на ходовом и стояночном режимах.
Максимальное потребление теплоты в стояночном режиме.
Qåc = kо.kc.kз.(Qoт + Qcб + Qт) (кДж/ч),
где kо - коэффициент одновременности, kо = 0,8; kc - коэффициент запаса, kc = 1,1; kз - коэффициент загрузки потребителей на стояночном режиме, kз = 0,77; Qот - расход теплоты на отопление помещений для наливных судов, Qот = 20000 + 10.G, кДж/ч, G - грузоподъемность судна, G = 6300 т; Qoт =20000 + 10.6300 = 83000 (кДж/ч); Qсб - расход теплоты на санитарно-бытовые нужды, Qсб = nк (gм + gп), кДж/ч; nк - число членов экипажа, nк = 14 чел; gм - расход теплоты на приготовление горячей мытьевой воды, gм = 500 кДж/(ч×чел); gп - расход теплоты на приготовление питьевой кипяченой воды, gп = 100 кДж/(ч×чел);
Qсб = 14.(500 + 100) = 8400 (кДж/ч); Qт - расход теплоты на технические нужды, Qт = 0,14.(Qот + Qсб), кДж/ч, Qт = 0,14.(83000 +8400) = 12796 (кДж/ч); Qåc = 0,8.1,1.0,77.(83000 + 8400 + 12796) = 70603 (кДж/ч).
Максимальное потребление теплоты в ходовом режиме:
Qåx = kо.kc.kз.(Qoт + Qcб + Qт), кДж/ч,
где kо - коэффициент одновременности на ходовом режиме kо = 0,95; kc - коэффициент запаса, kc = 1,1; kз - коэффициент загрузки потребителей на ходовом режиме, kз = 0,9;
Qåx = 0,95.1,1.0,9.(83000 + 8400 + 12796) = 97996 (кДж/ч).
Общее количество теплоты, которое может быть утилизировано:
Qут = 0,85.Ne.qг.Cp.(Tвх - Tух).hк, кДж/ч,
где Ne - эффективная суммарная мощность главных двигателей, Ne= 1500 кВт; qг - количество газов выходящих из двигателя, qг = 6,8 кг/(кВт-ч); Cp - массовая теплоемкость газов, Cp = 1,13 кДж/(кг-град); Tвх - температура газов на входе в котел, Tвх = 793 К; Tyx - температура уходящих газов за котлом, Tyx = 473 К; hк - коэффициент потери теплоты в окружающую среду, hк = 0,95;
Qyт = 0,85.1500.6,8.1,13.(793 - 473).0,95 = 29783 (кДж/ч).
5.2. Выбор автономного и утилизационного котлов
Автономный котел выбираем по величине общего потребления теплоты в стояночном режиме Qåс. Qåc = 70603 кДж/ч = 20,0 кВт. Выбирается газотрубный автоматизированный котел КОАВ - 63. Так как Qут (Q(х, то производительность утилизационного котла выбирается по величине общего потребления теплоты в ходовом режиме Q(х = 97996 кДж/ч = 27 кВт. Выбираем утилизационный водогрейный котел КАУ-1,7.
5.3. Характеристики автономного котла
Характеристики автономного котла приведены в таблице 5.1. Таблица 5.1. Основные характеристики автономного котла КОАВ - 63 Характеристика Значение Тепловая мощность Nк, кВт73 Рабочее давление воды P, МПа 0,12 Температура воды (наибольшая) на выходе из котла tгв, оС103 К.П.Д. (, %86 Температура уходящих газов tух, оС280 Площадь поверхности нагрева F, м22,5 Теплонапряженность топочного объема qт, МВт/м3.ч3,8 Теплонапряженность поверхности нагрева qн, кВт/м229,2 Масса котла с водой Gк +Gв, кг670 Масса котла без воды Gк, кг590 Расход топлива автономным котлом определяется по формуле:
Qк Bк = ((((, кг/ч, Qнр. (к
где Qк - теплопроизводительность котла, Qк = 262800 кДж/ч; Qнр - низшая теплота сгорания дизꗬÁ䀵Йዸ¿က䩦[1]
Количество циркулирующей воды в утилизационном котле
Qк Dц = ¾¾, кг/ч,
где Qк - теплопроизводительность котла, Qк = 104400 кДж/ч.
Dц = ¾¾¾¾ = 474,6 (кг/ч).
6. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОЙ МОЩНОСТИ СУДОВОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
Механизмы и оборудование, устанавливаемые на судне, входят в состав вспомогательной установки, систем энергетической установки и общесудовых систем. Энергия, потребляемая этими механизмами, как правило, электрическая, привод электрический или гидравлический. Согласно Правилам Регистра выбирают род тока и величину напряжения в сети для всех групп потребителей, т.е. механизмов, обслуживающих ЭУ, судовые системы палубных механизмов и прочих потребителей. Род тока и напряжение могут быть едиными для всех потребителей, но могут быть различными для отдельных групп. В настоящее время на судах применяется в основном переменный ток. Величина напряжения регламентирована Правилами Регистра, которые разрешают применять на судах генераторы с номинальным напряжением при переменном токе 133, 230 и 400 в. Судовая электростанция должна удовлетворять следующим требованиям: - загрузка работающих генераторов должна составлять не менее 60-70% их номинальной мощности; - число установленных генераторов должно быть минимальным и они должны быть однотипными; - в каждом режиме (кроме аварийного) в резерве должно быть не менее одного генератора, способного заменить наибольший по мощности из работающих - Исходя из этого, оснащаем судовую электростанцию тремя генераторами, один из которых - резервный. Для транспортных судов нашего класса с ДВС наибольшая мощность судовой электростанции в ходовом режиме считается по формуле
Nx = Nxo + a . Ne + NБП, где Nхо - постоянная величина, зависящая от типа СЭУ и судна, Nхо = 18,0 кВт; а - размерный коэффициент, а = 0,028; Ne - суммарная мощность, Ne = 1500 кВт; NБП – расчётная мощность бытовых потребителей, NБП = 0,01.Ne = 13 кВт; Nx = 18 + 0,028.1500 + 13 = 73 (кВт) Для стояночных режимов среднюю нагрузку электростанции можно найти через водоизмещение или дедвейт:
Nc = Nco + b.D + NБП,
где Nco - постоянная величина, Nco = 11 кВт; b - размерный коэффициент, b = 0,002 кВт/т; D - водоизмещение, D = 3819 т; Nc = 11 + 0,002.3819 + 13 = 31,6 (кВт). По мощности судовой электростанции в ходовом режиме (Nx=68,0 кВт) и в режиме стоянки (Nс=30,5 кВт) выбираем тип дизель - генератора из [1] Приложение 5. В качестве основного и резервного дизель - генератора выбираем ДГ-100/750, для стояночного режима - дизель - генератор типа ДГ-50. Основные характеристики дизель - генераторов представлены в таблице 8.1. Таблица 8.1 Характеристики дизель - генераторов
7. РАСЧЕТ ЗАПАСОВ ТОПЛИВА, МАСЛА
Масса запасов рабочих сред (топлива, масла, и технической воды) определяется не только типом и мощностью ЭУ, но и дальностью, автономностью и среднеэксплуатационной скоростью судна. Общий запас топлива определяется по формуле:
Bт = (k.be.Ne + k1.be1.Ne1 + k2.be2.Ne2 + k’’.Bк).tпл (кг),
где k - количество главных двигателей, k = 2; k1 - количество вспомогательных двигателей ДГ-100/750, k1 = 2; k2 - количество вспомогательных двигателей ДГ-50, k2 =1; k’’ - автономных вспомогательных котлов, k’’ = 1; be - удельный расход топлива главными двигателями, be = 0,224 кг/(кВт-ч); be1 - удельный расход топлива вспомогательными двигателями ДГ-100/750, be1 = 0,225 кг/(кВт-ч); be2 - удельный расход топлива вспомогательными двигателями ДГ-50, be2 = 0,26 кг/(кВт-ч); Bк - расход топлива автономным вспомогательным котлом, Bк = 7,16 кг/ч; tпл - автономность плавания, tпл = 360 ч. Bт = (2. 0,224.750 + 2.0,225.110 + 1.0,26.59 + 1.7,16). 384 = 156672 (кг),
Емкость запасных топливных цистерн
kм . Bт Vцт = ¾¾¾,м3, rт
где kм - коэффициент, учитывающий мертвый запас, kм = 1,1;
rт - плотность топлива, rт = 0,85.103 кг/м3;
1,1. 156672 Vцт = ¾¾¾¾¾ = 202,8 (м3). 0,85.103 Общий запас масла определяем по формуле:
Bм = (k.bм.Ne + k1.bм1.Ne1 + k2.bм2.Ne2 + Gмсум/tм).tпл,кг,
где bм - удельный расход масла главными двигателями, bм = 0,0022 кг/(кВт-ч); bм1 - удельный расход масла вспомогательными двигателями ДГ-100/750, bм1 = 0,0054 кг/(кВт-ч); bм2 - удельный расход масла вспомогательными двигателями ДГ-50, bм2 = 0,0085 кг/(кВт-ч); Gмсум - суммарное количество масла, заливаемого в картер главных и вспо-могательных двигателей, Gмсум = 1915 кг; tм - периодичность смены масла, заливаемого в картер главных и вспомога-тельных двигателей для СОД, tм = 270 ч.
