Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

создать условия для повышения качества управления образовательными учреждениями.




V. Переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг

В условиях конкуренции современная система образования призвана обеспечить формирование эффективного рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями экономики в квалифицированных кадрах на основе постоянного мониторинга рынка труда.

Для этого должна быть создана единая информационная система управления образованием Российской Федерации, интегрирующая типовые информационные системы управления образовательными учреждениями.

Необходимо осуществить переход на всех уровнях системы образования к нормативному подушевому финансированию (финансированию по нормативам в расчете на 1 обучающегося, воспитанника).

В дошкольном образовании это предполагает выделение субъектом Федерации субсидий муниципальным бюджетам на организацию образования детей, в том числе по программам "предшкольного образования".

Значительную роль в развитии системы образования играет решение следующих задач, сопровождающих реализацию приоритетных направлений развития образования:

1. Дальнейшая информатизация системы образования, создание условий для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений.

2. Оснащение современным научным оборудованием высших учебных заведений через центры коллективного пользования совместно с Российской академией наук.

3. Создание современной системы мониторинга и статистики образования в соответствии с международными стандартами.

4. Развитие современных форм ученического, студенческого самоуправления как особой формы инициативной, самостоятельной деятельности учащихся и студентов, направленной на решение важных вопросов жизнед-сти учащейся молодежи, развитие ее социальной активности. Присоединение Российской Федерации к Болонскому соглашению развитие студенческого самоуправления будет способствовать интеграции высшего и среднего профессионального образования в Европейское образовательное пространство, международной мобильности российской молодежи.

5. Особую роль при решении вопросов развития специального образования, защиты прав детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий, нуждающихся в социально-правовой поддержке, должны сыграть попечительские советы, включающие представителей общественности, органов власти и бизнес-сообщества, региональные и муниципальные советы родительской общественности.

6. Создание отраслевой пенсионной системы работников образования и совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников.

Социальный педагог, как и все граждане России, должен обладать знаниями нормативно-правовой базы, так как не знание закона не освобождает от ответственности, но для успешной работы он должен сделать акцент на следующие правовые акты:

По Никитиной их можно условно разделить на пять групп по субъектам издания:

1) международные документы;

2) российские документы федерального значения;

3) документы муниципальных образований (Региональные — постановления и программы, принятые Правительством. Постановления — Указы городской администрации, касающиеся вопросов жизнедеятельности детей — сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Методические рекомендации, письма,

Программы);

4) внутриучрежденческие документы (Институциональные — ведомственные инструкции и письма. Устав учреждения и локальные акты. Должностные инструкции (обязанности). План работы (перспективный)).

В числе международных документов, которые, выступают в качестве регламентирующих и рекомендующих:

1) Конвенция ООН "О правах ребенка", ратифицированная 13 июня 1990 году. В ней обозначены основные и наиважнейшие аспекты развития законодательства, и других нормативно-правовы актов, направленных на защиту и полноценное развитие ребенка. Для социального педагога эти направления должны быть основными и наиважнейшими, так как он непосредственно работает с детьми, которых должен защищать.

2) Среди Российских документов федерального значения: Конституция.

Статья 38 Конституции декларирует: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства"[1].

В Гражданском кодексе Российской Федерации [7] нет акцента на определенную деятельность социального педагога, но в нем очень много говорится о том, как должен происходить тот или иной вид деятельности, например, установление эмансипации.

Наиважнейшими в работе социального педагога являются раздел IV "Права и обязанности родителей и детей" глава 11 "Права несовершеннолетних детей"[8] Семейного кодекса Российской Федерации.

Законодатели предусмотрели формы защиты детей от различного рода насилия в семье, с чем может столкнутся социальный педагог в своей деятельности.

