регулирования работы котельной установки.
КИП котельной установки предназначаются для определения текущих значений параметров ее работы с целью соблюдения эксплуатационного режима, а также наладки этого режима. Обычно устанавливают: а) манометры для измерения давления насыщенного пара в барабане котла, давления перегретого пара в выходном коллекторе пароперегревателя и давления питательной воды перед регулирующими питательными органами; б) термопары, термометры сопротивления и термометры для измерения температуры питательной воды и перегретого пара; в) термопары для измерения температуры дымовых газов за пароперегревателем, за экономайзером и за воздухоподогревателем, а также для измерения температуры воздуха, поступающего в воздухоподогреватель и за ним; г) тягомеры для измерения разрежения в верхней точке топки; д) расходомеры для измерения количества питательной воды и количества производимого пара; е) автоматические газоанализаторы для определения содержания СО Системы автоматического регулирования работы котельной установки имеют назначение автоматически воссоздавать при непрерывно изменяющейся нагрузки наиболее экономичный и надежный режим работы установки. Таким образом системы автоматического регулирования должны обеспечивать поддержание давления пара в заданных пределах и соответствие температуры пара отбираемому его количеству. Автоматическое регулирование температуры пара осуществляется в паропроводе, идущем от котла. Импульс от него передается на регулирующий клапан, установленный на линии питательной воды поступающей через пароохладитель или на линии впрыска дистиллята при работе впрыскивающего пароохладителя.
Автоматическое регулирование давления пара осуществляется за счет регулирования процесса сжигания топлива. Для автоматического регулирования уровня воды в барабане котла применяется двухимпульсный автоматический регулятор или сигнализаторы предельных уровней включенные в реле пуска питательного насоса. Сигнализатор верхнего уровня разрывает цепь питательного насоса, а сигнализатор нижнего уровня, наоборот, замыкает включая питательный насос. Следовательно судовые котлы оборудуются системами автоматического регулирования процессов: - питания и горения, и третий процесс - перегрева пара; - утилизационные котельные установки - подачи питательной воды в сепаратор и поддержания заданного давления пара (температуры воды на выходе из водогрейного котла).
Средства защиты котлов Для обеспечения безаварийной работы судовых котлов, они оборудуются специальными средствами защиты и сигнализации по параметрам, отклонение которых может привести к аварии котла. К таким параметрам относится уровень воды, давление пара, наличие факела горящего топлива и подачи воздуха в топку. Защита по аварийному снижению уровня воды в барабане включает сигнализацию (световую, звуковую, а также быстрозапорный клапан, прекращающий подачу топлива к форсункам). При чрезмерном повышении уровня воды также включается защита, исключающая дальнейшее ненормальное повышения уровня. Устойчивое горение топлива контролируется фотодатчиком. При погасании факела сигнал от фотодатчика через усилитель поступает на быстрозапорный клапан топливоподачи и на сигнальное устройство. Предусматривается при розжиге блокировка с вентилятором, обеспечивающая вентиляцию топки перед розжигом, во избежание взрыва в топке из-за воспламенения горючих скопившихся газов. Аналогично действует быстрозапорный клапан и в случае обрыва подачи топлива к топочным устройствам. При этом также дополнительно включается сигнализация.