Bм = (2.0,0022.750 + 2.0,0054.110 + 1.0,0085.59 +1915/270).384 = 4638 (кг).
Емкость запасных масляных цистерн
kм . Bм Vцм = ¾¾¾, м3, rм
где rм = 0,84.103 кг/м3 - плотность масла,
1,1. 4638 Vцм = ¾¾¾¾ = 5,5 (м3). 0,84.103
Общий запас технической воды
Gв = ав.(кNe + кNе`).10-3, т,
где ав = 0,02 кг/кВт – удельная масса общего запаса технической пресной воды.
Gв = 0,02(2.750 + 2.110).10-3 = 0,034 т.
8. РАСЧЕТ И ВЫБОР ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ОБОРУДОВАНИЯ СИСТЕМ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ГЭУ
Основой для выбора оборудования и устройств систем ЭУ является: - тип и мощность главных двигателей, - расходы топлива и масла; - габариты отсека МКО и принципы размещения основного оборудования; - параметры рабочих сред; - условия эксплуатации установки; - состав вспомогательного комплекса (СЭС, вспомогательные котлы и др.). При определении параметров оборудования выполняются расчеты подачи насосов и мощности их приводов, а также площадей поверхностей теплообменных аппаратов. В состав СЭУ входят следующие системы: - сжатого воздуха; - охлаждения; - масла; - топлива; - газовыпуска.
Cистема сжатого воздуха
Система предназначена для пуска и реверсирования дизелей, продувки трубопроводов и поддержания постоянного давления в пневмоцистернах, обеспечения работы пневматических инструментов, механизмов, тифонов и т.д. Сжатый воздух вырабатывают компрессоры. В соответствии с Правилами Регистра на судне устанавливаются два компрессора: навесной (с приводом от ГД) и автономный (ручной или с приводом от электродвигателя). Пуск дизеля проводят сжатым воздухом с давлением 2,5 ¸ 3 МПа (для МОД и СОД). Запас сжатого воздуха в баллонах должен обеспечивать не менее, 6-ти пусков. Число баллонов не менее двух с равной емкостью.
8.1.1. Суммарная емкость баллонов v . Vs . z . n . m . Po Vб = ¾¾¾¾¾¾¾¾, м3, P – Pmin
где v - удельный расход воздуха на м3 объема цилиндра двигателя,
v = 6...9 м3/м3 (принимается равным 7 м3/м3); Vs - рабочий объем цилиндра двигателя,
3,14 . Dц2. S Vs = ¾¾¾¾¾¾, м3; Dц - диаметр цилиндра двигателя, Dц = 0,22 м; S - ход поршня, S = 0,26 м.
