Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 5. Развитие личности в подростковом возрасте

В переходный период происходят кардинальные изменения мотивации: на первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется наличием определенной системы соподчиненных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательного принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

"Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка" Л.С. Выготский считал проблему интересов. Он выделил две фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов:

- в негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются сексуальные влечения, отсюда - снижение работоспособности, ухудшение успеваемости, грубость, повышенная раздражительность подростка, недовольство самим собой, беспокойство;

- позитивная фаза характеризуется зарождением новых, более широких и глубоких интересов, развивается интерес к психологическим переживаниям других людей, к собственным переживаниям, обращенность подростка в будущее реализуется в форме мечты.

Л.С. Выготский выделил несколько групп интересов ("доминант") подростка:

- "эгоцентрическая доминанта" (интерес к собственной личности);

- "доминанта дали" (субъективная значимость отдаленных событий);

- "доминанта усилия" (тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию, что может проявляться и в негативных формах - в упрямстве, хулиганстве и т.п.);

- "доминанта романтики" (стремление к неизведанному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Младший подростковый возраст характеризуется расширением познавательных интересов, пик любознательности приходится на 11-12 лет. Однако проявления любознательности поверхностны. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов часто кроются в отсутствии ярких интересов у окружающих подростка взрослых, чрезмерной активности взрослых в развитии у подростка интереса, оказывают влияние и социальные условия (высокая стоимость оплаты секции и т.п.).

Доминирующие потребности подросткового возраста (Д.Б. Эльконин): потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым.

Потребность быть и считаться взрослым удовлетворяется в общении со взрослым: подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства с точки зрения прав.

Конфликты и трудности подростка в общении со взрослым возникают из-за расхождения их представлений о характере прав и степени самостоятельности подростка: если взрослый не изменяет своего отношения к подростку, то он сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. По мнению Т.В. Драгуновой, конфликт - это следствие неумения или нежелания взрослого считаться с развитием личности в подростковом периоде и найти подростку новое место рядом с собой.

Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что с взрослением ребенка надо считаться: не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить проблемы подростка и позволяют сохранить ему чувство самоуважения. Подростки, удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, поведение этих подростков и взрослые и сверстники оценивают как "взрослое".

Начало подросткового периода характеризуется качественным сдвигом в развитии самосознания: у подростка начинает формироваться позиция взрослого человека, появление которой означает, что он субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно присваивает эти ценности, они составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценки.

Таким образом, по содержанию самосознание подростка есть социальное сознание, перенесенное внутрь (Л.С. Выготский).

Особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых - чувство взрослости. По определению Д.Б. Эльконина,это "новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность". Это стержневая особенность личности, выражающая новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру.

Виды взрослости (Т.В. Драгунова):

- подражание внешним признакам взрослости (курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, подражание взрослым в одежде и прическе, т.е. поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпровождение);

- стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о "настоящем мужчине", воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость;

- социальная взрослость (складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как помощника, часто в семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, стремится овладеть практическими умениями, оказать реальную помощь и поддержку),

- интеллектуальная взрослость (связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования).

Чувство взрослости обнаруживает себя по-разному. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, побуждать подростка к выяснению его сильных и слабых сторон, помочь добиться успеха. В этом случае подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать собственную точку зрения).

Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма (Д. Элкинд): подросток затрудняется в дифференциации предмета своего мышления и мышления других людей и вследствие интенсивного анализа и оценки себя у него возникает иллюзия, будто другие люди непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей, чувств. Типичная возрастная особенность - склонность преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки.

Один из компонентов эгоцентризма - феномен "воображаемой аудитории" - убежденность подростка в том, что его постоянно окружают некие зрители, а он все время находится на сцене. Другой компонент эгоцентризма - личный миф ("сказка о самом себе") - вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.

