая небрежно транжирит «свое наследие и разрушает природный капитал».
Национальная стратегия США по захвату лидирующих позиций в формировании глобальной стратегии УР не находит поддержки в странах третьего мира, что наглядно было выра­жено на Йоханнесбургском саммите (2002 г.), когда выступле­ния американских политиков освистывались.

 

 

Конференция в Рио-де-Жанейро

Основы процесса Рио были заложены в 1972 году, когда представители 113 стран собрались на первую всемирную Стокгольмскую конференцию по окружающей человека среде. В 1983 году ООН создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию. Четыре года спустя в 1987 г. в ее отчете "Наше общее будущее" прозвучало предупреждение о том, что человечество должно изменить многое в своей деловой активности и образе жизни и что в противном случае ему предстоят необычно тяжелые испытания и резкое ухудшение окружающей среды.

И вот, спустя два года после отчета, в 1989 году ООН начала готовить Конференцию по развитию и окружающей среде, чтобы сформулировать принципы достижения устойчивого развития. В течение двух лет эксперты со всего мира вырабатывали трудные соглашения, готовя встречу в Рио. Международная система ведения переговоров была открытой как никогда прежде. Тысячи людей из неправительственных организаций, из области бизнеса, образования, представители женских групп, коренных пародов и многие другие внесли свой вклад в процесс Рио.

Пять документов встречи в Рио

В результате конференция состоялась в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро, Бразилия. Была проведена огромная работа, и в результате встречи в Рио были заключены два международных соглашения, приняты два заявления о принципах и план основных действий в целях всемирного устойчивого развития. Эти пять документов включают:

1. Рио-де-Жанейрскую декларацию по окружающей среде и развитию. Ее 27 принципов определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей.

2. Повестку дня на XXI век - программу того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точки зрения.

3. Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономического развития и сохранения всех форм жизни.

4. Целью Рамочной конвенции ООН об изменении климата является стабилизация концентраций газов, вызывающих парниковый эффект в атмосфере, на таких уровнях, которые не вызовут опасного дисбаланса в мировой климатической системе.

5. Конвенция о биологическом разнообразии требует, чтобы страны приняли меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечили справедливое распределение выгод от использования биологического разнообразия.

Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию

Признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома, представители государств, собравшиеся на Встречу на высшем уровне, приняли свод принципов для последующего развития. Эти принципы определяют права народов на развитие и их обязанности по сохранению нашей общей окружающей среды. Они основаны на идеях Стокгольмской декларации, принятой на Конференции ООН по окружающей человека среде в 1972 году. В декларации, принятой в Рио, заявляется, что единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса - это его увязка с охраной окружающей среды. Это может быть достигнуто только в том случае, если страны начнут новое и равное сотрудничество с участием правительств, их народов и основных общественных групп. Они должны будут заключить международные соглашения, которые защитят целостность глобальной окружающей среды и системы развития.

Рио-де-Жанейрские принципы включают следующие важнейшие идеи:

* Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

* Сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам развития нынешнего и будущих поколений.

* Государства должны разработать международное законодательство о компенсации за ущерб, который деятельность, осуществляемая под их контролем, наносит за пределами их территорий.

* Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

* Искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира необходимо для обеспечения устойчивого роста удовлетворения потребностей большинства населения.

* Государства должны сотрудничать в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы Земли.

* Государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.

* Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации.

* Государства принимают эффективные законы по окружающей среде, разрабатывают национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба.

* В принципе, тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести финансовую ответственность за это загрязнение.

* Государства уведомляют друг друга о стихийных бедствиях или деятельности, которые могут иметь вредные последствия.

* Устойчивое развитие требует более глубокого научного понимания проблем. Государствам следует делиться знаниями и новыми технологиями для достижения целей устойчивости.

* Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать и деле его дальнейшего развития.

* Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...