§ 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
Холодильные машины устанавливают практически на всех новостроящихся судах. На транспортных (сухогрузных и наливных) и пассажирских судах холодильные машины используют в основном для охлаждения провизионных кладовых и обеспечения летнего кондиционирования воздуха. На судах с горизонтальным способом грузообработки и других, имеющих большие трюмы, холодильные установки применяют также для охлаждения емкости с жидкой углекислотой, предназначенной для тушения пожара. На рефрижераторных судах и судах комбинированного типа холодильные машины используют для охлаждения рефрижераторных трюмов, на газовозах для охлаждения танков со сжиженным газом, на судах рыбопромыслового флота для охлаждения и замораживания добытой рыбы и приготовления искусственного льда. Холодильные машины и устройства можно разделить на следующие основные типы: парокомпрессорные, абсорбционные, эжекторные и термоэлектрические. Для производства холода в компроссорных холодильных машинах затрачивают механическую энергию, в абсорбционных и эжекторных - тепловую; термоэлектрические охлаждающие устройства работают за счет непосредственного потребления электрической энергии. В абсорбционных* холодильных машинах в качестве рабочих тел применяют бинарные (двухкомпонентные) смеси: водоаммиачный раствор NH В пароэжекторных машинах рабочим телом является вода, поэтому их применяют для получения плюсовых температур (охлаждение воздуха в системах летнего кондиционирования воздуха). Вода дросселируется в регулирующем вентиле и поступает в аппарат, где благодаря отсасывающему действию пароструйных эжекторов поддерживается глубокий вакуум, которому соответствует низкая температура ее кипения. В процессе дросселирования часть воды вскипает за счет внутренней энергии, в результате чего температура воды, оставшейся в жидкой фазе, снижается. Эта вода используется для охлаждения.
Термоэлектрическое охлаждение основано на эффекте Пельте, заключающемся в том, что в процессе прохождения постоянного электрического тока определенного направления по цепи, составленной из разнородных проводников или полупроводников, в местах контактов (спаях) появляются разные температуры. Если температура холодного спая окажется ниже температуры окружающей среды, то он может быть использован как * Абсорбцией называется процесс поглощения паров жидкостью.
охладитель. Термоэлектрические охлаждающие устройства (ТОУ) уже сейчас находят применение в медицине, радиотехнике и многих других областях. С развитием полупроводниковой техники, с появлением экономичных и компактных ТОУ можно ожидать использования их в судовых автономных кондиционерах и т. п. Наибольшее распространение в холодильной технике получили парокомпрессорные холодильные машины. На транспортных (неспециализированных) и пассажирских судах применяют холодильные машины с поршневыми компрессорами, работающими на хладоне - 12 и хладоне - 22, с высокой степенью автоматизации процессов регулирования, управления и защиты. Провизионные кладовые. Для хранения пищевых продуктов, предназначенных для питания судового экипажа и пассажиров, служат провизионные кладовые. От назначения кладовой (вида хранящихся в ней продуктов) зависят ее объем, оборудование, температурный режим, величина необходимой охлаждающей поверхности, тип автоматических приборов и др. В Санитарных правилах для морских судов предусмотрено оборудование небольших грузовых судов (вместимостью до 1000 peг. т и буксиров мощностью до 1000 л. с.) не менее чем двумя рефрижераторными кладовыми (одна - для хранения мяса, рыбы, масла и жиров, другая - овощей и картофеля). Остальные грузовые морские суда должны иметь провизионные
Таблица 5 кладовые для следующих продуктов: мяса - хранение мороженого мяса и мясных продуктов, рыбы - хранение мороженой рыбы и рыбопродуктов, масла и жиров - хранение животного масла и жиров, мясокопченостей, колбас и т. д., овощей - хранение свежих овощей, картофеля, сухих продуктов - хранение крупы, муки, сахара, макарон, соли и т. д., а также кладовые расходных продуктов - хранение суточного запаса продуктов, в том числе скоропортящихся. Кладовые для хранения скоропортящихся продуктов изнутри покрывают теплоизоляцией и обшивают антикоррозийными материалами, стыки и швы пропаивают. Палубы покрывают керамическими плитками и оборудуют шпигатами. Температура в провизионных кладовых зависит от их назначения и продолжительности хранения в них продовольствия (табл. 5).
