Образ Китовраса в русском фольклоре и декоративно – прикладном искусстве.
Аннотация: В статье рассматривается образ Китовраса или Полкана в русском фольклоре и декоративно – прикладном искусстве. Упоминание фантастического персонажа в древнерусской повести и древнегреческой легенде. Ключевые слова: Китоврас, Полкан, лубочные картинки, предметы ДПИ. Filonova A.S. Abstract: In article Kitovras or Polkan's image in the Russian folklore is considered and is decorative – applied art. A mention of the fantastic character in the Old Russian story and an Ancient Greek legend. Keywords: Kitovras, Polkan, splint art, objects of decorative and applied arts.Изучение о русском орнаменте необходимо начать с того, что все произведения декоративно - прикладного искусства всегда сохраняют основные качества предметов практического назначения, они несут в себе художественную ценность и практическое значение. Орнамент относят к одному из важных средств художественной выразительности. В росписи по дереву орнамент занимает значительное место. «Орнамент (от латинского слова ornamentum - украшение) - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнамент не только украшает изделие, но и подчеркивает его форму, придаёт ему выразительность» [9, с. 671]. В орнаментике русского народа встречаются и геометрические, и растительные формы, изображения птиц, зверей, фантастических животных и стилизованных человеческих фигур. В статье рассматривается зооморфный орнамент, мотив Китовраса или Полкана, в русском лубочном искусстве Руси, а также его упоминания фольклоре славян. Исследование о Китоврасе в лубочном искусстве, необходимо начать с того, что его образ встречается в древнерусской повести, предметах декоративно - прикладного искусства и русском лубке. Интерес к искусству лубочной картинки появился в двадцатом столетии в результате возрождения русской народной культуры. Рисованный лубок – это уникальное народное творчество. В ходе написания статьи было выявлено, что лубок важен для понимания нашей культуры и её роли в жизни людей. Изучение лубочного искусства поможет глубже понять истоки декоративно - прикладного искусства, глубже изучить историю такого народа, как славяне. Это особое, самобытное искусство, которое даёт богатый материал историкам, этнографам. Они стали проводить исследования в этой области и обнаружили удивительные артефакты, что привело к удивительнейшим открытиям. Искусство русского лубка способствовало массовому изучению грамоты. История рисованного лубка, начинается в 17 – 19 веках и представляет большой интерес с точки зрения его связи со старообрядческой культурой, сложившейся в драматическую эпоху раскола православной церкви. Развитием этого искусства стал северный регион; куда раскольники бежали от гонений на север России, и здесь их влияние распространилось наиболее широко. Главные центры лубочного искусства стали располагаться на русском Севере: поморское (Выго - Леканский), печорский (Усть - Цильма), северодвинский, вологодский, гуслицкий и московский. При изучении материалов исследователей о старообрядцах были найдены упоминания об их создании рисованного лубка. В своём словаре В. И. Даль фиксирует слово «лубок» так: «Лубочная картинка, суздальская, твр. богатырь, сибир. – е панок, резалась встарь на липовых досках, затем на латуни; она, с подчинением цензуре, исчезла» [8, с. 19]. Художественными особенностями лубочной графики была смелость в выборе приемов: гротеск, отсутствие пространственной перспективы и близость к детским рисункам.
