Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

кандидата философских наук

В. Н. Поруса

Вступительная статья кандидатов

психологических наук А. Е. Ольшанниковой

и И. В. Равич-Щербо

Общая редакция И. В. Равич-Щербо

Москва

«Прогресс»


ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда мне предложили написать книгу о разви­тии темперамента, это было для меня несколько не­ожиданно, ведь до сих пор еще не было работ на эту тему. Может быть, это объясняется тем, что из всех известных психических явлений темперамент, по­жалуй, меньше всего подвержен изменениям в ходе онтогенетического развития индивида, что, конечно, не означает, будто темперамент вовсе не изменяется.

Предложение написать такую книгу побудило ме­ня к размышлениям о проблемах темперамента с точки зрения развития, итогом которых явилась ос­новная для этой работы мысль, что специфика тем­перамента имеет существенное значение для психи­ческого развития индивида. Поэтому в названии книги говорится не о развитии темперамента, а о его роли в процессе онтогенеза.

Большая часть представленного в книге материа­ла является изложением собственных взглядов авто­ра, а данные, на которых они основаны, получены в исследованиях, проводившихся им самим либо его сотрудниками. Эти исследования в течение несколь­ких лет проводились в Секторе психологии индивиду­альных различий Института психологии Варшавско­го университета под руководством автора этих строк.

Таким образом, эта книга посвящена в основном изложению концепции автора, а не состояния данной проблемы в психологической литературе. Многие затронутые в ней вопросы имеют дискуссионный ха­рактер, поскольку не всегда можно воспользоваться готовыми рецептами для их решения. Это требует от читателя известной подготовки. Во многих случаях взгляды автора сопоставляются с более традицион­ными представлениями. Все это делает книгу нелег­кой для чтения и требует от читателя определенных знаний по психологии. Я думаю, что психологическая проблематика не лишена интереса для учителей и воспитателей, кому, собственно, и адресована эта книга.

Было бы ошибкой утверждать, что представлен­ная в данной работе концепция темперамента явля­ется чем-то совершенно новым. Трудно претендовать на новизну и оригинальность, рассматривая вопросы, которыми уже свыше двух тысячелетий интересу­ются философы и ученые. И все-таки я думаю, что нечто новое в ней есть, и прежде всего это относится к трактовке проблем темперамента, о чем читатель может судить, ознакомившись с соответствующей ли­тературой.

Мне наиболее близка теория типов нервной систе­мы И. П. Павлова, до сих пор не утратившая своей ак­туальности. Особенный интерес вызывает ее развитие в работах таких выдающихся исследователей типов нервной системы и темперамента, как Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и В. С. Мерлин, с которыми мне выпала честь непосредственно или косвенно сотруд­ничать и труды которых оказали значительное влия­ние на мое понимание и решение затронутых в этой книге проблем.

В главе «Основные концепции темперамента» рассмотрены теории, сыгравшие наиболее важную роль в развитии знания о темпераменте. Основное место в этой главе, по уже отмеченным причинам, занимает типология нервной системы, разработанная И. П. Павловым и его последователями.

В следующей главе, «Темперамент и факторы его формирования», изложена собственная концепция автора, подчеркивающая те свойства темперамента, которые связаны с характеристикой энергетического уровня поведения; по-видимому, роль именно этих свойств весьма существенна для деятельности челове­ка. Здесь также показана роль наследственности и среды для формирования свойств темперамента и обращается внимание на их возрастную специфику и вытекающие из нее следствия для воспитания человека.

Поскольку свойства темперамента не существуют изолированно, а тесно связаны с другими психичес­кими особенностями человека, специальная глава по­священа связям темперамента со способностями и личностью. Некоторые предлагаемые здесь решения публикуются впервые, поэтому они являются ско­рее гипотезами, требующими эмпирической про­верки.

Так как свойства темперамента имеют, на наш взгляд, большое значение для деятельности человека, особенно таких ее аспектов, как формирование так называемого стиля деятельности, поведение в труд­ных ситуациях или выбор способа действия и ситуа­ции в соответствии с потребностью индивида в стиму­ляции, о чем довольно подробно говорится в главе «Значение свойств темперамента для деятельности», этой главе предшествует обсуждение приемов диагно­за темперамента, применимых в педагогической ра­боте. Этому посвящена глава «Диагноз свойств темперамента в домашних и школьных условиях», в которой подробно анализируется применимость ме­тода наблюдения и шкалы оценок для определения важных с педагогической точки зрения свойств, а так­же выдвигаются конкретные предложения о способах диагностики в домашних и школьных условиях. Дан­ная глава включена в книгу по тем соображениям, что разумно руководить действиями ребенка, направ­лять их, учитывая особенности его темперамента, можно, только обладая знаниями в этой области детской психологии.

