Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество и человечество, нация и семья

СЕМИНАРСКО – ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, НАЦИЯ И СЕМЬЯ

Цели:

- формирование знаний о человеческом обществе и сообществе, гражданском обществе, социальной структуре общества, сущности нации, ее возникновении и становлении, национальном самосознании, проявлениях национализма, проблемах семьи и межличностной совместимости;

- формировать умение жить в мире неоднозначном, мире меняющемся, в мире ускользающей истины;

- совершенствовать умение делиться своим опытом;

- продолжать развивать умение высказывать свое мнение;

- формировать умение устанавливать причину и следствие;

- формировать умение выявлять предвзятое отношение, мнение или суждение.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - заслушивание сообщений по предлагаемым темам.

Требования к сообщению:

1)определение главной проблемы;

2)построение плана выступления при помощи вспомогательных проблем,;

3) свободное владение знаниями раскрываемой проблемы;

4) определить свое отношение к проблеме;

5) дать оценку взглядам философа.

 

Методические советы.

1) При подготовке сообщения и выполнения заданий практической части использовать учебник Спиркина А.Г. Философия. М.2004. Глава 15.

2) Для подготовки сообщения выбирается одно из учений философов или философская проблема.

3) Если вам необходима дополнительная информация, можете обратиться к другим учебникам по философии;

4 ) Время выступления – не более 6 мин.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Общество и сообщество.

2. Идея гражданского общества.

3. Социальная структура общества.

4. Сущность нации.

5. Возникновение и становление нации.

6. Национальное самосознание

7. Национализм.

8.Семья и проблемы межличностной совместимости.

9. Любовь и семья.

10. Генезис семьи.

11.Быт как среда обитания семьи.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – выполнение заданий обязательно для всех.

Задание №1. Составьте ответы на вопросы:

Когда уместно применять понятие «сообщество»?

Что собой представляет социальная структура общества?

Составьте комментарий к высказыванию Архимеда: любовь — это теорема, которую надобно доказывать каждодневно.

Каким образом шел процесс возникновения народностей?

5. Охарактеризуйте понятие «межличностная совместимость» мужчины и женщины в браке?

Ответ.

Полноценная брачная связь мужчины и женщины предпола­гает раздельность соединяющейся пары, т.е. такую их связь, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни. Только при этом условии можно говорить об истинной совместимости супру­гов. Проблема межличностной совместимости — это чрезвычайно тонкая и неимоверно сложная проблема. Люди, вступающие в об­щение (в процессе коммуникации, совместной трудовой деятель­ности, учебы, игровых действий или личных отношений между мужчиной и женщиной), оказываются совместимыми или мало­совместимыми, а то и вовсе несовместимыми. Межличностная совместимость — это взаимное приятие партнеров по общению, совместной деятельности или жизни в браке, основанное на оп­тимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентаций, социальных и нравственных позиций, вкусов, темпераментов и характеров, эмоционального и интеллек­туального уровня и настроя, мировоззрения, отношения к труду и т.п.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ

Критерий оценивания сообщения:

- при выполнении всех требований к подготовке сообщений – 60 баллов;

- при невыполнении одного из 5 требований – минус – 12 баллов;

Критерий оценивания практической части:

- правильно составленные 5 ответов – 40 баллов;

- каждый не правильно составленный ответ – минус – 8 баллов.

Общее оценивание:100 - 95 – 5; 94 - 80 – 4; 79 – 50- 3; 49 – 20 – 2.

 

ЛИТЕРАТУРА

Спиркин А.Г. Философия. М.2004. Глава 15.

2. Степин В.С. Философия. Мн. 2006.

3. Петров В.П. Философия. М. 2012.

4. Философия. (коллектив ученых) Ростов н/Д. 2001.

5. Введение в философию. Фролов И.Т. (в двух частях) М.1989.

ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, НАЦИЯ И СЕМЬЯ

Мы рассмотрели суть социально-исторической закономерности, случайного и стихийного в истории, объективного и субъективного факторов. Следуя гегелев скому принципу восхождения от абстрактного к конкретному, мы должны теперь перейти именно к конкретному рассмотрению самой природы общества, его струк­туры, а затем к еще более конкретному — к анализу таких структурных образова­ний социума, как нация и семья.

