Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

отрасль права наука учебная дисциплина

Земельное право как самостоятельная отрасль права, содержит в себе систему норм прав, определяющих и регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу распределения, использования и охраны земель.

Земельное право как наука — это совокупность теоретических взглядов, разработок, идей и представлений об отношениях, скла­дывающихся и сфере оборота земель и пределах территории Рос­сийской Федерации. Наука земельного права выявляет определенные закономерности при осуществлении земельно-правовой деятельности и регулирова­нии земельных отношений и определяет дальнейшие пути их со­вершенствования. Исследуя законодательство земельного права и практику его примене­ния, наука выявляет их эффек­тивность либо неэффективность, дает практические рекомендации и вносит предложения по совершенствованию земельного законодательства.

Земельное право как учебная дисциплина – это учебно-методический комплекс, разрабатываемый в соответствии с требованиями государственных стандартов образования и направленный на достижение следующих целей: образовательная (усвоение студентами теоретических знаний курса земельное право) и практическая (формирование у студентов умения толковать и применять нормы земельного права).

Земельное право находится в тесном взаимодействии с другими отраслями права, которые в совокупности призваны обеспечивать стабильность, эффективность и функционирование всей российской правовой системы. Оно базируется на положениях конституционного права, содержит нормы гражданского, административного права, а также международного права. Ближайшими по духу и букве закона являются природоресурсное и природоохранное право (лесное, водное, экологическое). Финансовые отношения, возникающие при использовании земель, регулируются финансовым правом.

Вопрос о размежевании и взаимодействии земельного и других отраслей права является остро дискуссионным и имеет практическое значение. Важность соотношения отраслей права отражена в одном из основных принципов земельного права - принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

Правовая система подразделяется на две подсистемы: частную и публичную, причем основы разграничения лежат в методе правового воздействия. Каждая из отраслей в пределах своей области правового воздействия имеет приоритет над другой в методах и принципах воздействия на объект правового регулирования. Назначение земельного, природоохранного, специального законодательства - ограничить свободу усмотрения субъектов прав на землю в общественных интересах. Так, цель земельного права состоит в организации рационального землепользования в соответствии с природным назначением, что составляет специфику предмета отрасли. Она и выносится как бы за скобки права пользования как института гражданского права, получает предметную и методологическую самостоятельность. Поскольку организация землепользования как природной основы жизнедеятельности народа - задача всего общества, то ее решение не может быть поставлено в зависимость от доброй воли отдельных участников. Поэтому предмет земельного права использует уже не метод юридического равенства сторон, а властно-императивный, с преобладанием запретов и предписаний, присущих для публичных отраслей.

Институт права собственности является институтом гражданского права. В связи с этим отношения по поводу владения, пользования, распоряжения и регистрации прав граждан на землю возникают в сфере, основанной на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности субъектов права, следовательно, регулируются и охраняются специфическими методами гражданского права. Отношения, возникающие по поводу привлечения граждан к административной ответственности за нарушения в области землепользования, входят в предмет административного права. Нормы гражданского права могут содержаться в актах земельного законодательства, и наоборот. Такой прием юридической техники широко распространен в действующем законодательстве. Так, нормы гражданского права получили развитие и конкретизацию в ЗК РФ и посвящены институтам владения, пользования, распоряжения и регистрации прав, применительно к особенностям такого объекта прав, как земельный участок. Нормы актов гражданского законодательства применяются с учетом того, что они носят бланкетный характер, то есть отсылают к нормам гражданского права, содержащимся в актах земельного законодательства. Нормы земельного и других публичных отраслей законодательства представляют собой изъятия, ограничения, приспособления и дополнения к общим правилам, регулирующим осуществление права собственности и других вещных прав на землю. В этом смысле следует понимать п. 3 ст. 3 ЗК РФ, согласно которому имущественные отношения по владению, пользованию, распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ним регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и другими указанными в статье отраслями законодательства.

