Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие отечественного акушерства и гинекологии




В России возникновение акушерства относится к середине 18 в., однако этому предшествовал многовековой донаучный период. Помощь во время родов обычно оказывалась знахарками и повитухами (повивать - означало принимать младенца), которые располагали лишь случайными сведениями и примитивными навыками. Первые законоположения, касающиеся деятельности повивальных бабок, были изданы Петром I и вызывались экономическими интересами государства (огромная детская смертность, снижение рождаемости). Состояние родовспоможения волновало передовых людей России, находило отражение в их трудах. Так великий русский ученый М.В. Ломоносов в письме "О размножении и сохранении российского народа" (1761 г.) считал необходимым "сочинить наставления на российском языке" по повивальному искусству, организовать "богодельные дома" для незаконнорожденных детей. Значительная роль в подготовке повивальных бабок и преподавания акушерства принадлежит выдающемуся организатору военно-медицинского дела и здравоохранения в России П.З. Кондоиди (1720 - 1760 гг.). По его предложению был издан Сената, в соответствии с которым в 1757 г. в Москве и Петербурге были открыты первые "бабичьи" школы по подготовке повивальных бабок. Преподавание в школах состояло из трехлетнего теоретического курса повивального искусства и практических занятий, велось на немецком и русском языках. П.З. Кондоиди создал при Медицинской канцелярии первую в стране публичную медицинскую библиотеку, добился разрешения направлять русских врачей за границу для совершенствования и подготовки к преподавательской работе. Первые родовспомогательные учреждения в России были открыты в Москве (1764 г.) и Петербурге (1771 г.) в виде повивальных отделений на 20 коек. Основоположником отечественного акушерства является Н.М. Максимович - Амбодик (1744-1812 гг.). Им написано первое руководство по акушерству на русском языке, "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле" (*1764 - 1786 гг.). Он ввел преподавание акушерства на русском языке, занятия проводил у постели рожениц или на фантоме, внедрил в практику акушерские щипцы. В 1782 г. ему первому из русских врачей, было присвоено звание профессора акушерства. Будучи ученым - энциклопедистом, он оставил фундаментальные работы по ботанике и фармакогнозии, основал русскую медицинскую терминологию.

Известно, что в конце XVI - начале XVII веков русское правительство обязывало врачей-иностранцев обучать русских врачебному делу “со всяким тщанием и ничем не тая”. В конце XVI веке Иван IV своим указом учредил Аптекарский приказ, который вскоре стал своеобразным Министерством здравоохранения в Русском государстве.

Одним из первых широкомасштабных шагов в области медицины и здравоохранения стала организация медико-топографического описания отдельных территорий Российской империи. У истоков этой огромной работы вместе с В.Н. Татищевым и М.В. Ломоносовым стоял П.З. Кондоиди (1710 - 1760), отечественный военный врач, президент Медицинской канцелярии, организатор и реформатор медицинского образования в России, основатель (в 1756 год) первой в России медицинской библиотеки. Благодаря его инициативе и попечению была предпринята систематическая подготовка акушерок. Он добился направления 10 лучших выпускников российской медицинской школы в лучшие университеты Европы. Возвратившись в Россию, она стали учителями для новых поколений отечественных врачей.

В этот период “медленное приумножение народа” составляло предмет государственного интереса и забот. Причинами низких темпов прироста населения были не только войны, повальные эпидемии, но и высокая мертворождаемость, материнская и детская смертность. Очень крупной фигурой в научном и практическом акушерстве был педагог, врач и ученый-энциклопедист Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812). Он фактически стал основоположником отечественного акушерства и педиатрии, первым из русских врачей В 1782 году получил звание профессора акушера. Его основной и в высшей степени оригинальный труд “Искусство повивания, или наука о бабичьем деле” (1781-1786) с атласом рисунком на многие десятилетия стал лучшим и самым полным пособием, предназначенным для подготовки образованных акушерок. Он первым начал преподавать акушерство на русском языке и проводить практические занятия с повивальными бабками на фантоме собственной модели и в родильном отделении. Амбодик был прекрасным акушером-практиком, одним из первых начал выполнять сложные операции и пособия, в том числе наложение акушерских щипцов. Вместе с тем оставался сторонником консервативного “освобождения младенца” до “самой крайней необходимости оперативного вмешательства" проявлял исключительную меру в выборе ведения родов.