Постепенное преодоление подросткового эгоцентризма происходит по мере развития близких доверительных отношений со сверстниками, которые делятся друг с другом своим аффективным опытом.

В этот период интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности.

Для девочек характерны: эмоциональная восприимчивость, реактивность, гибкое приспособление к конкретным обстоятельствам, конформность поведения, склонность апеллировать к суждениям взрослых, к авторитетам семьи, стремление опекать младших, высокий интерес к своей внешности, сочетание кокетства с застенчивостью и стыдливостью, аккуратность, исполнительность, терпимость в повседневной деятельности, лучшая успеваемость по гуманитарным предметам.

Мальчики больше интересуются областью отвлеченного (абстрактные явления, мировоззренческие проблемы, точные науки), менее конформны, более раскованы в поведении, хуже подчиняются общепринятым требованиям, в неблагоприятных условиях у них легче возникает и труднее корригируется отрицательное отношение к школе, значительную роль в сознании и поведении приобретают сексуальные интересы.

Новообразованием подросткового возраста является развитие рефлексии. Рефлексия - мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, способностей, характера, отношений и т.д. Формирование рефлексии становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития подростков (рефлексивная задача "Кто я?").

По данным Д.И. Фельдштейна, в 10-11 лет предметом рефлексивных ожиданий подростка выступают отдельные поступки. В 12-13 лет главным становится рассмотрение черт собственного характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В 14-15 лет в структуре личностной рефлексии существенно повышается критичность подростков по отношению к себе.

Новый уровень самосознания, центральное новообразование подросткового возраста - Я-концепция - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Существует тенденция рассматривать Я-концепцию и какрезультат, итоговый продукт процессов самосознания.

Д.И. Фельдштейн отмечал, что в 10-11 лет около 1/3 подростков дают себе полностью отрицательные характеристики; некоторые подростки, подчеркивая свои многочисленные недостатки, выделяют единственную черту, которая им нравится, то есть самооценке присущ отрицательный эмоциональный фон.

В 12-13 лет наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение подростка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего, сверстников. Речь идет о комплексе "Золушки" ("Гадкого утенка"): переживая сильную неудовлетворенность собой, подросток в душе надеется на перерождение.

В 14-15 лет возникает "оперативная самооценка", определяющая отношение подростка к себе в настоящее время (основывается на сопоставлении своих личностных особенностей с определенными нормами, выступающими для него как идеальные формы его личности).

Отрицательное отношение к собственной личности в значительной мере связано с тем, что подросток смотрит на себя как бы "извне", интериоризируя представления и оценки взрослых, в которых положительные стороны личности представлены очень абстрактно ("У него все хорошо, пожаловаться не на что" - рассуждает мать благополучного подростка), а отрицательные стороны - конкретны, разнообразны.

Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, опираться на сильные стороны своей личности.

Самооценка подростка носит противоречивый характер: во-первых, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как маленького ребенка, во-вторых, наблюдается сочетание конкретной ситуативной и общей самооценки, когда каждая положительная и каждая отрицательная частная самооценка мгновенно приобретают глобальный характер.

К концу подросткового возраста происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию (формированию положительных качеств и преодолению отрицательных).

В нравственном развитии наблюдается противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые правила; определенный максимализм требований; сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Как показали исследования Ж. Пиаже, в период между 12 и 13 годами нравственное развитие личности приобретает новый смысл, когда значимыми становятся ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни (социальная справедливость, свобода, дружба, любовь, искренность - все эти понятия для подростков эмоционально окрашены, личностно значимы).

В переходном возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения, которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка (Л.И. Божович). В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм.

Решающее значение для нравственного развития подростка имеет интимно-личное общение со сверстниками: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он начинает оценивать себя и другого человека с новых взрослых позиций.

Формируется нравственное мировоззрение, под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, к формированию нравственной позиции.

