Отношение Бога, природы и человека.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное Институт философии и социально-политических наук Контрольная работа по дисциплине «История зарубежной философии» На тему: «Августин как основной представитель западной патристики» Выполнила: студентка 2 курса Анисимова И.В. Проверил: доцент, к.ф.н. Липовой Савелий Петрович Ростов-на-Дону – 2014 Оглавление
Введение. 3 Соотношение веры и разума. 4 Учение о душе и познании. 5 Отношение Бога, природы и человека. 6 Моральное учение и философия истории. 7 Заключение. 9 Список используемой литературы: 10
Введение. Патристика, или учение отцов церкви II – VIII вв (термин происходит от латинского «pater» - «отец»), есть основное религиозно-философское направление времени перехода к средним векам. Сущность этого перехода заключалась в переориентации античного мышления с природного «космоса» и рационального «логоса» на сверхприродного бога и иррациональную веру. Учение отцов церкви было призвано обратить культурное наследие античности на объяснение и утверждение новых, христианских ценностей, на создание универсальной системы мировосприятия. Эта система доминировала в европейском сознании на протяжении тысячелетия, определив во всех существенных чертах культурный облик Европы. Главным представителем западной патристики был Августин Аврелий (354 – 430). Он родился в городе Тагасте в Нумидии (Северная Африка), в семье небогатого римского чиновника. Окончив школу осенью 370 г., Августин отправляется в Карфаген для получения риторического образования. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем интерес к философии. К христианству Августин пришел через манихейство и неоплатонизм. Все это повлияло на формирование его собственных воззрений.
Литературное наследие Августина включает множество произведений «Против академиков», «О жизни блаженной», «О порядке», «Монологи», «О количестве души», «Об учителе», «О музыке», «О бессмертии души», «Об истинной религии», «О свободной воле» и т.д. Для выявления мировоззрения Августина огромное значение имеет его знаменитая «Исповедь», в тридцати книгах которой он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, постоянным поиском и многими ошибками, до тех пор, пока не обрел внутренний покой - покой души в христианстве. А также его произведение – «О граде (или государстве) Божьем». Все произведения Августина сыграли огромную роль в философском развитии средневековой Западной Европы, так как они до XII—XIII вв. оставались главным источником философской мудрости. Соотношение веры и разума. Августин считал, что вера и разум взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вера есть один из видов разума. Она противопоставляется только постигающему, рациональному мышлению. Но вера тоже есть мышление. В доказательство он приводит тот факт, что религия есть только у мыслящего существа – человека. Поэтому и вера есть только у того, кто может мыслить. Так что в любом познании всегда вера и понимание сменяют друг друга. Они не отрицают друг друга, а просто находятся на своих местах. Августин все области человеческого познания делит на три вида: 1. те области, которые доступны лишь человеческой вере (история); 2. те области, где вера равна пониманию (доказательные науки – логика и математика); 3. та область, где понимание возможно только через веру (религия). Предмет веры – Бог, постижение его возможно и посредством разума, на основе деятельности которого возможно получить истинное знание о сущности Бога. Вера нуждается в разуме как доказательстве и инструменте истолкования сущности Бога и его деяний.
По мнению Августина, вера определяет и направляет человека не только в интеллектуальном, но и в моральном плане, задавая ему нравственные ориентиры. С помощью разума душа обретает способность судить о вещах. «Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное» (2, с.595). Истина же содержится в душе, которая бессмертна, и человек не вправе забывать о высшей цели своей жизни. Человек должен подчинять свои знания вере, ибо в спасении души – его высшее назначение. «Итак, что я разумею, тому и верю; но не все, чему я верю, то и разумею. Все, что я разумею, то я знаю; но не все то знаю, чему верю» (2, с. 597). Учение о душе и познании. Все вещи и все существа появились в результате божественного творчества. Среди этих существ прежде всего были созданы ангелы и человеческие души. Душой обладает только человек, потому что только он изо всех земных существ в какой – то степени напоминает Бога. Душа человека индивидуальна, она имеет начало, но не имеет конца; она существует и после смерти, т.е. бессмертна. «Итак, душа угаснуть не может, если не будет отделена от разума. Отделиться же, как мы доказали выше, она не может. Следовательно, она не может и умереть» (2, с.596). Философ признает вечность души только лишь после того, как она создана Богом. Нематериальность души означает прежде всего ее непространственность, к ней нельзя применить никаких пространственных и количественных характеристик. Основными функциями души Августин считает мысль, память и волю. Благодаря деятельности памяти события, переполняющие человеческую жизнь, не исчезают, а сохраняются как бы в огромном вместилище, не имеющем, никакого пространственного расположения. Утверждение, что человек состоит из души и тела, непосредственно связано с идеей о двух уровнях познания. На одном уровне познание связано с телесными ощущениями: мы видим, слышим и т. д. и таким образом узнаем об изменчивых предметах. Такое знание нестабильно, непостоянно. Но существует, кроме того, познание души. Душа способна постигать неизменные, постоянные объекты. «Не существует ли, спросил я, и для души своей пищи? Представляется ли вам пищею души знание? – Совершенно так, отвечала мать: я полагаю, что душа питается не иным чем, как разумением вещей и знанием...» (2, с.594). Августин считает, что человеческая душа – это разумная душа, это субстанция, которая приспособлена для управления телом. Истина содержится в нашей душе, и человек не вправе забывать о внеземной цели своей жизни. Человек должен подчинять свои знания мудрости, ибо в спасении души – его высшее назначение.
Отношение Бога, природы и человека. Бог как исходный и конечный пункт человеческих суждений и действий выступает во всех частях его философского учения. Поэтому проблема Бога и его отношение к миру выступает центральной проблемой его философского учения. Для Августина Бог – Абсолют за пределами материального мира. Мир и человек – его творения. Философ говорит о сверхприродности Абсолюта, а человек, мир, природа – это Божьи творения, следовательно, они зависят от воли Творца. Бог является высшей сущностью. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить. Сотворив мир, он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок и в мире все стало подчиняться законам природы. Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого. Стремление к Богу лежит в природе человека и лишь соединение с Богом может дать ему счастье: «… ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (1, с.53). Августин подчеркивает отличие Бога от слепой фортуны, игравшей огромную роль в античном мировоззрении. «Итак, оный Бог, Виновник и Податель счастья, – поелику один есть истинный Бог, — сам раздает земные царства и добрым, и злым. И делает Он это не без разбора и как бы случайно (ибо Он — Бог, а не Фортуна), но сообразно с порядком вещей и времен, — порядком для нас сокровенным, а Ему вполне известным.» (3, с.188)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|