В 1798 году в Петербурге и Москве были созданы первые военно-медицинские учебные заведения со сроком обучения 4 года - медико-хирургические академии, выросшие из медико-хирургических училищ. Московская академия просуществовала недолго, Петербургская академия стала образцовым учебным заведением и центром научной медицинском мысли (ныне Военно-медицинская академия). В первые годы преподавания акушерств в Петербургской медико-хирургической академии проводилось на кафедре повивальной и врачебно-судной науки, самостоятельная кафедра акушерства была создана лишь в 1832 году. Ее возглавил прекрасный акушер и педиатр С.Ф. Хотовицкий, а с 1848 года - один из лучших учеников Н.И. Пирогова А.А. Китлер, который в 1846 году впервые в России провел влагалищную экстирпацию матки, через 25 лет после первой в мире операции подобного рода. В 1858 году эту кафедру занял выдающийся русский акушер А.Я. Крассовский (1823 - 1898), также прошедший школу Н.И. Пирогова. Он высоко поднял позиции и технику оперативного акушерства и гинекологии. Будучи блестящим хирургом и творческим человеком, он не только выполнил первую в России овариотомию, но и разработал оригинальный способ выполнения этой операции, а в 1868 году, суммировав все достижения в этой области, опубликовал монографию “Об овариотомии”. Одним из первых А.Я. Крассовский осуществил удаление матки. Замечательны его трехтомный курс “Курс практического акушерства” (1865 - 1879) и “Оперативное акушерство со включением учения о неправильностях женского таза”, выдержавшее три издания. А.Я. Крассовский стал организатором первого в России Петербургского акушерско-гинекологического общества и создателем “Журнала акушерства и женских болезней”, много послуживших созданию петербургской и российской школы акушеров и гинекологов.

Одним из его ближайших сотрудников был учеником И.Ф. Баландина великолепный врач и ученый В.В. Строганов (1857 - 1938), много внимания уделявший проблеме разрывов матки и предлежания плаценты. Мировую славу В.В. Строганову принесла разработанная им система лечения эклампсии. Исключительной популярностью пользовались его “Сборник акушерских задач" и труды о важнейших осложнениях беременности и родов. Уже в зрелом возрасте директором того же института стал украинский акушер-гинеколог А.П. Николаев (1896-1972) - автор “триады Николаева”, предложенной им как метод профилактики асфиксии плода и новорожденного.

Очень представительная и сильная школа акушеров и гинекологов складывалась в Казани. Ее основателем стал В.С. Груздев (1866-1938), воспитанник Петербургской военно-медицинской академии, который 30 лет заведовал кафедрой Казанского университета. Он стал одним из первых в России онкогинекологом. В акушерстве его имя связано с фундаментальными исследованиями, посвященными развитию и морфологии маточной мускулатуры, и с авторством одного из лучших в стране руководств по акушерству и женским болезням.

Выдающимся учениками В.С. Груздева были М.С. Малиновский (1880 - 1976) и Л.С. Персианинов (1908 - 1978), ставшие признанными лидерами московской школы акушерства и гинекологии, крупнейшими учеными нашей страны и организаторами отечественной системы родовспоможения. М.С. Малиновский свои основные интересы сосредоточил на оперативном акушерстве, обезболивании в акушерстве и гинекологии, изучении патогенеза, профилактики и терапии позднего токсикоза беременных, послеродовых заболеваний. Он первым, еще в начале века, изучил влияние питуитрина на сократительную деятельность матки в родах. Его руководство по оперативному акушерству было остается настольной книгой практикующего акушера. Л.С. Персианинов внес неоценимый вклад в учение об акушерском травматизме, в совершенствование реанимации и обезболивания в акушерстве. Фундаментальный характер носили его работы по физиологии и патологии сократительной деятельности матки во время родов с разработкой способов коррекции ее нарушений. Л.С. Персианинов стал пионером использования ЭВМ в акушерстве и гинекологии в нашей стране. Особенно велики его заслуги в становлении перинатологии и перинатальной медицине: многие его работы были посвящены исследованию состояния внутриутробного плода, раннему выявлению его патологии, комплексной терапии асфиксии новорожденного.

Велики заслуг перед отечественной акушерской наукой и практикой кафедры акушерства и гинекологии Женского медицинского института (первого Ленинградского медицинского института, ныне Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова), созданного в 1897 году. В разные годы кафедру возглавляли незаурядные педагоги, организаторы медицинского образования, превосходные акушеры-практики и крупные ученые: Н.Н. Феноменов, Н.И. Рачинский, П.Т. Садовский, Д.И. Ширшов, К.К. Скробанский, Л.Л. Окинчиц, И.И. Яковлев, здесь начинал свою деятельность И.Ф. Жордания.