§ 1. Общество как едино-цельная система
определенного множества народа

Общество и сообщество. Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью об­щности, что позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно высоком уровне развития людей. Следует за­метить, что в самом слове «общество» наличествует корень «общ-», выражающий именно единение, единство каких-то единичностей. Обществу исторически предшествовало «сообщество», характер­ное для первобытных форм единения людей. Данная форма об­щности уходит в глубь дремучей старины, во времена стадного существования наших предков. Слово «сообщество» употребляет­ся и применительно к животным: некоторые из них живут именно сообществами[1] [2]. Далее, термин «сообщество» сейчас употребляется применительно к человеческим объединениям — группам разной величины и принципов объединения. Мы говорим, например, о научном сообществе, о журналистском сообществе. Да и в обыден­ном сознании понятие общества нередко фигурирует ^смысле объ­единения какого-то числа людей для определенных целей: спор­тивное общество, общество художников и т.п. Но эти общества или сообщества являют собой составные части общества как множест­ва, образующего целое государство. Именно в этом смысле мы и будем рассматривать данное понятие и отражаемую им реаль­ность.

«Проблема социальной философии — вопрос, что такое, собст­венно, есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает»*;

Человеческое общество — это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой — люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, поли­тика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как само- организованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой: ведь общество изначально вписано в контекст взаимоотношения не со всем Космосом, а непосредствен­но с той территорией, на которой расположено то или иное кон­кретное общество.

Когда же мы говорим о человеческом обществе в целом, то имеем в виду такое объединение, которое включает в себя всех людей. Без этого общество было бы лишь известным количеством отдельных, разрозненных лиц, порознь живущих на данной тер­ритории, и не связанных нитями общности интересов, целей, дея­ний, трудовой активности, традиций, экономики, культуры и т.п. Люди созданы, чтобы жить в обществе.

Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человече­ство в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее чле­нов. В человеческое общество никто не зачисляется по заявлению: естественный факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь. [3]

Общество на любой ступени его развития — это многостороннее образование, сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью состам&цшцих его людей. Общество создает материальные и ду­ховные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: техника, учреждения, язык, наука, философия, искусст­во, мораль, право, политика и т.д. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество как целое. Человеческое общество — это внутри себя расчлененная целостная система, которая истори­чески возникла и непрерывно развивается, проходя последова­тельные стадии качественных превращений. Общие закономер­ности этой системы определяют характер любого элемента, входя­щего в систему, направляют его развитие. Следовательно, всякий элемент этой системы может быть понят не в своей единичности, а лишь в той связи, которая ведет к целому. Общество — это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческо­го общества образуют: производство и складывающиеся на его ос­нове производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отноше­ния; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества — наука, философия, искусство, нравственность, рели­гия и т.д.

Нет общества вообще, как нет и человека вообще, а есть кон­кретные формы общественной организации учреждения, язык, наука, философия, искусст­во, мораль, право, политика и т.д. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество как целое. Человеческое общество — это внутри себя расчлененная целостная система, которая истори­чески возникла и непрерывно развивается, проходя последова­тельные стадии качественных превращений. Общие закономер­ности этой системы определяют характер любого элемента, входя­щего в систему, направляют его развитие. Следовательно, всякий элемент этой системы может быть понят не в своей единичности, а лишь в той связи, которая ведет к целому. Общество — это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческо­го общества образуют: производство и складывающиеся на его ос­нове производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отноше­ния; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества — наука, философия, искусство, нравственность, рели­гия и т.д.

Нет общества вообще, как нет и человека вообще, а есть кон­кретные формы общественной организации людей. Несмотря на все различие конкретных обществ, у любого общества есть черты, которые отличают его от стада животных и вообще от всего того, что не есть общество.

Общество обладает четкой внутренней расчлененностью состав­ляющих его компонентов и их тесной взаимосвязью. Экономика, политика, наука, право, нравственность, искусство, семья, религия не существуют вне связи друг с другом. Без общественного целого, без людей, неразрывно связанных между собой всей системой обще­ственных отношений, нет ни экономики, ни политики, ни нравст­венности и т.д. Все это — грани единого целого, живущего по еди­ным законам. Политические организации, экономические связи (производство, распределение, потребление), правовые нормы, се­мейно-брачные отношения, родственные узы, национальные и дру­гие отношения объединяют людей и противопоставляют их друг другу в различных комбинациях человеческого целостного коллек­тива.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного произ­водства своей жизни: производство материальных благ, производ­ство людей как общественных существ, производство^рответству- ющего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологическо­го порядка. Все это взаимодействует, изменяется, переливается всевозможными красками и в целом образует поток общественной жизни. Жизненная основа этого потока — труд. Причудливые, разноцветные нити личной и общечеловеческой судьбы люди по­стоянно ткут и завязывают своими повседневными действиями — трудом.

