Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аудит расчетов по налогу на прибыль




Аудит расчетов с бюджетом

Хозяйствующие субъекты взаимодействуют с бюджетом по следующим налогам: 1) корпоративный подоходный налог; 2) индивидуальный подоходный налог; 3) налог на добавленную стоимость; 4) акцизы; 5) социальный налог; 6) земельный налог; 7) налог на имущество; 8) налог на транспортные средства.
Корпоративный подоходный налог определяется от величины налогооблагаемого дохода субъекта, определяемого как разница между совокупным годовым доходом и вычетами юридического лица за год. Особенностями расчета налогооблагаемого дохода субъекта являются: 1) совокупный годовой доход в целях налогообложения определяется по налоговому законодательству, из-за этого его величина может быть меньше или больше совокупного дохода от основной и не основной деятельности, исчисленного в бухгалтерском учете; 2) все затраты субъекта в бухгалтерском учете включаются в себестоимость продукции, работ, услуг, либо относятся на расходы периода, а в целях налогообложения не все затраты относятся на вычеты (суточные сверх норм, вознаграждение (интерес) по кредитам (займам), расходы на ремонт, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам и др.).
Корпоративный подоходный налог вносится в бюджет ежемесячно в течение налогового периода не позже 20-го числа текущего месяца равными долями от заявленного в налоговые органы предполагаемого налога. По завершении налогового года фактическая сумма налога сопоставляется с авансовыми платежами, и разница вносится в бюджет не позже 10 рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации.
Аудитор при проверке расчетов с бюджетом по корпоративному подоходному налогу должен выявить:
- правильность исчисления корпоративного подоходного налога, для этого необходимо обследовать все операции, связанные с постоянными и временными разницами, определяемыми стандартом бухгалтерского учета 11 «Учет по подоходному налогу»;
- объективность расчета корпоративного подоходного налога в начале года с целью исключения штрафных санкций и неустоек;
- своевременность внесения авансовых платежей и представления в налоговые органы расчетов;
- достоверности и своевременности предоставления «Декларации по корпоративному подоходному налогу».
Объектом обложения индивидуальным подоходным налогом являются доходы:
- облагаемые у источника выплаты: доход работника, доход от разовых выплат, пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов, доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, стипендии, доход по договорам накопительного страхования;
- не облагаемые у источника выплаты: имущественный доход, налогооблагаемый доход предпринимателя, доход адвокатов и частных нотариусов, прочие доходы.
Особенностью исчисления индивидуального подоходного налога является тот факт, что он удерживается и исчисляется каждый месяц нарастающим итогом в течение налогового периода, при этом применяется определенный алгоритм расчетов.
В ходе аудита расчетов с бюджетом по индивидуальному подоходному налогу аудитор проверяет:
- своевременность и правильность начисления доходов физического лица (заработной платы, отпускных и др.);
- правильность определения облагаемого дохода физического лица, для этого исследуются основания для исключения из доходов необлагаемого минимума (за работника и иждивенцев), пенсионных отчислений и других льгот;
- правильность учета доходов по совмещению должностей;
- своевременность взноса индивидуального подоходного налога в бюджет;
- соблюдение алгоритма расчета индивидуального подоходного налога;
- точность и своевременность записей в регистрах бухгалтерского учета;
- соответствие остатков по данному индивидуальному подоходному налогу в балансе с данными учетных регистров.
Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территории Республики Казахстан. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары (работы, услуга), и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за полученные товары (работы, услуги).
Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются: облагаемый оборот и облагаемый импорт. Согласно Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» установлены разные ставки налога на добавленную стоимость (нулевая, 16 %). В любых ситуациях должны быть оформлены налоговые счета-фактуры с указанием размера и суммы налога на добавленную стоимость или с пометкой «Без НДС».
Аудитор должен тщательно проверить:
- правильность определения периодичности предоставления «Декларации по налогу на добавленную стоимость» (месяц или квартал) с тем, чтобы предупредить штрафные санкции за несвоевременность ее предоставления;
- регистрацию самого субъекта как плательщика налога на добавленную стоимость, также его партнеров по бизнесу;
- перечень оборотов, облагаемых по дифференцированным ставкам;
- приобретение товаров, услуг и наличие налоговых счетов-фактур по ним;
- правильность проставления бухгалтерских проводок по счету 331 «Налог на добавленную стоимость к возмещению» в течение месяца (квартала);
- уточнение суммы по счету 331 «Налог на добавленную стоимость к возмещению» в конце отчетного периода в момент составления декларации по налогу на добавленную стоимость;
- своевременность авансовых платежей по налогу на добавленную стоимость;
- соответствие остатков по налогу на добавленную стоимость в балансе с данными регистров бухгалтерского учета.
Акцизами облагаются товары, произведенные на территории Республики Казахстан и импортируемые на территорию Республики Казахстан, по 10 наименованиям, определенным в статье 257 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», а также игорный бизнес и организация и проведение лотерей. Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые производят подакцизные товары на территории Республики Казахстан; импортируют подакцизные товары на таможенную территорию Республики Казахстан; осуществляют оптовую, розничную торговлю бензином (за исключением авиационного) и дизельным топливом на территории Республики Казахстан; осуществляют подакцизные виды деятельности. Вся продукция подлежит маркировке (акцизные марки).