В заключительной главе, «Влияние темперамента на нарушения в поведении у детей и подростков», я пытался показать, что, хотя темперамент непосред­ственно не определяет содержание поступков, он в не­которых ситуациях может влиять на возникновение и формы выражения нежелательных и асоциальных форм поведения. Это происходит в особенности тогда, когда в процессе воспитания - как в школьных, так и в домашних условиях — не принимается во внимание специфика темперамента ребенка.

Учитывая, что настоящая книга адресована глав­ным образом учителям и воспитателям, в ней часто встречаются конкретные советы, как правильно применять педагогические методы, учитывая особен­ности темперамента. В книге нет, однако, специаль­ной главы, посвященной этой теме, что объясняется по крайней мере двумя причинами. Во-первых, пока еще слишком мало фактических данных, чтобы сфор­мулировать какие-либо однозначные суждения в этой области. Во-вторых, мне казалось более естественным обсуждать вопросы воспитания при рассмотрении от­дельных проблем, связанных с темпераментом, не говоря уже о том, что это позволило избежать ненуж­ных повторов.

Если знакомство с этой книгой окажется хотя бы в малой степени полезным в деле воспитания детей и подростков или вызовет у читателей желание самостоятельно поразмыслить о том, насколько ва­жен учет специфики темперамента в процессе воспи­тания, я мог бы с удовлетворением считать свою за­дачу выполненной.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕМПЕРАМЕНТА

ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМАТИКУ, СВЯЗАННУЮ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ

Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выра­жают свои чувства, неодинаково реагируют на раз­дражители внешней среды, находятся в разных отно­шениях с окружающим миром (например, могут быть замкнутыми или, напротив, открытыми). Вопрос о том, каковы основания этих различий, которые трудно было объяснить только различиями во влия­ниях внешней среды, издавна интересовал филосо­фов и врачей. Так возникла «наука о темпераментах», в которой, хотя она и является одним из старейших разделов психологии, до сих пор нет ни однозначных положений, ни общепринятых решений ее проблем. Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он ут­верждал, что люди различаются соотношением четы­рех основных «соков» организма — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи,— входящих в его состав. Оптимальное соотношение этих «соков» опре­деляет здоровье, тогда как их непропорциональное смешение становится источником различных заболе­ваний.

Однако Гиппократ еще не устанавливал связи между этими «соками» и их соотношением в орга­низме и определенными психическими свойствами человека. Исходя из учения о четырех «соках», часто называемых гуморами (от латинского humor — влага, сок), Клавдий Гален (II в. н. э.), самый знаменитый после Гиппократа врач античности, разработал пер вую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentis» (лат. tem-peramentum — соразмерность, правильная мера). Из девяти выделенных и детально описанных им темпераментов четыре, непосредственно зависящие от преобладания в организме одного их «соков», и в наше время пользуются широкой известностью[1]. Это темпераменты: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь) и меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь).

Эта созданная Гиппократом и Галеном фантасти­ческая концепция темпераментов, которая в том или ином соотношении «соков» в организме видела фи­зиологические основы определенных форм поведения, получила частичное подтверждение в современных эндокринологических и психофармакологических ис­следованиях. Из них следует, что некоторые обычно относимые к темпераменту свойства (например, реактивность, чувствительность, эмоциональная уравновешенность) в значительной степени зависят от индивидуальных различий в функционировании гормональной системы.

Учение Гиппократа — Галена, до сих пор излага­емое чуть ли не в каждом учебнике психологии, разделялось многими исследователями. Для боль­шинства из них характерно магическое пристрастие к числу четыре, к которому сводится множество тем­пераментов, что в античных концепциях обосновыва­лось учением Эмпедокла о четырех стихиях.

