Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

к выполнению письменных работ

(контрольных и курсовых)

по дисциплине «Территориальный маркетинг»

для студентов заочной формы обучения

специальности

Государственное и муниципальное управление

 

 

Новосибирск

 

Рекомендовано к печати методической комиссии факультета Государственного и муниципального управления Новосибирского аграрного университета.

 

 

Методические указания по выполнению письменных работ для студентов очной формы обучения / сост.С.В. Шарыбар.- Новосибирск: НГАУ, 2006

 

 

Рецензент: Толстова И.Э., зав. каф. социально-экономического развития общества, доцент, к.п.н.

 

 

Составление: С.В. Шарыбар, 2006

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….4

1. Контрольная работа…………………………………………………………4

1.1. Общие положения…………………………………………………………...4

1.2. Основные требования к контрольной работе…………………………….. 5

1.3. Структура и объем контрольной работы…………………………………..6

1.4. Порядок выполнения контрольной работы………………………………..7

 

2. Курсовая работа………………………………………………………………10

2.1. Общие положения……………………………………………………………10

2.2. Основные требования…………………………………………………….....12

2.3. Структура и объем работы…………………………………………………..14

2.4. Порядок выполнения курсовой работы…………………………………….15

3. Оформление курсовой и контрольной работ………………………………...24

4. Примерные темы и задания для письменных работ…………………………32

4.1. Контрольные работы…………………………………………………………32

4.2. Курсовые работы……………………………………………………………..36

5. Рекомендуемая литература…………………………………………………….36

5.1. Список основной литературы………………………………………………36

5.2. Список дополнительной литературы……………………………………….38

Приложения………………………………………………………………………39

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из наиболее действенных форм активизации и оптимизации учебно-педагогического процесса, усиления его профессионально-прикладной направленности является выполнение каждым студентом письменных работ. Это способствует укреплению связи учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью: их взаимному обогащению; выступает действенным средством усиления целенаправленности профессиональной подготовки студента. Письменные работы имеют целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, формирование у студента умений и навыков самостоятельно анализировать социально-экономические, политические и управленческие процессы, формулировать и аргументировать выдвигаемые положения, делать обоснованные выводы и рекомендации.

1. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Контрольная работа является самостоятельным учебно-практическим исследованием одного из актуальных вопросов изучаемой дисциплины.

Задачи, которые ставятся перед студентом при написании контрольных работ:

- изучение основной литературы, нормативно-правовых актов по избранной проблеме;

- самостоятельный анализ основных концепций и положений по изучаемой проблеме;

- четкое, последовательное изложение своих взглядов при анализе проблем, рассматриваемых в изучаемой дисциплине, способность творчески применять полученные на занятиях знания, увязывать их с практикой;

- закрепление и углубление знаний студентов;

- широкое использование фактических данных и показателей, рассматриваемых в изучаемой дисциплине.

Таким образом, написание контрольной работы - серьезная возможность для студента расширить и углубить свои знания, получить необходимый опыт самостоятельного письменного изложения изучаемого вопроса.

Контрольная работа наряду с зачетом по дисциплине является итогом самостоятельного изучения студентом одной из тем изучаемой дисциплины.

Студенты выполняют контрольную работу под руководством преподавателя, ведущего данный курс. Выполненная работа представляется в одном экземпляре на кафедру Государственно-правового обеспечения управления для проверки и оценки. Если работа соответствует предъявляемым требованиям, преподаватель оценивает ее положительно («зачтено») и, в письменной форме, в виде рецензии сообщает об этом слушателю. Неудовлетворительно выполненная работа («незачтено») подлежит переработке в соответствии с замечаниями преподавателя, содержащимися в рецензии.

Повторно выполненная работа сдается на кафедру с первым вариантом контрольной работы и рецензией на нее.

К сдаче зачета по изучаемой дисциплине студенты допускаются лишь при условии зачета по контрольной работе.

Контрольная работа студенту не возвращается и хранится на кафедре.

 

1.2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

К важнейшим требованиям, предъявляемым к контрольным работам, относятся:

1. Знание теории вопроса и основных понятий темы. Студент должен в полной мере проявить свою теоретическую подготовку, включив характеристику используемых категорий и понятий в изложении своей темы. Такой подход - непременное условие положительной оценки представленной работы. Разумеется, работа только выиграет от использования фактов, конкретных материалов. Однако на данном этапе обучения приоритет отдается овладению теоретическими знаниями.

