для высших учебных заведений по специальности
1-21 02 01 «Философия»
Минск 2011 Составители: Татьяна Герардовна Румянцева – профессор кафедры философии культуры Белорусского государственного университета, доктор философских наук, профессор Рецензенты: Кафедра философии Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка
Г.И. Малыхина, доцент кафедры философии Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, кандидат философских наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ: Кафедрой философии культуры факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета (протокол № 3 от 29.10.2010); Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 1 от 03.11.2010); Научно-методическим советом по гуманитарным специальностям Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию (протокол № 6 от 04.11.2010).
Ответственный за редакцию: Т.Г. Румянцева Ответственный за выпуск: Т.Г. Румянцева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа по дисциплине «Философия Древнего Востока» разработана на основе образовательного стандарта и типового учебного плана по специальности «Философия». В ней рассматриваются основные закономерности процесса возникновения философии на Востоке. В процессе изучения данного курса студенты знакомятся также с историей, культурой, мифологией и религией Древнего Китая и Древней Индии, основными идеями, развиваемыми в рамках доминирующих философских школ этих регионов. Данный курс является органическим элементом профессиональной историко-философской подготовки студентов-философов и находится в прямой взаимосвязи с базовыми философскими курсами: «Философская антропология», «Социальная философия», «Метафизика и онтология», «Теория познания и философия науки», «Этика», «Эстетика», «Религиоведение», «Культурология». Цель курса: · Ознакомить студентов с основными идеями, важнейшими направлениями и спецификой философствования Древнего Востока. Задачи курса: · выявить главные предпосылки формирования философской мысли Древнего Востока, ее взаимосвязь с западноевропейской философской мыслью; · изучить наиболее значимые тексты, репрезентирующие основные идеи философии Древнего Востока; · раскрыть степень актуальности философского наследия Древнего Востока в контексте современной культуры; · сформировать у студентов навыки философского анализа прочтения философских текстов. В результате изучения курса студенты должны знать: · важнейшие направления и школы развития философской мысли Древнего Китая и Индии; · основные идеи ключевых персоналийфилософии Древнего Востока. В результате изучения курса студенты должны уметь: · объяснять специфику взаимодействия религиозно-мифологического и философского мышления в культуре древнеиндийской и древнекитайской философии;
· эксплицировать значение и содержание важнейших концептов философии Древнего Востока. На изучение данной дисциплины в соответствии с типовым учебным планом отводится 166 часов, из них 68 часов – аудиторные, которые примерно распределяются по следующим видам учебных занятий.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание учебного материала Тема 1. «Восток – Запад»: история и суть проблемы Понятия «Восток» и «Запад». Многомерность проблемы соотношения «Востока – Запада» и ее различные аспекты и измерения: территориально-географический, экономический, политический, культурологический, религиозный. Отражение данной проблемы в истории философии и культуры. Современное состояние проблемы «Восток – Запад» в условиях глобализации. Компаративистская философия в поисках преодоления оппозиции «Восток-Запад».
Тема 2. Специфика процессов возникновения философского знания в древних культурах Востока и Запада Возникновение первых цивилизаций Древнего Востока в III-II тысячелетиях до н.э. Особенности развития цивилизаций Древнего Востока в условиях «века бронзы». Сравнительный анализ азиатского и античного способов производства и присущих им духовных форм. Появление первых философских учений в Древнем Китае, Индии и Греции. Специфика древневосточной философии: тесная связь с мифологическим сознанием, традиционализм, увековечивание связанных с «веком бронзы» духовно-мировоззренческих форм. Тема 3. Предфилософия в религиях и мифологии стран Ближнего Востока (Древний Египет, Вавилония, Иран) Особенности первых классовых обществ на Ближнем Востоке. Достижения народов Египта и Вавилонии в области материальной и духовной культуры. Жрецы и их роль в развитии духовной жизни общества. Появление письменности и возникновение специальных научных знаний. Зарождение математики, достижения вавилонской и египетской астрономии и астрологии. Основные мифы Египта и Вавилонии. Понятие предфилософии и ее элементы в вавилонской и египетской литературе. Теокосмическая поэма «Энума-Элиш». Появление скептических представлений о посмертной судьбе человека в «Эпосе о Гильгамеше», «Поэме о страдающем праведнике», «Песне арфиста», «Беседе господина и раба».
Мифология Ирана и элементы предфилософии в ней.