Итак, земельное законодательство носит комплексный характер, содержит как свои специфические нормы, так и нормы гражданского права, регулирующие и охраняющие отношения, складывающиеся в области землепользования своим особым методом, с соответствующими бланкетными изъятиями, ограничениями, приспособлениями, которым в актах земельного законодательства придается специальный характер.

2. Предмет и метод земельного права.

В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Предмет и метод правового регулирования – это наиболее существенные основания для деления права на отрасли.

Предмет правого регулирования – это группа однородных общественных отношений, которые регулируются конкретной отраслью права.

Признаки предмета правого регулирования:

1. Это жизненно важные для человека и его объединений отношения;

2. Это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;

3. Это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;

4. Это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

Субъекты (индивидуальные и коллективные), их поведение, поступки, действия.

Объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают в отношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес.

Юридические факты (события, действия), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Отношения, возникающие в связи распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права и составляют предмет этой отрасли права.

Те отношения, которые возникают по поводу использования и охраны земельного участка, собственно и являются земельными отношениями в узком смысле. Если же мы говорим об отношениях по поводу использования земли и объектов, находящихся на земле и под землей, то речь идет о земельных отношениях в широком смысле. Здесь земля является не единственным объектом, а наряду с ней используются либо лес (аренда лесных участков), либо недра (предоставление участка недр в пользование для добычи полезного ископаемого влечет необходимость предоставления земельного участка), иные объекты.

Земля как объект отношений, которые входят в предмет земельного права рассматривается в трех смыслах (статья 6 ЗК РФ):

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

При изучении земельного права невозможно обойти стороной вопросы, посвященные земле как объекту публичных отношений (это отношений по охране земель). В данном случае речь будет идти о земле как природном объекте и природном ресурсе. С другой стороны изучение дисциплины земельное право невозможно без уделения внимания вопросам, связанным с участием земли в имущественных отношениях – в данном случае земля будет пониматься как земельный участок и часть земельного участка.

Земля выполняет две важнейшие функции:

1. выступает как средство в сельском и лесном хозяйстве (т.е. м/б использована для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества и т.д.);

2. выступает как пространственно- операционный базис, т.е. служит объектом, на котором находятся объекты недвижимости.

Метод правового регулирования – это совокупность приемов, способов и средств, посредством которых право оказывает воздействие на общественные отношения, осуществляет их регулирование. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – на вопрос, как регулирует. Метод по отношению к предмету носит дополнительный (процессуальный) характер.

Структура метода правового регулирования включает:

общее взаимоположение субъектов (равноправное, подвластное);

порядок возникновения прав и обязанностей;

степень определенности предоставленных субъективных прав;

пути обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей.

Выделяют следующие основные методы правового регулирования:

1. императивный – метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;

2. диспозитивный – метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;

3. поощрительный – метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;

4. рекомендательный – метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения и т.д.

Применение конкретного метода зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

3. Система земельного права.

Право - есть не что иное, как совокупность юридических норм, но это не просто хаотичное их нагромождение, а строго согласованная и взаимосвязанная система, в которой каждая норма имеет свое место и свое значение. Система права показывает, из каких частей состоит право и как они связаны между собой. Система права позволит раскрыть подлинный смысл и содержание правовых норм, рассматривая их во взаимосвязи и взаимозависимости.

Земельное право как отрасль права включает в себя Общую и Особенную части.

Общая часть состоит из общих положений зе­мельного законодательства об истории земельного права; источ­никах земельного права; земельно-правовых нормах и земельно-правовых отношениях; правах собственности на землю и другие природные ресурсы; правовых формах использования земель; плате за пользование землей; основаниях возникновения и прекращения прав на землю и их защите; государственном управлении земель­ным фондом; ответственности за нарушение земельного законода­тельства; видах земельных правонарушений.

Особенная часть состоит из определения правового режима конкретных категорий земель: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пун­ктов; лесного фонда и права лесопользования и т.д.

Система учебной дисциплины земельного права является близкой к системе отрасли земельного права. Учебная дисциплина так же, как и отрасль земельного права, подразделяется на Общую и Осо­бенную части.