О влиянии, которое оказало учение древних вра­чей и философов на дальнейшее развитие типологии темпераментов, можно судить хотя бы по тому, что до середины XVIII в. почти все исследователи видели анатомо-физиологические основы темперамента в строении и функционировании кровеносной системы. Такое представление сохранилось и в эпоху научной психологии. Так, известный исследователь темпера­мента немецкий психиатр Э. Кречмер считал, что установленные им четыре основные свойства темпе­рамента — чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности и психо­моторика — обусловлены химическим составом кро­ви. Известна также химическая теория темперамента 30-х годов нашего века, принадлежащая У. Мак-Дауголлу, непосредственно примыкающая к древней гуморальной концепции. Японский психолог Т. Фурукава в тот же период высказывал мнение, что основ­ным методом диагностики темперамента является определение химического состава крови.

Параллельно с эндокринными концепциями начи­ная с середины XVIII в. развивались теории, согласно которым физиологическими основами темперамента следует считать некоторые свойства нервной системы. Так, Альбрехт Галлер, основоположник эксперимен­тальной физиологии, который ввел важные для пси­хологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основными факторами различий по темпераменту являются сила и возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь.

Эту идею воспринял ученик А. Галлера, Г. Врисберг, который связывал темперамент непосредственно с особенностями нервной системы. Так, он считал, что в основе холерическо - сангвинического темпера­мента лежит крупный мозг, «сильные и толстые нер­вы» и высокая возбудимость органов чувств. В свою очередь для флегматико-меланхолического темпера­мента характерен небольшой мозг, «тонкие нервы» и невысокая возбудимость органов чувств. Идея связи особенностей темперамента с определенными анато­мическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Она получила частичное экспериментальное подтвер­ждение главным образом в типологии И. П. Павлова; опыты недвусмысленно показали, что некоторые свойства нервной системы образуют физиологичес­кую основу темперамента.

Под влиянием антропологов, обративших внима­ние на различия в строении тела, и психиатров, подчеркивавших индивидуальные различия в пред­расположенности к психическим заболеваниям, на рубеже XIX и XX вв. сформировалась концепция, согласно которой существует связь между телосло­жением и свойствами темперамента. Эта концепция, распространенная прежде всего среди итальянских, французских и немецких исследователей (А. Ди Джиованни, Г. Виола, Л. Л. Ростан, Г. Г. Карус), наиболее полное выражение получила у французского врача Клода Сиго.

В 20-х годах нашего века он создал ти­пологию, в основе которой лежало представление о том, что организм человека и его расстройства за­висят от среды и врожденных предрасположенностей. Каждой системе организма соответствует определен­ная внешняя среда, воздействующая на эту систему. Так, воздух — источник дыхательных реакций; пи­ща, попадающая в пищеварительную систему, об­разует источник пищевых реакций; моторные реак­ции протекают в физической среде; социальная среда вызывает различные мозговые реакции. Исходя из этого, К. Сиго выделяет — в зависимости от преобла­дания в организме одной из систем — четыре основ­ных типа телосложения: дыхательный, пищевари­тельный, мускульный и мозговой (рис. 1).

Преобладание какой-либо одной системы над ос­тальными приводит к специфической реакции инди­вида на определенные изменения окружающей среды, благодаря чему каждому из типов телосложения со­ответствуют определенные особенности темперамента.

Взгляды К. Сиго, как и некоторые другие концеп­ции того времени, связывающие телосложение с психическими особенностями организма, оказали существенное влияние на формирование современ­ных конституциональных теорий, получивших ши­рокое распространение в психологии темперамента.

Независимо от перечисленных гипотез о физиоло­гических основах темперамента все более крепло убеждение в том, что его свойства наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые не­посредственно связаны с энергетическими затратами организма — со способами на­копления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов. Поэтому большин­ство исследователей темперамента обращали внима­ние прежде всего на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их фор­мальный аспект, то есть их силу (интенсивность) и протекание во времени.

Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов, В. Вундта, созда­теля экспериментальной психологии. Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту, что нашло выражение в следующем тезисе: темпера­мент для эмоции то же, что возбудимость — для ощу­щений. Исходя из такого понимания, В. Вундт выде­лял два биполярных свойства темперамента, а имен­но силу и скорость изменения эмоции, подчеркивая значение энергетической характеристи­ки индивида (табл. 1).

Мы находим у В. Вундта чрезвычайно важную, на наш взгляд, мысль о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны, а это, в частности, означает, что правильное воспита­ние предполагает использование достоинств данного темперамента и в то же время нивелирование отрица­тельного влияния, какое он может оказывать на по­ведение индивида.

