Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ранний позитивизм в социологии конта и спенсера

ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ - одно из наиболее распространенных направлений в мировой философии, возникшее в середине 19 века благодаря О. Конту и Г. Спенсеру, получившее широкое распространение в естествознании и ставшее методологической основой социологии при ее зарождении.

Позитивизм провозгласил себя научной философией, отказавшись от рассмотрения вопросов, не имеющих однозначного решения с помощью логико-эмпирических методов, например, о первичности бытия либо сознания. Две важнейшие функции научной философии с точки зрения позитивизма: 1) создание научной картины мира, основанной строго на научных знаниях и не нуждающейся в обращении к мистике, трансцендентному и т.п.; 2) обобщение методологии научного познания, новых методов, техники, процедуры, возникающих в отдельных дисциплинах.

 

О.Конт как создатель социологии.

Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе стал французский ученый и философ-позитивист Огюст Конт (1798-1857). Конт ввел в научный оборот понятие "социология", обозначающее учение об обществе,которое он нередко называл социальной философией. Впервые Конт употребил слово "социология" в 1839 году, в

47-й лекции "Курса позитивной философии". Главное условие создания самостоятельной социальной науки, по Конту,- это выделение специфической реальности, не изучаемой никакими другими науками.

Он выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода "социальные атомы", существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу.

Конт пользовался понятиями социальная статика для истолкования структуры общества и социальная динамика, с помощью которого он раскрыл механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработал целую систему понятий, вошедших в созданную им социологию, посредством которых он выразил и обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс.

Важнейшими работами Конта считаются "Курс позитивной философии" и "Система позитивной политики или социологический трактат об основах религии человечества".

В "Курсе позитивной философии" он формулирует и подтверждает два основных закона: закон трех стадий и закон классификации наук.

Согласно закону трех стадий, человеческий дух в своем развитии прошел три фазы: теологическую (господство идей, не имеющих доказательств), метафизическую (познание сущности, принимаемой за реальность) и научную (позитивизм, познание с помощью разума и наблюдения).

Следующая концепция - это классификация наук, в которой науки располагаются от более общих к более частным и более сложным наукам:

Математика

Астрономия

Физика

Химия

Биология

Социология

Социология у Конта - самая молодая и самая сложная наука и поэтому должна опираться на другие развившиеся науки. От себя социология приносит "исторический метод", с помощью которого выводят закономерности развития.

Социологию Конт делил на две части: социальную статику(законы функционирования социальной системы,идея порядка и гармонии) и социальную динамику(анализ законов социального развития, идея прогресса).

Прогресс, по Конту, это развитие по восходящей линии, которое подразумевает ряд изменений: материальное(улучшение условий жизни), физическое(совершенствование человеческой природы), интеллектуальное(переход от одной стадии социального развития к другой) и моральное(развитие нравственности).

Конт стал основателем первого направления в социологии - позитивизма, у которого в 19 веке было много сторонников.

Творчество Конта вошло в классику мировой социологии. Его не без основания называют создателем социологии как самостоятельной науки.

7. Спенсер как создатель социологии.

Английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903) - последователь позитивистских идей О. Конта, является основателем органической школы в социологии. Его социологический труд -"Социальная статика". В 1860-1870гг. Г.Спенсер пытался объединить все теоретические науки того времени. Основой его взглядов являлась аналогия между биологическим и социальным организмами. Общие черты социологии Спенсера:

1) широкое использование историко-сравнительного метода в обосновании социологических взглядов

2) Трактовка общества как организма, под которую он пытался подвести логические обоснования.

Спенсер понимал под обществом совокупность индивидов, а если общество создается составляющими его индивидами и если его природа определяется природой самих людей, то, по мнению Спенсера, каков характер индивидов, таков и характер общества.

Большое внимание Спенсер уделил уточнению и разработке понятийного аппарата социологии. Можно сказать, он заложил фундамент понятийной системы социологии, а также структурно-функционального метода.

Труд Спенсера "Основания социологии"(1877) был одним из первых в плане построения целостной социологической системы, поэтому он считается одним из основателей счоциологии наряду с О. Контом а также родоначальником органической теории общества.

8. Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии.

Основателем позитивизма как направления в социологии стал Огюст Конт.

Основными принципами позитивизма являются:

1) натурализм, т.е. социальные явления подчиняются законам, являющимся общими для всей действительности. Социальные и природные явления не имеют качественных различий

2) методы социального исследования должны быть такими же, как им методы естествознания, т.е. точными и объективными.

3) Истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок.

4) социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.

Позитивная социология целиком базируется на данных науки, а не на воображении и догадках.

