Общие особенности детской психики
Экспертиза продукции для детей. Особенности детской психологии Основная задача экспертизы информационной продукции – защита права детей на безопасное и свободное развитие. Такая экспертиза состоит в выявлении факторов, способных нанести вред физическому, эмоциональному, психическому состоянию ребенка, а также негативно сказаться на перспективах психического созревания и развития личности. Дополнительной задачей экспертизы (при наличии соответствующего заказа) может являться определение развивающего потенциала продукции для той или иной возрастной группы. Необходимость экспертизы информационной продукции для молодежи также как и введение возрастной классификации такой продукции, связана в первую очередь с уязвимостью детской психики по отношению к информационным воздействиям вследствие несформированности важнейших психических функций и структур, обеспечивающих адекватную переработку информации и психологическую защиту личности. Общие особенности детской психики Говоря об особенностях детской психики, определяющих восприятие информационной продукции детской аудиторией, следует учитывать специфику 1) когнитивного (интеллектуального), 2) волевого, 3) нравственного и 4) аффективного (эмоционального) развития личности. 1. Важной чертой детской психики является слабая способность дифференциации (разграничения) разных типов реальности – то, что психологи называют «уровнем тестирования реальности»1. Вследствие этого, например, ребенок, верит, что подарки приносит именно Дед Мороз (в норме такая вера может сохраняться вплоть до 10 лет), а не родители. Страшные персонажи: Баба-Яга, Фредди Крюгер, привидения и т.д., воспринимаются в раннем и дошкольном возрасте (а иногда и позже) как реальные, что способствует «овеществлению» страхов и помещению их в реальный мир. Ребенок, вследствие возрастных особенностей психики слабо различающий вымысел и реальность, начинает опасаться внезапного появления этих персонажей на улице, из темных углов комнаты, ванной, туалета и т.д.
Согласно исследованиям возрастных психологов2, детское мышление отличается синкретизмом (недифференцированностью), что способствует магическому восприятию реальности3. И это прежде всего анимизм (одушевление неживого), наивный реализм («овеществление» психических явлений – страхов, фантазий, мыслей и т.д.), предпричинность (замена причины порядком следования, желанием субъекта и т.д.), трансдукция (отсутствие стремления к логической непротиворечивости, несформированность логических операций), слияние аффекта и интеллекта (субъективность восприятия), отождествление вещи и мысли о ней, замещение предметного образа значением и ряд других, обуславливающих формирование особой картины мира, где объективная и субъективная реальности не разделяются, действуют законы сопричастности и партиципации4. Все развитие ребенка идет по пути преодоления первоначального синкретизма к высоко дифференцированному мышлению, характеризующемуся адекватным восприятием реальности и различных её форм: искусственных (виртуальных) моделей, художественных образов, отвлеченных (научных) понятий, игр, субъективных мнений, заблуждений и т.д. Все это виды реальности, отличающиеся специфическими закономерностями и правилами конструирования и понимания5. Некоторые из них начинают вычленяться в дошкольном возрасте, другие становятся доступными только на достаточно зрелых ступенях развития, по мере обучения и овладения инфосредой, а отдельные с трудом различаются даже высоко образованными, интеллектуально развитыми людьми.
Нечеткая дифференциация фантазии и реальности, факта и мнения, суждения и оценки приводит к повышенной внушаемости, сензитивности (впечатлительности, сверхчувствительности), ранимости и т.д. Психика ребенка особенно уязвима для сообщений, несущих сверхэмоциональную, пугающую, ложную, логически искаженную, двусмысленную, многозначную, противоречивую, асоциальную, ненормативную информацию. По отношению к детской аудитории абсурдны такие традиционные оправдания производителей и распространителей информационной продукции как: «надо понимать юмор», «это условность, художественный вымысел, искусство», «никто не спутает игру и реальность» и т.п. 2. Не менее абсурдно, если не сказать ханжески, звучат слова: «не хочешь – не смотри». Известно, что ребенок еще не в полной мере способен к произвольной регуляции своих действий, особенно в случаях конфликта потребностей и целей. Эта особенность детской психологии хорошо известна и неспециалистам. По этой причине в мировой правовой и криминалистической практике дееспособность ребенка, а также его ответственность за совершенные деяния ограничена или даже полностью исключается в зависимости от возраста. 3. При обсуждении качества информационной продукции помимо возможного травматического воздействия необходимо также иметь в виду то влияние, которое информация оказывает на формирование психики ребенка. Детский и подростковый возраст является сензитивным периодом (наиболее подходящим временем) для становления высших психических функций, формирования способности к ценностно-опосредованной регуляции поведения. Искажения в трансляции ценностей могут повлечь необратимые изменения в психотипе человека: способах преодоления препятствий, паттернах мышления и поведения, эмоциональной саморегуляции, устойчивости к деструктивному воздействию и т.д., что, как правило, приводит к формированию зависимостей разного рода и утрате способности к самодетерминации. Согласно представлениям современных психологов, нравственная сфера личности также складывается поэтапно, проходя последовательно ряд фаз (так называемых уровней морального развития по Колбергу) от внешней детерминации поведения посредством наказания-покрепления к внутренней регуляции посредством личностных ценностей6. Своеобразной промежуточной стадией является усвоение социально заданных образцов, правил и норм поведения как безусловно истинных и следование им «не за страх, а за совесть», руководствуясь понятиями чести и достоинства. Усвоение норм и социальных требований обеспечивает социальную адаптацию ребенка, а также развитие волевого самоконтроля, что впоследствии гарантирует возможность перехода на более высокий уровень – способность формировать ценности и следовать им, независимо от меняющегося окружения. Попытки обесценивания ценностей, высказывание сомнений по поводу социально одобряемых норм и правил, компрометация авторитета родителей, учителей может нанести непоправимый ущерб формированию личности в определенном возрасте. В то же время для старших подростков сомнения в целесообразности и разумности некоторых норм и правил, рефлексия социальных стереотипов и требований, развенчание ложных авторитетов, выраженное в корректной форме, окажется полезным.
4. Нравственная и волевая регуляция поведения тесно связана с возможностью контролировать собственные инстинктивные побуждения и эмоциональные состояния. Этапы становления мотивационно-потребностной сферы личности, особенности эмоциональной саморегуляции описываются эпигенетической теорией развития Э.Эриксона. Вслед за основоположником психоанализа, З.Фрейдом, автор эпигенетической теории считает возраст 6 – 11 лет латентной фазой развития сексуальности, для которой нормально отсутствие интереса к сексуальной стороне жизни, усиление познавательных и коммуникативных потребностей. Следующий затем возраст отрочества и юности определяется Эриксоном как период освоения новых социальных ролей, обретение эго-идентичности, в том числе поло-ролевой идентичности на основе четко определенных положительных моделей для подражания. Учитывая все указанные параметры, определяющие развитие психики и формирование личности: уровень тестирования реальности, уровень произвольности поведения, уровень морального развития и уровень мотивационно-потребностного развития, – можно сформулировать основные требования к информационно-психологической безопасности продукции для каждой возрастной категории.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|