Таблица I Классификация темпераментов (по Вундту)[2]

 

  Сила чувств
Скорости изменяемости чувств сильные слабые
быстрая медленная холерик меланхолик сангвиник флегматик

Вряд ли возможно изложить здесь всю исклю­чительно богатую и долгую историю размышлений и исследований, посвященных темпераменту. Ограни­чимся лишь наиболее распространенными, как нам кажется, взглядами, чтобы читатель имел общее представление о психологии темперамента.

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПОЛОГИИ ТЕМПЕРАМЕНТА

И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИКИ

Из приведенного выше краткого обзора видно, что с древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения и переживаний людей, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались найти ка­кой-то порядок в хаосе уникальных и неповторимых единичных случаев. Это получило выражение в тен­денции к группированию (классификации) индиви­дов, сходных между собой по отдельным физическим или психическим свойствам либо по целым системам (структурам) таких свойств. Так возникли типологии личности — в том числе типологии темперамента,— в которых за основу классификации, как правило, принимались некоторые биологические свойства (структуры и физиологические функции организма), определявшие особенности поведения.

Среди типологий темперамента особое внимание привлекали те, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, непосредственно связывались с индивидуальными различиями в телосложении — ростом, полнотой или пропорциями. Поэтому они получили название конституциональных типологий[3]. Главным пропагандистом конституциональной типологии был Э. Кречмер, опубликовавший в 1921 г. работу под знаменательным названием «Строение те­ла и характер»[4]. Основная мысль этой работы состоит в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности и пред­расположенности к соответствующим психическим заболеваниям. Исходным материалом для Э. Кречмера послужили многочисленные клинические наблю­дения, позволившие автору предположить существо­вание зависимости между некоторыми психическими заболеваниями и телосложением. Эти факты побуди­ли его предпринять систематические исследования строения человеческого тела. Произведя множество измерений различных частей тела, Э. Кречмер выде­лил четыре конституциональных типа:

1. Лептосоматик (греч. leptos — хрупкий, soma — тело). Хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, вытянутое лицо, длинный гонкий нос. Плечи узкие, нижние конечности длин­ные и худые. Индивидов с крайней выраженностью этих свойств Э. Кречмер называл астениками (греч. astenos — слабый).

2. Пикник (греч. pyknos — толстый, плотный). Богатая жировая ткань, чрезмерная тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее.

3. Атлетик (греч. athlon — борьба, схватка). Хорошая мускулатура, крепкое телосложение, высо­кий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, выпуклые лицевые кости.

4. Диспластик (греч. dys — плохо, plastos — сформированный). Строение бесформенное, непра­вильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (напри­мер, чрезмерный рост, евнухоидальные типы).

Среди выделенных типов телосложения наиболь­шую предрасположенность к психическим заболева­ниям обнаруживают лептосоматики и пикники. Боль­шинство больных шизофренией, по мнению Э. Кречмера, составляют лептосоматики. Пикники же обра­зуют наибольшую группу среди больных циклофренией (маниакально-депрессивным психозом) (рис. 2). Атлетики, которые менее других предрасположены к психическим заболеваниям, обнаруживают некото­рую склонность к эпилепсии.

Исходя из наблюдений за патологическими инди­видами, Э. Кречмер выдвинул предположение о зави­симости между телосложением и психикой также и у здоровых людей. У людей с тем или иным типом телосложения возникают психические свойства, сход­ные с теми, которые характерны для соответствую­щих психических заболеваний, но в менее выраженной форме. Так, например, здоровый индивид с лептосоматическим телосложением обладает свойствами, напоминающими поведение шизофреника, пикник в своем поведении обнаруживает свойства, типичные для маниакально-депрессивного психоза. Атлетика же характеризуют некоторые психические черты, напоминающие поведение больных эпилепсией. Та­ким образом, Э. Кречмер в соответствии с ранее выделенными типами телосложения различает три типа темперамента: шизотимический, циклотимический и иксотимический.

1. Шизотимик (название происходит от пси­хического заболевания — шизофрении). Лептосоматическое или астеническое телосложение. При рас­стройстве психики обнаруживает предрасположен­ность к шизофрении. Замкнут (так называемый аутизм), склонен к колебаниям эмоций от раздраже­ния до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции.

2. Циклотимик (название происходит от цир­кулярного, или маниакально - депрессивного психоза). Пикническое телосложение. При нарушении психики обнаруживает предрасположенность к маниакально-депрессивному психозу. Является противополож­ностью шизотимика. Эмоции колеблются между ра­достью и печалью, легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах.

