Буддийский художественный канон
ПРОЕКТ
Ростов-на-Дону ИСКУССТВО БУДДИЗМА Буддизм - одна из древнейших мировых религий, господствующих в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Буддизм зародился в Индии более двух с половиной тысяч лет тому назад как учение подвижника Сиддхартхи Гаутамы (566/561-481/476 гг. до н.э.), известного под именем Шакьямуни (мудрец из рода Шакья) или Будда (Просветлённый, Пробуждённый). Распространение буддизма за пределы Индии началось в 3-2 столетиях до н.э. в Шри Ланке и Непале, а продолжилось в первых веках новой эры, достигнув Китая, Японии, Кореи и стран Центральной Азии. Учение Будды делает акцент на решающей роли личных усилий человека в приближении к высшей цели - достижению духовного просветления, нирваны. На развитие буддийского искусства значительное влияние оказали идеи о необходимости накопления благих деяний верующим на его пути к самоусовершенствованию. Строительство храмов, создание скульптуры, живописных произведений, ритуальной утвари, переписывание книг считалось частью духовной практики и способом утверждения в вере. Восприятие культовых памятников архитектуры, скульптуры, живописи и литературы скрытых форм скрытого присутствия Будды, его мудрости и силы обусловили центральное место искусства в сознании и повседневной жизни буддистов. Вместе с тем, художественные произведения играли важную роль в укреплении веры адептов, постоянно напоминая им о зачастую сложных и многозначных аспектах буддийского вероучения.
Идеал красоты в искусстве буддизма сформировался под влиянием индийской эстетики. Принцип жизнеподобия - "саджива" - касался прежде всего воссоздания не конкретно физического, а энергетического тела. Идеальный энергетический баланс божественных персонажей выразительно передан в характерном способе моделирования фигур - в гармонии плавных выпуклых объёмов. Другой особенностью художественной традиции буддизма, которая также имеет индийские корни, является выражение множества религиозно-философских идей через образ одного персонажа. Большое значение для правильного "прочитания" произведения имеет язык символических поз ("асана"), жестов ("мудра") и различных атрибутов. Буддийские божества часто изображались со многими лицами, руками и ногами, иногда верхом на фантастических животных ("вахана"). Если скульптурные изображения были объектами поклонения верующих, то живописные выполняли роль иллюстрации к религиозным текстам. Изображения персонажей пантеона создавались в строгом соответствии с детально разработанным иконографическим и иконометрическим каноном. Первые буддийские изображения Истории создания первых иконографических изображений хорошо иллюстрируют их назначение и силу воздействия на зрителя. Одна из легендарных историй повествует о том, как король Бимбасара получил драгоценный подарок от короля Утраяны. Печалясь, что не может достойно отблагодарить союзника, он, по совету мудрого министра Ярцула, решил послать в ответ изображение Будды. Приглашенный художник, пораженный сиянием, исходившим от Учителя, не мог создать соразмерного образа. Тогда, Победоносный глядя на тщетность стараний мастера, предложил отправиться к чистому озеру. Там глядя на отражение Будды в воде, живописец запечатлел его. По совету Учителя фигура была окружена изображением двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения и шлоками о том, к чему следует стремиться и что следует оставить. Когда Утраяна, получив драгоценный дар, увидел картину, он сразу же обрел интуитивное понимание действительности. Дальнейшее созерцание этого изображения привело его к состоянию трансцендентального видения.