3,14 . 0,222. 0,26 Vs = ¾¾¾¾¾¾¾ = 0,01 (м3);
z - число цилиндров двигателя, z = 4; n - число двигателей, n = 2; m - число последовательных пусков, m = 6; Po - давление окружающей среды, Po = 0,1 МПа; P - давление в баллонах, P = 2,7 МПа; Pmin - минимальное давление, при котором возможен запуск СОД, Pmin = 0,15 МПа;
7,0 . 0,01 . 4 . 2 . 6. 0,1 Vб = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = 0,13 (м3). 2,7 – 0,15
8.1.2. Объем тифонных баллонов
Vм . tc . Pо V = ¾¾¾¾¾, м3, P1t - P2t
где Vм - расход свободного воздуха тифоном, Vм = 3 м3/мин; tc - время подачи сигнала без пополнения баллона, tc = 10 мин; P1t - начальное давление в тифонном балоне, P1t = 3 МПа; P2t - минимальное давление в тифонном балоне, P2t = 0,5 МПа;
3 . 10 . 0,1 V = ¾¾¾¾¾¾ = 1,2 (м3). 3 - 0,5
8.1.3. Подача компрессора
Подача компрессора из условия заполнения пусковых баллонов в течение 1 часа от минимального давления до рабочего давления
Vб . (P - Pmin) Qk = ¾¾¾¾¾¾¾, м3/ч, Po . tз
где Vб - суммарный объем пусковых баллонов главных двигателей, Vб = 1,74 м3; tз - время заполнения пусковых баллонов, tз = 1 ч; Pmin - минимальное давление, при котором возможен запуск СОД, Pmin = 0,15 кПа;
1,74 . (2,7 - 0,15) Qk = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = 45,0 (м3/ч). 0,1 . 1
8.1.4. Необходимая емкость пусковых баллонов для вспомогательных двигателей
v . (Vsв . zв . nв + Vsв’. zв’. nв’) . m . Po Vбв = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾, м3, P - Pmin
где Vsв - рабочий объем цилиндра вспомогательного двигателя; 3,14 . Dцв2. Sв Vsв = ¾¾¾¾¾¾¾, м3,
Для ДГ-50: Dцв = 0,12 м - диаметр цилиндра; Sв = 0,14 м - ход поршня; zв = 6 - количество цилиндров; nв = 1 - количество вспомогательных двигателей; Pо = 3 МПа - рабочее давление в баллонах.
3,14 . 0,122. 0,14 Vsв = ¾¾¾¾¾¾¾ = 0,00158 (м3).
Для ДГ-100/750: Dцв = 0,18 м - диаметр цилиндра; Sв = 0,22 м - ход поршня; zв = 6 - количество цилиндров; nв = 2 - количество вспомогательных двигателей.
3,14 . 0,182. 0,22 Vsв = ¾¾¾¾¾¾¾¾ = 0,0056 (м3);
7 . (0,00158 . 6 . 1+0,0056 . 6 . 2) . 6 . 0,1 Vбв = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = 0,12 (м3). 2,7 - 0,15
8.2. Система охлаждения
Система предназначена для охлаждения двигателей и отвода тепла от рабочих жидкостей: масла, воды, топлива и от продувочного воздуха. Состав системы: насосы (обеспечивают циркуляцию воды в системе), охладители (отвод теплоты в воду), расширительные цистерны (компенсация объема и удаление воздуха из системы), терморегуляторы (поддержание температуры воды и охлаждающей жидкости), трубопроводы. Тип системы охлаждения - двухконтурная замкнутая.
8.2.1. Подача насоса пресной воды
Kз1 . ав . be . Ne . Qнр Qвп = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾, м3/ч, r . Cв . DTвп
где Kз1 - коэффициент запаса подачи, Kз1 = 2,0; ав - доля теплоты, отводимая пресной водой, ав = 0,2; Qнр - низшая теплота сгорания топлива, Qнр = 42700 кДж; r - плотность воды, r = 1000 кг/м3; Cв - теплоемкость пресной воды, Cв = 4,19 кДж/кг.град; DTвп - разность температур на входе и выходе из двигателя, DTвп = 10 оС; be - удельный расход топлива ГД, be = 0,189 кг/кВт.ч; Ne - мощность ГД, Ne = 750 кВт;
2,0 . 0,2 . 0,189 . 750 . 42700 Qвп = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = 57,8 (м3/ч). 1000 . 4,19 . 10
8.2.2. Подача насоса забортной воды Kз2.(ав+ам).be.Ne.42700 Qвз = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾, м3/ч, r.Cв.Cвз.DTвз
где Kз2 - коэффициент запаса, учитывающий расход забортной воды на охлаждение компрессора и дейдвуда, Kз2 = 1,45; ав - доля теплоты, отводимая пресной водой, ав = 0,2; ам - доля теплоты отводимая с маслом, ам = 0,2; Cвз - теплоемкость забортной воды, Cвз = 3,98 кДж/(кг-град); DTвз - перепад температуры забортной воды, DTвз = 17 оС;