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей, ибо одинокий чело­век, предоставленный самому себе, бессилен против стихий при­роды, против хищных зверей и «бесчеловечных людей». Общест­во, ограждая личные свободы человека, вместе с тем ограничивает эту свободу определенными нормами, обычаями, правами и обя­занностями. Но эти ограничения вытекают из существа дела, т.е. из интересов членов общества.

В заключение еще раз подчеркнем, что общество — это це­лостная система жизнедеятельности людей. Под обществом имеют в виду союз людей, объединившихся с целью достижения результатов, недоступных силам каждого в отдельности. Общество есть такое целое, в котором отдельные лица участвуют, в состав которого они входят, но которое вовсе не образуется их арифмети­ческой суммой или механической массой. Когда мы говорим об обществе, то имеем в виду соединение именно людей, тем самым принципиально отличая человеческое общество от различного рода сообществ животных*, которые они образуют инстинктивно, движимые биологическими потребностями. Общество, по словам Д. Дидро, дает человеку власть над другими животными, благо­даря обществу человек не довольствуется родной стихией, но про­стирает свою власть на море. Тот же союз оделяет его лекарствами от болезней, помощью в старости, дает утешение в горестях и пе­чалях. Он же, так сказать, дает ему силу бороться с судьбой. Унич­тожьте общительность, и вы разрушите единство рода человечес­кого, от которого зависит сохранение жизни и все ее счастье.

Идея гражданского общества. Гражданское общество — един ство различных лиц, которое живет в системе правового государ ства, где действует принцип защищенности прав человека. В ис тиннлгщгжданском обществе каждый человек есть самоцель и высшая ценность. Однако человек без соотношения с другими людьми не может удовлетворить свои потребности, достигнуть своих целей во всем их объеме. Все это составляет необходимое условие осуществления блага для всех. Ведь жизнь каждого чело­века связана с социальной общностью, значит, целое есть взаимо отношения людей, такая почва, на которой взращивается свобода всех граждан, развиваются их природные дарования. В общности людей проявляется все иррациональное, закономерное и случай­ное — случайности рождения и счастья, здесь возникают и набе гают волны всех страстей, управляемые только проникающим в них сиянием разума.

Согласно Г. Гегелю, гражданское общество — это объединение членов как самостоятельных субъектов общности на основе их по­требностей и через правовое устройство в качестве средства обес­печения безопасности лиц и собственности и через жизненный по­рядок для их особенных и общих интересов.

Основополагающим принципом гражданского общества явля ется обеспечение жизни, благополучия и достоинства личности как полноправного гражданина данного общества. Индивидуаль ные цели и интересы, обусловленные таким образом в своем осу ществлении интересами целого, определяют систему всесторонней зависимости, так что средства к осуществлению и благо каждого человека и их правовое бытие переплетены со средствами сущест­вования, благом и правом всех людей. Они основаны на этом и только в этой связи действительны и обеспечены. Эта система со циума и есть гражданское общество.

Когда гражданское общество получило некоторое развитие, люди отказались (в определенной мере) от своей естественной сво­боды и подчинились власти гражданского государства. Это дало им верное именное преимущество, на которое они могли надеяться только с появлением именно гражданского начала. Именно ради него они предоставили государству силу всех членов общества, что позволяет обеспечить исполнение законов. Это верное и ценное преимущество, ради которого люди объединились, состоит во вза­имной охране от возможного ущерба со стороны других людей, равно как и в сопротивлении их насилию, при помощи еще боль­шей силы, способной наказать за совершенные преступления.

