Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интеллектуальное развитие в юности – характерный уровень развития логики и мышления.

Глава XVII ЮНОСТЬ

Юность как психологический возраст

Процесс взросления удлиняется по мере роста требований (профессиональных, правовых, нравственных и т.д.), В психологической науке Юношество выделилось сравнительно недавно, с конца XIX в., с развитием индустриализации и урбанизации.

Период юности составляет часть переходного этапа от детства к взрослости, точнее, от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни.

Но все же юность — относительно самостоятельный период жизни, имеющий собственную ценность

ПО хронологии границы юношества определяются в психологии по-разному.

Граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна, и в одних схемах (преимущественно в западной психологии) – этот возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, а в других — относят к юности. Верхняя граница юности еще более размыта, по разным причинам. Так почему так трудно определить момент пересечения границы взрослости?

Сам термин «взрослость» многозначен. Биологическая взрослость определяется достижением половой зрелости, способностью к деторождению; социальная взрослость — это, к примеру, экономическая независимость., А понятие психологической взрослости связывают со зрелой личностью.

Критерием достижения взрослости (взросления) в человеческом обществе становится овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций.

В российской психологии юность рассматривается как

- психологический возраст перехода к самостоятельности,

- как период самоопределения, приобретения психической, и гражданской зрелости,

-как период формирования морального сознания и самосознания.

Наиболее часто исследователи выделяют:

- раннюю юность (от 15 до 18 лет)

- и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

 

§ 2. Социальную ситуацию развития в период юности можно охарактеризовать следующим:

В юношеском возрасте происходят существенные изменения, завершаются процессы физического созревания человека.

Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяются круг социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им ответственностью.

На этот возраст приходится много критических социальных событий:

- получение паспорта,

- наступление уголовной ответственности,

- возможность реализации избирательного права,

- возможность вступить в брак.

Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают свою трудовую деятельность, встает задача выбора профессии.

Но вместе с этой как бы самостоятельностью все же сохраняется определенная степень зависимости, идущая из детства: - это и материальная зависимость, и всякие родительские установки, типа, руководства и подчинения.

«Вхождение» в юность связано с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему, будущее становится главным измерением.

Начало этого процесса относится к подростничеству, когда подросток задумывается о будущем, пытается его предвосхитить, рисует картины будущего, не задумываясь при этом о средствах его достижения.

Общество, в свою очередь, ставит перед подростком очень важную задачу профессионального самоопределения, и таким образом происходит его некоторое социальное развитие. Данная ситуация есть «порог» самостоятельной жизни.

Сложность данной ситуации в том, что часто ни он сам, ни даже его родители точно не осознают значение этого выбора для последующей жизни.

Практика показывает, что именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств: подружка уговорила пойти учиться вместе, колледж находится поблизости от места жительства...

А позже уже полученная, но нелюбимая профессия перечеркивает жизненный путь. Конечно, все еще можно изменить, но это - упущенное время и пониженная самооценка

В Юности возможны самые разные индивидуальные варианты развития.

И именно ранняя юность (старший школьный возраст), как никакой другой период, отличается крайней неравномерностью развития, например, в то время как один из старшеклассников уже достиг половой зрелости, другой еще находится в середине процесса созревания

Переход от ранней юности к поздней юности - это период завершения предварительного самоопределения.

 

§ 3. Ведущей деятельностью в юношеском возрасте признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то, что в этом периоде юноша продолжает оставаться школьником, его деятельность все же ориентирована на будущее.

Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это понимается ими самими.

Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства.

Здесь известный психолог Пряжников говорит об опасности общественного мнения, что подрывает саму суть самоопределения.

Помощь молодому человеку со стороны общества и взрослых необходима, но в виде «разумной рекомендации».

 

Интеллектуальное развитие в юности – характерный уровень развития логики и мышления.

К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, но на протяжении юности они продолжают совершенствоваться. Усложняется учебный материал, увеличивается его объем, что повышает уровень требований к учащимся.

Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками заметно повышается, так как теперь учеба приобретает некоторый смысл, связанный с их будущим.

Собственные мысли, чувства, поступки юношей теперь ими тщательно анализируются. Они начинают различать противоречия между мыслями, словами и поступками.

 

§ 5. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, в который входят: род занятий, стиль жизни, уровень доходов и т. д.).

У старшеклассников жизненные планы часто очень расплывчаты и не вычленяются из мечты.

Многие исследования посвящены изучению соотношений между Я - реальным и Я - идеальным, особенно важным в этот период.

По мере взросления, по мере накопления опыта у юношей складывается оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности позволяет обозначить цель в жизни и стремиться к ее достижению.

Переоценка собственных возможностей, «юношеская самоуверенность» часто толкает молодых людей на неоправданный риск.

Отрицательная Я-концепция низкая самооценка, слабая вера в себя, боязнь получить отказ действует наиболее негативно. Здесь возникает социальная пассивность, одиночество, деградацию, агрессивность и, наконец, преступность.

Развитию самосознания и личности Л. С. Выготский отводил в юности центральную роль. В этом возрасте происходит открытие своего Я, своего мира мыслей, чувств и переживаний.

Размышляя о чертах характера, о своих достоинствах и недостатках, молодой человек начинает всматриваться в других людей, сопоставлять свойства их личности и поведения и собственные, отыскивать сходство и непохожесть. Это познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования.

Юность — это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростничестве. Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию. «Несмотря на то, что наши рассуждения для постороннего слушателя могли показаться совершенной бессмыслицею — так они были неясны и односторонни,— для нас они имели высокое значение. Души наши так хорошо были настроены на один лад, что малейшее прикосновение к какой-нибудь струне одного находило отголосок в другом. Мы находили удовольствие именно в этом соответственном звучании различных струн, которые мы затрагивали в разговоре. Нам казалось, что недостает слов и времени, чтобы выразить друг другу все те мысли, которые просились наружу» (Толстой Л.Н. Отрочество // Избранные произведения. М., 1985. С. 222).

В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса. Важно осознавать, что это отражение собственного интеллектуального и морального поиска, стремление критически переосмыслить «азбучные истины» и принять их уже не как навязанные извне, а как выстраданные и содержательные.

 

Общение в юности

Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферax жизнедеятельности. Ценностно-смысловая доминанта общения обнаруживается в ведущей тематике бесед старшеклассников: обсуждение личных дел (своих и партнеров), взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, отношений с учителями, отношений с родителями, своего развития — физического, интеллектуального.

Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагает растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания между ними. Отношения со взрослыми сложны, но фактически влияние родителей по многим важным проблемам остается для юношей преобладающим. Отвечая на вопрос массовой анкеты, чье понимание для вас важнее, многие старшеклассники называют взрослых (а не сверстников), мать, отца. Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.

Общение со взрослыми протекает неравномерно, стремительная интенсификация общения, обсуждение проблем и вопросов сменяется периодом спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие проблемы. Юноши и девушки нуждаются в общении с близкими взрослыми, в обращении к их жизненному опыту в решении проблемы самоопределения, но эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Доверительность в общении как уважение к личности молодого человека, как вера в его потенциальную способность справиться с жизненными трудностями — важнейшая основа для новой гармонии родительско-детских отношений. Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В старших классах происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения, наряду с ориентацией преимущественно на общение дома и в школе, происходит дальнейшее освоение социального пространства (улиц, центра города). В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах). Параллельно с расширением сферы общения происходит и углубление, индивидуализация общения. У молодых людей развивается способность устанавливать дружеские отношения, более избирательные, тесные и глубокие. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте, но юношеская дружба интимнее и стабильнее. Дружба характеризуется верностью, близостью и устойчивостью. Друг впервые осознается как alter ego (другой Я). Ему можно «излить душу», с ним можно поделиться своими переживаниями, секретами и надеяться на совет, взаимопонимание, эмоциональное тепло, искренность. Это первая самостоятельно выбранная глубоко личная привязанность, предваряющая и в какой-то степени предвосхищающая другие привязанности, в частности любовь. Дружба и приятельство различаются самими молодыми людьми, число друзей обычно невелико. Юношеская дружба полифункциональна и многообразна: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедальности и самораскрытия.

Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, повышенная эгоцентричность порождают болезненные трудности и напряженность во взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками. В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами проявляется потребность в уединении. Коммуникативное уединение представляет собой общение с неким идеальным партнером, со своим Я, с представляемыми лицами. В уединении юноши и девушки проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни. Они делают это в играх-грезах и в мечтах, по преимуществу рефлексивных и социальных. Первая любовь также в определенной мере следствие стремления молодого человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию. Проявления любви в юношеском возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь — это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности юноши.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. С какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления?

2. В чем своеобразие социальной ситуации развития в юношеском возрасте?

3. На какие критерии опираются психологи при выделении нижней и верхней границы юности?

4. В чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности?

5. Припомните возрастные задачи развития в период взросления, сформулированные Р. Хавигхерстом. Попробуйте порассуждать, какие из них более характерны для подростничества, а какие — для юности?

6. В каких формах может реализовываться «обращенность в будущее» у старшеклассников?

7. В чем разница понятий «самоопределение» и «готовность к самоопределению»? Наметьте несколько способов содействия своевременной выработке психологической готовности самоопределения у выпускников 9-го и 11-го классов средней школы.

8. Как вам кажется, признает ли современное российское общество право на психосоциальный мораторий (в понимании Э. Эриксона)?

9. В чем сходство и разница общения со взрослыми и со сверстниками в юношеском возрасте?

10. Охарактеризуйте проблемы достижения эго-идентичности в современной России. Какие факторы способствуют позитивному разрешению кризиса? Какие условия создают опасность ролевого смешения?

ЗАДАНИЕ 1

Проанализируйте данный отрывок с целью выделения особенностей и закономерностей развития в юношеском возрасте. Какие из них имеют универсальный характер, а какие, может быть, ушли в историческое прошлое?

«Володя на днях поступает в университет, учители уже ходят к нему отдельно..... Володя только к обеду сходит вниз, а целые дни и даже вечера проводит на верху за занятиями, не по принуждению, а по собственному желанию. Он чрезвычайно самолюбив и не хочет выдержать экзамен посредственно, а отлично. И действительно, в фаэтоне... сидит Володя, но уже не в синем фраке и серой фуражке, а в студенческом мундире с шитым голубым воротником, в треугольной шляпе и с позолоченной шпагой на боку. Володя с сияющим лицом вбегает в переднюю, целует и обнимает меня, Любочку, Мими и Катеньку, которая при этом краснеет до самых ушей. Володя не помнит себя от радости. И как он хорош в этом мундире! Как идет голубой воротник к его чуть пробивающимся черным усикам! Какая у него тонкая длинная талия и благородная походка! В этот достопамятный день все обедают в комнате бабушки, на всех лицах сияет радость, и за обедом, во время пирожного, дворецкий, с прилично величавой и вместе веселой физиономией, приносит завернутую в салфетку бутылку шампанского. Бабушка в первый раз после пережитого горя пьет шампанское, выпивает целый бокал, поздравляя Володю, и снова плачет от радости, глядя на него. Володя уже один в собственном экипаже выезжает со двора, принимает к себе своих знакомых, курит табак, ездит на балы, и даже я сам видел, как раз он в своей комнате выпил две бутылки шампанского с своими знакомыми и как они при каждом бокале называли здоровье каких-то таинственных особ и спорили о том, кому достанется последний глоток. Он обедает, однако, регулярно дома и после обеда по-прежнему усаживается в диванной и о чем-то вечно таинственно беседует с Катенькой; но

сколько я могу слышать — как не принимающий участия в их разговорах,— они толкуют только о героях и героинях прочитанных романов, о ревности, о любви; и я никак не могу понять, что они могут находить занимательного в таких разговорах и почему они так тонко улыбаются и горячо спорят. Вообще я замечаю, что между Катенькой и Володей, кроме понятной дружбы между товарищами детства, существуют какие-то странные отношения, отдаляющие их от нас и таинственно связывающие их между собой» {Толстой Л.Н. Отрочество // Избранные произведения. М., 1985. С. 208).