Н.Н. Феноменов (1855-1918) получил образование в Петербурге, затем заведовал кафедрой акушерства в Казанском университете; после смерти А.Я. Крассовского был приглашен в столицу и заменил его на посту директора Надеждинского родовспомогательного заведения и одновременно принял кафедру в Женском медицинском институте, до Д.О. Отта выполнял обязанности лейб-акушера. Он был выдающимся акушером-практиком, лично выполнил более 2000 чревосечений, предложил ряд модификаций акушерский операций - метода перфорации предлежащей головки плода, декапитации плода, клейдотомии, усовершенствовал несколько акушерских инструментов, носящих ныне его имя, последовательно и настойчиво внедрял методы асептики и антисептики

К оттовской школе принадлежал И.И. Яковлев (1896 - 1968), создавший новый методологический подход к изучению физиологии и патологии беременности и родов. Сторонник идей Н.Е. Введенского и А.А. Ухтомского, он одним из первых в мировой науке исследовал функции головного мозга при беременности и в родах, предложил физиологические методы обезболивания в биомеханизме родовой деятельности. Он обогатил представления о биомеханизме родов, роли плодного пузыря и околоплодных вод, создал оригинальную классификацию аномалий родовой деятельности.

Становление и развитие акушерства и гинекологии в России теснейшим образом связаны с Медико-хирургической, ныне Военной-медицинской ордена Ленина Краснознаменский академией имени С.М. Кирова, организованной в 1798 году. В числе первых семи кафедр академии находилась кафедра повивального искусства и судной врачебной науки (судебной медицины), была установлена должность профессора повивальной науки. В 1835 году была создана отдельная кафедра акушерства с учением о женских и детских болезнях, которую возглавлял С.Ф. Хотовицкий. Написанный им труд “Педиатрика" был первым руководством по детским болезням. Акушерско-гинекологическая клиника Медико-хирургической академии, открытая 1 октября 1842 года, имела специальное гинекологическое отделение (первое в России). О роли кафедры и клиники акушерства и гинекологии МХА известный акушер-гинеколог В.С. Груздев в 1906 году писал: “… На первом месте нам придется поставить по ее значению в истории русского акушерства и гинекологии акушерско-гинекологическую клинику Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, ибо отсюда начинается рассвет русской акушерско-гинекологической науки, здесь возникла русская акушерско-гинекологическая школа, представители которой стали во главе большинства современных акушерско-гинекологических учреждений в нашем отечестве”.

Большая заслуга в развитии акушерства и оперативной гинекологии принадлежит А.А. Китеру, крупному хирургу и акушеру-гинекологу, впервые с благополучным исходом удалившему пораженную раком матку через влагалище (1846). Возглавляя кафедру акушерства, женских и детских болезней МХА (1848-1858), А.А. Китер написал первый учебник гинекологии на русском языке - “Руководство к изучению женских болезней” (1858) и по праву считается одним из основоположников хирургического направления в гинекологии.

Крупнейшим представителем русского научного акушерства и гинекологии является А.Я. Крассовский (1821-1898), ученик Н.И. Китера. Он руководил кафедрой акушерства, женских и детских болезней МХА (1858-1876) и Петербургским родовспомогательным заведением. А.Я. Крассовский разработал учение о Механизме родов и узком тазе, ввел в акушерскую практику антисептику и асептику, в 1862 году с благополучным исходом произвел овариотомию, считавшуюся “убийственной" операцией. Разработка им техники операции, издание атласа “Об овариотомии" на русском и французских языках ознаменовали новый этап в развитии полостной хирургии и оперативной гинекологии. А.Я. Крассовскому принадлежат фундаментальные труды: “Курс практического акушерства”, “Оперативное акушерство со включением учения о неправильностях женского таза”. Основатель первого в России Петербургского акушерско-гинекологического общества (1886) и “Журнала акушерства и женских болезней” (1887). Его учениками были известные акушеры-гинекологи К.Ф. Славянский, В.М. Флоринский, В.В. Сутугин, Г.Е. Рейн и другие.