§ 21. Задачи кондиционирования воздуха
Поддержание в помещениях судна в летнее и зимнее время наиболее благоприятного климата является задачей весьма важной, так как обеспечивает улучшение условий труда и отдыха экипажа и пассажиров. Воздух, которым мы дышим, содержит 23,5% (по массе) кислорода и 76,5% азота и других газов. Жизнь человека в первую очередь зависит от того, достаточно ли он получает кислорода. При снижении содержания кислорода в помещениях до 17,5% человек не сможет прожить и несколько минут. Поэтому важным для самочувствия людей является газовый состав и чистота воздуха. Человеческий организм непрерывно производит тепло и для нормального протекания физиологических процессов оно должно передаваться окружающей среде. Тепло образуется в организме в результате переваривания пищи и окислительных процессов - от воздействия кислорода на жидкости и клеточные ткани. Количество этого тепла зависит от физической нагрузки, возраста человека и других факторов. Тепловыделения организма колеблется от 70 до 180 Вт (от 60 до 150 ккал/ч) и более. Теплота, выделяемая организмом, передается окружающему воздуху конвекцией и радиацией через кожный покров (явная теплота) и испарением влаги с поверхности кожи (скрытая теплота). Температура кожного покрова человека в среднем равна 33°С. Теплота, передаваемая конвекцией и испарением, зависит от температуры, влажности и скорости воздуха, характера и теплопроводности одежды. Радиационный теплообмен происходит между человеком и поверхностями ограждений, его значение и направление зависят от температуры этих поверхностей. Потовые железы постоянно выделяют влагу через кожный покров. При высокой температуре окружающей среды организм выделяет за сутки до 1 кг пота. Испаряясь, пот интенсивно отбирает избыток тепла от организма; скрытая теплота парообразования пота составляет 0,69 кДж/г (0,58ккал/г). Человек чувствует себя хорошо, когда в установившемся режиме организм отдает столько тепла в окружающую среду, сколько вырабатывает. Нарушение тепловлажностного равновесия между человеком и окружающей средой приводит к переохлаждению или перегреву тела.
При изменении параметров воздуха начинает выполнять свои функции физиологический терморегуляционный аппарат: организм человека стремится приспособиться к новым условиям, при этом происходит перераспределение статей теплоотвода, что прежде всего сводится к изменению соотношения между явной и скрытой теплотой. По мере повышения температуры окружающего воздуха уменьшается отвод тепла сухим путем и увеличивается отвод тепла испарением. При температуре воздуха ниже 15°С теплоотдача испарением пота с поверхности кожи играет незначительную роль. При средних температурах и нагрузках отвод тепла от человека составляет в среднем испарение 22%, конвекцией 32% и радиацией 46%. При температуре воздуха равной или выше температуры тела тепловыделение будет осуществляться только испарением. Если температура ограждений помещения выше температуры тела, то испарением будет отводиться не только теплота, выделяемая организмом, но и теплота, получаемая телом от ограждений конвекцией и радиацией. В жаркое время года температура воздуха в помещении обычно поддерживается на 6 - 10°С ниже температуры наружного воздуха. Более низкие температуры в помещении создают неприятное ощущение при входе в помещение и выходе из него; при входе получается ощущение «сырости», а при выходе усиливается ощущение жары и духоты. Допустимый перепад температур наружного воздуха и воздуха в помещении показан на рис. 1.16. Рис. 1.16. Допустимый перепад температуры наружного воздуха и воздуха в помещении Например, при температуре наружного воздуха 36°С, в помещении можно поддерживать температуру порядка 27°С. Следовательно, при высокой температуре наружного воздуха температура в помещении не настолько низка, чтобы обеспечить отвод значительной части тепла сухим путем, тепловыделение будет осуществляться в значительной степени испарением пота с