Особенности развития воли: ее неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву. В то же время умение владеть собой высоко ценится подростком, а отсутствие необходимых волевых качеств вызывает беспокойство. Стремление "стать более волевым человеком" в этом возрасте скорее "знаемый" мотив, не подкрепленный подлинным желанием измениться.

По словам Л.С. Выготского, не слабость воли, а отсутствие или слабость цели дезорганизуют поведение подростка: необходимы важные жизненные цели, выходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений, личностно значимые для подростка.

Л.И. Божович подчеркивала, что возникновение постоянных (стержневых) личностных интересов, которые характеризуются "ненасыщаемостью", делает подростков целеустремленнее и организованнее.

Эмоциональная сфера характеризуется большой яркостью, силой, устойчивостью. Исследования показали, что подростки чаще испытывают сильные положительные или сильные отрицательные эмоции и реже находятся в нейтральном состоянии (Р. Ларсон, М. Ричардс). Эмоции имеют тенденцию к "самоподкреплению" (неосознанное желание сохранить ту или иную переживаемую эмоцию, как позитивную, так и негативную), что свидетельствует о ригидности эмоций подростка, их инертности. В этот период повышена потребность в эмоциональном насыщении, в жажде ощущений (отсюда - любовь к громкой музыке, рискованные формы поведения). Выражение эмоций бурное и непосредственное, подростки часто не могут сдерживать радость, гнев.

Особенность эмоционального реагирования - сравнительно легкое возникновение эмоциональной напряженности. В этот период наблюдаются достаточно частые и продолжительные аффективные реакции. Особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания, когда эмоции полностью блокируют интеллектуальный план и происходит их разрядка в виде выброса. У подростков в кризисный период часто встречается "аффект неадекватности" - эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу, что связано с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.

Оказание помощи подростку в период непосредственного протекания аффекта сводится к следующему: отвести в тихую комнату, на какое-то время оставить одного, предоставить возможность разрядить напряжение (использовать боксерскую грушу, дать возможность выплакаться и др.). После успокоения побеседовать, разобраться в том, что произошло.

Важнейшим моментом развития личности в этот период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам. Без полноценного проживания подросткового периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем корректируется с трудом. Кризис перехода к юности связан со становлением человека как субъекта собственного развития (К.Н. Поливанова).

Новообразования личности подростка: чувство взрослости; становление нового уровня самосознания ("Я-концепция", рефлексия); устойчивость эмоций и чувств.

 