Тема 4. Философия Древнего Китая Краткий очерк истории и культуры Древнего Китая. Трудности в изучении древнекитайской культуры и философии: иероглифическое письмо, огромное количество литературных памятников, отличные от европейских логика дискурса и стратегии смысла, необъятность китайской культуры и истории по их пространственной и хронологической протяженности. Политическая напряженность истории Древнего Китая, определившая ряд особенностей китайской философии. Специфический характер религиозных верований и отношения китайцев к своим богам. Древнекитайская культура как культура Дао. Небо-Человек-Земля – три начала, лежащие в фундаменте этой культуры. Первые литературные памятники Древнего Китая: И цзин (Книга перемен), Шицзин (Книга песен), Шуцзин (Книга историй), Лицзи (книга обрядов), Чуньцю (Летопись). Древнекитайская мифология. Учение о силах «инь» и «ян» и пяти первостихиях, миф о сверхъестественном человеке Пань-гу. Возникновение древнекитайской философской мысли. «Золотой век» (5-3 вв. до н.э.) этой философии и ее классические школы: конфуцианство (школа «служилых людей»), даосизм, легизм (школа «законников»), моисты, натурфилософы. Специфика древнекитайской философии: утилитарно-практический характер разбираемых здесь проблем; ориентация на социально-политических, государственно-административных и этических вопросах; отсутствие взаимодействия между философским и естественнонаучным знанием; тесная связь философии с мифологией; использование нумерологии в качестве одного из главных методов составления и структурирования текста.
Конфуций (Кун-цзы, около 551 – 479 до н.э.) и его эпоха. Образ мудреца в китайской традиции. Основополагающие категории конфуцианства: гуманность и человеколюбие (жэнь), благопристойность (ли). Учение об «исправлении имен» (чжэнмин). Понятие о «благородном муже» (цзюньцзы) как идеальном типаже «служилого человека». Учение об управлении обществом и государством. Последователи Конфуция – Мэнцзы (около 372-289 гг. до н.э.), Сюнцзы (около 313-238 гг. до н.э.). Неоконфуцианство – Чжу Си (ХII век), Ван Янмин (1427-1529). Постконфуцианство как результат усвоения идей западной цивилизации (20-е гг. ХХ века). Конфуцианство и его роль в современном Китае. Натурфилософия (инь-ян-цзя) IV-III вв. до н.э. Главный текст китайских натурфилософов «И цзин» и его основные идеи. Легизм (фа-цзя) – IV-II вв. до н.э. об управлении обществом и государством. Первенство принципа «фа» (закона) в легизме. Противостояние конфуцианства и легизмакак двух основных течений морально-общественной и политической мысли Древнего Китая. Философский даосизм (дао-цзя) и его место в истории становления даосской традиции. Основные этапы развития даосизма. «Лао-цзы», «Чжуан-цзы» и «Даодэцзин» – важнейшие документы даосской мысли. Основные понятия, конституирующие учение даосов: «Дао» «дэ». Дао как изначальная первосубстанция, первооснова всего сущего; Дао тайное («истинное») и Дао проявленное. Конфуцианское и даосское понимание Дао. Идея о потоке всеобщего становления всех явлений в книге «Даодэцзин». Идеал совершенномудрого в даосизме и его соответствие Дао. Принцип не-деяния (у-вэй) как критерий единения с Дао. Синтез и взаимовлияние конфуцианства и даосизма. Единство и внутреннее многообразие древнекитайской культуры и философии Исторические судьбы развития древнекитайской философии, ее место и значение в современной культуре Китая. Тема 5. Философия Древней Индии Первые поселения на территории Индийского субконтинента в Ш тысячелетии до н.э., составившие древнейшую в Южной Азии т.н. протоиндийскую цивилизацию. Арийское завоевание второй половины П тысячелетия до н.э. Ведийская цивилизация (конца П тысячелетия до н.э. и по 7 век до н.э.) Буддийский период (6-3 вв. до н.э.) и расцвет государства Маурьев. Становление кастового строя в классический период (со 2 века до н.э. по 5 в. н.э.) Система варн (каст) как одна из особенностей древнеиндийского общества. Роль жрецов в политической и духовной жизни страны. Особенности культуры Древней Индии и трудности ее изучения. Связь древнеиндийской культуры с религией.