1,45 . (0,2+0,2) . 0,189 . 750 . 42700 Qвз = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = 12,4(м3/ч). 1000 . 4,19 . 3,98 . 17 8.2.3. Мощность, потребляемая насосом пресной воды
Kз . Q . H N = ¾¾¾¾¾, кВт, 3600 . h
где Kз - коэффициент запаса мощности при мощности электродвигателя свыше
4 кВт, Kз = 1,2; Q - подача насоса, Q = 100 м3/ч; H - напор, H = 294 кПа; h - К.П.Д. насоса, h = 0,65;
1,2 . 100 . 294 Nn = ¾¾¾¾¾¾ = 15,1 (кВт). 3600 . 0,65
8.2.4. Мощность, потребляемая насосом забортной воды
Kз . Q . H N = ¾¾¾¾¾, кВт, 3600 . h
где Kз - коэффициент запаса мощности при мощности электродвигателя свыше 4 кВт, Kз = 1,2; Q - подача насоса, Q = 25 м3/ч; H - напор, H = 196 кПа; h - К.П.Д. насоса, h = 0,6;
1,2 . 25 . 196 Nn = ¾¾¾¾¾¾ = 2,7 (кВт). 3600 . 0,6
8.2.5. Поверхность охлаждения холодильника системы охлаждения
ав . be . Ne . Qнр F = ¾¾¾¾¾¾¾¾, м2, K . DTср
где K - общий коэффициент теплопередачи для холодильников без турбулизатора, K = 5000 кДж/м2.оС; DTср - средняя разность температур, DTср = [(Tп1 - Tз1) + (Tп2 - Tз2)]/2; Tп1 - температура пресной (внутренний контур) воды на выходе из двигателя, Tп1 = 88 оС; Tп2 - температура пресной (внутренний контур) воды за холодильником, Tп2 = 78 оС; Tз1 - температура забортной воды перед водяным холодильником (после холодильника масла), Tз1 = 33 оС; Tз2 - температура забортной воды после водяного холодильника, Tз2 = 48 оС; DTср = [(88 - 33) + (78 - 48)]/2 = 41,7 (оС);
0,2 . 0,189 . 750 . 42700 F = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = 5,8 (м2). 5000 . 41,7
8.3. Система масла Система масла обеспечивает его подачу к трущимся поверхностям для уменьшения их трения и для отвода теплоты, выделяющейся при трении. В состав оборудования входят расходные, циркуляционные масляные цистерны, насосы, сепараторы, цистерны отработанного масла, холодильники, фильтры, терморегуляторы и др. Тип системы смазки - с “мокрым” картером. Суммарное количество масла в системе 5,1 м3, срок службы масла в главных двигателях и вспомогательных дизелях составляет 300 ч. По назначению насосы системы масла разделяются на перекачивающие, циркуляционные (нагнетательные и откачивающие) и прокачивающие. Выбор перекачивающего насоса производится, исходя из необходимого времени перекачки требуемого объема масла.
8.3.1. Подача насоса для перекачки требуемого объема масла
V Qv = ¾¾ . K, м3/ч, t где V - объем масла, V = 3,6 м3; t - время перекачки, t = 1 ч; K - коэффициент запаса, K = 1,15;
3,6 Qv = ¾¾ . 1,15 = 4,14 (м3/ч).
8.3.2. Количество отводимой теплоты
Qм = ам.be.Ne.Qнр (кДж/ч),
где ам - доля теплоты, отводимая с маслом, ам = 0,2;
Qм = 0,2. 0,189.750.42700 = 1210545 (кДж/ч).
8.3.3. Подача циркуляционного насоса
K . Qм Qv = ¾¾¾¾, м3/ч, r . c . DT
где K - коэффициент запаса по подаче, K = 1,17; r - плотность масла, r = 840 кг/м3; c - теплоемкость масла, c = 1,9 кДж/кг.К; DT - температурный перепад в масляном холодильнике, DT = 10 оС;
1,17 . 1130696 Qv = ¾¾¾¾¾¾¾ = 82,9 (м3/ч). 840 . 1,9 . 10
Выбираем насос с подачей Qv=100 м3/ч. 8.3.4. Мощность, потребляемая насосом
Kз.Qv.H N = ¾¾¾¾¾, кВт, 3600.hн
где H - напор для СОД, H = 300 кПа; hн - К.П.Д насоса, hн = 0,66; Qv - подача насоса, Qv = 100 м3/ч; Kз - коэффициент запаса мощности, Kз = 1,5.
1,5.100.300 N = ¾¾¾¾¾¾ = 18,9 (кВт). 3600.0,66
Для очистки масла в систему включается сепаратор.
8.3.5. Производительность сепаратора
V Qv = ¾¾, м3/ч, tс
где V = 3,6 м3 - объем масла; tc = 2 ч - время прокачки;
3,6 Qv = ¾¾ = 1,8 (м3/ч).