2. Наличие собственной позиции и ее аргументация. В контрольной работе студент на основе изученной литературы должен определить свою точку зрения по основным проблемам, аргументировать ее. Конечно, вовсе не обязательно, чтобы позиция студента отличалась от всех других. Вполне возможен обоснованный выбор уже существующей концепции, которой студент намерен придерживаться при написании контрольной работы.

3. Последовательность и доказательность изложения. Раскрытие содержания должно быть доказательным, научно-аргументированным, а не декларативным. Следует обратить внимание на стиль изложения, обеспечить лаконичность и четкость формулировок, точность терминологии.

4. Самостоятельное и творческое выполнение работы. Это одно из важнейших требований, предъявляемых к письменным работам студентов. Широкое использование литературы и других источников ни в коем случае не должно заменять собственный стиль и собственный поиск решения проблемы студентом.

5. Правильное оформление работы. Текст контрольной работы пишется от руки или набирается на компьютере, однако в целом оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, предназначенным для печати: наличие титульного листа, оглавления, ссылок, библиографии и т.д. (см. п. 3 «Оформление контрольной и курсовой работ»).

Невыполнение данных требований служит основанием для возврата ее студенту на доработку.

 

1.3. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа должна состоять из следующих частей: титульного листа, оглавления, основного текста (включающего теоретическую и практическую части) и библиографического списка.

Структура контрольной работы может изменяться в зависимости от темы и ее сложности.

Объем контрольной работы должен составить до 20 страниц рукописного или 12-15 страниц печатного текста.

Титульный лист и оглавление выполняются в соответствии с образцами, указанными в приложении №1 и №2.

Основной текст состоит из теоретической и практической частей.

В теоретической части излагается содержание темы контрольной работы. Эту часть рекомендуется разделить на 2-3 параграфа, раскрывающих сущность проблемы. Увеличивать число вопросов не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема контрольной работы. Очень важно правильно распределить нагрузку на вопросы теоретической части.

Первый параграф обычно связан с общими, теоретическими аспектами проблемы. Второй параграф посвящен анализу изучаемого феномена, выявлению его исторических, национальных, иных особенностей, ранжированию и обоснованию проблем и т.д. В последнем параграфе излагаются вопросы, связанные с практической реализацией исследуемых аспектов в деятельности органов государственного управления. При этом важно сохранить логическую связь между параграфами, последовательность раскрытия темы.

Объем каждого параграфа должен составлять 2-3 страниц печатного текста.

Практическая часть работы представляет собой выполнение одного из заданий в рамках выполняемой темы. Выполнение конкретного задания предполагает наличие у студента знаний по тем или иным аспектам деятельности определенных государственных органов, которые он мог получить в ходе управленческой практики или, непосредственно работая в системе государственного или муниципального управления.

В конце контрольной работы в определенной последовательности составляется список литературы. Он представляет собой перечень всех статей, книг, отчетов и других источников, использованных автором при выполнении контрольной работы.

 

1.4. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выполнение контрольной работы можно расчленить на следующие этапы:

1. Выбор темы и практического задания.

2. Подбор и изучение литературы; составление библиографии.

3. Составление плана работы.

4. Сбор и обработка теоретического материала.

5. Литературное изложение подготовленных данных в соответствии с планом контрольной работы.

6. Выполнение практического задания.

7. Оформление и сдача контрольной работы на кафедру.

Как правило, контрольная работа выполняется в течение одного семестра, поэтому студенты должны заблаговременно получить тематику контрольных работ и список литературы. Все это (а также методическое обеспечение учебной дисциплины в целом) дано в рабочей программе учебного курса «Территориальный маркетинг», которая есть на кафедре.

Оформленная и подписанная автором, контрольная работа сдается методисту на кафедру Государственно-правового обеспечения управления не менее чем за 20 дней до зачета по соответствующей дисциплине.

1. Тема контрольной работы выбирается студентом из списка тем контрольных работ, которые рекомендуются кафедрой в соответствии с рабочей программе курса. Тема контрольной работы должна совпадать с порядковым номером, указанным в журнале преподавателя и далее повторяется тема с № 1.