ЗАДАНИЕ 2

Как в размышлениях юноши отражается специфика его внутреннего мира, его отношения к себе, к окружающим, к будущему? «— Назови, кем бы тебе хотелось стать. — Ну, ученым, или адвокатом, как папа. К наукам я не способен. Адвокатом, наверное, неплохо, но все равно не нравится, — говорю. — Понимаешь, неплохо, если они спасают жизнь невинным людям и вообще занимаются такими делами, но в том-то и штука, что адвокаты ничем таким не занимаются. Если стать адвокатом, так будешь просто гнать деньги, играть в гольф, в бридж, покупать машины, пить сухие коктейли и ходить этаким франтом. И вообще, даже если бы ты все время спасал бы людям жизнь, откуда бы ты знал, ради чего ты это делаешь — ради того, чтобы на самом деле спасти жизнь человеку, или ради того, чтобы стать знаменитым адвокатом, чтобы тебя все хлопали по плечу и поздравляли, когда ты выиграешь этот треклятый процесс, — словом, как в кино, в дрянных фильмах. Как узнать, делаешь ты все это напоказ или по-настоящему, липа все это или не липа? Нипочем не узнаешь!.. Знаешь, кем бы я хотел быть? — говорю. — Знаешь такую песенку — «Если ты ловил кого-то вечером во ржи...»? Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть... Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, что глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак»

(Сэллинджер Дж.А. Над пропастью во ржи: Повесть. Рассказы. Ростов н/Д, 1999. С. 361-362).

ЗАДАНИЕ 3

О каких аспектах проблемы самоопределения идет речь в статье первокурсницы факультета журналистики МГУ Насти Вир ганской? «Арбатские художники помогли нам понять одну очень важную вещь. Глядя на них, мы часто удивлялись, насколько они другие. Мы, по сути, живем в особом и отдельном мире, где все хотят чего-то добиться, мечтают о чем-то, стремятся к чему-то. И все нам кажется, что мечты наши осуществятся, что все у нас получится. И тут мы вдруг увидели людей, которые ничего в жизни не добились и, оставив свои нелепые амбиции, довольствуются малым. Я испугалась. За себя, за всех, с кем мы живем в нашем, созданном для нас мире... Стало страшно за то, что жизнь может и не получиться. Ведь, по сути, мы тоже, как любой художник, хотим признания, хотим участвовать в чем-то творческом, никому не хочется проводить лучшие дни в душном офисе. Никому не хочется гробить свой талант на проходящих мимо прохожих. Нам хочется внести в жизни что-то новое, и все мы уверены, что способны перевернуть мир. И когда мы сидели в кафе, грелись и рассматривали портреты, нам вдруг стало ясно, что мы на самом деле живем с этими художниками в однои-единственном, об-

щем для нас всех мире... Когда мы уже собрались уходить, мне захотелось сказать им что-нибудь приятное. Нет, не за то, что они открыли нам глаза, а за то, что, дай бог, на их ошибках мы научимся и сделаем все хоть чуть-чуть, но лучше. Мы сказали им, что они замечательно рисуют, и сделали им еще пару комплиментов. В ответ мы увидели серые лица и услышали одну лишь фразу: "Ну, так что, платить будем?"» (Вирганская Н. Живопись на ветру // Новая газета. 2002. 14—17 марта.)

Дополнительная литература:

1. Березин СВ., Аисецкий К.С. Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997.

2. Гаврилова Г.А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 152 — 157.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.

4. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

6. Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблема неформальных молодежных объединений. М., 1990.

7. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М., 1990.

8. Современные тенденции молодежной социализации // Под ред. А.Г. Быстрицкого, М.Ю. Рошинах. М., 1991.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...