8.3.6. Поверхность охлаждения холодильников
ав . be . Ne . Qнр Fx = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾, м2, K . DTср
где ав - доля теплоты, отводимая водой, ав = 0,2; K - общий коэффициент теплопередачи, K = 2000 кДж/м3.ч.град;
DTср - средняя разность температуры масла и воды:
(Tм1 + Tм2) - (Tв1 + Tв2) DTср = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾, оС,
Tм1 - температура масла перед холодильником, Tм1 = 50 оС; Tм2 - температура масла за холодильником, Tм2 = 40 оС; Tв1 - температура забортной воды перед холодильником, Tв1 = 30 оС; Tв2 - температура забортной воды за холодильником, Tв2 = 35 оС. (50 + 40) - (30 + 35) DTср = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = 12,5 (оС);
0,2 . 0,189 . 750 . 42700 Fx = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = 48,4 (м2). 2000 . 12,5 8.3.7. Количество (суммарное) масла, заливаемого в картер ГД и ВД
rм Gмсум = ¾¾.(k.V + (k1.V1 + k2.V2)).10-3, т, kм
где rм - плотность масла, rм = 840 кг/м3; kм - коэффициент, учитывающий мертвый запас, kм = 1,1; k - количество ГД, k = 2; k1 - количество ДГ-100/750, k1 = 2; k2 - количество ДГ- 50, k2 = 1; V - емкость маслосборника ГД, V = 1,09.Ne.10-3, м3, V = 1,09.750.10-3 = 0,81 (м3); Ne1 - мощность ДГ-100/750, Ne1 = 110 кВт; Ne2 - мощность ДГ–50, Ne2 = 59 кВт; V1 - емкость маслосборника ДГ-100/750, V1 = 1,09.Ne1.10-3, м3, V1 = 1,09.110 10-3 = 0,12 (м3); V2 - емкость маслосборника ДГ-50, V2 = 1,09.Ne2.10-3, м3, V2 = 1,09.59.10-3 = 0,064 (м3);
Gмсум = ¾¾ . (2 . 0,81 + (2 . 0,12 + 1 . 0,064)).10-3 = 1,5(т). 1,1 8.3.8. Объем сточно-циркуляционной цистерны
Qv Vцц = 1,45 . ¾¾¾ . Kз, м3, Z
где Qv - подача циркуляционного насоса, Qv = 63 м3/ч; Z - кратность циркуляции масла для СОД, Z = 50; Kз - коэффициент, учитывающий мертвый запас, Kз = 1,06;
Vцц = 1,45. ¾¾¾.1,06 = 1,94 (м3).
8.3.9. Объем цистерн сепарированного масла
Для одного ГД: Vcм = 1,3 V, м3, Vcм = 1,3. 0,81 = 1,053 (м3). 8.4. Система топлива Система топлива предназначена для приема, хранения, перекачки, подогрева, очистки и подачи распыленного топлива в цилиндры дизеля. В состав системы входят: - система низкого давления; - система высокого давления. Система низкого давления служит для подготовки и подачи топлива к системе высокого давления. Система включает в себя насосы, фильтры, сепаратор, подогреватели, цистерны и топливопроводы. Система высокого давления служит для впрыскивания топлива в камеру сгорания. Система включает в себя топливный насос высокого давления (ТНВД) и форсунку, соединенные между собой топливопроводом высокого давления. 8.4.1 Подача насосов системы
Vт Qv = ¾¾ . K, м3/ч, i . t
где Vт - объем топлива, Vт = 202,8 м3; t - время, за которое необходимо перекачать заданный объем, t = 3 ч; K - коэффициент запаса по подаче, K = 1,17; i - количество одновременно действующих насосов, i = 1;
202,8 Qv = ¾¾¾ .1,15 = 77,7 (м3/ч). 1.3
8.4.2. Подача топливоперекачивающего насоса
Vт Qv1 = ¾¾, м3/ч, i . t1
где rт - плотность топлива, rт = 850 кг/м3; t1 = 3 ч.