2. После выбора темы нужно самостоятельно составить список необходимой литературы, подобрать ее и изучить. Начинать эту работу следует с исследования перечня литературы, рекомендованной кафедрой Государственно-правового обеспечения управления. При составлении библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическими каталогами, тематическими библиографиями, перечнями статей, опубликованных в журналах за год в последнем номере того или иного журнала.

3. После подбора и изучения литературы студент должен составить тщательно продуманный план контрольной работы, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. Составленный план работы можно обсудить с руководителем. При оформлении контрольной план трансформируется в оглавление работы (см. приложение №2).

4. Сбор и обработка материала. Для написания контрольной работы нужны не только литературные источники, но и статистические фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях в системе государственного и муниципального управления нашей страны. Источниками получения статистических и фактических данных могут быть: статистические сборники и справочники, различные информационные бюллетени по вопросам; отчетные данные предприятий и учреждений и др. Следует помнить, что эти данные могут быть использованы и при выполнении практической части работы.

5. После того, как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и соответствующим образом обработан материал, можно приступать к написанию контрольной работы. Это весьма ответственный этап, так как здесь студент должен проявить умение самостоятельно писать, раскрывать содержание вопросов, делать обобщения, выводы. На этом этапе можно конкретизировать план работы, разбивая узловые вопросы на пункты и подпункты. При этом важно сохранить логическую связь между параграфами, последовательность раскрытия темы. Каждый параграф завершается краткими выводами.

6. Выполнение практической части работы. Работа слушателя по выполнению практической части работы должна содержать конкретный анализ задания. Желательно использование фактических показателей, полученных, например, в ходе управленческой практики. Предложения следует излагать и обосновывать по возможности конкретно, с учетом условий и специфики деятельности конкретного государственного или муниципального органа или особенностей региона.

В ходе выполнения практического задания могут применяться различные методы исследования: анализ документов исследуемого государственного или муниципального органа, использование официальных статистических данных, изучение научной литературы. Возможно построение схем, таблиц, графиков.

Наиболее содержательные работы могут быть использованы в дальнейшем в качестве основы для подготовки курсовой, дипломной работ или научной публикации студента.

7. Оформление и сдача контрольной работы на кафедру. (См. п.З. «Оформление контрольной и курсовой работ»). После написания и оформления работы студент должен подписать ее, поставить дату и сдать на кафедру. Последний срок сдачи контрольной работы за 20 дней до зачета.

Работа не засчитывается:

♦ если она не носит самостоятельного характера, списана из литературных источников или у других авторов;

♦ если основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно;

♦ если нет практической части;

♦ если в тексте содержатся ошибки, научный аппарат оформлен неправильно, текст написан небрежно;

♦ если неверно выбрана тема теоретической части работы.

По контрольной работе вполне возможно собеседование преподавателя со студентом как по содержанию работы, так и по процедуре ее выполнения. Поэтому студенту необходимо осмыслить написанное в работе, быть готовым объяснить любые приведенные в работе положения.

Положительная оценка контрольной работы - это подведение итогов самостоятельной работы студента и получение права допуска к зачету по соответствующей дисциплине.

 

2. КУРСОВАЯ РАБОТА

2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа является самостоятельным, выполненным под руководством преподавателя научным исследованием одного из актуальных вопросов изучаемой дисциплины.

Задачи, которые ставятся перед студентами при написании курсовых работ:

- изучение литературы, нормативно-правовых актов, справочных научных, документальных и других источников по избранной проблеме, включая зарубежные;

- самостоятельный анализ основных концепций, положений по изучаемой проблеме, предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами;

- четкое, последовательное изложение своих взглядов при анализе проблем изучаемой дисциплины, способность творчески применять полученные на занятиях знания, увязывать их с практикой;

- закрепление и углубление знаний студентов;

- изучение имеющегося практического опыта по избранной теме, широкое использование фактических данных и показателей, характеризующих деятельность органов государственного и муниципального управления.

Таким образом, написание курсовой работы - серьезная возможность для студента расширить и углубить свои знания, получить необходимый опыт самостоятельного теоретического исследования.

Курсовая работа является не только итогом самостоятельного изучения студентом одной из важнейших учебных дисциплин, но и подготовительной ступенью к написанию дипломной работы, которая вполне может быть выполнена на основе данной курсовой. Курсовая работа может быть подготовлена по одному, двум вопросам, исследуемым в дипломной работе, или быть изложением ее основной концепции и важнейших положений.

