Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культуры верхнего палеолита

Название культуре, как правило, даёт наиболее известное или первое открытие ―местонахождение. Принципы перечисления находок в культуре – эмпирические, по характерному признаку. Археологическая классификация Европы, возник очаг самобытной доисторической цивилизации (самый популярный пример – живопись).

Верхний палеолит по франко-кантаборийскому району продолжается от 35 до 10 тысяч лет тому назад. Классификация верхнего палеолита, предложенная в начале ХХ в. А. Брейлем до сих пор фигурирует в неархеологической литературе. Она такова: ориньяк (древний, средний, верхний); солютре (и протосолютре); мадлен (слои I, II, III, IV, V, VI); наименования периодов культур даны по названиям мест открытий. В результате изменений, вносимых с 1940 гг. Схема стала весьма дробной, но основные подразделения остались. Ориньяк разделяется на: собственно ориньяк и древнюю перигородскую культуру [6].

Приведём пример последовательности позднепалеолитических культур, а также характер находок.

I. Перигорд (35–20 тыс. лет). Непосредственно следует за мустьерской эпохой среднего палеолита. Кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные шилья, наконечники копий. В раннем перигорде ― отсутствие изображений при изобилии нарезок и насечек на костях, украшений, красок; в позднем ― барельефы, изображения животных и человека.

II. Ориньяк (30–19 тыс. лет). Кремневые ретушированные пластины, скребки, резцы, костяные наконечники. Многочисленные лампы-светильники, чашечки для приготовления краски. Изобразительная продукция ориньяка сходна с перигордской и объединяется в ориньяко-перигордский цикл. Она представлена искусством малых форм: резьбой, мелкой скульптурой, гравюрами на кости и каменных обломках. Ранние художественные опыты ориньякцев скромны: контуры рук, обведенных краской, отпечатки рук на краске; меандра – борозды, проведённые пальцами на влажной пещерной глине. Из меандровых линий вырисовывается контурные рисунки, сначала их наносят пальцами, затем какими-то орудиями. Маленькие женские статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня. Изображения человека редки, но обнаруживается много знаков женского пола. Это – один из первых в истории символов. Конец ориньяка (поздний палеолит – приблизительно 33–18 тыс. до н. э.) характерен массовым распространением женских статуэток с подчеркнутыми признаками пола, так что весь период иногда называют эпохой палеолитических Венер. Подобные «Венеры» найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.

III. Солютре (18–15 тыс. лет). Временное отступление ледника несколько изменило образ жизни палеолитических людей. Прослеживается самая высокая в палеолите техника обработки камня. Наконечники в форме ивового и лаврового листа служили наконечниками копий, дротиков, а также ножами и кинжалами. Появились кремневые резцы. Скребки, наколки, костяные наконечники, иглы, жезлы, многочисленные статуэтки, гравюры на камне и кости.

IV. Мадлен (15–10 тыс. лет). Чрезвычайно суровый климат в условиях наступления ледника. Мадленцы охотились на северного оленя и мамонта, жили в пещерах, часто кочевали, преследуя стада оленей. Высокая техника отжимной ретуши и кремневые наконечники исчезают. Зато в изобилии изделия из кости: гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шила. Из кремня делают резцы, проколки, скребки. В позднем мадлене кремневые изделия начинают миниатюзироваться, превращаюсь в микролиты. Богатый символизм: круг, спираль, меандр, свастика. Однако вершиной мадленского искусства становится пещерная живопись. Медленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтесан.

Из 1794 наскальных рисунков в пещерах Франции и Испании на 986 – изображения животных. Изображений человека – 512, причём около 100 – человекообразных существ. В целом, пещерная живопись реалистична, натуралистична. Условных, обобщенных рисунков меньше, чем индивидуализированных изображений животных. Лошади, мамонты, бизоны пещерных галерей воссозданы точно, притом в деталях, точной рукой, которая могла мгновенно прочертить мощную контурную линию. В изобразительной деятельности палеотического человека мы сталкиваемся скорее с «фотографическим» запечатлением образов, чем с эстетическим обобщением или с пиктографией [1, с. 147].

По мнению А. Хаузера, палеотическое искусство, без всяких трудов располагает единством зрительного восприятия, достигнутым современным искусством после столетия долгой борьбы. Первоначально первобытное искусство, необособлённое в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита:

· Натуральное творчество – композиция из туш, костей, натуральный макет;

· Искусственная изобразительная форма – крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;

· Верхнепалеолитическое изобразительное творчество – роспись пещер, гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно найти и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, мимики, жестов, возгласов. Музыкальный элемент «натуральной пантомимы»: имитация звуков природы – звукоподражательные мотивы. Искусственная интонационная форма – мотивы с зафиксированным звуковысотным положением тона. Интонационное творчество – двух- и трёхзвучные мотивы.

