кандидата философских наук
В. Н. Поруса Вступительная статья кандидатов психологических наук А. Е. Ольшанниковой и И. В. Равич-Щербо Общая редакция И. В. Равич-Щербо Москва «Прогресс» ПРЕДИСЛОВИЕ Когда мне предложили написать книгу о развитии темперамента, это было для меня несколько неожиданно, ведь до сих пор еще не было работ на эту тему. Может быть, это объясняется тем, что из всех известных психических явлений темперамент, пожалуй, меньше всего подвержен изменениям в ходе онтогенетического развития индивида, что, конечно, не означает, будто темперамент вовсе не изменяется. Предложение написать такую книгу побудило меня к размышлениям о проблемах темперамента с точки зрения развития, итогом которых явилась основная для этой работы мысль, что специфика темперамента имеет существенное значение для психического развития индивида. Поэтому в названии книги говорится не о развитии темперамента, а о его роли в процессе онтогенеза. Большая часть представленного в книге материала является изложением собственных взглядов автора, а данные, на которых они основаны, получены в исследованиях, проводившихся им самим либо его сотрудниками. Эти исследования в течение нескольких лет проводились в Секторе психологии индивидуальных различий Института психологии Варшавского университета под руководством автора этих строк. Таким образом, эта книга посвящена в основном изложению концепции автора, а не состояния данной проблемы в психологической литературе. Многие затронутые в ней вопросы имеют дискуссионный характер, поскольку не всегда можно воспользоваться готовыми рецептами для их решения. Это требует от читателя известной подготовки. Во многих случаях взгляды автора сопоставляются с более традиционными представлениями. Все это делает книгу нелегкой для чтения и требует от читателя определенных знаний по психологии. Я думаю, что психологическая проблематика не лишена интереса для учителей и воспитателей, кому, собственно, и адресована эта книга.
Было бы ошибкой утверждать, что представленная в данной работе концепция темперамента является чем-то совершенно новым. Трудно претендовать на новизну и оригинальность, рассматривая вопросы, которыми уже свыше двух тысячелетий интересуются философы и ученые. И все-таки я думаю, что нечто новое в ней есть, и прежде всего это относится к трактовке проблем темперамента, о чем читатель может судить, ознакомившись с соответствующей литературой. Мне наиболее близка теория типов нервной системы И. П. Павлова, до сих пор не утратившая своей актуальности. Особенный интерес вызывает ее развитие в работах таких выдающихся исследователей типов нервной системы и темперамента, как Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и В. С. Мерлин, с которыми мне выпала честь непосредственно или косвенно сотрудничать и труды которых оказали значительное влияние на мое понимание и решение затронутых в этой книге проблем. В главе «Основные концепции темперамента» рассмотрены теории, сыгравшие наиболее важную роль в развитии знания о темпераменте. Основное место в этой главе, по уже отмеченным причинам, занимает типология нервной системы, разработанная И. П. Павловым и его последователями. В следующей главе, «Темперамент и факторы его формирования», изложена собственная концепция автора, подчеркивающая те свойства темперамента, которые связаны с характеристикой энергетического уровня поведения; по-видимому, роль именно этих свойств весьма существенна для деятельности человека. Здесь также показана роль наследственности и среды для формирования свойств темперамента и обращается внимание на их возрастную специфику и вытекающие из нее следствия для воспитания человека.