3. Иксотимик (греч. ixos — тягучий). Атлети­ческое телосложение. При психических расстройст­вах проявляется предрасположенность к эпилепсии. Спокойный, мало впечатлительный, сдержанные жес­ты и мимика. Невысокая гибкость мышления, труд­но приспосабливается к перемене обстановки, ме­лочен.

Связь между типом телосложения и некоторыми психическими свойствами или, в крайних случаях, психическими заболеваниями, по Э. Кречмеру, сле­дует объяснять тем, что как тип строения тела, так и темперамент имеют одну и ту же причину: они обу­словлены химическим составом крови и, таким обра­зом, зависят прежде всего от определенных особен­ностей гормональной системы.

Типология Кречмера, которая будет критически проанализирована в дальнейшем (см. с. 36—38), была и остается весьма популярной в странах Западной Европы. В Польше в период между двумя войнами она была одной из наиболее известных типологий и признавалась многими психиатрами, психологами и педагогами.

Подобно тому как в Европе была распространена конституциональная типология Э. Кречмера, в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона, типологий которого близка к концепции Кречмера, лежит пред­положение о том, что тело и темперамент — это два параметра одного и того же объекта, каким является человек. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Но эта зависимость маскируется большой сложностью нашего организма и психики, и потому раскрытие связи между физи­ческим и психическим требует выделения именно таких физических и психических свойств, которые в наибольшей степени обнаруживают эту за­висимость.

У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, которые он описал, пользуясь специально разработанной фотографичес­кой техникой и сложными антропометрическими из­мерениями[5]. Оценивая каждое из 17 выделенных им измерений по семибалльной шкале, У. Шелдон пришел к понятию соматотипа (типа телосложе­ния), которое можно описать с помощью трех основ­ных параметров. Заимствуя термины из эмбриологии, он назвал эти параметры следующим образом: эндоморфия, мезоморфия и эктоморфия. В зависимости от преобладания какого-либо параметра (оценка в 1 балл соответствует минималь­ной интенсивности, 7 баллов — максимальной) У. Шелдон называет следующие типы телосложения:

1. Эндоморфный тип (7 — 1 — 1). Из эндодер­мы образуются преимущественно внутренние органы, у людей этого типа наблюдается их чрезмерное разви­тие. Телосложение относительно слабое, с избыт­ком жировой ткани. Однако ненормальная худоба эндоморфа, вызванная, например, плохим питанием, не дает оснований для отнесения его к другому типу, подобно тому как голодная дворняжка не превраща­ется в спаниеля.

2. Мезоморфный тип (1 — 7 — 1). У мезо­морфного типа хорошо развита мускульная система (из мезодермы образуется мышечная ткань). Стройное и крепкое тело, являющееся противоположностью мешковатому и дряблому телу эндоморфа. Большая физическая устойчивость и сила.

3. Эктоморфный тип (1 — 1 — 7). Из экто­дермы, как известно, развивается кожа и нервная ткань. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутрен­них органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно плохо защищены.

Если отдельные параметры имеют одинаковую интенсивность, У. Шелдон относит данного индивида к смешанному (среднему) типу, оценивая его как 4—4 — 4.

Этим типам телосложения, описанным У. Шелдоном в результате многолетних исследований здоро­вых, нормально питающихся людей различного воз­раста, соответствуют определенные типы темпера­мента.

Этот исследователь на основании длительных на­блюдений определял свойства темперамента у испы­туемых; изучались 60 свойств, что составляло при­мерно одну десятую часть всех выделенных свойств. Основное внимание было обращено на такие свойства, которые связаны с характеристиками экстравер­сии — интроверсии (см. с. 129 —130). Свойства оцени­вались, как и в случае соматотипа, по семибалльной шкале. Как и при изучении телосложения, автор утверждал, что измеренные свойства делятся на три группы, внутри которых констатируется их корреля­ция: усиление одного из них сопровождается усиле­нием остальных свойств той же группы, и наобо­рот.

Выделенные группы свойств были названы в за­висимости от функций определенных органов тела: висцеротония (лат. viscera — внутренности), соматотония (греч. soma — тело) и церебротония (лат. cerebrum — мозг). Лид, у которых обнаруживается преобладание висцеротонии (7—1 — 1), автор называет висцеротоникам и, второй тип — соматотониками (1 — 7—1) и третий — церебротониками (1 — 1—7).