Развитие личности в подростковом возрасте


В. А. Крутецкий. "Психология обучения и воспитания школьников"
"Просвещение", Москва, 1976 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы, под идейным руководством воспитателей и коллектива.
Подростковый возраст — это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Если, будучи младшим школьником, он чаще действовал по непосредственному указанию старших — учителей и родителей,— либо под влиянием своих случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.
Учителю, воспитателю надо иметь в виду, что именно в этом возрасте закладываются основы нравственного сознания. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.
Но именно потому, что этот возраст является возрастом интенсивного нравственного развития, надо помнить, что порой в сознании подростка могут сформироваться (иногда совершенно неожиданно для педагога) нравственные понятия и убеждения, противоречащие тем, которые воспитателю хотелось бы внедрить в сознание школьника.
Мы часто дискутируем, следует ли наказывать ребенка трудом. Поставим эту проблему по отношению к подростку, и она станет еще более значимой. Ведь именно у подростка складывается определенная система нравственных убеждений, в том числе и отношение к труду. Некоторые считают, что трудом можно наказывать, и пытаются аргументировать это положение. Подросток, у которого по-настоящему начинает формироваться отношение к людям и к труду, пытается разобраться: из своего нравственного опыта он знает, что взрослые никогда не наказывают чем-то хорошим. Раз наказывают — значит чем-то неприятным! Если трудом наказывают, то в сознании подростка начинает складываться определенное представление: труд есть что-то неприятное, тягостное. Мы считаем, что нужно вкладывать в сознание школьника представление о том, что труд есть дело чести, славы, доблести и геройства. Но эти слова останутся пустым звуком, а в сознании подростка будет укореняться другое убеждение. Подросток совершенно четко дифференцирует разные вещи. Если, играя на перемене, он сломал стул и должен в мастерской починить его, это не есть наказание. Если заставляют взять веник и подмести за собой, это тоже не наказание. Логика подростку ясна: это не наказание, а исправление последствий собственного проступка. Но вот другой факт.
В одной сельской школе ребята часто опаздывали на занятия и грубили учителям. В наказание директор обычно велел им пилить дрова для школы. Однажды, когда некого было наказывать, директор попросил старших подростков после уроков остаться пилить дрова. Все возмутились: «За что вы нас наказываете?» Никакие уговоры и разъяснения не помогли. И это понятно: едва ли подростки будут охотно пилить дрова, если они делали такую работу лишь в порядке наказания.
Все это хорошо знал А. С. Макаренко и умело использовал психологию ребят: если колонист провинился, его временно отстраняли от работы, лишали радости трудиться с коллективом. На первых порах наказанный был доволен, но когда он видел, как дружно, бодро, с шутками трудился коллектив, а он оставался вне коллектива, ему не доверяли трудиться вместе со всеми, это начинало на него действовать иначе. Вот при тайкой ситуации в сознании подростка, неизбежно будет укореняться мысль, которую мы и считаем необходимым сформировать: наказывают неприятным,— значит, лишение права трудиться в коллективе есть нечто неприятное, недостойное, следовательно, сам труд — очень привлекательная деятельность, вызывающая уважение, общественное признание.
Психологами была поставлена специальная задача изучить содержание нравственного сознания подростков, их нравственных понятий и представлений. Исследования показали в общем высокий уровень нравственного сознания подростков. Большая часть школьников правильно разбирается в доступных их возрасту нравственных понятиях. Приведем несколько примеров.
«Настойчивость — это когда человек берется за самые трудные дела, когда его не страшат неудачи и он все доводит до конца» (12 лет); «Настойчивость развивается и в хорошем человеке и в плохом, но у плохого человека она служит для плохого дела, а у хорошего — для хорошего» (12 лет).