Поскольку свойства темперамента не существуют изолированно, а тесно связаны с другими психическими особенностями человека, специальная глава посвящена связям темперамента со способностями и личностью. Некоторые предлагаемые здесь решения публикуются впервые, поэтому они являются скорее гипотезами, требующими эмпирической проверки. Так как свойства темперамента имеют, на наш взгляд, большое значение для деятельности человека, особенно таких ее аспектов, как формирование так называемого стиля деятельности, поведение в трудных ситуациях или выбор способа действия и ситуации в соответствии с потребностью индивида в стимуляции, о чем довольно подробно говорится в главе «Значение свойств темперамента для деятельности», этой главе предшествует обсуждение приемов диагноза темперамента, применимых в педагогической работе. Этому посвящена глава «Диагноз свойств темперамента в домашних и школьных условиях», в которой подробно анализируется применимость метода наблюдения и шкалы оценок для определения важных с педагогической точки зрения свойств, а также выдвигаются конкретные предложения о способах диагностики в домашних и школьных условиях. Данная глава включена в книгу по тем соображениям, что разумно руководить действиями ребенка, направлять их, учитывая особенности его темперамента, можно, только обладая знаниями в этой области детской психологии. В заключительной главе, «Влияние темперамента на нарушения в поведении у детей и подростков», я пытался показать, что, хотя темперамент непосредственно не определяет содержание поступков, он в некоторых ситуациях может влиять на возникновение и формы выражения нежелательных и асоциальных форм поведения. Это происходит в особенности тогда, когда в процессе воспитания - как в школьных, так и в домашних условиях — не принимается во внимание специфика темперамента ребенка. Учитывая, что настоящая книга адресована главным образом учителям и воспитателям, в ней часто встречаются конкретные советы, как правильно применять педагогические методы, учитывая особенности темперамента. В книге нет, однако, специальной главы, посвященной этой теме, что объясняется по крайней мере двумя причинами. Во-первых, пока еще слишком мало фактических данных, чтобы сформулировать какие-либо однозначные суждения в этой области. Во-вторых, мне казалось более естественным обсуждать вопросы воспитания при рассмотрении отдельных проблем, связанных с темпераментом, не говоря уже о том, что это позволило избежать ненужных повторов.
Если знакомство с этой книгой окажется хотя бы в малой степени полезным в деле воспитания детей и подростков или вызовет у читателей желание самостоятельно поразмыслить о том, насколько важен учет специфики темперамента в процессе воспитания, я мог бы с удовлетворением считать свою задачу выполненной. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕМПЕРАМЕНТА ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМАТИКУ, СВЯЗАННУЮ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром (например, могут быть замкнутыми или, напротив, открытыми). Вопрос о том, каковы основания этих различий, которые трудно было объяснить только различиями во влияниях внешней среды, издавна интересовал философов и врачей. Так возникла «наука о темпераментах», в которой, хотя она и является одним из старейших разделов психологии, до сих пор нет ни однозначных положений, ни общепринятых решений ее проблем. Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков» организма — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи,— входящих в его состав. Оптимальное соотношение этих «соков» определяет здоровье, тогда как их непропорциональное смешение становится источником различных заболеваний. Однако Гиппократ еще не устанавливал связи между этими «соками» и их соотношением в организме и определенными психическими свойствами человека. Исходя из учения о четырех «соках», часто называемых гуморами (от латинского humor — влага, сок), Клавдий Гален (II в. н. э.), самый знаменитый после Гиппократа врач античности, разработал пер вую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentis» (лат. tem-peramentum — соразмерность, правильная мера). Из девяти выделенных и детально описанных им темпераментов четыре, непосредственно зависящие от преобладания в организме одного их «соков», и в наше время пользуются широкой известностью[1]. Это темпераменты: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь) и меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь).
Эта созданная Гиппократом и Галеном фантастическая концепция темпераментов, которая в том или ином соотношении «соков» в организме видела физиологические основы определенных форм поведения, получила частичное подтверждение в современных эндокринологических и психофармакологических исследованиях. Из них следует, что некоторые обычно относимые к темпераменту свойства (например, реактивность, чувствительность, эмоциональная уравновешенность) в значительной степени зависят от индивидуальных различий в функционировании гормональной системы. Учение Гиппократа — Галена, до сих пор излагаемое чуть ли не в каждом учебнике психологии, разделялось многими исследователями. Для большинства из них характерно магическое пристрастие к числу четыре, к которому сводится множество темпераментов, что в античных концепциях обосновывалось учением Эмпедокла о четырех стихиях. О влиянии, которое оказало учение древних врачей и философов на дальнейшее развитие типологии темпераментов, можно судить хотя бы по тому, что до середины XVIII в. почти все исследователи видели анатомо-физиологические основы темперамента в строении и функционировании кровеносной системы. Такое представление сохранилось и в эпоху научной психологии. Так, известный исследователь темперамента немецкий психиатр Э. Кречмер считал, что установленные им четыре основные свойства темперамента — чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности и психомоторика — обусловлены химическим составом крови. Известна также химическая теория темперамента 30-х годов нашего века, принадлежащая У. Мак-Дауголлу, непосредственно примыкающая к древней гуморальной концепции. Японский психолог Т. Фурукава в тот же период высказывал мнение, что основным методом диагностики темперамента является определение химического состава крови.