поверхности кожи. Поэтому очень важно, чтобы состояние воздуха в помещении допускало дальнейшее насыщение воздуха водяными парами, выделяемыми в помещении людьми, иначе говоря в воздухе должен существовать дефицит влаги, т. е. он не должен быть насыщенным. Если влажность воздуха велика, то он не может полностью поглощать выделенную влагу, возникает обильное потоотделение, дыхание становится тяжелым, человек быстро утомляется и испытывает жажду. Воздух с очень низкой влажностью оказывает обратное действие - кожа становится сухой, шероховатой и может растрескиваться от напряжения. То же происходит со слизистыми оболочками носа, рта и горла, в связи с чем повышается восприимчивость организма к простудным заболеваниям. Для того чтобы обеспечить в помещениях нормальную влажность, воздух осушают в жаркое время и увлажняют зимой. Эти процессы являются одной из главнейших функций системы кондиционирования воздуха. Важное значение имеет скорость движения воздуха в помещении. С повышением скорости конвективная теплоотдача и испарение осуществляются более интенсивно, но при больших скоростях воздуха, при которых может быть достигнуто количественное равновесие, получается неприятное ощущение «сквозняка». Таким образом, задачей кондиционирования воздуха является § 22. Классификация систем кондиционирования
Системы кондиционирования воздуха (СКВ) по назначению подразделяются на комфортные и технические. Системы, предназначенные для обслуживания жилых, общественных, медицинских и служебных помещений с длительным пребыванием людей, называются системами комфортного кондиционирования. Системы, которые обеспечивают оптимальные климатические условия, необходимые для технологических надобностей или хранения грузов, называются системами технического кондиционирования. Техническое кондиционирование применяют на сухогрузных судах для предотвращения попадания влаги на поверхность груза и порчи его, на танкерах с целью замедления коррозии и предупреждения образования взрывообразной концентрации газов в танках. Примером технического кондиционирования также может служить тепловлажностная обработка воздуха в помещении, где установлена электронная аппаратура, бесперебойную работу которой можно обеспечить только при определенной температуре и влажности воздуха и т. п. Пo периодам работы в течение года комфортные* СКВ делятся на: - летние в которых воздух охлаждается и осушается; - зимние, в которых воздух нагревается и увлажняется; - круглогодичные, совмещающие функции первой и второй систем. Системы кондиционирования воздуха последнего типа устанавливают на судах с неограниченным районом плавания, т. е. они составляют абсолютное большинство. Кроме того, при соответствующих параметрах наружного воздуха установка может работать в режиме вентилирования помещений наружным воздухом (без тепловлажностной обработки воздуха). По числу воздухопроводов, по которым воздух подводится к воздухораспределителю помещения, СКВ бывают одно- и двухканальные. По давлению воздуха за кондиционером СКВ делят на низко (примерно 1000 Па), средне- (1200 ÷ 2000 Па) и высоконапорные (более 2000 Па). Системы кондиционирования воздуха бывают прямоточные с рециркуляцией воздуха. В прямоточных СКВ отрабатывается и подается в помещения только наружный воздух. В СКВ с рециркуляцией предусмотрен забор вентилятором смеси наружного и рециркуляционного (из коридоров) воздуха. Естественно, что забор воздуха на рециркуляцию допускается только из тех помещений, в которых нет источников появления вредных газов и неприятных запахов. Рециркуляция повышает экономичность системы кондиционирования воздуха, так как при этом сокращаются расходы холода (летом) и тепла (зимой) на обработку наружного воздуха. Для рециркуляции допускается использование в летних СКВ до 80%, в зимних - до 50%, круглогодичных - до 50% воздуха помещения от потребного количества воздуха. Применяемые на судах установки кондиционирования воздуха отличаются большим разнообразием.