Студенты выполняют курсовую работу, как правило, под руководством преподавателя, ведущего соответствующий курс. Выполненная работа представляется в одном экземпляре на кафедру Государственно-правового обеспечения управления для проверки. При условии положительной оценки преподавателем, курсовая должна быть защищена слушателем перед комиссией.

Если работа соответствует предъявляемым требованиям, преподаватель оценивает ее положительно и, в письменной форме, в виде рецензии сообщает об этом слушателю. Неудовлетворительно выполненная работа подлежит переработке в соответствии с замечаниями преподавателя, содержащимися в рецензии.

Повторно выполненная работа сдается на кафедру с первым вариантом курсовой работы и рецензией на нее.

К сдаче зачета по соответствующей дисциплине слушатели допускаются лишь при условии успешной защиты курсовой работы.

Курсовая работа слушателю не возвращается и хранится на кафедре не менее трех лет.

 

2.2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К важнейшим требованиям, предъявляемым к курсовым работам, относятся:

1. Знание теории вопроса, основных понятий темы. Студент должен в полной мере проявить свою теоретическую подготовку, включив теоретическую характеристику используемых категорий и понятий в изложение каждого вопроса. Такой подход - непременное условие положительной оценки представленной работы.

2. Выявление основных подходов, взглядов, концепций по рассматриваемой теме и их анализ. В настоящее время в российском обществе, в частности, в специальной литературе, ведутся дискуссии о различных проблемах государственного и муниципального управления, о путях выхода страны из кризиса, об особенностях развития государственного и муниципального управления на различных территориях Российской Федерации и перспективах маркетингового подхода в управлении.

Необходимо изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать их критический разбор. Это придаст работе полемический, творческий характер.

3. Наличие собственной позиции и ее аргументация. В курсовой работе студент на основе изученной литературы должен определить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее. Конечно, не обязательно, чтобы позиция студента отличалась от всех других. Вполне возможен обоснованный выбор уже существующей концепции, которой студент намерен придерживаться при написании курсовой работы.

4. Последовательность и доказательность изложения. Написание курсовой работы необходимо начинать с постановки и изложения содержания основного вопроса каждого раздела. Раскрытие содержания должно быть доказательным, научно-аргументированным, а не декларативным. Важно проявлять соответствующую требовательность при отборе фактического материала, его систематизации, не допуская описательности, увлечения фактологией, изложением однотипного материала, повторов. Следует обратить внимание на стиль изложения обеспечить лаконичность и четкость формулировок, точность терминологии.

5. Самостоятельное и творческое выполнение работы. Это одно из важнейших требований, предъявляемых к курсовым работам студентов.

Широкое использование литературы и других источников ни в коем случае не должно заменять собственный стиль и собственный поиск решения проблемы студентом. В значительной мере самостоятельность и творческий подход обуславливаются правильным выбором темы исследования.

6. Наличие проблемного анализа и практических предложений. В ходе подготовки курсовой работы необходимо выявить основные проблемы в рамках исследуемой темы, проанализировать их.

Целесообразно обратить внимание на новые, поисковые идеи, высказанные другими авторами и, по возможности, сформулировать свои самостоятельные суждения, предложения и рекомендации по исследуемой проблеме. Данное требование обуславливается также тем, что при работе над будущей выпускной квалификационной работой очень большое значение придается проектной части и навык по ее разработке необходимо формировать уже на данном этапе.

7. Правильное оформление работы. Текст курсовой работы пишется от руки или набирается на компьютере, однако в целом оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, предназначенным для печати: наличие титульного листа, оглавления, ссылок, библиографии и т.д. (см. п. З «Оформление контрольной и курсовой работ»).

Ненадлежащее выполнение данных требований служит основанием для снижения оценки курсовой работы или возврата ее слушателю на доработку.

 

2.3. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ

Курсовая работа должна состоять из следующих частей: титульного листа, оглавления, введения, основного текста разбитого на параграфы и разделы, заключения, библиографического списка и приложений.

Структура курсовой работы может изменяться в зависимости от темы и ее сложности.

Объем курсовой работы должен составить 30-35 страниц рукописного или 25-30 страниц печатного текста.