Параллельно с эндокринными концепциями начиная с середины XVIII в. развивались теории, согласно которым физиологическими основами темперамента следует считать некоторые свойства нервной системы. Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основными факторами различий по темпераменту являются сила и возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь. Эту идею воспринял ученик А. Галлера, Г. Врисберг, который связывал темперамент непосредственно с особенностями нервной системы. Так, он считал, что в основе холерическо - сангвинического темперамента лежит крупный мозг, «сильные и толстые нервы» и высокая возбудимость органов чувств. В свою очередь для флегматико-меланхолического темперамента характерен небольшой мозг, «тонкие нервы» и невысокая возбудимость органов чувств. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии И. П. Павлова; опыты недвусмысленно показали, что некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента. Под влиянием антропологов, обративших внимание на различия в строении тела, и психиатров, подчеркивавших индивидуальные различия в предрасположенности к психическим заболеваниям, на рубеже XIX и XX вв. сформировалась концепция, согласно которой существует связь между телосложением и свойствами темперамента. Эта концепция, распространенная прежде всего среди итальянских, французских и немецких исследователей (А. Ди Джиованни, Г. Виола, Л. Л. Ростан, Г. Г. Карус), наиболее полное выражение получила у французского врача Клода Сиго. В 20-х годах нашего века он создал типологию, в основе которой лежало представление о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей. Каждой системе организма соответствует определенная внешняя среда, воздействующая на эту систему. Так, воздух — источник дыхательных реакций; пища, попадающая в пищеварительную систему, образует источник пищевых реакций; моторные реакции протекают в физической среде; социальная среда вызывает различные мозговые реакции. Исходя из этого, К. Сиго выделяет — в зависимости от преобладания в организме одной из систем — четыре основных типа телосложения: дыхательный, пищеварительный, мускульный и мозговой (рис. 1). Преобладание какой-либо одной системы над остальными приводит к специфической реакции индивида на определенные изменения окружающей среды, благодаря чему каждому из типов телосложения соответствуют определенные особенности темперамента. Взгляды К. Сиго, как и некоторые другие концепции того времени, связывающие телосложение с психическими особенностями организма, оказали существенное влияние на формирование современных конституциональных теорий, получивших широкое распространение в психологии темперамента. Независимо от перечисленных гипотез о физиологических основах темперамента все более крепло убеждение в том, что его свойства наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими затратами организма — со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание прежде всего на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их формальный аспект, то есть их силу (интенсивность) и протекание во времени. Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов, В. Вундта, создателя экспериментальной психологии. Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту, что нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость — для ощущений. Исходя из такого понимания, В. Вундт выделял два биполярных свойства темперамента, а именно силу и скорость изменения эмоции, подчеркивая значение энергетической характеристики индивида (табл. 1). Мы находим у В. Вундта чрезвычайно важную, на наш взгляд, мысль о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны, а это, в частности, означает, что правильное воспитание предполагает использование достоинств данного темперамента и в то же время нивелирование отрицательного влияния, какое он может оказывать на поведение индивида. Таблица I Классификация темпераментов (по Вундту)[2]
Вряд ли возможно изложить здесь всю исключительно богатую и долгую историю размышлений и исследований, посвященных темпераменту. Ограничимся лишь наиболее распространенными, как нам кажется, взглядами, чтобы читатель имел общее представление о психологии темперамента. КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПОЛОГИИ ТЕМПЕРАМЕНТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИКИ Из приведенного выше краткого обзора видно, что с древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения и переживаний людей, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались найти какой-то порядок в хаосе уникальных и неповторимых единичных случаев. Это получило выражение в тенденции к группированию (классификации) индивидов, сходных между собой по отдельным физическим или психическим свойствам либо по целым системам (структурам) таких свойств. Так возникли типологии личности — в том числе типологии темперамента,— в которых за основу классификации, как правило, принимались некоторые биологические свойства (структуры и физиологические функции организма), определявшие