О социальной структуре общества. Давно было замечено, что в обществе существуют различные по своему положению, интересам и стремлениям социальные классы. При попытке понять их происхождение высказывались самые разнообразные взгляды. Одни ус­матривали их источник либо в духовных качествах, п1!кхЪлогичес- ких особенностях людей, либо в их религиозных взглядах, миро­воззрении (ведь, по меткому выражению Л. Фейербаха, в хижинах думают иначе, чем во дворцах); другие — в уровне благосостояния (который рассматривался независимо от места человека в системе материального производства). По Г. Гегелю, классы покоятся пре­имущественно на неравенстве богатства, доходов, образования, а главное — на характере труда: это крестьяне, занимающиеся зем­леделием; рабочие, трудящиеся на фабриках и заводах, настройках и т.п.; служащие, составляющие класс чиновничества; люди умст­венного труда — ученые, художники и вообще деятели искусства, духовные лица (т.е. те, кто относится по российской традиции к ин­теллигенции, которую у нас именовали почему-то «прослойкой». В этом названии есть что-то уничижительное. Скорее интеллиген­ция — это общественный класс людей, занимающихся умственным трудом.) В зарубежной и отечественной социально-философской со­временной литературе вошло в употребление выражение «средний класс».

Социальная структура есть исторически сложившаяся, упо рядоченная, относительно устойчивая система связей и отноше­ний между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями людей (род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными груп­пами.

Ключевое значение для понимания социальной структуры об­щества имеют понятия способа производства, экономической сферы разделения труда.

Рождаясь на свет, проходя последовательно усложняющиеся ступени обучения и воспитания, члены общества далеко не одно­родны по своим интеллектуальным, моральным и иным данным и, что очень существенно, по своим наклонностям, интересам, ха­рактеру, жизненным, бытовым возможностям. И каждый юный гражданин закономерно или случайно попадает в определенную социальную группу. В разумно организованном экономически и духовно развитом обществе в той или иной степени осуществляет­ся мудрый христианский принцип, метко сформулированный А. Сен-Симоном: «От каждого по способностям, каждому по его делам». Но, к сожалению, этот принцип можно реализовать лишь в идеальном обществе.

В самом разумном обществе равенство может быть только перед законе», а в остальном существует неравенство: люди не равны уже по рождению, уму и характеру. Одни более пригодны к одному роду деятельности, другие — к другому. Да и обществу нужны — для интересов целого — все виды деятельности на пользу как об щества, так и самих тружеников. Во многом вследствие этого гра­ницы между классами, социальными группами всегда относитель­ны, подвижны. Это значит, что для каждого отдельного предста­вителя того или иного класса, той или иной социальной группы существует реальная возможность социальной миграции.

§ 2. Человечество как едино-цельная
социально-планетарная система

Никакое общество реально не существует как нечто вполне самодостаточное, пребывая в гордом одиночестве. И чем дальше развивается то или иное общество, тем больше оно вступает во всевозможные контакты с другими государствами, образуя все более сложные связи и отношения. Это имело место уже у перво­бытных племен. С тех пор взаимные связи сообществ и обществ все более усиливались и усложнялись. Люди как по своей биоло­гической природе, так и по вселенским законам, в которые они вписаны изначально, и по своей социальной сущности — члены единой «планетарной семьи». Каждый из нас, являясь граждани­ном того или иного государства, одновременно в широком смыс­ле — и гражданин всего человечества. Ведь в какой-то мере он несет на своих плечах груз моральной ответственности за все, что происходит в мировом сообществе.

Как бы ни была гениально богата духовная жизнь того или иного человека, каким бы фонтаном ни била сила его разума во вне, она все же не самодостаточна и ограничена, если не усвоит духовных ценностей человечества, не почерпнет из кладезя других народов и истории. Богатства человечества всегда выше и обшир­нее богатства отдельного общества и тем более отдельного челове­ка. По самой своей сути народы призваны «устроиться» на Земле всемирно. Человечество можно (разумеется, условно) уподобить единому соборному существу: оно росло из поколения в поколение подобно тому, как отдельный человек растет со сменой своих воз­растов. А в своем росте, подчиняясь общечеловеческому принципу развития, каждое общество и каждая нация призваны самостоя­тельно пройти свои особые пути культуры, при этом в той или иной мере вступая во всеобщую мировую взаимосвязь.