Степень глубины осознания, конечно, заметно повышается к концу подросткового возраста.
«Скромность — это умение трезво оценивать себя, критически относиться к себе и своим поступкам. Скромность и самореклама несовместимы... Скромный все время помнит, что окружающие его люди наделены достоинствами в не меньшей, а, может быть, в большей степени, чем он. Скромность — это простота и естественность во всем: в обращении, в поведении, костюме, манерах» (15 лет).
«Гордость — это радость именно, за успех, а не за превосходство над другими»; «Настоящей гордости не может быть, если ты работаешь хорошо, а твои товарищи плохо»; «Передовик труда гордится не тем, что он опередил других, а тем, что дал много продукции Родине» (15 лет).
В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются и нравственные идеалы подростков. Эти идеалы являются достаточно глубокими, содержательными, действенными и служат своеобразным моральным эталоном, на который подросток равняет свое поведение. У младшего подростка идеалом обычно служит какой-либо конкретный человек, в котором подросток видит воплощение высоко ценимых им качеств. Чаще всего это родители, учителя, товарищи, герои любимых книг и кинокартин. У подростков старшего возраста в качестве идеалов начинают выступать и обобщенные образы как совокупность идеальных качеств. «Для меня идеальный образ женщины: большая общественница, хороший работник, умная, начитанная, красивая, хорошо одетая» (девочка 14 лет); «Мой идеал — человек с большой волей, разносторонними знаниями, любящий свое дело, абсолютно честный и справедливый и чтобы без памяти любил футбол и хорошо разбирался в нем» (мальчик 14 лет).
В мечтах подростки как бы проектируют свою будущую жизнь и деятельность. В мечте воплощается идеал, к которому они стремятся. Большие дела и люди героических профессий, люди науки и труда занимают умы и души наших подростков. Это связано с широкими и глубокими общественными явлениями в жизни нашей страны, с реальной героикой современности. В последние годы мечты и представления подростков о героическом все больше связываются с людьми, посвятившими себя завоеванию космоса, ракетной технлке, использованию новых видов энергии, исследованиям в области химии, физики, биологии и медицины. Мечты наших подростков говорят об их стремлении активно участвовать в жизни страны, в общественно полезной деятельности. Свою будущую жизнь, свое место в жизни страны они тесно связывают с жизнью и трудом других советских людей. Индивидуализм, пессимизм и эгоизм чужды идеалам наших учащихся. Их мечты пронизаны оптимизмом и гуманизмом.
«После школы я мечтаю поступить в сельскохозяйственную академию. Хочу стать ботаником. После окончания академии я буду выращивать новые сорта фруктовых деревьев. Чтобы этого достичь, надо много поработать. Я буду стараться как можно больше сделать для своей Родины» (12 лет).
«Я мечтаю быть учительницей. Конечно, это не очень легкая профессия. Надо воспитывать ребят, а это не легко. Учиться надо долго и хорошо. Но вот я кончу педучилище, заочный пединститут и полечу на самолете в Сибирь. Я приеду в совсем новый город. Как здесь прекрасно! Дома высокие, каменные, всюду прекрасные парки, сады. Вот и мой первый урок: класс большой, светлый, всюду цветы. Я расскажу ребятам о старой Сибири и об изменениях в стране» (15 лет).
Как далеко это все от того, о чем мечтает большинство подростков, живущих в условиях капитализма! Вот характерные высказывания американских подростков.
«Больше всего я хочу иметь деньги, потому что тогда смогу покупать такие вещи, как автомобиль, и все проникнутся ко мне уважением»; «Хочу выйти замуж за богатого»; «Хочу стать знаменитым гангстером. Гангстеры имеют большие и самые дорогие автомобили, у них самые лучшие костюмы и самые красивые женщины».
Чувство интернационализма, дружбы, желание действовать, активно помогать борющимся за свободу народам ярко проявилось в стихотворении семиклассницы Веры К. (из материалов В. П. Ягунковой).

