Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие классов. Роль классовой борьбы в развитии общества.




Проблема ценности. Ценностные ориентации личности и общества.

В основе формирования мировоззрения современного человека большое значение имеет ценностный фактор. Ценности играют определяющую роль в развитии идеала высокой культуры. Они упорядочивают действительность в сознании человека, вносят в его жизнь смысловые моменты и определяют социальную позицию той или иной личности. Современный человек отличается исключительными способностями к самоосмыслению. Такое отношение определяется его внутренней зрелостью, отношением к жизни, потребностью к творчеству всем тем, что характеризует современный инновационный тип личности. Осознание человеком своего предназначения осуществляется через ценностное осмысление своего отношения к жизни. Такие понятия как смысл деятельности, социальная позиция, стремление к самовыражению – отличительные черты современной личности, но главное – умение распознать границу между добром и злом и выбрать наиболее оптимальный путь к совершенству. «Главное и самое высокое проявление внутренней зрелости человека, характеризующее его социальную исключительность и уникальность профессионализм, человеколюбие и благородство - это духовность, трудолюбие, развитие идеала высокой культуры». Проблема ценностей ставит перед человечеством множество вопросов. А именно, насколько реально их существование? Насколько человек должен или может соответствовать тем нормам, которые существуют? Процесс смены ценностей в обществе, как правило, длителен и непредсказуем. Традиционные ценности могут оказать мощное влияние на мир. Наряду современными ценностями, они продолжают определять не только общественное сознание, но и общественное поведение. Современные тенденции изучения ценности – формирование методологических подходов к исследуемому явлению.

Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой, которая есть средство осознания ценности. Оценка складывается из акта сравнения собственной оценки и рекомендации к отбору того, что признается ценностью. Тот, кто оценивает, формулирует суждение о полезности или вредности, необходимости или ненужности того, что оценивается. Оценка связана с практикой в широком смысле этого слова (как общественно-исторической практикой человека). Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет к действию. Оценка, таким образом, организует практическую деятельность.

Понятие классов. Роль классовой борьбы в развитии общества.

«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Деление общества на классы явилось следствием разделения труда, обособления производителей, занятых различными видами труда, а также возникновением частной собственности на средства производства. В антагонистических обществах люди, владеющие основными средствами производства, составляют класс эксплуататоров; лишенные средств производства — класс эксплуатируемых. Классы, которые выражают существо производственных отношений данного общества, называются основными. Классы, которые связаны с остатками прежних способов производства (крестьянство при капитализме) или являются носителями зарождающихся производственных отношений (буржуазия в феодальном обществе),— не основные. История всех антагонистических обществ есть поэтому история борьбы между классами, которая является движущей силой исторического процесса, Смена способов производства происходит в результате революций, когда классовая борьба особенно обостряется. Значение классовой борьбы в общественной жизни в наибольшей степени возрастает при капитализме. Громадный рост производительных сил в эпоху капитализма создал условия для того, «чтобы отмена классовых различий стала действительным прогрессом...» (Энгельс). Борьба между пролетариатом и буржуазией при капитализме определяет все стороны жизни общества. Основные формы классовой борьбы пролетариата — экономическая, политическая и идеологическая. Исторически первой является экономическая борьба, т. е. отстаивание пролетариатом своих непосредственных материальных интересов. Поскольку же первейшим условием освобождения трудящихся от гнета эксплуататоров является завоевание политической власти, высшей формой классовой борьбы пролетариата становится политическая борьба. Огромное значение имеет идеологическая форма классовой борьбы, в ходе которой пролетариат осознает себя как класс, получает правильное представление о целях и путях своего освобождения. Исторический опыт подтвердил правильность марксистского положения об исторической миссии пролетариата, о том, что развитие классовой борьбы необходимо ведет к диктатуре пролетариата, целью которой является уничтожение частной собственности и эксплуатации человека человеком. «Диктатура пролетариата есть продолжение классовой борьбы пролетариата, в новых формах» (Ленин). В переходный от капитализма к социализму период классовая борьба пролетариата направлена на социалистическое преобразование общества. Полная и окончательная победа социализма коренным образом изменяет природу классов в социалистическом обществе. Рабочие и крестьяне из классов, лишенных средств производства и подвергаемых эксплуатации, превращаются в классы, владеющие средствами производства, которые являются общественной собственностью. На основе общественной собственности развивается социально-политическое и идейное единство всех классов и слоев социалистического общества. Классовая борьба перестает быть законом общественного развития, поскольку коренные интересы трудящихся классов совпадают, а возникающие противоречия не являются антагонистическими. По мере преодоления существенных различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом постепенно возрастает социальная однородность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...