Конт отрицательно относился ко всему разрушительному, провопоставляя духу отрицания созидательный, позитивный дух. Категория позитивного становится наиболее главной и общей в его мировоззрении.

Конт указывает 5 значений позитивного:

1. реальное в противовес химерическому

2. полезное в противовес негодному

3. достоверное в противовес сомнительному

4. точное в противовес смутному

5. организующее в противовес разрушительному

Место позитивного мышления можно понять в связи с законом трех стадий.

После прохождения обществом теологической стадии (общество стремится познать причины явлений, стремится к "абсолютному знанию" посредством сверъестественных факторов) и метафизической (познание внутренней природы явлений посредством сущностей или абстракций), общество проходит позитивную(реальную,научную) стадию. Основной признак этой стадии в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению.

Позитивное мышление далеко от эмпиризма и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т.е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов, а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки;их познание с помощью рационального предвидения - ее предназначение.

В позитивизме сложилось два направления: органическое (отождествляет общество с живым организмом и объясняет закономерности развития с помощью биологических законов) и механическое (объясняет закономерности развития через механические законы).

Именно с идей позитивизма, получивших широкое распространеие в 19 веке, началось развитие социологии как самостоятельной науки.

3. Клас. этап развития соц. Э. Дэркгейм и М. Вебер

Дюркгейм и французская социологическая школа.

Эмиль Дюркгейм (15 апреля 1858 - 15 ноября 1917)-один из наиболее значимых представителей социологического позитивизма конца XIX -начала XX вв. (основные работы - монографии "О разделении общественного труда", "Правила социологического метода", "Самоубийство", "Элементарные формы религиозной жизни").

. Дюркгейм много сделал для институцианализации социологии как академической научной дисциплины, внес важный вклад в становление и утверждение профессиональной социологической этики. Он создал один из первых социологических журналов "Социологический ежедневник", вокруг которого и объединилась французская социологическая школа. Школу отличает большая свобода взглядов.

В целом школе была присуща значительная степень единства метафизических подходов, близость идеям либерализма. Основное социальное кредо школы можно охарактеризовать как солидаризм. Школа внесла во французскую науку не присущий ей феномен коллективного творчества и авторства.

Объединяющими моментами были приверженность к требованиям объективности в социальном познании и акцент на изучении социальных институтов.

Школа Дюркгейма заложила новую традицию во французском обществоведении и благодаря высокой степени собственной интеграции ей удалось институцианализировать социологию как академическую дисциплину.

Двумя известными представителями Дюркгеймовской школы были Марсель Мосс (основная работа - "Опыт о даре Форма и основа обмена в архаических обществах"), который стал возглавлять школу и продолжать направление Дюркгейма после его смерти и Морис Хальбвакс (основные работы - "Рабочий класс и уровень жизни", "Эволюция потребления социальных и трудящихся классов"), который продолжил начатое Дюркгеймом изучение проблем, связанных с самоубийствами. Помимо этих социологов французскую социологическую школу представляли Анри Юбер, Робер Герц, Поль Фоконне, Гастон Ришар, Морис Линхард, Селестен Бугле.

Социология М.Вебера

Нетрадиционный тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864-1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законовприроды и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология, по их мнению, — это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознанияклассическая социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания и отнесения к ценностям.

Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из понимания предмета социологии. Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как “общество”, “народ”, “человечество”, “коллективное” и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением.

Задача социолога, — считал М. Вебер, — разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. Предметом изучения социологии должны быть только те социальные действия, которые осмыслены человеком с точки зрения целей и средств их достижения и ориентированы на других субъектов. Индивид должен быть в центре познавательного процесса, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением.

Главным инструментом познания у М. Вебера выступают идеальные типы. Идеальные типы, по Веберу, не имеют эмпирических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как “капитализм”, “бюрократизм”, “религия” и т. д.

M. Вебер называет четыре видасоциального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. Целерациональное — это ожидание определенного поведения других людей, с целью достижения успеха; ценностно-рациональное — это сознательная вера в этическую, эстетическую, религиозную ценность индивидуального поведения вне зависимости от успеха, аффективное — это поведение под влиянием чувств и эмоций; традиционное — поведение индивида, обусловленное привычками. В разных типах обществ те или иные виды действий могут быть только преобладающими. В традиционных обществах преобладает традиционный и аффективный типы ориентации действия, в индустриальных — целерациональный и ценностно-рациональный, причем первый с развитием общества выступает доминирующим.