Веды – основной религиозно-мифологический памятник Древней Индии. Структура Вед: Самхиты или собственно Веды, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Зарождение первых философских понятий в Упанишадах: брахман, атман, карма, сансара, мокша. Появление зачатков специальных научных знаний. Эпический период в истории индийской мысли. Махабхарата и ее философские части: Бхагавадгита, Мокшадхарма, Анурита. Формирование классической религиозно-философской мысли Древней Индии и ее деление на астику и настику в зависимости от признания авторитета Вед. Основные классические школы древнеиндийской философии (даршаны), признающие авторитет Вед: ньяя Гаутамы и ее логико-гносеологическое учение; вайшешика Канады как учение об атомистической структуре Вселенной, которой правит принцип дхармы; санкхья Капилы об эволюции материи и дуализме материи и души; йога Патанджали как метод дисциплинирования тела и ума для достижения высх уровней духовности; миманса Джаймини как ритуалистическо-экзегетическое исследование природы дхармы; веданта Бадараяны как «религия будущего просвещенного человечества». Настика или школы, не признающие авторитета Вед: джайнизм, буддизм и чарвака-локаята. Религиозно-философское учение джайнизма. Учение о субстанциях и атомизм. Этика джайнизма. Возникновение буддизма. Первоначальный буддизм. Главный закон жизни и четыре «благородные истины» буддизма. «Восьмеричный путь» и нирвана. Превращение буддизма в одну из мировых религий. Хинаяна и махаяна. Учение о «дхармах». Исторические судьбы развития буддизма. Школа чарвака-локаята. Учение о четырех элементах. Материализм и сенсуализм. Критика религиозной этики. Специфика индийской философии; ее значение и исторические судьбы.
ИНФОРМАЦИОННАЯ (ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ) ЧАСТЬ Литература Основная: · Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия) / А.Е.Лукьянов. – М.: ИНСАН, 1992. – 208 с. · Лысенко, В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. М.: ИФ РАН, 2003. – 246 с. · Мюллер, М.Шесть систем индийской философии / М.Мюллер. – М.: Искусство, 1995. – 448 с. · Рой, М. История индийской философии / М.Рой. – М.: Изд. Иностр. лит., 1958. – 548 с. · Cеменов, Н.С. Философские традиции Востока / Н.С.Семенов. – Мн.: ЕГУ, 2004. – 304 с. · Степанян, М.Т.Восточная философия. Вводный курс / М.Т.Степанян. – М., 2001. – 69 с. · Томпсон, М. Восточная философия / М. Томпсон. – М.: Фаир-Пресс, 2000г. – 384 с. · Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии: Учебное пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. / А.Н. Чанышев. – М.: высшая школа, 1981. – 374 с. · Чанышев, А.Н. Начало философии / А.Н. Чанышев. – М. Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 182 с. · Чаттопадхьяя, Д. История индийской философии / Д.Чаттопадхьяя. – М.: Издательство: Творческий центр Сфера, 2003. – 320 с.
Дополнительная: · Ашвагхоша. Жизнь Будды / Ашвагхоша. – М.: Художественная литература, 1990. – 580 с. · Бонгард-Левин, Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия / Г.М.Бонгард-Левин. – М.: Наука, 1980. – 333 с. · Ганчев Петко. Возрождающийся гигант. Цивилизация и философия Древнего Китая / П.Ганчев. – Мн., 2006. – 391 с. · Гегель Г. Лекции по истории философии / Г.Гегель. Т.1. – СПб., 1993. – 347 с. · Дао и даосизм в Китае. – М.: Наука, 1982. – 287 с. · Из истории китайской философии: становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). – М.: И Ф АН, 1978. –112 с. · История современной зарубежной философии: компаративистский подход. – СПб.: Лань, 1997. – 480 с. · Конрад, Н.И. Запад и Восток / Н.И. Конрад. – М.: Наука, 1966. – 519 с. · Малявин, В.В. Конфуций / В.В.Малявин. – М.: Молодая гвардия, 1992. – 335 с. · Ольденбург, С.Ф. Культура Индии / С.Ф.Ольденбург. – М.:Наука, 1991. –277 с. · Румянцева, Т.Г. Философия древнего Китая и современность / Беларусь-Китай. Сборник научных трудов. Выпуск 8. Китай в современном мире. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2010. – с. 310-315. · Щербатской, Ф.И. Избранные труды по буддизму. – М.: ГРВЛ «Наука», 1988. — 426 с.
Хрестоматии, энциклопедии: · Древнеиндийская философия. Начальный период. Тексты. – М.: АН СССР. Институт Философии, 1972. – 272 с. · Древнекитайская философия: эпоха хань. Хрестоматия. – М.: Наука, 1990. – 523 с. · Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. – М., 1972-1974. · Древнекитайская философия: в 2 т. – М.: Мысль, 1994. · Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5 т. Т. 1. Философия. – М.: Издательство: Восточная литература РАН, 2005. – 368 с. · Китайская философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|