Вдумавшись в суть жизни общества и в историКЭ^чеяовечества как единого целого, мы должны признать, что огромную роль в нашей жизни играют не только живые, но и умершие, разумеется, те, которые оказались достойными быть воспринятыми в потоке истории человечества. Они, по словам Вл. Соловьева, вдвойне пре­обладают над живущими: как их явные образцы и как их тайные покровители — как глубинный механизм культурного массива, через который «усопший разум» действует в частной и общей ис­тории видимого прогрессирующего на Земле человечества Значе­ние и объективный и субъективный смысл посмертного бытия оп­ределяется теснейшим единством с самим существом человечества живущего. Таким образом, и умершие, и живущие имеют свою особую реальность: у первых она более достойная и умеренная, а у вторых — более свободная и явно действенная. Но ясно, что пол­нота жизни человечества для тех и для других может состоять только в их совершенном единодушии и всестороннем взаимодей­ствии: мы поклоняемся усопшим, помня о них, а они оставленны­ми нам творениями малых и великих дел питают наш опыт, обу­чают нас жизни и делам нашим. В чем же ином может состоять окончательный смысл мирового порядка и завершение всеобщей истории, как не в осуществлении этой целостности человечества, как не в действительном его исцелении через явное соединение этих двух начал, разлученных его долей? Вопрос этот чрезвычайно трудный. Он поднят еще О. Контом и возвышен Вл. Соловьевым[4]. Эту тему обсуждал и русский философ Н.Ф. Федоров — предста­витель русского космизма. А более полутора тысяч лет назад апос­тол Павел говорил в Афинах о единстве рода человеческого и о присутствии Божества во всех. Афиняне неохотно его слушали, но, как только он упомянул о воскрешении мертвых они сказали: «Ну об этом, любезнейший, мы побеседуем в другой раз».

Итак, в состав того, что именуется человечеством, входит более усопших, чем живых. Эта мысль утешительна и гуманна: она на­поминает о преемственности умственных и нравственных ценнос­тей, составляющих общее достояние человечества; она напоминает нам и о том, что тот, кого уже нет, продолжает жить между нами в своих идеях, в своих делах, своим примером. Эта мысль относит­ся, конечно, не только к тем великим гениям, которые озаряют путь всего человечества, но и к более скромным, простым людям, жившвм'Жизнью мысли и дела, поддерживавшим нравственный и социальный идеал на более ограниченной арене своего бытия. Постижение минувших времен и стран мира -— украшение и пища для человеческого духа.

История в определенном смысле являет собой священную книгу народов, своего рода зеркало их бытия и деятельности, скри­жаль откровений и принципов поведения, завет предков потомст­ву, дополнение, осмысление настоящего и пример будущему. Гу­манистически мыслящие умы убеждены, что ни один народ не одарен какой-то особой способностью по сравнению с другими. В мире нет народа, вошедшего в историю, который можно считать недостойным исторической значимости, как нет и такого, который можно было бы считать особо избранным. Можно сказать так: че-' ловечество в нас, а мы — во всем человечестве.

В России были времена, когда мы широко пользовались миро­вым опытом для блага Отечества. Так, Петр I «прорубил окно в Европу», его мысли и деяния не знали национальной ограничен­ности. Многие «русские путешественники» (например, Н.М. Ка­рамзин) обнаружили, что Европа не была ни спасением, ни гибе­лью России, она не отождествлялась ни с разумом, ни с модой, ни с идеалами, она стала обыкновенной и понятной. Космополитами можно назвать Эразма Роттердамского, французских философов- просветителей, Г. Гейне, И.В. Гете, П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, Н.М. Карамзина и многих других.

«Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличи­вается сила и деятельность всемирного ума»[5].

Ныне, благодаря новейшим средствам связи, массовой инфор­мации, общение народов небывало возросло, стало все более ощу­тимо для всех, что человечество являет собой единое целое. Теперь можно смело сказать: «Нет Запада без Востока, нет Востока без Запада». Достижения науки и техники помогают нам почувство­вать не только многоликость, но и целостность мира, что откры­вает новые возможности для обмена материальными и духовными ценностями При этом нельзя утверждать, будто уделом Запада всегда было изобретать, а Востока — перенимать. Прогресс больше похож на улицу с двусторонним движением: в разные часы доминируют раз­ные потоки. Именно с Востока пришли к европейцам арабские цифры, многие достижения математики, астрономии,"медицины; китайцы дали миру бумагу, компас, порох. Французских просве- тителей-энциклопедистов XVIII в. вдохновляла идея древнекитай­ского философа Конфуция, который еще 2500 лет назад говорил, что принцип «жэнь» (гуманность, человечность) должен быть ос­новой общественных отношений. Впрочем движение было встреч­ным, например, во второй половине XIX в. Япония, отказавшись от длительной самоизоляции, стала активно заимствовать научно- технические достижения Запада. В то же время японские цветные гравюры эпохи Токугава вдохновили таких европейских худож­ников, как В. Ван Гог и П. Гоген, бросить вызов канонам западной живописи.