Для работы социального педагога с детьми делинквентного поведения, а тем более с детьми криминального поведения, необходимо знать основные нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, для того чтобы предупредить, а в некоторых случаях защитить несовершеннолетних от случайных проступков и правонарушений. Основным разделом, содержащим нормы, связанные с несовершеннолетними, является раздел V "Уголовная ответственность несовершеннолетних"[7]

Особо важным в Кодексе законов о труде Российской Федерации [15] для социального педагога в трудовой деятельности несовершеннолетних является глава XII "Труд молодежи", но не только, в других статьях кодекса тоже есть ограничения использования детского труда, а также основные гарантии несовершеннолетним работникам.

В связи с тем, что деятельность социального педагога связана непосредственно с детьми, то немаловажное значение имеет для него знание Закона Российской Федерации "Об образовании" от 29 декабря №273 ФЗ 2012 год14]. Социальному педагогу, работающему в социальных службах, необходимо знание основ социального обслуживания населения, то есть Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" 1995года[9]. Вышеуказанный закон гласит: "Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации", только все это нужно преломить на детей и молодежь, так как социальный педагог работает непосредственно с этими слоями населения.

В соответствии с этим для него становится важен закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 1998года [9]. В нем говорится о государственном признании детства важным этапом жизни человека, и провозглашаются принципы приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий, прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, что и является предметом деятельности социального педагога.

Социальному педагогу приходится работать со всеми детьми, в том числе и с детьми, которые остались без попечения родителей. Чтобы продуктивнее работать в этом направлении, необходимо знание закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"1996года[6]. В нем определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

3) В некоторых случаях открываются детские дома семейного типа, в обстановке дома, для успешной социализации ребенка, в связи с этим социальный педагог должен знать Постановление Правительства России "О детском доме семейного типа" от 19 марта 2001года [18], где прописаны условия и механизм передачи ребенка в семью на воспитание несовершеннолетнего.

Сталкиваясь с проблемами детей, невольно возникает вопрос, о профилактике безнадзорности, и в этом социальному педагогу поможет закон, регулирующий эти правовые нормы, который называется "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 1999года[5].

Основными задачами и принципами деятельности в системе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

1.Задачи - предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально - педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

2.Принципы - законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Данный закон устанавливает цели государственной политики в интересах детей. К ним отнесены: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.

Определен круг полномочий органов государственной власти РФ на осуществление гарантий прав ребенка.

Установлены основные направления обеспечения прав ребенка, а также организационные основы гарантий прав ребенка.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

4) Делопроизводство социального педагога складывается из: 1) нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждения и специалиста (Устав образовательного учреждения

Э локальные акты, программа образовательного учреждения и др., должностная инструкция специалиста); 2) годовых, помесячных, еженедельных планов работы учреждения и специалиста; 3) актов обследования; 4) личных текущих записей; 5) переписки с учреждениями и организациями, участвующими в решении проблем; 6) отчетов; 7) аналитических справок и отчетов по результатам социально-педагогической диагностики и других исследований; 8) медико-психолого-педагогических характеристик отдельных учащихся, с которыми ведется специально спланированная индивидуальная работа; 9) протоколов различных заседаний, совещаний, встреч, педсоветов и тому подобное по вопросам, относящимся к компетенции социального педагога (в копиях). Понятно, что все это, кроме планов и отчетов – рабочая документация специалиста и не подлежит официальному контролю, если эти документы не будут в ведены в обязательный перечень документов учреждения.

Таким образом, при реализации СПД, направленной на разрешение различных трудностей личности или группы (проблемы самореализации; проблемы формирования социальных потребностей и способностей; ослабление или устранение девиантностей; проблемы социальной, профессиональной, школьной дезадаптации; проблемы различных уровней социализации личности; проблемы формирования здорового образа жизни и другие; проблемы социальных зависимостей (алкогольной, наркотической и т. д.), социальный педагог обязательно должен руководствоваться и опираться на нормативно-правовую базу. Знание закона даёт возможность специалисту качественно выполнять свою работу, а также обезопасить себя и своего клиента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...