* В пособии рассматривается только комфортное кондиционирование, поэтому в дальнейшем слово «комфортное» опускается. § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
Система круглогодичного кондиционирования воздуха состоит из центрального кондиционера, воздухопроводов, воздухораспределительных каютных устройств, арматуры, средств автоматического регулирования и защиты, контрольно-измерительных приборов, а также источников тепла и холода, обеспечивающих зимний и летний режимы работы. Рис. 1.17. Одноканальная система круглогодичного кондиционирования: Центральный кондиционер представляет собой агрегат, включающий фильтры, вентилятор, воздухонагреватели (калориферы), воздухоохладители, увлажнители, каплеотделители (элиминаторы), шумоглушительные камеры, воздушные заслонки и другое оборудование. Рассмотрим принципиальные схемы основных типов СКВ, получивших распространение на судах. Тип I. Одноканальная система круглогодичного кондиционирования с полной обработкой воздуха в центральном кондиционере. Схема (рис. 1.17, а) предусматривает рециркуляцию воздуха. Процессы изменения состояния влажного воздуха в диаграмме I - d при летнем и зимнем режимах работы СКВ представлены на рис. 1.17, б. Летний режим работы системы обеспечивается холодильной установкой, в состав которой входит компрессор КМ, конденсатор КД, регенеративный теплообменник РТО, теплообменник, ТРВ, с распределителем хладона и испаритель-воздухоохладитель ВО (последние два размещены в центральном кондиционере). Компрессорные холодильные машины, входящие в состав СКВ, принципиально не отличаются от машин, обслуживающих провизионные камеры, но имеют значительно большую холодопроизводительность. Летний режим. Пройдя через фильтр ПФ, наружный и рециркуляционный воздух смешиваются в камере смешения центрального кондиционера. На диаграмме I - d этот процесс смешения изображается прямой линией Н - К. Точку А, характеризующую состояние смешанного воздуха, можно найти, если расстояние между Н и К разделить обратно пропорционально массовым количествам смешиваемого воздуха G В вентиляторе В воздух при сжатии нагревается (сухое нагревание по линии АГ при d = const) и подается в воздухоохладитель ВО, где охлаждается до температуры ниже точки росы и осушается. Состояние насыщенного воздуха вблизи поверхности охлаждения определяется точкой О, в которой температура воздуха равна средней температуре охлаждающей поверхности воздухоохладителя, а его относительная влажность φ =100%. Процесс охлаждения воздуха в воздухоохладителе может быть представлен как процесс смешения воздуха, поступающего в воздухоохладитель (точка Г) и насыщенного воздуха у поверхности охлаждения (точка О). В диаграмме I - d этот процесс условно изображается прямой линией ГО. Состояние воздуха на выходе из воздухоохладителя ВО определяется точкой В. Положение ее зависит от температуры поверхности охлаждения, скорости воздуха, числа рядов трубок по ходу движения потока воздуха, перемешивания воздуха и других факторов. На выходе из центрального кондиционера относительная влажность не превышает 95%. Для получения φ = 100% во всем объеме охлаждаемого воздуха (в этом случае точка В совпадает с точкой О) потребовалась бы бесконечно большая поверхность воздухоохладителя или очень длительное время процесса. Капли влаги, выпавшие из воздуха в процессе охлаждения, во избежание уноса в систему, отделяют в каплеотделитель КО. Для отвода в цистерну или за борт выпавшего из воздуха конденсата предусмотрен поддон с дренажной трубой. Далее охлажденный и осушенный воздух через шумоглушительную камеру ШГ подается в разводящую магистраль и оттуда через воздухораспределители ВР - в обслуживаемые помещения. В напорном изолированном, трубопроводе воздух нагревается (процесс по линии ВС при d = const). Поступая в помещение, кондиционированный воздух смешивается с воздухом помещения, ассимилируя (поглощая) тепло и влагу (процесс по линии СП). Этот процесс характеризуется повышением влагосодержания, температуры и энтальпии воздуха; относительная влажность понижается. Из обслуживаемых помещений через дверные решетки воздух проходит в коридор, нагревается (процесс по линии ПК при d = const), частично через неплотности удаляется наружу, а частично подсасывается вентилятором В на рециркуляцию. В табл. 6 даны примеры изменения тепловлажностных характеристик воздуха в различных частях одноканальной средненапорной СКВ при летнем и зимнем режимах (t