Титульный лист и оглавление выполняются в соответствии с образцами, указанными в приложении №1 и №2

Во введении автор должен показать актуальность избранной проблемы, степень ее разработанности в российской и зарубежной литературе. Здесь же необходимо сформулировать цели и задачи, которые будут решаться в работе. Цель – это конечный итог работы. Исходя из развития цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.).

Необходимо тщательнее подходить к формулировке задач, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки глав часто коррелируются с формулировками задач работы.

Введение должно быть кратким (3-4 страницы).

Во второй части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 3-4 параграфа, раскрывающих сущность проблемы. Увеличивать число вопросов не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема курсовой работы. Очень важно правильно распределить нагрузку на вопросы основной части. Первый параграф обычно связан с теоретическими и методологическими аспектами проблемы. Второй и третий параграфы посвящены анализу изучаемого феномена, выявлению его исторических, национальных, иных особенностей, ранжированию и обоснованию проблем и т.д. В последнем параграфе предлагаются практические рекомендации по совершенствованию деятельности аппарата государственной службы в контексте рассматриваемой темы. При этом важно сохранить логическую связь между параграфами, последовательность раскрытия темы. Таким образом, по существу работа должна состоять из трех смысловых блоков, трех частей: теоретической, аналитической и проектной.

Объем каждого параграфа должен составлять 5-6 страниц печатного текста. В конце каждого параграфа следует формулировать выводы (1-2 абзаца) по существу изложенного материала. Выводы должен логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

Заключение (2-3 страницы) представляет собой изложение результатов курсовой работы. В нем автор подводит итоги исследования, в соответствии с выдвинутыми во введении целью и задачами курсовой работы, делает теоретические обобщения, формулирует выводы и практические рекомендации.

В конце курсовой работы в определенной последовательности составляется список литературы. Он представляет собой перечень всех статей, книг, отчетов и других источников, использованных автором при выполнении курсовой работы.

Как правило, в курсовой работе возможно приложение, где размещаются необходимые нормативные документы, исследовательский инструментарий (анкета, бланк интервью и т.п.), графический материал (таблицы, схемы, диаграммы), расчеты, не вошедшие в основной текст. Материал, включенный в приложение к курсовой работе, согласуется с руководителем и в общий объем работы не включается.

 

2.4. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выполнение курсовой работы можно расчленить на следующие этапы:

1. Выбор темы.

2. Подбор и изучение литературы; составление библиографии.

3. Составление плана работы.

4. Сбор и обработка фактического, статистического, иллюстративного материала и их оформление в виде таблиц, схем, диаграмм.

5. Литературное изложение изученного материала в соответствии с планом курсовой работы.

6. Оформление и сдача курсовой работы на кафедру.

7. Ознакомление с рецензией на курсовую работу и подготовка к защите.

8. Защита курсовой работы.

Оформленная и подписанная автором курсовая работа сдается методисту на кафедру Государственно-правового обеспечения управления в течение семестра, но не позднее 15 дней до зачета по дисциплине «Территориальный маркетинг». Защита курсовой организуется накануне зачета по соответствующей дисциплине.

1. Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно из числа тех, которые рекомендуются в рабочей программе соответствующего учебного курса. В отдельных случаях студенту предоставляется право самому предложить тему, не включенную в список, однако этот выбор необходимо согласовать с преподавателем.

При выборе темы мы рекомендуем студенту исходить из следующих критериев:

♦ Сложность вопроса. Написание работы по сложным темам поможет студентам более глубоко разобраться в наиболее трудных проблемах курса, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, проверить свои возможности.

♦ Научный интерес. Многие темы вызывают научный, творческий интерес студентов и могут быть перспективны для них в плане дальнейшей исследовательской работы (подготовке статей, докладов, диссертации).

♦ Подготовка дипломной работы. Курсовая работа впоследствии может быть основой теоретической части выпускной квалификационной работы. Выполнение выпускной квалификационной работы на основе курсовой работы является оптимальным вариантом во всех отношениях.

♦ Наличие источников и литературы. Окончательный выбор темы, особенно предложенной студентом самостоятельно, вне списка, необходимо предварить выяснением наличия достаточных источников и литературы по данной теме. И, наоборот, в некоторых случаях выбор темы может быть определен наличием или возможностью доступа студента к соответствующей литературе.

К другим критериям можно отнести актуальность темы (научная и практическая ценность), собственный опыт студента, перспективность изучаемой проблемы.

