Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечитывание текста с заданием орфографического характера.

Демьянова Екатерина Дмитриевна

Конспект урока обучения изложению

Итоговая контрольная работа по дисциплине

«Методика развития речи младших школьников»

 

 

Направление подготовки 44.03.01. Педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы

Начальное образование

(очно-заочная форма обучения)

 

 

Преподаватель:

к.п.н., доцент

Зиновьева Т.И.          

 

Москва

Кот-ворюга

Это лето писатель Паустовский и его приятель Рувим проводили в деревне. И вот повадился к ним рыжий кот. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-ворюга и бандит. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану, хлеб. Однажды он стащил из погреба десять жирных окуней. Хозяева поклялись поймать кота и вздуть за бандитские проделки.

Кот попался вечером. Его вытащил из подполья деревенский мальчик Ленька. Теперь можно было рассмотреть рыжего ворюгу. Это оказался тощий кот-беспризорник. У него было разорвано ухо и обрублен кусок хвоста.

Сначала хотели его выдрать. Но Ленька посоветовал накормить его как следует. Кота втащили в чулан и дали ему замечательный ужин. Кот ел долго. Потом растянулся у печки и мирно захрапел.

С этого дня он прижился в доме и перестал воровать. (По К. Паустовскому).

 

Постановка учебной задачи.

-– Ребята, у нас сегодня урок развития речи. Мы будем писать изложение.

Подберите синоним к слову «изложение». (Пересказ, воспроизведение)

А где мы сможем узнать значение слова изложение? (в толковом словаре). Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем значение слова.

-– А какое изложение, мы узнаем чуть позже. Тему этого изложения вы сейчас сами определите. Для этого отгадайте загадку: Этот зверь живёт лишь дома. С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы. Он, мурлыча, песнь поёт. Только мышь его боится. Угадали? Это … (кот)

-– Какова тема изложения? (кот)

Первичное восприятие текста.

-– Сейчас послушайте текст, по которому вам нужно будет написать изложение. А как вы сейчас должны послушать изложение, чтобы в дальнейшем справиться с заданием? (внимательно…)

(Чтение текста учителем. Учащиеся воспринимают текст на слух, без учебника)

Общая беседа по содержанию.

-– О чем данный текст? (о коте, который исправился в своем поведении)

-– Как вы думаете, для чего был написан данный текст? (показать людям, что даже к самому злому (ворующему) коту можно найти ключик к сердцу - это доброта)

-– Какие виды текстов вам известны? (текст-описание, повествование, рассуждение)

-– К какому виду текста мы отнесем данный? (текст-повествование)

-– Почему? (повествуют историю о коте)

-– Давайте озаглавим текст таким образом, чтобы по названию была понятная тема текста. (Варианты детей)

-– Запишем заголовок. (Кот-ворюга).

Анализ композиционной структуры и содержания.

-– Я еще раз прочитаю текст, а вы послушайте его и попробуйте мысленно разделить текст на части. Предлагаю для этого закрыть глаза и представить текст, который услышите.

Из скольких частей состоит текст? (из 4)

-– Какие четыре части встречаются? (1 часть - вступительная, 2,3 - основная, 3 - заключительная)

-– Перед написанием изложения, необходимо определить название частей. Что мы будем составлять? (план)

-– О чем говорится в первой части? (о том, как кот воровал еду)

-– Как можем назвать данную часть? («Кот Ворюга»)

-– Запишу название первого пункта плана на доске. Какая орфограмма встретилась? (парная согласная на конце слова, проверочное слово – коты, безударная гласная в корне слова проверяемая ударением, проверочное слово-вор)

-– О чем говорится во второй части? (о том, как кота поймали, его внешний вид)

-– Как мы можем озаглавить вторую часть? («Попался»)

-– Запишу название второго пункта плана на доске.

-– О чем говорится в третьей части? (о том, как коту дали замечательный ужин)

-– Как мы можем озаглавить третью часть? («Сытный ужин»)

-– Запишу название третьего пункта плана на доске. Какие орфограммы встретились? (буквосочетание жи)

-– О чем говорится в четвертой части? (исправление кота)

-– Как мы можем озаглавить четвертую часть? («Кот больше не ворует»)

-– Запишу название третьего пункта на доске.

 

На доске план изложения:

1. Вступление. Кот Ворюга.

2. Основная часть. Попался

3. Основная часть. Сытный ужин.

4. Заключение. Кот больше не ворует.

 

Анализ отдельных частей и языковых особенностей текста.

Откройте учебники и более подробно разберем каждую часть текста.

Прочитайте текст жужжащим чтением.

Анализ первой части:

-– О каких поступках кота мы узнали? (обворовывал, ловко прятался, воровал все)

-– Как автор называет кота?(бандит, ворюга)

-– Как отреагировали хозяева на поступки кота? (поклялись поймать кота и вздуть за бандитские проделки)

-– Что значит «вздуть»? («побить»)

Анализ второй части: Прочитаем вторую часть текста.

-– Когда попался кот? (вечером)

-– Кто обнаружил кота? (деревенский мальчик Ленька)

-– Где был найден кот? (его вытащил из подполья)

-– Как же выглядел кот при ближайшем рассмотрении?(это оказался тощий кот-беспризорник. У него было разорвано ухо и обрублен кусок хвоста)

-– Что значит «беспризорник»?(тот, кто остался без присмотра, о ком никто не заботится)

 

Анализ третьей части: Прочитаем третью часть.

-– Что предложил сделать Лёнька? (накормить его как следует)

-– А что ждал кот?(наказания)

-– Как он повёл себя после того, как его накормили? (растянулся у печки и мирно захрапел)

-– Так, чего же не хватало коту?(внимания, заботы)

 

Анализ четвертой части: Прочитаем четвертую часть.

-– Что значит прижился?(остался жить)

-– Какие изменения произошли с котом?(перестал воровать)

 

Перечитывание текста с заданием орфографического характера.

Прочитайте текст еще раз про себя. Обратите свое внимание на написание сложных слов, на пунктуацию. Сложные в написании слова прочитайте про себя снова по слогам, выделяя каждый звук. Назовите наиболее сложные в написании слова. Запишем их на доске.

 

Запись текста.

Закройте учебники. Открываем тетради. Запишем число, изложение, название текста. Записываем изложение. Чтобы справиться с работой, вы можете обращаться к плану, сложным словам и орфографическому словарю. Если у вас возникнут трудности орфографического характера, можете использовать письмо с пропуском орфограмм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...