В верхнем палеолите формируются два основных центра мировой цивилизации: афро-европейский и азиатский. Между двумя этими первичными очагами человечества поддерживаются контакты, а внутри возникают культурные области со своими расовыми, техническими, хозяйственными типами. Закладываются основы языка. Верований, искусства, семейных отношений, которые являются фундаментом любого человеческого общества. Культура верхнего палеолита глубоко своеобразна. Основное занятие человека здесь – охота, и оно накладывает отпечаток на общественное устройство, искусство, верования, психику людей.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища). Изучив структуру срезов бивней, ученые сделали вывод, что древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент новые композиции и элементы [3, с. 17].

Физиопластическая живопись палеолита осталась в истории культуры весьма изолированным феноменом, обязанным своим существованием образу жизни мадленских охотников на северных оленей. К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место стилю новой эпохи – мезолиту: орнаменту.


Мезолит

В среднем каменном веке, мезолите (8–5 тыс. лет назад для Европы) ледник откатывается к северу, затапливая своими водами Европу. Охотничья жизнь, неоседлая, опасная, богатая приключениями, сменяется более спокойным существованием. Мезолитические стоянки располагаются в дюнах и торфяниках. Возникает женское искусство – орнамент. На влажной глине кончиками пальцев можно нанести волнистые линии и палочкой черточки.

 

Искусство неолита

Неолит (поздний или верхний палеолит, новокаменный век) занимает ключевое место в каменном веке. Во-первых, на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается биологическая эволюция ископаемых людей и появляется. Зрелая и поздняя первобытность представлены неолитом (5–4 тыс. лет тому назад) для наиболее развитых областей Средиземноморья.

Особенно показательны среди орудий неолита прекрасно отшлифованные каменные топоры. Это расцвет родового устройства, каменной индустрии. К эпохе неолита относятся изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Люди делали луки, стрелы, глиняную посуду. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретённый человеком – огнеупорная глина. Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остаётся интуитивно-спотанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нём отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Последний этап в развитии бронзового века на Северо-Западном Кавказе характеризуется металлургией и металлообработкой. Велась добыча медных руд, выплавлялась медь, было наложено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).

Умели делать хорошие лодки, из шерсти диких баранов ткали плащи и рубахи, искусно занимались резьбой по кости и дереву. У неолитических охотников детально разработан образ мирового дерева.

Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра [3, с. 18].

 

 


Заключение

История происхождения человека начинается в далёком прошлом. Современная антропология не даёт окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. До нас не дошло имен, изображений, биографий, свидетельств люде того времени, названий человеческих сообществ, описаний их судеб.

У первобытных людей не было письменности, а у самых первых – и языка. Наиболее долгая эпоха человеческого прошлого безмолвна. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством.

Психологическое значение первобытной эпохи заключается в том, что она закладывает основы человеческой культуры. Эти основы: социальная организация, язык, кровнородственные отношения, ритуалы, искусство, научные знания, экономика остаются с человечеством навсегда.

Отношение к первобытной культуре может быть различным. Однако не нужно забывать, что высокие достижения мировой культуры существуют на основе первобытной культуры. Цивилизация стала возможной потому, что параллельно с ней шёл процесс разрушения первобытной культуры.

Первобытность – это первое бытие. Разложение первобытной культуры – это разложение основ культуры, которое распространяется и на всю культуру. Сохранить её может только культурное, т.е. почтительное и бережное отношение к её основам. И чем больше мы научаемся видеть этот культурный смысл окружающей нас «второй природы», не оставаясь только на уровне утилитарного пользования вещами, а понимая их значение, их культурную ценность, тем более будет у нас оснований самим стать культурными.

Библиография

 

1. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов н/Д: издательство «Феникс». – 1999. – 576 с.

2. Полищук В.И. Культурология. Учебное пособие. – М.: Гардарики. – 446 с.

3. Культурология: учеб. Пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА. – 2000. – 319 с.

4. Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д.; Издательство «Феникс». – 1997. – 576 с.

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: 1991.

6. Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов (палеолитическая эпоха). Ранние формы искусства. – М.: 1987.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...