Перспективы формирования многополярной системы МО в современном мире: новые центры влияния.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Большинство ученых, как российских, так и американских, говоря о новом мировом порядке, не дают определения порядка вообще или нового порядка, наступившего после окончания ХВ, в частности. Авторы используют категории «мировой порядок», «мир», «миросистема» (или мировая система), «система международных отношений» как синонимы. Часто речь идет не о порядке в целом, а об отдельных его составляющих: структуре МО, международных институтах и организациях, регулирующих межгосударственные отношения, нормах, определяющих поведение государств, деятельность одного или группы акторов мировой политики. А.Д. Богатурова: Мировой порядок - система МО, регулируемых совокупностью принципов внешнеполитического поведения (1); согласованных на их основе конкретных установлений (2); набора признаваемых моральными и допустимыми санкций за их нарушения (3); потенциала уполномоченных стран или институтов эти санкции осуществить (4); политической воли стран-участниц этим потенциалом воспользоваться (5). Характеризуя современную систему международных отношений, российские ученые пишут о системе как об однополярной, многополярной, полутораполярной, одно-многополярной, многополюсной, двухполюсной, бесполюсной, полицентричной, смешанной (комбинированной). После распада СССР у российских ученых сохранялось мнение, что разумное взаимодействие всех ведущих держав мира, включая Россию, будет определять мировое развитие. В России на эту тему раньше других написал один из ведущих специалистов в области международных отношений С.М. Рогов. Директор Центра геополитических исследований Института Европы РАН К. Э. Сорокин - основная структурная особенность геополитики XXI в. состоит в многополярности. По его мнению «в основе современного полицентризма, идущего на смену геополитического противостояния Восток-Запад, лежит, прежде всего, распадение мира на соперничающие зоны преимущественной внутренней экономической интеграции, значительно более тесной, чем между зонами, как глобального, так и регионального уровня.
Международный порядок – система отношений, складывающаяся между странами мира. Отношения между членами международного сообщества, а, следовательно, и международный порядок определяется взаимодействием разнородных факторов, наиболее важную роль, среди которых играет соотношение совокупных потенциалов отдельных игроков и построенная на нем иерархия, взаимное положение стран. Сторонники многополярного мира (Примаков, Киссинджер) указывают на тот факт, что - после распада СССР и крушения биполярной системы наряду с США в мире существовало одновременно несколько полюсов мощи и влияния – «объединенная Европа», Китай и Россия. - Также сторонники этой теории указывают на рост взаимозависимости между государствами, возрастание роли негосударственных акторов в МО и др. - В многополярном мире каждое государство стремиться повысить свою роль на международной арене, что порождает постоянные конфликты. - Наблюдается также заметное снижение роли МП и роли международных организаций → МО становятся менее предсказуемыми. - Следствием снижения роли МП – увеличение количества локальных и региональных конфликтов, региональная гонка вооружений (индия и Пакистан, страны Персидского залива и др.) Однако наблюдается снижение опасности ядерной войны, поскольку большинство лидеров обладает ядерным оружием → ядерный паритет. - В МО снижается роль военных факторов, в то время как роль экономических возрастает (США и страны запада используют эк методы в отношении стран Востока, России и в отношении стран 3го мира: кредиты, санкции). Привлечение внимания к глобальным проблемам (Римский клуб 60е годы).
Многополярность. Официальная позиция российского руководства. Эта точка зрения сформировалась в противовес претензиям США на мировое лидерство. 2000-е гг. позиция России усиливается, а политика становится независимой от Запада. Также резко ускоряется эк развитие таких стран, как Китай, Индия, Бразилия. Для обозначения этих 4 стран в литературе появилась спец аббревиатура БРИК (по первым буквам их названия). Появляются новые «центры силы». Они соперничают друг с другом, в том числе и за доступ к природным ресурсам. В современном мире складывается неформальное коллективное лидерство ведущих государств и гос объединений мира в дополнение к международным институтам, прежде всего к ООН, позволяющее приблизиться к решению проблем управляемости мира. Основными участниками коллективного лидерского центра мира, по мнению С. Лаврова, являются Россия, Евросоюз и США. При этом исключается чья бы то ни было единоличная претензия на истину.