Одним из основоположников отечественной гинекологии является В.Ф. Снигирев (1847-1916) - выдающийся ученый, хирург, педагог, основатель гинекологической клиники Московского университета и гинекологического института усовершенствования врачей, автор классического труда “Маточные кровотечения”. Им предложены некоторые новые гинекологические операции и консервативные методы лечения, в том числе с применением лучевой терапии. Он является инициатором изучения функциональных нарушений половой системы женщины и проведения массовых профилактических осмотров для выявления онкогинекологических заболеваний.

Крупные школы с оригинальными направлениями научных исследований сформировались не только в Петербурге и Москве, но и в Харькове, Казани, Киеве. Развитию акушерства и гинекологии способствовали труды таких выдающихся акушеров-гинекологов России, как И.П. Лазаревич, К.Ф. Славянский, Д.О. Отт, А.И. Лебедев, Н.Н. Феноменов и другие. И.П. Лазаревич известен исследованиями по иннервации матки, разработкой прямых акушерских щипцов. К.Ф. Славянскому принадлежат основополагающие работы по гистологии патологической анатомии женских половый органов. Д.О. Отт, создатель оригинальной школы оперативной гинекологии, предложил новые операции, методы диагностики и инструменты, основатель Повивальной (акушерско-гинекологический) институт в Петербурге. А.И. Лебедев разработал показания к кесареву сечению, развивал и внедрял физиотерапевтические и курортные (грязелечение) методы терапии гинекологических заболеваний. Н.Н. Феноменов - автор “Оперативного акушерства”, усовершенствовал акушерские щипцы. Таким образом, отечественные акушеры-гинекологи внесли существенный вклад в развитие акушерско-гинекологической науки, предложив новые операции и диагностические методы, развивая консервативные хирургические направления терапии гинекологических заболеваний и акушерской патологии.

Несмотря на крупные достижения отечественной акушерско-гинекологической школы, родовспоможение и гинекологическая помощь царской России находились на низком уровне. Накануне Великой Октябрьской социальной революции практически не существовало амбулаторной акушерско-гинекологической помощи, а стационарная помощь была представлена небольшим числом лечебниц, содержавшихся на благотворительные средства. Во всей Российской империи насчитывалось лишь около 7,5 тысяч родильных коек, что могло удовлетворить потребность родовспоможения менее чем на 4%. Существовавшие в Петербурге, Москве, Варшаве отдельные родильные приюты находились в убогом состоянии, в большинстве губерний родильных коек вообще не выделялось. В родильных приютах медицинская помощь оказывалась лишь акушерками, так как врачебная помощь была доступна только обеспеченным слоям населения. Ежегодно в связи с осложнениями беременности и родов погибало более 30 тысяч женщин, а смертность новорожденных достигла более 2 миллионов в год.

Организация системы государственного родовспоможения связана с Великой Октябрьской социалистической революцией и грандиозными социально-экономическими преобразованиями в нашей стране. Организаторами охраны материнства и младенчества были В.П. Лебедева, Г.Л. Грауэрман, А.Н. Рахманов, Г.Н. Сперанский и другие. Главным направлением было создание системы акушерско-гинекологической помощи и развитие материально-технической базы (открытие женских консультаций и родильных домов, осуществление патронажа беременных), подготовка кадров, принятие законов, направленных на охрану интересов матери и ребенка. Даже в период Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР утвердил Указ “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства, об установлении почетного звания “Мать-героиня”, утверждении ордена “Материнская слава" и медали “Медаль материнства" (1944). К настоящему времени свыше 200 тысяч женщин удостоены звания “Мать-героиня”, около 4 миллионов награждены орденом “Материнская слава”.

Советским ученым принадлежит большая заслуга в разработке и внедрении в профилактику методов психопрофилактической подготовки к родам, обезболивания и регуляции родовой деятельности (Лурье А.Ю., Малиновский М.С., Жмакин К.Н., Яковлев И.И., Петченко А. Ю.), терапии токсикозов беременных (Строганов В.В., Петров-Маслаков М. А.), метода ручного пособия при тазовых предлежаниях (Цовьянов Н.А.), профилактики материнской смертности и лечения терминальных состояний (Бубличенко л.И., Жорданиа И.Ф., Бакшеев Н. С.), консервативной терапии и хирургического лечения гинекологических (Грудев В.С., Гентер Г.Г., Скробанский К.К., Фигурнов К.М., Бодяжина В.И.) и онкологических (Губарев А.П., Сербров А.И.) заболеваний.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...