И даже древний мир был отнюдь не столь разобщен, как это кажется некоторым нашим современникам. Народы общались и обогащали друг друга гораздо больше, чем мы порой можем пред­ставить. Так, Рабиндранат Тагор, приехав в Индонезию, восклик­нул: «Я всюду вижу Индию, но я не узнаю ее». Это удивление может быть ключом к пониманию страны-архипелага. В своей ис­тории она многое заимствовала извне, преобразуя все это на свой лад. Популярный Индонезии вид народного искусства — «театр теней» — во многом основан на индийском эпосе — Махабхарате и Рамаяне. А древнеиндийский эпос оказал такое же воздействие на этические и эстетические вкусы индонезийцев, подобно тому как библейские страдания — на средневековую Европу. Но такой общности нельзя достигнуть без общения между народами Даже такие религии, как христианство и ислам, не могли из­бежать взаимных влияний: около тысячи лет самым крупным христианским храмом считался Софийский собор в Константино­поле, выведенный с непостижимым для средневековья мастерст­вом. Захватив Константинополь, султан Мехмед II повелел пре­вратить Софийский собор в мечеть. Украшавшую храм византий­скую мозаику покрыли штукатуркой и к зданию пристроили два минарета. Чтобы превзойти прославленный памятник христиан­ской архитектуры, новые хозяева города, переименованного в Стамбул, построили Голубую мечеть. Однако, будучи более чем на тысячу лет моложе Софийского собора, она копирует его всеми своими архитектурными тонкостями. Христианский храм — про­тотип мусульманской мечети! Это пример того, что культуры вза­имно обогащают друг друга. Большое искусство тем и велико, что преодолевает не только национальные, но и религиозные границы.

Человечество, будучи многоликим, в то же время целостно. И оно было таковым еще задолго до XX в. Когда цивилизация ока­залась в опасности, мы особенно остро почувствовали, как тесно переплетены ее корни1. Человечество кровно заинтересовано в мирном, деловом и доброжелательном диалоге, в предотвращении войн, в научно-техническом и культурном прогрессе, в любовно­бережном отношении к природе, в нормальных условиях своей жизни. Всем народам есть место на нашей планете, и мы должны жить в мире и красоте и неустанно улучшать условия нашего бытия, а не ухудшать его. Все, что способствует единению наций и народов, слиянию их в неразрывный союз, составляет величай­шее благо для человечества. Вспомним слова Л.С. Пушкина о А. Мицкевиче:

Он говорил о временах грядущих,

Когда народы, распри позабыв,

В единую семью соединятся.

Все мы дети Вселенной, все мы плывем по волнам социального бытия в одном ковчеге, имя которого — Земля.

Сущность нации

Идея нации. Нация — это исторически сложившаяся форма общности людей, обладающих, как правило, общностью террито­рии и экономической жизни, языка и духовного склада,-а в какой- то степени и биологического своеобразия (что сказывается за­частую и во внешности), а также особенностями характера, темперамента и обычаев. И все это проявляется в своеобразии культуры.

Единство языка связывает говорящих на нем, обеспечивает их единодушие и единомыслие: все представители данной нации хо­рошо понимают друг друга, а это обнимает самое внутреннее души человеческой, следовательно, уже в этой глубочайшей основе жизни заключается реальная связь и единство нации. По словам Д.Н. Овсянико-Куликовского, «если вы хотите почувствовать своеобразную психику данной национальности, — изучайте язык ее, как в его повседневной функции («живую речь»), так и в его литературном выражении»[6]. Дело в том, что язык находится в особом отношении к сознанию, являясь не только средством обще­ния, но и средством познания: язык — душа нации. Язык — это своего рода «повозка традиций», сохраняющихся и передающихся из поколение в поколения чувств, символов, эмоциональных ассо­циаций и мифов. Язык есть самое глубокое и основное выражение национального своеобразия характера. Но подобно тому, как не мешает реальному единству нации разнохарактерность входящих в нее людей, так и различие характеров национальных не может мешать реальному единству всех народов в человечестве, которое есть тоже «характер».