Таблица 6 Изменение тепловлажностных характеристик воздуха (к рис. 1.19)
Проследим изменения параметров воздуха при летнем режиме Из табл.6 видно что в вентиляторе воздух нагревается на 30,5 – 28,5 = 2°C, а так как этот процесс происходит при постоянном влагосодержании d, то относительная влажность φ снижается до 62% В ВО температура воздуха понижается на 30,5-12 = 18,5 °С, из кaждого килограмма воздуха удаляется в среднем 17,3 - 8,2 = 9,1 г конденсата, φ при этом увеличивается до 95%. Кипящий в ВО хладон отбирает от каждого килограмма воздуха в среднем около 42 кДж тепла. В магистрали по пути к каютным ВР воздух нагревается от 16 до 14 °C, а φ уменьшается от 95 до 83%. Поступая в помещения, приточный воздух перемешивается с воздухом помещении в результате чего в помещении устанавливается t Зимний режим. Наружный воздух подогревается обычно до 15 ÷ 18°С воздухонагревателем ВН1 - калорифером первой ступени (процесс по линии Н'Б' при d = const) затем смешивается с рециркуляционным воздухом (процессы Б'А' и К'А'). Из камеры смешения КС вентилятор нагнетает воздух (нагрев в вентиляторе - линия A'Г') в воздухонагреватель ВН2 - калорифер второй ступени, где воздух нагревается, в нашем примере 32 °С - процесс по линии Г'Д'. Зимой влагосодержание наружного воздуха очень мало, поэтому в процессе его нагрева относительная влажность значительно понижается. Повышение влажности воздуха обеспечивается подмешиванием к нему пара, подаваемого через увлажнительное устройство У - процесс увлажнения Д'В' близок к изотермическому (изменение величины d и φ видно из табл. 6) Несмотря на изоляцию в напорном трубопроводе воздух несколько охлаждается от теплообмена с окружающей средой (процесс В'С' при d =const) и через воздухораспределительное устройство ВР подается в помещения, где, смешиваясь с воздухом помещения, ассимилирует тепло и влагу (процесс по линии С'П'). Процесс П'К' - охлаждение воздуха в коридорах при d =const. В качестве выпускных воздухораспределителей (ВР) в одноканальных СКВ применяют устройства самых различных конструкции Отраслевым стандартом установлено применение на новостроящихся судах ВРН-2,5 и ВРР-2,5 - воздухораспределителей выпускных соответственно с направленной и радиальной раздачей воздуха с номинальным расходом 250 м
Рис. 1.18 Воздухораспределители: а - BPН-2,5; б - ВРП-1,6
Корпус 1 ВРН-2,5 (рис. 1.18, а) с целью звукоизоляции изнутри покрыт слоем поропласта. Воздух подается через патрубок 6. Отверстия 10 для выпуска воздуха сделаны по всему периметру корпуса, в передней части отверстия расположены в два ряда, ввиду чего через них подается 50%, через боковые отверстия 20% и задние - 10% объема приточного воздуха. Коэффициент эжекции (отношение объема эжектируемого воздуха помещения к объему приточного воздуха) Кэ =0,3. Механизм регулирования расхода воздуха состоит из винта 9 с головкой 7, вертикального стержня 2 с гайкой 5 и сферического клапана 5 со штоком 4, скользящим в направляющей 3. Подачу воздуха изменяют вращением головки 7 за счет изменения положения клапана 5. Помимо этого можно посредством заслонок 11, управляемых ручками 12, регулировать подачу воздуха через боковые отверстия ВР. Воздухораспределитель ВРР отличается от рассмотренного однорядным расположением выпускных отверстий по всему периметру корпуса. Боковые заслонки отсутствуют. У ВРП-1,6 (рис. 1.18, б) живое сечение отверстий 2 составляет 28% общей поверхности панели 1. Воздух подается через патрубок 4, подача регулируется заслонкой 3. Рассмотренная одноканальная система с полной отработкой воздуха в центральном кондиционере характеризуется следующим: воздух как в летнем, так и в зимнем режиме обрабатывается только в центральном кондиционере до