У. Шелдон считает, что у каждого человека имеются все три названные группы физических и пси­хических свойств. Различия между людьми опреде­ляются преобладанием тех или иных свойств, отно­сящихся к этим группам. Как и Э. Кречмер, У. Шелдон утверждает, что между типом телосложе­ния и темпераментом имеется большое соответствие, выражающееся коэффициентом корреляции 0,80. Так, у лиц с преобладанием качеств эндоморфного телосложения наблюдается также усиление свойств темперамента, относящихся к висцеротонии. Мезо­морфный тип коррелирует с соматотоническим ти­пом, а эктоморфный — с церебротоническим. Соотно­шение типов телосложения с описанием характерных для них свойств темперамента представлено в табл. 2.

Однако типологии Кречмера и Шелдона были подвергнуты критике со стороны самих же привер­женцев конституциональных концепций. Критики указывали на их слишком большую статичность и иг­норирование развития в отношениях между психикой и строением тела, подчеркивали непоследователь­ность в делении на типы и, наконец, обращали вни­мание на то, что указанные теории не давали удовлетворительного объяснения связи между тело­сложением и темпераментом. Действительно, мож­но ли судить об истинности утверждений о функ­циональной зависимости темперамента от телосло­жения на основании их широкого распростране­ния, как это делает У. Шелдон? Со времен Пто­лемея (II в.) до XVI в. общепринятым было представ­ление, будто Земля находится в центре мирозда­ния, а вокруг нее вращаются Солнце, Луна и звезды. Несмотря на это, такое представление, как показал Николай Коперник, было совершенно ошибочным.

Типы телосложения и соответствующие им типы темперамента (по У. Шелдону) [6] '

Эндоморфный Мезоморфный Эктоморфный

 

 

Таблица 2 Типы темперамента

 

Висцеротония Соматотония Церебротония
Расслабленность в осанке и движениях Уверенность в осанке и движениях Заторможенность в движениях, скованность в осанке
Любовь к комфорту Склонность к физической деятельности Чрезмерная физиологическая реактивность
Медленная реакция Энергичность Повышенная скорость реакций
Пристрастие к еде Потребность в движениях и удо­вольствие от них Склонность к уединению
Социализация пищевой потребности Потребность в доминировании Склонность к рассуждениям, исключительное внимание
Наслаждение от процесса пищеварения Склонность к риску и игре случая Скрытность чувств, эмоциональная заторможенность
Любовь к компаниям, дружеским излияниям Решительные манеры Самоконтроль мимики
Социофилия (Склонность к общественной жизни) Храбрость Социофобия (страх перед общественными контактами)
Приветливость со всеми Сильная агрессивность Заторможенность в общении
Жажда любви и одобрения окружающих Психологическая нечувствитель­ность Избегание стандартных действии
Ориентация на других Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства) Агорафобия (боязнь открытого пространства)
Эмоциональная ровность Отсутствие сострадания Непредсказуемость установок (поведе­ния)
Терпимость С трудом приглушаемый голос Тихий голос, избегание шума
Безмятежная удовлетворенность Спартанская выносливость боли Чрезмерная чувствительность к боли
Хороший сон Шумное поведение Плохой сон, хрони­ческая усталость
Отсутствие взрывных эмоций и поступков Внешний вид соответствует более пожилому воз­расту Юношеская живость и субъективное мышление
Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств Объективное и широкое мышление, направленное вовне Концентрированное, скрытое и субъективное мышление
Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя Устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов
Потребность в людях в тяжелую минуту Потребность в действиях в тяжелую минуту Потребность в уединении в тяжелую минуту
Ориентация на детей и семью Ориентация на занятия юношеско­го возраста Ориентация на пожилой возраст

Основываясь на критике концепции Кречмера, а позднее также и Шелдона, ученик Кречмера К. Кон­рад построил так называемую генетическую теорию типов, впервые представленную в 1941 г. в работе "Конституциональные типы» и сильно измененную 22 года спустя[7]. Хотя эта типология мало известна даже среди психологов, мы хотели бы познакомить с ней читателя, так как именно эта концепция в боль­шей степени, чем остальные, обнаруживает всю сущ­ность конституциональных теорий.

По мнению К. Конрада, различия в строении тела и их связь с темпераментом человека можно объяс­нить, лишь допустив существование особых генов, доминирование которых определяет то или иное телосложение и соответствующие ему свойства тем­перамента. Поэтому телосложение человека и тип личности могут быть сведены к общему знаменателю, каким являются гены.