 

Кроме того, под системой права понимают внутреннюю структуру права, которая состоит из:

Норма права – базовый, первичный элемент системы права;

Институт права – обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида либо отдельные их компоненты, регулирует определенный вид общественных отношений. Например, институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном и т.д. По охвату правового регулирования институт занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права;

Отрасль права – совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную сферу (род) общественных отношений. Подотрасль права – структурный элемент отрасли права;

Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обусловливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями права.

Таким образом, система права – совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых отношений.

 

От системы права следует отличать систему законодательства. Под законодательством понимается совокупность нормативных правовых актов. Система законодательства является внешним выражением системы права. Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права – его содержание. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение источников. Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства – нормативно-правовой акт.

 

4. Принципы земельного права.

Принципы права – это исходные, основополагающие, руководящие начала, которые выражают содержание и сущность права как государственного регулятора общественных отношений. Принципыправа отражают его природу и социальное предназначение, определяют пути совершенствования правовых норм. Они позволяют адаптировать правовую систему к интересам и потребностям общества в целом и каждой конкретной личности. В принципах выражаются общие закономерности права, они являются общими правилами, которые действуют во всей сфере правового регулирования без каких–либо ограничений.

Принципы права могут быть закреплены в конкретных правовых нормах либо выводятся из смысла последних. Они выполняют роль своеобразного отражателя тех ценностей, на которые ориентируется право.

Принципы права в силу своего многообразия подлежат классификации на отдельные виды:

1. общеправовые;

2. отраслевые;

3. межотраслевые

К общеправовым относятся такие принципы как:

Принцип справедливости (все оценивается с точки зрения соответствия морали); гуманизма (отношения между участникам правоотношений должны строиться на основе взаимного уважения прав и свобод, уважения личности); равноправия (обладание всеми членами общества равным правовым статусом); законности (все субъекты общественных отношений независимо от статуса, занимаемого ими в структуре общества, должны осуществлять свою деятельность исключительно в рамках закона, принимаемые акты не должны противоречить друг другу и должны соответствовать требованиям основного закона страны - Конституции), единства прав и обязанностей – означает, что нет и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав.

Межотраслевые принципы – основные начала, которые отражают специфику нескольких отраслей права, объединяя их по ряду схожих черт. Например, принцип личной ответственности должностных лиц, состязательности сторон в процессе и т.д.

Отраслевые принципы – это исходные положения, которые отражают специфику конкретной отрасли права, соответственно, п ринципы земельного права — это исходные нормативно установленные начала, определяющие сущность земельного права, об­щеобязательные идеи, характеризующие отрасль земельного права в целом. Земельный кодекс РФ в первой статье определяет принципы, на основе которых строят­ся отношения по поводу земли и оборота земли:

 

5. Нормы земельного права. Толкование и применение земельно-правых норм.

Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения, охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Правовая норма носит общий характер. В отличие от велений, распоряжений по конкретным вопросам норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типическими признаками. Она рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений; действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев; она продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей.

По общему правилу правовая норма состоит из трех частей: гипотезы, диспозиции и санкции. Краткая формула структуры нормы права: если-то-иначе.

Гипотеза представляет собой указание на условия, при которых возникают субъективные права и обязанности, являющиеся содержанием правоотношения, регулируемого нормой. Законодатель достаточно часто использует указание на различного рода условия, при которых норма права осуществляет свое регулятивное воздействие. Однако даже если из текста нормы права не следует каких-либо особенных условий ее применения, это может означать, что условием ее применения является "отсутствие специальных условий", что также составляет гипотезу нормы.

Диспозиция содержит непосредственно указание на субъективные права и обязанности, то есть это часть нормы, которая содержит само правило поведения. Диспозиция является основой нормы права, без диспозиции немыслимо ее существование. Как правило, гипотеза и диспозиция содержатся в одном нормативно-правовом акте. Причиной тому является неразрывность самого правила поведения и условий осуществления данной нормы.