параметров, соответствующих наибольшим тепловым нагрузкам. К каждому ВР воздух подается по одному каналу. Рассмотренная система является наиболее простой и дешевой. Индивидуальное регулирование параметров воздуха в помещении может осуществляться только за счет изменения количества приточного воздуха (количественное регулирование). Для этого воздухораспределитель ВР имеет специальную заслонку. Такой метод индивидуального регулирования является серьезным недостатком системы, так как при уменьшении количества приточного воздуха ухудшается вентиляция помещения, что зачастую приводит к созданию дискомфортных условий. Системы кондиционирования воздуха рассмотренного типа получили распространение на судах неограниченного района плавания с преимущественным нахождением в южных и тропических широтах. Тип II. Одноканальная система круглогодичного кондиционирования с частичной обработкой воздуха в центральном кондиционере и с дополнительным подогревом воздуха в доводочных подогревателях, встроенных в воздухораспределители, - доводчики кондиционируемых помещений (pиc.1.19). В летнем режиме система работает так же, как и ранее рассмотренная одноканальная система: воздух охлаждается и осушается только в центральном кондиционере, а затем подается к каютным воздухораспределителям. На магистрали установлен путевой глушитель шума, что является характерным для высоконапорных систем. Регулирование температуры воздуха в помещении осуществляется только изменением количества приточного воздуха (количественное регулирование) посредством заслонки каютного ВР. Процессы в диаграмме I - d: НА и КА - смешение наружного и рециркуляционного воздуха, АГ - нагрев в вентиляторе, ГО - охлаждение и осушение воздуха, точка В - состояние воздуха на выходе из воздухоохладителя ВО, ВС - нагрев воздуха в напорной магистрали, СП - тепло- и влагоассимиляция в помещении, ПК - нагрев воздуха в коридоре. Рис. 1.19. Одноканальная система круглогодичного кондиционирования с концевым подогревом в водяных доводчиках: а – принципиальная схема; б – процессы изменения состояния воздуха в летнем и зимнем режимах В зимнем режиме смешанный наружный и рециркуляционный воздух (процессы Н'А' и К'А') нагревается в вентиляторе (процесс Г'Б'), а затем в ВН (процесс Г'Б'), увлажняется (процесс Б'В') и подается в напорную магистраль (нагрев в магистрали - процесс по линии В'Д'). Если магистраль проходит через помещения, имеющие низкую температуру, несмотря на изоляцию воздухопровода возможны теплопотери. В этом случае температура воздуха в магистрали снизится, а процесс В'Д' в диаграмме I - d пойдет не вверх, а вниз от точки В. Концевой подогрев воздуха осуществляется в доводочных подогревателях, размещенных в каютных шкафчиках ВРД. Нагревающий элемент доводочного подогревателя может быть водяным или электрическим. Вода нагревается до 80 - 90°С в паровом водоподогревателе ВП и рециркуляционным насосом РН прокачивается через змеевики водяных доводчиков. Расширительный бак РБ, сообщенный с атмосферой, воспринимает изменение объема воды под влиянием температуры. В СКВ рассматриваемого типа применяются воздухораспределители доводочные (ВРД) трех типов: ВДВЭ - с водяным теплообменником, эжекционный; ВДЭЭ - с электронагревателем; ВДВП - с водяным теплообменником, прямоточный. Воздухораспределители доводочные имеют номинальную воздухоподачу по приточному воздуху от 80 до 320 м Рис. 1.20. Воздухораспределитель типа ВДВЭ: I - вход приточного воздуха; II - вход горячей воды; III - выход горячей воды