В этой общности духовная жизнь нации, ее культура укреп­ляется всеми личными силами субъектов нации, а каждый ее субъект получает источник творческой энергии во всенациональ­ном духовном подъеме. На этом пути любовь к своей нации со­единяется с верой в нее, с верой в ее призвание, в творческую силу ее духа, в ее процветание. Религиозный человек этой наци­ональности преисполнен веры в то, что ее народ не покинут Богом, что трудности преходящи, а достижения вечны, что, как писал И.А. Ильин, имея в виду русских, «тяжкий молот истории выкует из моего народа духовный меч», именно так, как это вы­ражено у А.С. Пушкина:

Но в искушеньях долгой кары Перетерпев судеб удары,

Окрепла Русь. Так тяжкий млат.

Дробя стекло, кует булат.

НеЗЙгзз^-любить свою нацию и не верить в нее: ибо «родина есть живая духовная сила, пребывание в которой дает твердое ощуще­ние ее блага, ее правоты, ее энергии и ее грядущих поколений»'.

Каковы истоки такого социального феномена, как нация? Пер­вой специфически человеческой формой общности, пришедшей на смену первобытному стаду, является род — кровнородственное объединение людей, основная ячейка общества. Род составляла группа людей, объединенных узами кровного родства, коллектив­ным трудом и совместной защитой общих интересов, а также об­щностью языка, нравов, традиций.

Объединение нескольких родов составляло племя — тип эт нической общности и социальной организации людей. Его харак­терные черты: общая территория, обычно отграниченная от сосед­них племен естественными рубежами; экономическая общность и взаимопомощь членов данного племени, выражавшаяся, напри­мер, в коллективной охоте; общность языка, сознания; общность происхождения и к овнородственные связи. Вследствие образова­ния союзов племен, сопровождавшегося усилением межплемен­ных хозяйственных и культурных связей, военных столкновений, миграции населения, вызванных увеличением численности людей, возникновения частной собственности происходили посте­пенное смешение племен, замена прежних кровнородственных связей территориальными и появление новой формы историчес­кой общности —- народности.

Народности обычно складывались из нескольких племен, близ­ких по своему происхождению и языку. Например, польская на­родность формировалась из славянских племен: полян, вислян и т.д.; немецкая — из германских племен: швабов, баварцев и др. Народности возникали и из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими. Например, фран­цузская народность сложилась из римских колонистов, галльских и германских племен: франков, вестготов, бургундов и др. В про­цессе складывания народности по мере усиления связей между ее отдельными частями язык одного из этнических компонентов (более многочисленного или более развитого) превращался в общий язык народности, а остальные племенные языки низводи- [7] лись до роли диалектов, а иногда и совсем исчезали. Формирова­лась территориальная, культурная и в известной степени эконо­мическая общность, не имевшая зачастую устойчивого характера. Народность — это языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. Одним из показатеяьй-<новой об­щности является собирательное имя, под которым народность ста­новилась известной соседям, например «Русь» для восточносла­вянских племен, которые консолидировались к IX—XII вв. в древ­нерусскую народность.

Становление государства способствовало упрочению народнос­ти. Но в процессе исторического развития народности могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку.

С развитием капиталистических отношений усиливались эко­номические и культурные связи, возникал национальный рынок, ликвидировалась хозяйственная раздробленность данной народ­ности и различные ее части сплачивались в национальное целое: народности превращались в нации. В отличие от народности нация — более устойчивая общность людей.

Нации возникли как из родственных друг другу племен и на­родностей, так и из людей неродственных племен, рас и народнос­тей. Например, русская нация развилась из русской народности, которая в свою очередь сложилась из родственных друг другу по происхождению и языку восточнославянских племен. Вместе с тем в нее влилось немало элементов из окружавших ее западных и южных славян, германских, финно-угорских, тюркоязычных народностей и т.д.

Особенности исторического прошлого, образования и развития нации, своеобразие ее экономического строя, культуры, географи­ческой и экономической среды, быта, традиций — все это накла­дывает отпечаток на духовный облик нации, создает особенности национального характера.

История как бы «вышивает» своеобразные национальные «узоры», уникальность кцторых обладает неповторимой самоцен­ностью. Кто знает, быть может, народы, нации и поколения всегда уникальны именно для поддержания некоей тайной и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...