На Кубу

Мальчишка готов к побегу:
Единственный рубль в кармане,
Котлета, кусочек хлеба,
Записка написана маме.-
И вдруг разрушились планы,
Напрасно пропали старанья,
Ох, уж эти мне мамы —
Все они знают заранее.
Ох, уж эти мне мамы...
Зря его ждут кубинцы....
Мальчишка глядит упрямо,
От горя заплакать боится.
Отец с работы вернулся
И, развернув газету,
Выслушал все, улыбнулся
И мягко жене заметил:
«Брось, не ругай ты парня,
Зря ты его наказала.
Я тоже бегал в Испанию
С Киевского вокзала».
В мир детских снов и видений
Реальность врывается грубо,
У каждого поколения
Есть своя Куба.

Однако многочисленные исследования показали, что моральные понятия и убеждения подростка, формирующиеся стихийно, вне правильного идейного руководства, под влиянием неверно понятых фактов, книг, кинокартин, самостоятельного анализа поведения взрослых могут быть ошибочными, незрелыми. Подросток в этих случаях может заблуждаться, иногда следовать чуждым нам по духу моральным принципам и установкам.
Приведем несколько примеров ошибочных высказываний подростков разного возраста. «Чуткость — это свойство слабых и слабовольных людей, а настоящий мужественный человек должен быть прямым, холодным, непреклонным, грубоватым и резким». (Заметим, что подростки изо всех сил стараются быть настоящими мужественными людьми.)
Подростки-мальчики склонны к проявлению молодечества, лихачества, что ведет иногда к нарушениям дисциплины, даже серьезным. Они считают: «Мужество или смелость — это действие с риском для жизни, когда человек идет на самое опасное дело, все равно, ради чего. Важно, что не боится. Пусть ненужная смелость, а все-таки смелость. Глупая смелость лучше, чем умная трусость»; «Показная и ненужная смелость — это исконно русская лихость и удальство, молодецкая удаль, когда человек ничего не боится и ни с чем не считается. Сам Горький писал: «Безумству храбрых поем мы песню!»; «Вот Сергей Тюленин тоже девчонок за косы дергал, зря из окна прыгал, а из него герой вышел!»
В одной из школ подростки-мальчики выдумали упражнение: прыгать с балкона четвертого этажа на балкон третьего этажа — повисали на руках, раскачивались и прыгали. Директор вызвал ребят в кабинет, чтобы узнать, зачем они это делали. Сначала ребята боялись, что ругать будут, помалкивали, но потом осмелели, начали говорить, что это был «экзамен на аттестат смелости»: кто так сделал, тот смельчак, кто не сделал — трус. Директор, который пережил много неприятных минут из-за этих «смельчаков», резко сказал: «А вот не кажется ли вам, что тот, кто это делает, дурак, а кто не делает — умный?» Последовал ответ: «Ну и что же, считайте меня лучше дураком, но не трусом».
Некоторые ребята с мягкими, тактичными учителями говорили вежливо, а со строгим, требовательным директором — грубо, дерзко. Они считали, что это свидетельствует об их мужестве, смелости. «Анне Ивановне какая доблесть нагрубить: она такая чуткая, мягкая, еще заплачет, а если директору, которого даже учителя боятся, ответишь грубо, независимо, тут уже сомнений в твоей смелости нет».
Весьма распространенная в подростковом возрасте положительная оценка упрямства связана с неправильным представлением о принципиальности, независимости и самостоятельности — качествах, очень ценимых подростками.
«Упрямство — это на глупых делах закалять волю» (12 лет); «Хочу быть самостоятельным и обходиться без чужих советов. В жизни не всегда будет у тебя советчик. Пусть плохо и глупо, зато делаю, как хочу» (14 лет); «Пусть упрямый часто и неправ, но сегодня он настоит на своем, хотя неправ, а завтра настоит, будучи правым. Прежде чем пробовать волю на больших делах, надо пробовать ее на пустяках» (15 лет). На замечание старшего: «Это верно, что волю надо воспитывать на малых делах, но ведь и эти дела могут быть разумными, почему не закалять волю на них?» — тот же подросток ответил: «Да, можно, но это много скучнее, да и нет сознания, что борешься и побеждаешь чужую волю». Другой подросток продолжил эту мысль: «Для меня дело не в том, кто прав, а кто настоит на своем!»
Оказывается, все дело в стремлении побеждать чужую волю. При этом не так важно, кто прав. В подростковом возрасте, когда человек складывается как личность, ему важно чувствовать себя взрослым, сознавать, что он может противостоять воле старших. Один из старших подростков в беседе с директором, который потребовал от него извиниться перед учительницей, гордо заявил: «Я человек принципиальный: я в жизни никогда и ни перед кем не извинялся!» Все это представляет своеобразное моральное кредо! Когда психологи познакомились с характеристиками подростков, чьи высказывания приведены выше, то нашли полное совпадение с поведением, т. е. нравственное сознание «прорастает» в поведение, определяет поведение. Неправильное сознание определяет неправильное поведение.
Содержание нравственных понятий подростков исследовал Л. Н. Десев (под руководством А. Г. Ковалёва), который выявил, что понимание подростками нравственных категорий часто носит поверхностный, формальный характер.