2. После выбора темы нужно самостоятельно составить список необходимой литературы, подобрать ее и изучить. Начинать эту работу следует с исследования перечня литературы, рекомендованной в рабочей программе учебного курса (см. так же п.5). При составлении библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическими каталогами, тематическими библиографиями, перечнями статей, опубликованных в журналах за год в последнем номере того или иного журнала.

Библиографические каталоги имеются в каждой библиотеке. Они делятся на систематические, предметные и алфавитные. Рекомендуется больше пользоваться систематическими каталогами, так как в них карточки с названием книг и статей расположены по отраслям знаний. При написании курсовой работы необходимо:

- изучить научные труды, монографии по данной проблеме российских и зарубежных видных ученых;

- изучить статьи по избранной теме, опубликованные в таких журналах, как «Диалог» (журнал о директ-маркетинге), «Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», «Маркетолог», «ПОСТ (Практика маркетинговых и социальных исследований)», «Практический маркетинг», «Эксклюзивный маркетинг» (Приложение к журналу «Практический маркетинг»), «Государственная служба», «Государство и право», «Экономика и управление», «Служба кадров», «Муниципальная власть», «Муниципальная служба», «Чиновникъ».

Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям.

При изучении литературы можно рекомендовать делать выписки из книг и статей основных положений, статистических данных и т.п. Записи лучше вести не в общей тетради, а на отдельных листках. Содержание записей на каждом листе должно относится только к одному вопросу работы, из которой сделаны выписки. Листки записей следует сгруппировать по вопросам темы и расположить таким образом, чтобы получилось последовательное освещение изучаемых вопросов. Хорошо составленные выписки помогут студенту лучше изложить содержание проблемы.

При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Эти справочно-информационные системы значительно облегчают тематический поиск необходимых нормативных документов.

Статистический и аналитический материал, связанный с протекающими в экономике процессами, можно получить через Интернет. При этом очень важным является умение работать в поисковых системах.

Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях (диссертации на соискание ученых степеней, отчеты по НИР и т.д.).

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы. Данный список литературы по теме курсовой работы согласовывается с научным руководителем.

3. После подбора и изучения литературы студент должен составить тщательно продуманный план курсовой работы, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План - это «скелет» работы, и от того, как он составлен, будет зависеть уровень всей письменной работы. Составленный план работы необходимо обязательно обсудить с руководителем.

4. Сбор и обработка материала. Для написания курсовой работы нужны не только литературные источники, но и статистические, фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях в системе государственной службы. Источниками получения статистических и фактических данных могут быть: статистические сборники и справочники, различные информационные бюллетени; отчетные данные предприятий и учреждений и др.

В ходе сбора данных могут применяться различные методы исследования: анкетирование, тестирование, устный опрос (интервью), индивидуальная беседа. Важную роль здесь также может сыграть анализ документов исследуемого государственного органа, использование собственных материалов, собранных при прохождении управленческой практики. В некоторых случаях возможны эксперименты (апробация), математическое моделирование, использование технических средств.

5. После того, как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и соответствующим образом обработан конкретный (цифровой) материал, можно приступать к написанию курсовой работы. Это весьма трудоемкий и ответственный этап, так как здесь студент должен проявить умение самостоятельно писать, делать обобщения, выводы и конкретные предложения. На этом этапе можно конкретизировать план работы, разбивая узловые вопросы на пункты и подпункты. Изложение и обоснование формулируемых положений и выводов исследования осуществляется на конкретном фактическом материале, с учетом анализа документов, цифровых данных, результатов социологических исследований, анкетных опросов, публикаций в печати, а также на основе личного опыта практической деятельности студента.

При этом важно сохранить логическую связь между параграфами, последовательность раскрытия темы. Каждый параграф завершается краткими выводами.

Курсовая работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями.

Прежде всего, стилю письменной научной речи характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. В данном случае предполагается использовать неопределенно-личные предложения (например: «Вначале производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»); формы изложения от третьего лица (например: «Автор полагает...»); предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию...»).

В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Нужно использовать терминологическое название. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Эти слова позволяют отразить:

· последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);

· переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);

· противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее),

· причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);

· отношение (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

· итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим).

Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др. Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше).

В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в тексте научной работы обычно не используются.

Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания (приведем результаты; как показал анализ; на основании полученных данных).

Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее).

Особенностью научного языка является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особе<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...