На рис. 1.20 показан воздухораспределитель типа ВДВЭ. Приточный воздух, имея достаточно высокий напор, по каналу, в котором находится регулирующая заслонка 2, подводится к сопловым отверстиям 5. При истечении приточного воздуха с большой скоростью через сопла в камеру смешения 7 сквозь решетку 10 эжектируется воздух из помещения. Проходя через водяной нагреватель 1, он подогревается (процесс П'Е' на рис. 1.19, б) и затем смешивается с приточным воздухом (процесс смешения Д'С ' и Е'С'). Через решетку 8 смешанный воздух поступает в помещение, ассимилируя тепло и влагу (процесс С'П'). Таким образом, создается рециркуляция воздуха внутри помещения, обеспечивающая большую равномерность температурного и влажностного поля по всему объему помещения. Сопловое устройство представляет собой фасонную коробку, внутри которой с помощью звукоизоляционного материала 4 образован фигурный канал 3, выполняющий роль глушителя шума. Внутренние поверхности корпуса шкафчика оклеены теплозвукоизоляционным материалом. Регулирование микроклимата в помещении осуществляется рукояткой 9, воздействующей через привод 6 на заслонку 2. Во многих конструкциях подобных ВРД предусмотрено также регулирование подачи горячей воды в нагреватель 1. Реже применяют прямоточные доводочные воздухораспределители. Они не имеют на панели щелей для подсоса воздуха помещения и работают без рециркуляции. В зависимости от положения регулирующей заслонки, размещенной в начальной части воздушного канала ВРД, большая или меньшая часть приточного воздуха проходит через канал, в котором находится водяной теплообменник. При этом объем приточного воздуха, подаваемого в помещение, остается постоянным. Доводочные воздухораспределители устанавливают на переборках, они имеют в большинстве случаев ручное управление. Воздухораспределители с электрическими нагревателями находят применение в тех случаях, когда прокладка в ВРД водяных труб связана с трудностями, их выполняют как с ручным, так и с автоматическим управлением. Возможности индивидуального регулирования в рассмотренной СКВ реализуются, в летнем режиме только за счет количественного регулирования (изменения подачи приточного воздуха в ВРД), а в зимнем - путем изменения параметров воздуха за счет регулирования его подогрева в доводочных подогревателях (качественное регулирование) или подачи приточного воздуха в ВРД (количественное регулирование). Таким образом, в зимнем режиме СКВ с доводочными подогревателями обеспечивает более широкие возможности индивидуального регулирования, а следовательно, более комфортные условия. Применяют эти системы на судах неограниченного района плавания с преимущественным нахождением в средних и северных широтах. Из рассмотренного принципа действия СКВ с доводочными воздухораспределителями ясно, что системы такого типа выполняют всегда с повышенным напором. Коэффициент эжекции Кэ (отношение объема эжектируемого воздуха к объему приточного) может составлять 2 - 3. В свою очередь повышенный напор порождает серьезный недостаток - повышенный шум в помещении, возникающий при выходе приточного воздуха из сопел ВРД. Кроме того, к недостаткам одноканальной СКВ с концевыми водяными нагревателями следует отнести необходимость прокладки в зашивке помещений двух изолированных водяных труб к ВРД, сложность определения места протечек, потерю полезного объема кают, занимаемого пристенными шкафчиками ВРД, усложнением эксплуатации системы. Одним из возможных вариантов СКВ типа II является схема, обеспечивающая благодаря предусмотренному резерву холодопроизводительности в летнем режиме более глубокое охлаждение воздуха в центральном кондиционере с целью высаживания из воздуха большого количества влаги, с последующим его подогревом в концевом доводчике. Эксплуатация таких систем связана с повышенным расходом энергии, но целесообразна для обслуживания помещений, где возможно повышенное влаговыделение. Тип III. Одноканальная система круглогодичного кондиционирования без рециркуляции с частичной обработкой воздуха в центральном кондиционере и с дополнительной обработкой воздуха - подогревом или охлаждением в доводочных ВРД. Рис. 1.21. Процессы изменения состояния воздуха в летнем режиме одноканальной СКВ с охлаждением воздуха в ВРД
Особенностью СКВ этого типа является предусмотренная схемой возможность подачи в змеевики водяных доводчиков зимой горячей, а летом охлажденной воды. Этим удается улучшить возможности индивидуального регулирования в летнем режиме за счет качественного регулирования такого же широкого диапазона, какой обеспечивается при зимнем кондиционировании в СКВ типа II. В л
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|