В древнерусский орнамент Китоврас пришёл из древнегреческих мифов. Китоврас, Полкан, или Кентавр пришёл к нам из Древней Греции. «Само слово «китоврас» образовалось от греческого «kentarous» под влиянием «satanas». В древнегреческих мифах он называется Кентавр. Кентавры (в греческой мифологии – дикие существа, полулюди - полукони) обитатели гор и лесных чащ, отличаются буйным нравом и несдержанностью, их микрасантропизм объясняется тем, что они рождены от Иксиона и Тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион» [7, c. 92 - 93]. В древнерусских сказаниях его называли «китоврасъ», «дивий зверь» (дикий зверь). С 14 века в фольклоре восточных славян появляется новый персонаж – Китоврас, черты которого почти полностью совпадали с античным Кентавром. «Полуконь - получеловек попал к нам впервые вместе с библейским сказанием о мудром царе Соломоне. По преданию, Китоврас был пойман царём Соломоном, чтобы помочь возвести иерусалимский храм. В этих апокрифских легендах Китоврас заменил Асмодея, став, таким образом, символом зла» [6, с. 44]. По индийским легендам, схожие черты были у Гандарвы - это тёмные демонические существа, духи, способные легко перемещаться и принимать любой облик. Своим волшебным пением они могли вызывать из моря страшных чудовищ, топить корабли. Китоврас получил от них крылья и волшебную силу. В русских легендах имя «Китоврас» постепенно переименовали в «Полкан», что было привычнее для славян. Люди наделяли его силой, мужеством, быстротой. В шестнадцатом веке была популярна обрусевшая западноевропейская повесть о Бове Королевиче, где богатыря называют Полканом. Основой для повести послужил французский стихотворный роман 13 века: «Бюэве из города Анстона (Bueves d'Hanstone)», популярный в средневековой Европе. Имена героев русифицировались (обрусели): Бово (Buovo) стал Бовой, Друзиана (Drusiana) – Дружневной, Пуличане (Pulicane) – Полканом. При изучении древнерусской повести были найдены общие черты Полкана с Китоврасом. Становится понятно, как фантастический персонаж попал в русский фольклор.«…Есть, государь, у тебя сильный богатырь, а имя ему Полкан, по пояс песьи ноги, а от пояса что и прочий человек, а скачет он по 7 верст. Тот может Бову сугнати и поимать, а сидит он у тебя в темнице за 30 замками и за 30 мостами". И король Маркобрун велел Полкана ис темницы выпусти[ть] и посылать за Бовою. И Полкан почел скакать по семи верст. И Бова вышел из шатра, и услышал Бова, что Полкан богатырь скачет. И Бова взял меч и сел на добраго коня и без седла и поехал против сильнаго богатыря Полкана. И как съезжаютца два сильные богатыри, и Бова махнул Полкана мечем, и у Бовы мечь из рук вырвался и ушол до половины в землю. И Полкан Бову ударил палицею, и Бова свалился с коня на землю мертв. И Полкан скочи на Бовина коня, и добрый конь Бовин увидел Полкана и закусил муштук и почел носить по лесам, и по заразам, и по кустам и ободрал по пояс ноги и мясо до костей. И Бова лежал мертв три часа и востал что ни в чем не бывал, и пришел к Дружневне в шатер и лег на кровать. И добрый конь уносил Полкана и примчал к шатру. И Полкан свалился на землю, и Дружневна из шатра вышла и почела говорить: "Брате Полкане, помирися с Бовою, ин вам не будет супротивника на сем свете". И рече Полкан: "Яз бы рад с Бовою помирица, лиш бы Бова помирился". И Дружневна, пришед в шатер, и почела говорить: "Государь храбрый витез Бова королевичь, помирися ты с Полканом, ино вам не будет на сем свету супротивника". И рече Бова: "Яз рад с Полканом помиритца, а не помиритца Полкан, и яз его убью". И Бова с Полканом помирился. Полкан Бову примал за белые руки и целовал во уста и называл его болшим братом. И сел Бова на добраго коня, а Дружневна на иноходца, а Полкан за ними почел скакать, и приехали во град Костел...» [10,с. 1].
Очень интересно прослеживается «след» Полкана (Китовраса) во многих видах декоративно – прикладного искусства. В Древней Руси мифическое существо изображалось на лубяном коробе, сундуке – теремке, сундуке – подголовнике, росписью на прялках. Со временем, славяне стали олицетворять легендарного героя с защитой и верили, что он будет защищать их хозяев. В своих росписях художники рисовали мифического персонажа ближе по духу к русским богатырям. Как пишет фольклорист Макаров М. «У нас каждый крестьянин, назовёт вам рослого и здорового человека богатырём Полканом. Богатырь Полкан не человек и не конь, но какая – то смесь и того и другого!» [5, с. 314]. Одни из известных росписей с ним, произведения устюжских художников. Мастера изображали его в кольчуге, или русском кафтане с круглой меховой шапкой. Полуконь - получеловек всегда держит лук со стрелами, нацеливая стрелу прямо перед собой, или повернувшись всем корпусом назад. Он сражается с богатырями, с врагом или большой птицей. Анализируя изображения Полкана на предметах народного творчества, можно проследить закономерность в сюжете. Все сюжетные сценки на сундуках, лубяных коробах окружены растительным орнаментом, который превращает роспись в нарядный цветной ковёр, а красочная гамма состоит в основном из двух цветов – красновато – коричневого и сине – зелёного цветов, а сам Полкан изображён в круглой рамке. Техника росписи была такой: сначала наносился чёрный контур, а потом рисунок раскрашивался. Мастера пользовались красками, разведенными на яичной эмульсии или камеди (клейкие вещества различных растений). Растения и природа всегда присутствуют в росписях, потому что это доказывало неразрывную связь мифического существа с природой, с землёй. В представлении славян природа являлась таким же мыслящим существом, как и человек. Самые известные сундуки - теремки с его изображением называются: «Птица папагалъ», «Храбрый богатырь», «Легендарный богатырь Полкан», «Штурм крепости Орешек», «Всадники» датируемые 17 – 18 веками. Роспись на сундуках – теремках «рассказывает» нам события, которые тогда волновали художников. Таким образом, сундуки - теремки помогают узнать об истории Руси. Также можно предположить, что роспись на прялках с изображением Полкана, защищала женщин от злых сил.