В процессе проверки аудитор устанавливает:
- правильность определения перечня подакцизных товаров и видов деятельности;
- своевременность взноса в бюджет акцизов, составления и предоставления декларации по акцизу;
- точность исчисления акцизов, учет акцизных марок и отчетности по ним;
- достоверность учетных данных по акцизам;
- правильность проставления бухгалтерских проводок по акцизам.
Социальный налог установлен Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» в размере 21 %. Объектом обложения социальным налогом в соответствии со статьей 316 Налогового кодекса являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов. Аудитор проверяет:
- правильность определения объекта социального налогообложения:
- полноту перечисления сумм социального налога в бюджет;
- своевременность составления и представления декларации по социальному налогу;
- точность исчисления социального налога от фонда оплаты труда граждан Республики Казахстан, иностранных специалистов и рабочих;
- правильность бухгалтерских проводок и достоверность остатков по счету 634 «Прочие расчеты с бюджетом» субсчет «Социальный налог».
Земельный налог уплачивается юридическими лицами, имеющие в собственности или постоянном пользовании земельные участки и исчисляется на основании: 1) документов, удостоверяющих право собственности, право постоянного землепользования, право безвозмездного временного землепользования; 2) данных государственного количественного и качественного учета земель по состоянию на 1 января каждого года, предоставленных уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами.
Объектом обложения земельным налогом является земельный участок (при общей долевой собственности на земельный участок - земельная доля). Налоговой базой для определения земельного налога является площадь земельного участка. По арендованным земельным участкам земельный налог уплачивает арендодатель.
Аудитор проверяет:
- достоверность объекта налогообложения (площадь земельного участка, право собственности на него);
- правильность применения налоговой ставки земельного налога;
- осуществляется ли корректировка базовых налоговых ставок:
- производится ли исчисление земельного налога путем применения соответствующей налоговой ставки к налоговой базе отдельно по каждому земельному участку;
- точность исчисления в бюджет земельного налога;
- производится ли уплата земельного налога в бюджет по местонахождению земельного участка;
- своевременность представления декларации по земельному налогу.
Налог на транспортные средства исчисляется исходя из мощности (рабочего объема двигателя в кубических сантиметрах, лошадиные силы) в месячных расчетных показателях, в процентах от минимального расчетного показателя с каждого киловатта мощности. В зависимости от даты выпуска и страны происхождения налог на транспортные средства корректируется.
Поэтому аудитор, руководствуясь разделом 13 Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» должен проверить правильность исчисления и уплаты в бюджет налога на транспортные средства.
Налог на имущество исчисляется по данным бухгалтерского баланса. Объектом налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются основные средства (в том числе объекты, находящиеся в составе жилого фонда) и нематериальные активы. Налоговой базой по объектам налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения, определяемая по данным бухгалтерского учета.
Аудитор должен проверить:
- правильность исчисления и уплаты налога на имущество по данным бухгалтерского учета;
- своевременность авансовых платежей по налогу на имущество;
- своевременность представления декларации на имущество;
- точность отражения суммы налога на имущество на счете 634 «Прочие расчеты с бюджетом» субсчете «Налог на имущество»;
- достоверность остатков по налогу на имущество в балансе с данными учетных регистров.
Кроме этих налогов в зависимости от специфики могут быть другие сборы и платежи, поэтому аудитор должен осуществлять их аудит.

 

АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

Цели и задачи аудита

Аудитору рекомендовано воспользоваться Методическими рекомендациями по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (одобрено Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ, Протокол от 22.04.2004 № 25).

Актуальность методики по проверке налога на прибыль при проведении аудита связана с тем, что налоги представляют собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта.

Цели аудита финансовой отчетности в области налога на прибыль определяются по таким качественным аспектам отчетности.

Существование – расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, отраженные в финансовой отчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду.

Полнота – расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом отражены в финансовой отчетности в полном объеме.

Оценка (измерение) – расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, указанные в финансовой отчетности, правильно рассчитаны и правдиво отражают результат деятельности организации.

Классификация – налоговое обязательство организации правильно распределено на текущее и отложенное.

Представление и раскрытие – обязательство по уплате и возврату налогов, а также расход по налогу на прибыль правильно классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетности с достаточной степенью детализации. Критерии, используемые аудитором в оценке доказательств при проведении проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом:

1) требования законодательно-нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету;

2) налогового законодательства РФ по налогу на прибыль;

3) международных стандартов финансовой отчетности.

Таблица 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...