Ошибка Э. Кречмера и У. Шелдона, как считает К. Конрад, состоит, в частности, в том, что эти авторы выделяли три качественно отличных типа, тогда как генетический образ мышления заставляет видеть во всех явлениях двухполюсное (биполярное) деление, поскольку всякое генетическое изменение объясня­ется по этой схеме. Исходя из этого допущения, автор описывает строение человеческого тела, пользуясь двумя биполярными переменными. Если подходить к проблеме с точки зрения развития, как предписы­вает генетика, то телосложение в онтогенезе изменяет­ся в двух основных измерениях: во-первых, в своих пропорциях и, во-вторых, в полноте и росте. Изменения пропорций тела К. Конрад принимает за первичные переменные, причем, следуя Э. Кречмеру, располагает эти изменения вдоль оси, один из полюсов которой называет лептоморфией, а второй — пикноморфией. Если говорить об изменениях пропорций тела (главным образом соотношения размеров головы и всего тела), то лептоморфик отличается от пикноморфика прежде всего тем, что он достигает на оси изменений пропорций тела такой точки, до которой никогда не доходит пикник. Последний как бы остается на ранних стади­ях изменений, что не означает, будто пикноморфик «запаздывает» в своем развитии. Как подчеркивает К. Конрад, это не имеет ничего общего с патологи­ческой задержкой или запаздыванием в развитии. Автор вводит в свою типологию два существенных понятия. Он говорит о консервативном и пропульсивном развитии. Консервативное развитие характерно для пикноморфика, так же как для ре­бенка: большая голова по сравнению с туловищем. Пропульсивное развитие свойственно лептоморфику (маленькая голова в сравнении с туловищем). Это изменение пропорций касается многих час­тей тела (например, пропорций конечностей — от ко­ротких до длинных, профиля лица — от мало до бо­лее резко выраженного). В общем, можно сказать, что пикноморфное строение тела относится по своей морфологии к лептоморфному, как пропорции тела на ранних стадиях онтогенеза к пропорциям, характер­ным для более поздних стадий.

Первичные переменные, характеризующие про­порции тела, К. Конрад приводит в соответствие с первичными переменными, характеризующими психику индивида, вводя заимствованные у Э. Кречмера понятия шизотимика (соответствующего лептоморфии) и циклотимика (которому соот­ветствует тип с пикноморфным телосложением). По своим психическим характеристикам циклотимик отличается от шизотимика так же, как ребенок от взрослого, причем этот вывод распространяется на такие параметры, как способ истолкования явлений, образ мышления, склонность к эйдетизму[8], психо­моторика, эмоциональность и волевые процессы. Кроме изменений в пропорциях тела, наблюдают­ся также изменения в росте и полноте. К. Конрад называет их вторичными переменными, крайними полюсами которых являются гипо- и гиперплазия. В отличие от первичных пере­менных, не выходящих за пределы нормы, вторичные переменные в своих экстремальных (крайних) фор­мах образуют патологию. Крайняя форма гипер­плазии, которую К. Конрад сравнивает с атлетичес­ким типом Кречмера, может приводить к болезни, называемой акромегалией. И напротив, гипо­плазия — ярко проявляющаяся у кречмеровского астеника - приводит к микромегалии.

К формированию вторичных переменных автор также подходит с точки зрения развития. Гипопластическая форма связывается с консервативным раз­витием (в онтогенезе типичным для ребенка), тогда как гиперпластическая форма выступает как источ­ник прогрессивного развития (в онтогенезе характерна для взрослого человека). Аналогично обстоит дело с психическими явлениями, среди которых также вы­деляются вторичные переменные. С одной стороны, автор говорит о вискозной структуре (лат. viscosus — липкий, вязкий), возникающей в связи с гиперпластической формой, с другой — о спиритистической структуре, соответствующей гипопластической форме. Индивиды с вискозной струк­турой характеризуются, в частности, медлитель­ностью, пониженной способностью к дифференциро­ванию, что является выражением пропульсивного развития. В свою очередь индивиды со спиритистической структурой характеризуются подвижностью, легкостью и т. п., что является результатом консер­вативного развития, напоминающего стадию разви­тия ребенка.

Помимо первичных и вторичных переменных, К. Конрад выделяет еще переменные третьего ряда, связывая их исключительно с патологией, поэтому мы здесь не будем их рассматривать. Автор предла­гает весьма привлека

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...