особенности поведения. Среди типологий темперамента особое внимание привлекали те, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, непосредственно связывались с индивидуальными различиями в телосложении — ростом, полнотой или пропорциями. Поэтому они получили название конституциональных типологий[3]. Главным пропагандистом конституциональной типологии был Э. Кречмер, опубликовавший в 1921 г. работу под знаменательным названием «Строение тела и характер»[4]. Основная мысль этой работы состоит в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности и предрасположенности к соответствующим психическим заболеваниям. Исходным материалом для Э. Кречмера послужили многочисленные клинические наблюдения, позволившие автору предположить существование зависимости между некоторыми психическими заболеваниями и телосложением. Эти факты побудили его предпринять систематические исследования строения человеческого тела. Произведя множество измерений различных частей тела, Э. Кречмер выделил четыре конституциональных типа: 1. Лептосоматик (греч. leptos — хрупкий, soma — тело). Хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, вытянутое лицо, длинный гонкий нос. Плечи узкие, нижние конечности длинные и худые. Индивидов с крайней выраженностью этих свойств Э. Кречмер называл астениками (греч. astenos — слабый). 2. Пикник (греч. pyknos — толстый, плотный). Богатая жировая ткань, чрезмерная тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее. 3. Атлетик (греч. athlon — борьба, схватка). Хорошая мускулатура, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, выпуклые лицевые кости. 4. Диспластик (греч. dys — плохо, plastos — сформированный). Строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, евнухоидальные типы). Среди выделенных типов телосложения наибольшую предрасположенность к психическим заболеваниям обнаруживают лептосоматики и пикники. Большинство больных шизофренией, по мнению Э. Кречмера, составляют лептосоматики. Пикники же образуют наибольшую группу среди больных циклофренией (маниакально-депрессивным психозом) (рис. 2). Атлетики, которые менее других предрасположены к психическим заболеваниям, обнаруживают некоторую склонность к эпилепсии. Исходя из наблюдений за патологическими индивидами, Э. Кречмер выдвинул предположение о зависимости между телосложением и психикой также и у здоровых людей. У людей с тем или иным типом телосложения возникают психические свойства, сходные с теми, которые характерны для соответствующих психических заболеваний, но в менее выраженной форме. Так, например, здоровый индивид с лептосоматическим телосложением обладает свойствами, напоминающими поведение шизофреника, пикник в своем поведении обнаруживает свойства, типичные для маниакально-депрессивного психоза. Атлетика же характеризуют некоторые психические черты, напоминающие поведение больных эпилепсией. Таким образом, Э. Кречмер в соответствии с ранее выделенными типами телосложения различает три типа темперамента: шизотимический, циклотимический и иксотимический. 1. Шизотимик (название происходит от психического заболевания — шизофрении). Лептосоматическое или астеническое телосложение. При расстройстве психики обнаруживает предрасположенность к шизофрении. Замкнут (так называемый аутизм), склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции. 2. Циклотимик (название происходит от циркулярного, или маниакально - депрессивного психоза). Пикническое телосложение. При нарушении психики обнаруживает предрасположенность к маниакально-депрессивному психозу. Является противоположностью шизотимика. Эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах. 3. Иксотимик (греч. ixos — тягучий). Атлетическое телосложение. При психических расстройствах проявляется предрасположенность к эпилепсии. Спокойный, мало впечатлительный, сдержанные жесты и мимика. Невысокая гибкость мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки, мелочен. Связь между типом телосложения и некоторыми психическими свойствами или, в крайних случаях, психическими заболеваниями, по Э. Кречмеру, следует объяснять тем, что как тип строения тела, так и темперамент имеют одну и ту же причину: они обусловлены химическим составом крови и, таким образом, зависят прежде всего от определенных особенностей гормональной системы. Типология Кречмера, которая будет критически проанализирована в дальнейшем (см. с. 36—38), была и остается весьма популярной в странах Западной Европы. В Польше в период между двумя войнами она была одной из наиболее известных типологий и признавалась многими психиатрами, психологами и педагогами. Подобно тому как в Европе была распространена конституциональная типология Э. Кречмера, в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона, типологий которого близка к концепции Кречмера, лежит предположение о том, что тело и темперамент — это два параметра одного и того же объекта, каким является человек. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Но эта зависимость маскируется большой сложностью нашего организма и психики, и потому раскрытие связи между физическим и психическим требует выделения именно таких физических и психических свойств, которые в наибольшей степени обнаруживают эту зависимость. У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, которые он описал, пользуясь специально разработанной фотографической техникой и сложными антропометрическими измерениями[5]. Оценивая каждое из 17 выделенных им измерений по семибалльной шкале, У. Шелдон пришел к понятию соматотипа (типа телосложения), которое можно описать с помощью трех основных параметров. Заимствуя термины из эмбриологии, он назвал эти параметры следующим образом: эндоморфия, мезоморфия и эктоморфия. В зависимости от преобладания какого-либо параметра (оценка в 1 балл соответствует минимальной интенсивности, 7 баллов — максимальной) У. Шелдон называет следующие типы телосложения: 1. Эндоморфный тип (7 — 1 — 1). Из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы, у людей этого типа наблюдается их чрезмерное развитие. Телосложение относительно слабое, с избытком жировой ткани. Однако ненормальная худоба эндоморфа, вызванная, например, плохим питанием, не дает оснований для отнесения его к другому типу, подобно тому как голодная дворняжка не превращается в спаниеля. 2. Мезоморфный тип (1 — 7 — 1). У мезоморфного типа хорошо развита мускульная система (из мезодермы образуется мышечная ткань). Стройное и крепкое тело, являющееся противоположностью мешковатому и дряблому телу эндоморфа. Большая физическая устойчивость и сила. 3. Эктоморфный тип (1 — 1 — 7). Из эктодермы, как известно, развивается кожа и нервная ткань. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно плохо защищены. Если отдельные параметры имеют одинаковую интенсивность, У. Шелдон относит данного индивида к смешанному (среднему) типу, оценивая его как 4—4 — 4. Этим типам телосложения, описанным У. Шелдоном в результате многолетних исследований здоровых, нормально питающихся людей различного возраста, соответствуют определенные типы темперамента. Этот исследователь на основании длительных наблюдений определял свойства темперамента у испытуемых; изучались 60 свойств, что составляло примерно одну десятую часть всех выделенных свойств. Основное внимание было обращено на такие свойства, которые связаны с характеристиками экстраверсии — интроверсии (см. с. 129 —130). Свойства оценивались, как и в случае соматотипа, по семибалльной шкале. Как и при изучении телосложения, автор утверждал, что измеренные свойства делятся на три группы, внутри которых констатируется их корреляция: усиление одного из них сопровождается усилением остальных свойств той же группы, и наоборот. Выделенные группы свойств были названы в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (лат. viscera — внутренности), соматотония (греч. soma — тело) и церебротония (лат. cerebrum — мозг). Лид, у которых обнаруживается преобладание висцеротонии (7—1 — 1), автор называет висцеротоникам и, второй тип — соматотониками (1 — 7—1) и третий — церебротониками (1 — 1—7). У. Шелдон считает, что у каждого человека имеются все три названные группы физических и психических свойств. Различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств, относящихся к этим группам. Как и Э. Кречмер, У. Шелдон утверждает, что между типом телосложения и темпераментом имеется большое соответствие, выражающееся коэффициентом корреляции 0,80. Так, у лиц с преобладанием качеств эндоморфного телосложения наблюдается также усиление свойств темперамента, относящихся к висцеротонии. Мезоморфный тип коррелирует с соматотоническим типом, а эктоморфный — с церебротоническим. Соотношение типов телосложения с описанием характерных для них свойств темперамента представлено в табл. 2. Однако типологии Кречмера и Шелдона были подвергнуты критике со стороны самих же приверженцев конституциональных концепций. Критики указывали на их слишком большую статичность и игнорирование развития в отношениях между психикой и строением тела, подчеркивали непоследовательность в делении на типы и, наконец, обращали внимание на то, что указанные теории не давали удовлетворительного объяснения связи между телосложением и темпераментом. Действительно, можно ли судить об истинности утверждений о функциональной зависимости темперамента от телосложения на основании их широкого распространения, как это делает У. Шелдон? Со времен Птолемея (II в.) до XVI в. общепринятым было представление, будто Земля находится в центре мироздания, а вокруг нее вращаются Солнце, Луна и звезды. Несмотря на это, такое представление, как показал Николай Коперник, было совершенно ошибочным. Типы телосложения и соответствующие им типы темперамента (по У. Шелдону) [6] ' Эндоморфный Мезоморфный Эктоморфный
Таблица 2 Типы темперамента