Санкция - это те неблагоприятные последствия, которые претерпевает субъект права в случае несоблюдения диспозиции. Традиционно санкции подразделяют на карательные и правовосстановительные. Государство, используя принудительные меры по отношению к правонарушителям, заинтересовано не только в наложении на виновное лицо дополнительных обременений в виде штрафов, но, прежде всего, желает восстановить нарушенное право.

Наличие этих элементов является характерным и для норм земельного права. Подавляющее большинство норм земельного законодательства имеет регулятивный характер, то есть напрямую определяют права и обязанности участников правоотношений, и следовательно, наличие гипотезы и диспозиции для них характерно. Санкция же не всегда содержится в самих актах земельного законодательства, карательная санкция может содержаться в актах административного законодательства.

Реализация нормы права можно выразить следующим алгоритмом: норма права-толкование права-применение права.

К сожалению, нормы права и содержащие их нормативно- правовые акты не отличаются логической завершенностью, а иногда это ущербные плоды торопливости и непрофессионализма их создателей. В земельном законодательстве имеются противоречия, а также пробелы, которые могут быть разрешены с помощью различных способов, средств и форм. Среди них немаловажное значение отводится толкованию земельно-правовых норм, направленному на уяснение его содержания и установление выраженной в нем воли законодателя. Основа толкования лежит не в неясности или неточности закона, а в необходимости его применения.

По субъекту толкования выделяют следующие основные виды толкования нормы права:

Вид толкования Субъект толкования Цель толкования
Аутентическое (официальное) осуществляется лишь тем органом, который издал акт разъяснение закона, разрешение противоречий, связанных с конкуренцией земельно-правовых норм
Доктринальное (официальное) Конституционный Суд РФ оценить конституционность земельно-правовых норм
Доктринальное (научное) ученые комментарии конкретных норм или законов
Судебное толкование Судебные органы (высшие судебные инстанции ВАС, ВС) обеспечение единообразия в судебной практике

Никакие иные органы государственной власти, кроме первых двух, не могут давать официального толкования закона. Официальное толкование закона обязательно на всей территории России. Каждый правоприменитель обязан им руководствоваться, несмотря на то, что в дальнейшем это толкование может уточняться или изменяться, внося коррективы в практику. Разъяснения высших судебных инстанций в большей степени незаменимы для правильного разрешения судебных дел, они имеют лишь разъяснительный и рекомендательный характер, что жестко не связывает суд при вынесении аналогичных или сходных дел, поскольку каждое из них имеет специфику.

При толковании нормы толкующий субъект не должен ограничиваться дословным текстом нормы. Необходимо оценивать ее контекст, а также место в общей системе норм. Любая норма должна интерпретироваться таким образом, чтобы избежать противоречий с другими нормами земельного права.

В силу объективных и субъективных причин смысл нормы права и словесное ее выражение могут различаться, по содержанию толкование можно разделить на:

Вид толкования Содержание толкования
Буквальное совпадают действительный смысл нормы и его словесное выражение (совпадают дух и буква закона)
Расширительное словесное выражение правовой нормы намного уже действительного смысла ее содержания
Ограничительное словесное выражение нормы шире содержательного его смысла.

Применение нормы права - это практическая часть реализации нормы права. Законы иногда принимаются неплохие, но их исполнение подчас никуда не годится. Правоприменение - это практика прежде всего работы государственных органов, органов местного самоуправления, судебных органов, поскольку существует взаимная зависимость права и государства. Это наиболее важная для правоприменения система, поскольку одно без другого не существует. Государство и его органы должны выступать организаторами исполнения законов, государство и само должно быть субъектом безупречного применения права. Если власть надлежащим образом организует исполнение права, это дееспособная власть, если нет - она недееспособна. Конечно, право действует не в безвоздушном пространстве, а в обществе. Существует огромное количество факторов, от которых зависит реализация или нереализация права. Это и информирование населения, повышение уровня правосознания граждан, создание эффективной структуры государственного управления, формирование системы обжалования, в том числе досудебного обжалования, повышение эффективности государственного принуждения, потому что через него обеспечивается неотвратимость привлечения к ответственности за правонарушения, с одной стороны, и обеспечение защиты нарушенных субъективных прав - с другой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...