Потенциально роль альтернативных геополитических «полюсов» могли сыграть Россия, ЕС и АТР. Международное положение России на протяжении 1990-х гг. оставалось весьма сложным. Несмотря на принятие в 1992 г. в Международный валютный фонд и Мировой банк реконструкции и развития, а в 1996 г. в Совет Европы, Россия оставалась в глазах Запада источником потенциальной угрозы или как минимум нестабильности. Чеченский конфликт в особой степени способствовал сохранению антироссийских настроений. Заметным было и отсутствие стратегических ориентиров российской внешней политики, ее большая подверженность смене настроений в правящих кругах. Тем не менее Россия оставалась мощной ядерной державой, достаточно влиятельной не только на постсоветском пространстве, но и в мире С 1996 г. внешнеполитический курс России начал существенно меняться. Во многом это было связано с приходом на пост главы МИД Е. Примакова, не разделявшего проамериканские симпатии своего предшественника и настойчиво пропагандировавшего идею многополюсного мира, в том числе развития связей России с Китаем и Индией, восстановления ее прежних позиций в арабском мире. В декабре 1997 г. была принята «Концепция национальной безопасности РФ», основанная на концепции многополярного мира.
На роль еще одного геополитического полюса, способного противостоять американскому глобализму, претендовал Европейский Союз. Однако механизм проведения единой внешней политики европейских стран сформировался лишь к началу 2000-х гг. Со своей стороны американской администрации удалось сохранять достаточно сбалансированный подход к европейским проблемам. Настаивая на укреплении военно-политической организации НАТО и активизации своего вмешательства в процесс «демократизации» Восточной Европы, США позитивно отнеслись к формированию самого Евросоюза и проектам дальнейшего углубления европейской интеграции. Поддержали в Вашингтоне и формирование новой общеевропейской организации ОБСЕ. Помимо России и Европы еще одним влиятельным геополитическим полюсом в современной системе международных отношений остается АТР. На роль лидера АТР выдвинулся Китай. К началу 2000-х гг. целенаправленная модернизация промышленности, развитие наукоемких отраслей в сочетании с традиционными видами легкой промышленности позволили Китаю достичь беспрецедентных темпов эк роста. После приема Китая в ВТО началась настоящая экспансия китайских товаров в мире. Все эти процессы сопровождались и быстрым ростом международного авторитета Китая. Внешнеполитическая стратегия китайского руководства основывается на концепции многополярного мира, где растущее военно- политическое влияние США блокируется экономической активностью других крупных стран и интеграционных объединений. Предполагалось, что в такой ситуации крупномасштабные конфликты оказываются маловероятны, а само военное противостояние утрачивает значимость по сравнению с конкуренцией в области развития технологий и образования. В соответствии с таким пониманием мирового порядка руководство КНР существенно изменило военную доктрину. На смену концепции «народной войны» пришла доктрина «борьбы современным оружием в условиях высоких технологий». Китай отказался от балансирования между «сверхдержавами» и иными «полюсами» и попытался последовательно позиционировать себя на международной арене как самодостаточную силу, способную не только создать региональную систему безопасности, но и существенно влиять на мировую политику. Решающим фактором китайской «сверхдержавности» остается динамичное экономическое развитие.
Япония, Китай и Индию сохр за собой статус демографических гигантов, что не может не повысить их роль в решении мировых проблем. В области стратегических ресурсов сохраняют свои позиции Ближний Восток и Южная Африка. Нельзя сбрасывать со счетов Россию и страны СНГ, которые составляют самостоятельный центр силы, способной на равных конкурировать и сотрудничать с остальными центрами. Наличие значительных запасов энергетических ресурсов и планы их освоения создают предпосылки для превращения Центральной Азии в один из важнейших, с геополитической точки зрения, регионов. Поэтому понятно возрастание интереса к этому региону со стороны различных стран мирового сообщества. В рамках крупных интеграционных объединений или рядом с ними появляются более малочисленные группировки, такие как Группа трех, МЕРКОСУР и другие в Латинской Америке, разнообразные “треугольники роста” — Южнокитайская экономическая зона (КНР, Гонконг, Тайвань), Золотой треугольник роста (Индонезия, Малайзия, Сингапур), Экономическая зона стран бассейна Японского моря, Индокитайская экономическая зона в Азии и т.д. В Восточно-азиатском регионе самостоятельное значение приобрели или приобретают парные связки великих держав: США-Япония, США-Китай, США-Россия, Япония-Китай, Япония-Россия, Россия-Китай. Это, как отмечал К.Э. Сорокин, “не военно-политические коалиции недавнего прошлого, когда состав участников был жестко определен и какие-либо отношения с противной стороной квалифицировались как измена. Сегодня возможно, например, одновременное участие западноевропейских стран как в ЗЕС, являющимся военным отделом ЕС, так и в НАТО, в которой привилегированное место занимают США — лидер соперничающей геополитической зоны — НАФТА. Еще парадоксальнее ситуация в ЮВА, где целые секторы национальных экономик (Малайзии, Индонезии) являются одновременно составной частью Большой китайской экономики”.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|