202,8 Qv1 = ¾¾¾ = 67,6 (м3/ч), 1 . 3
24.be.Ne Qv2 = ¾¾¾¾, м3/ч, t2 . rт где t2 = 1,5 ч; 24.0,189. 750 Qv2 = ¾¾¾¾¾¾ = 2,66 (м3/ч), 1,5.850 Qv = Qv1 > Qv2 = 67,6 > 2,66 (м3/ч). 8.4.3. Подача дежурного насоса
Vp.60 Qнд = ¾¾¾, м3/ч, где Vp - объем расходной цистерны из условия хранения 8-ми часового расхода дизельного топлива;
Kз . 10 . k . be . Ne Vp = ¾¾¾¾¾¾¾¾, м3/ч, rт
Kз - коэффициент, учитывающий мертвый запас, Kз = 1,1; k - количество ГД, k = 2; rт - плотность топлива, rт = 850 кг/м3; Ne - мощность ГД, Ne = 750 кВт;
1,1.10.2.0,189.750 Vp = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = 3,66 (м3/ч);
3,66 . 60 Qнд = ¾¾¾¾ = 8,8 (м3/ч). 8.4.4. Производительность сепаратора
24.(k.be.Ne+(k1.be1.Ne1 + k2.be2.Ne2)) Qтc = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾, м3/ч, 10 . rт
где k - количество ГД, k = 2; k1 - количество ДГ-100/750, k1 = 2; k2 - количество ДГ-50, k2 = 1; be1 - удельный расход топлива ДГ-100/75, be1 = 0,225 кг/(кВт-ч); be2 - удельный расход топлива ДГ-50, be2 = 0,26 кг/(кВт-ч); Ne1 - мощность ДГ-100/750, Ne1 = 110 кВт; Ne2 - мощность ДГ-50, Ne2 = 59 кВт;
24.((2.0,189.750 +(2.0,225.110 + 0,26.59)) Qтc = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = 0,98 (м3/ч). 10.850 8.4.5. Объем расходной цистерны для вспомогательных двигателей
Кз.4.(k1.be1.Ne1 + k2.be2.Ne2) Vpвсп = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾, м3; rт
1,1.4.(2.0,225.110 + 1.0,26.59) Vpвсп = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = 0,34 (м3).
8.4.6. Объем расходной цистерны для автономного котла
Кз.4.kк.Вк Vрк = ¾¾¾¾¾, м3, rт где kк - число автономных котлов, kк = 1; Вк - часовой расход топлива автономным котлом, Вк = 7,16 кг/ч;
1,1 . 4 . 1 . 7,16 Vрк = ¾¾¾¾¾¾¾ = 0,037 (м3).
8.5. Система газовыпуска
Система обеспечивает наиболее рациональный отвод отработавших газов из цилиндров. Под рациональным отводом понимается такая организация газовыпуска, которая способствует: - максимальному использованию энергии рабочего тела в цилиндрах и вне их; - качественной очистке и наполнению цилиндров; - минимальному воздействию вредных отработавших газов на среду обитания. Состав системы: - выпускные коллекторы, предназначенные для отвода из цилиндров отработавших газов; - глушители шума; - компрессоры; - искрогасители; - трубопроводы с малым сопротивлением выходу отработавших газов. Каждый главный двигатель, вспомогательный двигатель и автономный котел оборудуются самостоятельными трубопроводами, которые выводятся на палубу в общий кожух-трубу. Площадь проходного сечения трубопровода для главных двигателей:
be.Ne.(a.Lo + 1).Rг.Tг Fд = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾, м2, 3600.с.Рг
где a - коэффициент избытка воздуха при горении для СОД, a = 1,3; Lo - количество воздуха теоретически необходимое для сгорания 1 кг топлива, Lo = 14,3 кг/кг; Rг - газовая постоянная продуктов сгорания, Rг = 0,287 кДж/кг.К; Тг - температура газов за двигателем, Тг = 573 К; Рг - давление газа в выпускном коллекторе, Рг = 4 кПа; с - допускаемая скорость движения газов для четырехтактных двигателей, с = 50 м/с;
0,189.750.(1,3.14,3 + 1).0,287.573 Fд = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = 0,63 (м2). 3600 . 50 . 4
Площадь проходного сечения трубопровода для вспомогательных двигателей:
be1.Ne1.(a.Lo + 1).Rг.Tг Fд1 = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾, м2, 3600.с.Рг
be2.Ne2.(a.Lo + 1).Rг.Tг Fд2 = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾, м2, 3600.с.Рг
где a - коэффициент избытка воздуха при горении для СОД, a = 1,3; Рг - давление газа в выпускном коллекторе, Рг = 3 кПа; с - допускаемая скорость движения газов для четырехтактных двигателей, с = 45 м/с;
0,225 . 110 . (1,5.14,3 +1) . 0,287 . 573 Fд1 = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = 0,19 (м2). 3600 . 45 . 3
0,26 . 59 . (1,5.14,3 +1) . 0,287 . 573 Fд2 = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = 0,12 (м2). 3600 . 45 . 3
9. РАЗМЕЩЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ В МАШИННОМ ОТДЕЛЕНИИ
В машинном отделении механизмы следует устанавливать в местах, где они будут наиболее эффективно выполнять свои функции. Вспомогательное оборудование должно устанавливаться вблизи обслуживаемого главного механизма со стороны подвода к нему рабочего тела, а также других агрегатов, связанных общим рабочим телом и обслуживающих этот главный механизм. Такое размещение позволяет сократить длину трассы и число пересечений трубопроводов. При этом следует соблюдать промежутки между механизмами по длине, ширине, высоте, необходимые для их обслуживания. Взаимосвязанные механизмы могут размещаться как по горизонтали, так и по вертикали. Трассировка коммуникаций должна проходить в трех взаимно перпендикулярных направлениях. Механизмы, требующие постоянного наблюдения во время работы, должны располагаться ближе к посту управления. Механизмы, являющиеся источниками вибрации и шума, необходимо устанавливать в частях судна, имеющих повышенную жесткость, или подкреплять места установки. Целесообразно использовать амортизаторы. Механизмы с горизонтальным расположением вала устанавливаются параллельно ДП, что исключает влияние гироскопического эффекта на работу подшипников при бортовой качке. Механизмы с электроприводом должны располагаться таким образом, чтобы электродвигатели находились выше уровня пола. Механизмы, являющиеся источником наибольшего шума, удаляются от центрального поста управления, а также от переборок и палуб, граничащих с жилыми и общесудовыми помещениями. Особое внимание должно быть уделено расположению насосов, что вызвано необходимостью обеспечения надежного всасывания при различных условиях эксплуатации (осадка, крен, дифферент, качка): 1) перекачивающие, откачивающие, подкачивающие, циркуляционные и другие насосы устанавливаются вблизи мест забора перекачиваемых жидкостей. Они должны иметь приемные патрубки минимальной длины и большого проходного сечения. Высота установки насоса относительно уровня принимаемой жидкости должна быть по возможности минимальна и обеспечивать непрерывный прием рабочей жидкости при качке судна. В связи с этим желательно обеспечить подачу рабочей жидкости к насосу под напором. На приемной магистрали устанавливаются невозвратные клапаны. 2) насосы, подающие топливо к двигателям и котлам, должны работать от расходной цистерны, расположенной выше уровня насоса. 3) насосы циркуляционной системы располагают в наиболее низкой части контура, предпочтительно, чтобы он забирал жидкость из охладителя и нагнетал в полость охлаждения. 4) насосы подающие масло устанавливаются вблизи сточно-циркуляционных цистерн или навешиваются на двигатель.
10. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЭУ
Спроектированная судовая энергетическая установка для сухогрузного теплохода имеет следующие технико-экономические показатели. Мощность главных двигателей: 2 x 750 кВт. Мощность вспомогательных двигателей: - ДГ-100/750 2x110 кВт, - ДГ-50 59 кВт. Тепловая мощность автономного и утилизационного котлов: - КОАВ - 63 73 кВт; - КАУ - 1,7 29 кВт. Удельный расход топлива, приходящийся на движущую мощность и технические нужды: Gту beу = ¾¾¾¾¾¾¾¾, кг/(кВт-ч), Neу + Nвугэу + Nоп
где Gту - суммарный расход топлива СЭУ на основном расчетном режиме, Gту = 283,5 кг/ч; Nвугэу - мощность, необходимая для работы вспомогательных механизмов, Nвугэу = 110 кВт; Nоп - мощность общесудовых потребителей, Nоп = 40 кВт;
283,5 beу = ¾¾¾¾¾¾¾¾ = 0,172 (кг/ (кВт-ч)). 1500 + 110 + 40
11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе по специальности “Судовые энергетические установки” для проектируемого сухогрузного судна была выбрана судовая энергетическая установка, рассчитаны ее основные показатели: удельные расходы топлива, масла, технической воды, общие объемы эксплуатационных жидкостей.
ЛИТЕРАТУРА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|