Психологи исследовали отношения между складывающимися у подростков убеждениями, моральными идеями, понятиями и установками, с одной стороны, и их поступками, действиями, конкретным поведением — с другой. А. Л. Малиованов выделил с этой точки зрения четыре группы подростков: 1) подростки, которые руководствуются в своем поведении хорошо осознанными ими положительными нравственными нормами и у которых нет расхождения между словом и делом; 2) подростки, у которых совпадал низкий уровень развития их нравственных понятий и поведения; 3) небольшая группа подростков (единичные учащиеся) отличалась хорошим знанием моральных норм поведения, но не считала для себя нужным поступать в соответствии с ними. Эти подростки — демагоги, лицемеры, явление, не типичное для нашей школы, но тем не менее они иногда встречаются; 4) подростки, которые еще не видят, не понимают связи между известными им требованиями коммунистической нравственности и своими повседневными поступками. Многие из них недостаточно осознают содержание некоторых моральных категорий.
Аналогичное исследование отношения между мотивацией и поведением подростков провел Л. Н. Десев, который установил, что удельный вес каждой из выделенных групп находится в прямой зависимости от качества учебно-воспитательной работы.
Неправильно разбираясь во многих моральных понятиях, ошибочно понимая и оценивая отдельные качества личности, стремясь к независимости и самостоятельности, неумело пытаясь проявить свою волю, некоторые подростки иногда намеренно развивают у себя те качества, которые объективно являются отрицательными, и изживают положительные.
Задача воспитателей — тактично и умело преодолевать неправильные взгляды, разъяснять существо дела, рассеивать заблуждения подростков, но не скучными нотациями и сухими надоедливыми нравоучениями (в воспитательной работе с подростками эти формы абсолютно неприемлемы!), а в искренних, задушевных, дружеских беседах. Учителя-предметники (литераторы, историки) должны использовать возможности своего предмета для формирования правильных нравственных понятий. Значительное развитие в этом возрасте умственных способностей, логического мышления, способности к усвоению аргументации поможет доказать, разъяснить подростку соответствующую мысль, идею. Подросток способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. С другой стороны, критические тенденции, развивающиеся у подростка, часто заставляют его недоверчиво и с предубеждением относиться к аргументации взрослых, отвергать их доводы, противоречить им. Все зависит от умения воспитателя представить то или иное положение в настолько ясной, убедительной и бесспорной для подростка форме, что исключается всякая возможность действовать в противоположном направлении. Подросток должен отдавать себе отчет, что нельзя не согласиться с доводами старших, так как это значило бы поставить себя в положение глупца, а какой подросток (все они в этом отношении очень самолюбивы) пойдет на это! К тому же подростку очень импонирует и то, что взрослые апеллируют к его разуму, рассчитывают на его понимание, тем самым достаточно высоко оценивая его мыслительные способности. У него возникает желание оправдать эти надежды, быть достойным такого отношения.
Но главным, конечно, остается организация правильного нравственного опыта подростка, в процессе которого он убеждается в справедливости и бесспорности усваиваемых им нравственных норм и в необходимости следовать им в повседневной жизни.
Одним из самых важных моментов в развитии личности подростка является формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. В младшем возрасте нет желания оценить себя: «Что я за человек? Какая от меня польза? Что у меня хорошего? Какие у меня недостатки?» У подростка же возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности.
Начало формирования и дальнейшее развитие самосознания накладывают отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной деятельности, на формирование его отношений к окружающему, взаимоотношений его с людьми. Самосознание не означает отрыва от действительности и ухода в мир внутренних переживаний, не является проявлением своеобразного стремления к самопознанию и самокопанию, бесконечному и бесплодному самоанализу. Потребность самосознания возникает из потребностей жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. В связи с ростом интереса к коллективу и общественной жизни у подростка возникает потребность оценить свои возможности, найти свое место в коллективе, осознать, какие особенности его поведения и личности помогают или, наоборот, мешают ему быть на высоте предъявляемых ему требований.
Развитие самосознания подростков начинается с осознания ими своего поведения (сначала отдельных поступков, потом всего поведения в целом), затем — своих моральных качеств, характера, своих способностей. На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других — взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Исследования показали, что не все качества личности начинают осоз

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...