Основываясь на критике концепции Кречмера, а позднее также и Шелдона, ученик Кречмера К. Конрад построил так называемую генетическую теорию типов, впервые представленную в 1941 г. в работе "Конституциональные типы» и сильно измененную 22 года спустя[7]. Хотя эта типология мало известна даже среди психологов, мы хотели бы познакомить с ней читателя, так как именно эта концепция в большей степени, чем остальные, обнаруживает всю сущность конституциональных теорий. По мнению К. Конрада, различия в строении тела и их связь с темпераментом человека можно объяснить, лишь допустив существование особых генов, доминирование которых определяет то или иное телосложение и соответствующие ему свойства темперамента. Поэтому телосложение человека и тип личности могут быть сведены к общему знаменателю, каким являются гены. Ошибка Э. Кречмера и У. Шелдона, как считает К. Конрад, состоит, в частности, в том, что эти авторы выделяли три качественно отличных типа, тогда как генетический образ мышления заставляет видеть во всех явлениях двухполюсное (биполярное) деление, поскольку всякое генетическое изменение объясняется по этой схеме. Исходя из этого допущения, автор описывает строение человеческого тела, пользуясь двумя биполярными переменными. Если подходить к проблеме с точки зрения развития, как предписывает генетика, то телосложение в онтогенезе изменяется в двух основных измерениях: во-первых, в своих пропорциях и, во-вторых, в полноте и росте. Изменения пропорций тела К. Конрад принимает за первичные переменные, причем, следуя Э. Кречмеру, располагает эти изменения вдоль оси, один из полюсов которой называет лептоморфией, а второй — пикноморфией. Если говорить об изменениях пропорций тела (главным образом соотношения размеров головы и всего тела), то лептоморфик отличается от пикноморфика прежде всего тем, что он достигает на оси изменений пропорций тела такой точки, до которой никогда не доходит пикник. Последний как бы остается на ранних стадиях изменений, что не означает, будто пикноморфик «запаздывает» в своем развитии. Как подчеркивает К. Конрад, это не имеет ничего общего с патологической задержкой или запаздыванием в развитии. Автор вводит в свою типологию два существенных понятия. Он говорит о консервативном и пропульсивном развитии. Консервативное развитие характерно для пикноморфика, так же как для ребенка: большая голова по сравнению с туловищем. Пропульсивное развитие свойственно лептоморфику (маленькая голова в сравнении с туловищем). Это изменение пропорций касается многих частей тела (например, пропорций конечностей — от коротких до длинных, профиля лица — от мало до более резко выраженного). В общем, можно сказать, что пикноморфное строение тела относится по своей морфологии к лептоморфному, как пропорции тела на ранних стадиях онтогенеза к пропорциям, характерным для более поздних стадий. Первичные переменные, характеризующие пропорции тела, К. Конрад приводит в соответствие с первичными переменными, характеризующими психику индивида, вводя заимствованные у Э. Кречмера понятия шизотимика (соответствующего лептоморфии) и циклотимика (которому соответствует тип с пикноморфным телосложением). По своим психическим характеристикам циклотимик отличается от шизотимика так же, как ребенок от взрослого, причем этот вывод распространяется на такие параметры, как способ истолкования явлений, образ мышления, склонность к эйдетизму[8], психомоторика, эмоциональность и волевые процессы. Кроме изменений в пропорциях тела, наблюдаются также изменения в росте и полноте. К. Конрад называет их вторичными переменными, крайними полюсами которых являются гипо- и гиперплазия. В отличие от первичных переменных, не выходящих за пределы нормы, вторичные переменные в своих экстремальных (крайних) формах образуют патологию. Крайняя форма гиперплазии, которую К. Конрад сравнивает с атлетическим типом Кречмера, может приводить к болезни, называемой акромегалией. И напротив, гипоплазия — ярко проявляющаяся у кречмеровского астеника - приводит к микромегалии. К формированию вторичных переменных автор также подходит с точки зрения развития. Гипопластическая форма связывается с консервативным развитием (в онтогенезе типичным для ребенка), тогда как гиперпластическая форма выступает как источник прогрессивного развития (в онтогенезе характерна для взрослого человека). Аналогично обстоит дело с психическими явлениями, среди которых также выделяются вторичные переменные. С одной стороны, автор говорит о вискозной структуре (лат. viscosus — липкий, вязкий), возникающей в связи с гиперпластической формой, с другой — о спиритистической структуре, соответствующей гипопластической форме. Индивиды с вискозной структурой характеризуются, в частности, медлительностью, пониженной способностью к дифференцированию, что является выражением пропульсивного развития. В свою очередь индивиды со спиритистической структурой характеризуются подвижностью, легкостью и т. п., что является результатом консервативного развития, напоминающего стадию развития ребенка. Помимо первичных и вторичных переменных, К. Конрад выделяет еще переменные третьего ряда, связывая их исключительно с патологией, поэтому мы здесь не будем их рассматривать. Автор предлагает весьма привлека
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|