М. Вебер был убежден, что рационализация социального действия — это путь прогрессивного развития исторического процесса. Для рационализации общемировой цивилизации, полагал он, необходимо рационализировать способ ведения хозяйства, управление во всех сферах социальной жизни, образ мышления и образ жизни людей. Все это должно сопровождаться возрастанием социальной роли науки, которая представляет собой чистое воплощение принципа рациональности. Капитализм, по М. Веберу, есть практическая реализация рациональности во всех сферах общественной жизни. Наиболее полно она воплощается в бюрократии как основном элементе управляющих структур.

Для того чтобы бюрократия не превратилась в “футляр покорности и послушания”, в “ярмо бесхозного рабства”, ученым разработаны требования к чиновникам аппарата управления: они должны быть лично свободны и подчиняться только служебному долгу; иметь устойчивую служебную иерархию; иметь твердо определенную служебную компетенцию; работать по контракту в соответствии с квалификацией; вознаграждаться постоянными денежными окладами; рассматривать свою службу как единственную или главную профессию; предвидеть свою карьеру; работать в полном отрыве от средств управления и без присвоения служебных мест; подчиняться строгой единой служебной дисциплине и контролю.

В соответствии с учением о рациональности М. Вебером разработана типология власти, которая и ныне считается фундаментальной: харизматическая, традиционная, бюрократическая. в связи с этим ученый впервые в историиобществознания употребляет и анализирует понятие “легитимность власти”.

 

 

4. Понимание объекта и предмета соц-гия

Изучение любой науки начинается с выяснения ее объекта и предмета исследования. Эти понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Объект науки – это сфера реальности, на которую направлен исследовательский поиск в целом. Предмет науки – это такие элементы, аспекты, свойства объекта, которые непосредственно изучаются данной наукой и определяются ее спецификой. Различные науки, исследующие один и тот же объект, могут иметь разные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма человека, физиология – функции его органов, медицина – его болезни и т. д.).

Определение объекта социологии, как правило, не вызывает особых затруднений. Принято считать, что объектом социологического познания является общество. Сам термин «социология» в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas – общество и греч. logos – учение). Более сложным представляется вопрос о предмете социологии, поскольку ответ на него во многом зависит от исходных методологических принципов исследователя, его принадлежности к той или иной научной школе, тому или иному научному направлению.

При определении предмета социологии ключевым является понятие «социальное», которое выражает социальный аспект, присущий всем сферам жизнедеятельности людей. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. Изучение этой реальности и определяет специфику предмета социологического познания. Современные социологи расходятся в понимании того, что конкретно считать предметом социологии. Одни ученые считают, что это социальные общности и социальные системы, другие – закономерности социальных действий и массового поведения, третьи – законы и формы проявления социальной жизни и т. д. Каждое из этих определений отражает тот или иной аспект социологического познания, поэтому они не столько противоречат друг другу, сколько взаимно дополняют, формируя целостное представление о предмете социологии.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предмета социологии, можно заключить, что в самом широком смысле предметную область социологического познания составляет вся совокупность социальных явлений и процессов, их причин, закономерностей и взаимосвязей, социальных отношений и взаимодействий, социальных общностей и институтов, структурных элементов и факторов, определяющих функционирование общества как целостной системы. Социология призвана раскрывать природу социальных связей и отношений, механизмы воспроизводства и изменения социальных взаимодействий, законы развития социальных общностей и массового поведения людей. Социологи могут также изучать экономические, политические, трудовые, духовные, семейно-бытовые и другие отношения, анализируя их в социальном аспекте, с точки зрения потребностей и интересов людей, их мотивов и ожиданий.

Таким образом, социология не ограничивается изучением одной из сфер общественной жизни, в том числе узко социальной, ибо область ее интересов охватывает весь комплекс проблем бытия человека, социальных групп, слоев и общностей. В центре внимания социологов находится человек как активный субъект любых социальных отношений, социальных структур и организаций. Анализ социального поведения людей, массового сознания, общественного мнения, ценностных ориентации, нравственных мотивов становится в современных условиях интегральной частью характеристики всего процесса развития общества как целостной социокультурной реальности.

Предметом изучения социологии являются социальные системы, элементы и условия их существования, закономерности социальной жизни, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Данное определение, как, впрочем, и любое другое, не может быть исчерпывающим, поскольку в рамках одной дефиниции трудно передать все особенности социологического знания. Следует также иметь в виду, что предмет социологии не является стабильным, зафиксированным раз и навсегда. Представления о нем постоянно меняются, что связано как с прогрессом самого научного знания, так и с потребностями развития современного общества.

Выделение объекта и предмета социологии позволяет определить ее как науку о законах функционирования и развития общества и его структурных элементов, механизмах и формах проявления социальных процессов и отношений, закономерностях социального поведения людей, групп и общностей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...