Глава VI . Русская Правда.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Списки Русской Правды
Русская Правда является крупнейшим и важнейшим памятником Древнерусского права. Она была впервые найдена Татищевым в одном списке новгородской летописи и в 1738 г. представлена с переводом и примечаниями в Академию Наук. Но здесь она пролежала до 1767 г., когда была издана Шлецером по списку Татищева. С тех пор и до 40-х годов XIX в. было найдено значительное количество новых списков этого памятника. Протограф Русской Правды до нас не дошел. Текст памятника находится в множестве рукописей (в летописях и кормчих), древнейшая из которых относится к XII в. Сейчас выделяется около 110 списков данного памятника. Среди них различают три редакции: краткая правда (академический и археографический списки), пространная правда (синодальный, троицкий, карамзинский, пушкинский и другие списки), сокращенная правда (толстовский и оболенский списки). Краткая Правда - древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из четырёх частей. Её первая часть(1статья-18статья) – Древнейшая правда (Правда Ярослава). Место издания этой части Русской Правды спорно, летопись указывает на Новгород, но многие авторы допускают , что она была создана в центре земли Русской - Киеве . Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015 – 1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав задобрил новгородцев “ дав им Правду и устав списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите”. За этими словами в Новгородской 1 летописи помещен текст Древнейшей Правды. Вторая часть (статья 19-41статья) - Правда Ярославичей. В её заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1077 г. (год смерти одного из его сыновей). Третей (статья 42) и четвёртой (статья 43) частями являются соответственно Покон вирный и Урок мостников
Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 год. Она состояла из двух частей - Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Устав Владимира Мономаха в свою очередь делится на: устав о резах (ст.53), банкруцкий устав (ст.54-55), устав о закупах (ст.56-62 и ст.64), устав о холопох (ст.63, 65-121 ст.). Всего пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью. Сокращенная правда представляет собой сокращённый вариант пространной правды, относящийся уже к московскому периоду русской истории. 2. Проблемы связанные с исследованием Русской Правды.
До настоящего времини является спорным деление на статьи данного памятника. Выделять статьи в Русской Правде начал ещё Татищев. В1846г.вышло в свет исследование Н. Калачова: «Предварительные юридические следования для полного объяснения Русской Правды»,где автор давал своё деление на статьи,ставшее потом классическим. Так же сушествует деление на статьи Тобина и Сергеевича. Нет единого мнения по характеру происхождения Русской Правды. Клачов, Сергеевич, Владимирский-Буданов придерживаются версии о частном характере происхождения данного памятника: «В пользу предположения о частном составлении сборников говорит, во-первых, разнообразие состава Правды в разных списках; во-вторых, употребление 3-его лица в отношении к законодателю («Яко уставил Изяслав…»; «по Ярославе совокупившеся сынове его по нему уставиша на куны»), в-третьих, внесение в списки Русской Правды незаконодательного материала и иногда смешанное изложение его статей со статьями византийских источников.»[7]. Карамзин, Татищев и Тобин считаит Русскую Правду актом официальной законодательной деятельности князей.
Проблемы источниковедческого анализа Русской правды связаны также приемами датировки, используемой исследователями, в зависимости от понимания общественного фона эпохи. Хронологическая схема формирования главного юридического кодекса Древней Руси была разработана А.А. Зиминым: возникновение Древнейшей Правды в Новгороде в качестве льготного законодательного акта Ярослава Владимировича в ответ на помощь, оказанную ему новгородцами в критический момент 1016 г.; пополнение ее первоначальным домениальным уставом в конце жизни Ярослава; отмена кровной мести Ярославичами в 1072г., давшая начало Пространной Правде; формирование Пространной Правды после знаменитого восстания киевлян в 1113 г; бытование этого кодекса в удельно раздробленной Руси, его локальные пополнения и воздействие на другие исторические памятники. 3. Значение Русской Правды.
Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса. Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне защищает интересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди. Русская Правда во всех её редакциях и списках является памятником громадного исторического значения. На протяжении нескольких веков она служила основным руководством при судебном разбирательстве. В том или ином виде Русская Правда вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты 1550 года, даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 года. Долгое применение Русской Правды в судебных делах объясняет нам появление таких видов пространной редакции Русской Правды, которые подвергались переделкам и дополнениям ещё в XIV и XVI век.
Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки Пространной Правды активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Пространную Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства. Заключение.
Проблемы анализа источников древнерусского права весьма многочисленны. Далее, возникает задача определения его происхождения, толкования. Поскольку без определения источников права, нельзя вполне осознать особенности как политического так и экономического развития древнерусского государства, а также истоки отечественных правовых традиций, актуальность данной темы очевидна. Литература 1. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. С.-П. 1999г. 640стр. 2. Владимирский – Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону. 1995г. 640стр. 3. Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. М.-Л. 1926г. 283стр. 4. Зимин А. А. Правда Русская. М. 1999. 424стр. 5. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI – XIV вв. М.1972. 246стр. 6. Юшков С.В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. М.1950. 357стр. [1]Дьяконов М. А. «Очерки общественного и государственного строя Древней Руси». М.-Л. 1926 г. Ст. 9. [2]М. Ф. Владимирский-Буданов. «Обзор истории русского права». Ростов-на-Дону, 1995г. Ст. 109. [3]Там же. Ст.109. [4]Дьяконов М. А. «Очерки общественного и государственного строя Древней Руси». М.-Л. 1926г. Ст.17 [5] Там же. Ст.18 [6] Дьяконов М. А. «Очерки общественного и государственного строя Древней Руси». М.-Л. 1926г. Ст. 31. [7] М. Ф. Владимирский-Буданов. «Обзор истории русского права». Ростов-на-Дону, 1995г. Ст.116-117.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|