Мотив Полкана присутствовал и в керамике. В основном это Скопинский народный промысел художественной керамики (ныне город Скопин, Рязанской области). Во второй половине 19 века Скопин прославился изготовлением глазурованных фигурных сосудов, декорированных сложной лепкой. Особой популярностью пользовался русский лубок об Бове Королевиче и его противнике богатыре - Полкане, образ которого встречается во многих декоративных сосудах. Изделия сделаны в виде большого сосуда, с высоким фигуристым горлышком, а витая ручка вырастала прямо из пёсьей спины, богатырь был могучий и осанистый, с пышными длинными волосами и бородой. Фантастичность и декоративность Скопинских сосудов усиливала их цветовая гамма. Керамика была покрыта зелёными и жёлто – коричневыми потечными глазурями. А в городе Каргополь, Архангельской области, Полкан послужил прототипом известной каргопольской игрушки. Он явственно узнаётся в стоящем на четырёх конских ногах бородатом крепыше в широкополой шляпе. Игрушки дарили в семье друг другу и служили оберегом. Роспись игрушки была всегда одинаковой. На груди Полкана рисовали солярный знак, ноги красили в жёлтый, коричневый, зелёный, а туловище в белый, красный цвета. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно статным и говорили: «стар матёр человек». Образ традиционной Каргопольской игрушки наполнен скрытым смыслом. Бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди яркий образ Ярила - бога Солнца. Люди в то время могли назвать Полканом любого рослого крестьянина. Чтобы земля давала обильный урожай, перед посевной выбирали в деревне «богатыря – Полкана», тормошили и «роняли» его на землю, пели обрядовые песни. Таким же крепким, полным сил и здоровья выбирали и засевальщика. Полкан в каргопольской игрушке - это образ могучего богатыря.
Анализ исследований посвящённых лубочному искусству, а также материалов фольклора славян, позволяет сделать вывод о том, что Китоврас и Полкан – это один и тот же сказочный персонаж. Появление этого удивительного существа во многом способствовало развитию народного творчества. Важно сохранять такие артефакты для будущих поколений и изучать более осмысленно. Мифическое существо было любимым у художников, скульпторов и часто использовалось в предметах декоративно – прикладного искусства и нёсло в себе функцию оберега. Славяне олицетворяли его с русскими богатырями и верили, что Полкан – Китоврас защитит их семьи.
Литература и использованные источники. 1. Артёмов В. В. «Мифы и предания славян». М.: Олма Медиа Групп. – 2014. – 304 с. 2. Веселовский А. Н. «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине». Сочинение А. Веселовского. Санкт-Петербург.: тип. В. Демакова, 1872. – 350 с. - (Из истории литературного общения Востока и Запада). 3. Жегалова Н. М. «Русское народное искусство». – М.: Просвещение. 1997. – 205 с. 4. Кучеровская В. В. «Искусство рисованного лубка в русской культуре 18 - начала 20 веков». Санкт-Петербург.: Автореферат. 2005. – 24 с. 5. Миловский А. «Народные промыслы». – М.: Мысль.1994. – 398 с. 6. Мифологический словарь. – Л.: Государственное учебно – педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. Ленинградское отделение. 1959. – 227 с. 7. Немировский А.И. «Мифы Древней Эллады». – М.: Просвещение. – 1992., 319 с. 8. Плетнева А. А. «Лубочная библия: язык и текст». – М.: Языки славянской культуры. Серия: Studia philological; 2013. – 392 с. 9. Энциклопедия для детей. Искусство. Т. 7. Ч. 1. – М.: Аванта+. – 1997. – 688 с. 10. Электронный ресурс -http://www.rhistory.ru/Istochniki06_075.html. «Повесть о Бове Королевиче. Сказания про храброго витязя про Бову Королевича».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|