Другая история повествует о цейлонской принцессе, получившей изображение Татхагаты в ответ на щедрое подношение. Этот образ был создан лучами света, отразившимися на холсте - художники обвели его и раскрасили. Увидев картину, девушка сразу встала на путь Пробуждения и вскоре достигла Освобождения. Эти легендарные истории имеют множество уровней прочтения, предлагая, в частности, простое объяснение некоторым расхождениям в трактовке иконометрических пропорций в сутрах и тантрах. Назначение буддийских изображений Итак, согласно традиции художественные произведения служат высокой цели учить людей мудрости и способствовать их благу. Выражая то, что невозможно выразить никаким другим способом, они дарят вдохновение и пробуждают "просветленный настрой". Не имеющим возможности читать тексты, изображения позволяют узнать об их содержании, а начинающим практику медитации помогают запомнить детали образов, которые следует мысленно представлять. Говорят, что правильно написанная и освященная тханка излучает Будда-энергии, защищающие её владельца. В странах традиционного распространения буддизма принято заказывать и изготавливать изображения при рождении ребенка, в случае болезни, смерти родственников и в другие важные моменты жизни, поскольку, помимо защиты, создание священных образов позволяет накопить добродетели и заказчикам и художнику. Однако правильным и, следовательно, красивым, а потому и священным считалось только такое произведение искусства, которое отвечало всем правилам единства и соответствия формы, эмоции, идеи и цели изображения. Буддийский художественный канон Иконографические правила в буддийском художественном каноне опираются на ряд критериев: I Соразмерность форм тела. Для определения физической красоты и соразмерности тибетцы используют принцип "ньягродха", имея ввиду равновеликость высоты тела и его ширины на уровне плеч с вытянутыми в сторону руками, а также симметричность правой и левой стороны тела, высоты верхней, до лобка, и нижней частей. Следует отметить, что тип телосложения, форма лица, глаз, характерная поза - все это определяет функциональную и сущностную характеристику персонажа. Например, Будды и Бодхисаттвы изображаются высокими и стройными, а Защитники и опекуны Дхармы - грузными и коренастыми (при этом, чем больше размер головы по отношению к росту, тем могущественнее изображенные аспекты). Подробнейшим образом эта область рассматривается в трактатах по иконометрии, где каждому классу пантеона соответствует набор отличительных признаков.
II Красота и гармоничность. "Искусство, - писал Чёгьям Трунгпа, - призвано выражать безоговорочную красоту, которая, наполняя все ясностью и смыслом, дарит нам способность осознать совершенство феноменального мира... <Эту красоту> также можно определить как мир и прохладу, поскольку она снижает высокую температуру агрессии и невроза." Категория красоты в Тибете включала в себя самые разнообразные признаки - от структурных до описательных. Зафиксированные в каноне определения, излагающие 32 отличительных признака Будды, 18 особенностей женской красоты и многие другие до настоящего времени поддерживаются живой буддийской традицией. III Эмоциональная выразительность. Сознательно и целеустремленно разрабатывая задачу единства формы и содержания, художники уделяют большое внимание психологическому и эмоциональному воздействию изображения. Например, Будды и Бодхисаттвы изображаются юными и прекрасными со сдержанно-миролюбивой улыбкой; большинство Дакинь имеет эротическую привлекательность; гневные тантрические Аватары - красивые, умиротворенные, но с гневной гримасой; Защитники имеют разъяренно-устрашающий вид. Различие эмоциональных состояний выражается также формой лица и глаз. У мирных Будд и Бодхисаттв лицо имеет форму яйца или кунжутного зерна, характерная форма лица гневных - квадратная или круглая. Состояние созерцательной отрешенности выражается удлиненной лунообразной формой глаз, прикрытых веками: у Тар глаза имеют форму живота рыбы, у разъяренных Даков и Дакинь - квадратную и круглую…
IV Различие или характерная определенность формы. В пояснении к этому правилу традиционно перечисляются особенности мужского и женского телосложения: стройные боги - высокий лоб, широкий торс, высокая стопа; богини - узкий торс, широкие бедра, высокая грудь; гневные боги - грузное тело с толстыми конечностями, низкорослые - большой живот. V Атрибутивная характеристика. Среди перечисленных иконографических признаков атрибутивная характеристика наиболее информативна. При анализе таких элементов иконографии, как головные уборы, ритуальные предметы, одежда, украшения, мудры, ваханы, постаменты, нимбы и т.п. можно достаточно точно определить десятки тысяч образов индо-тибето-монгольской художественной традиции. Следует отметить, что в Ваджраяне один и тот же предмет может рассматриваться и интерпретироваться на четырех уровнях: внешнем, внутреннем, тайном и абсолютном. VI Цвет. Подобно атрибутивной характеристике цвет имеет важное смысловое значение. Каждый из основных цветов обычно связан со стихией, стороной света, Татхагатой (одним из пяти Дхьяни-Будд или Будд Медитации) и его активностью, органом чувств, аспектом мудрости и т. д. Символическое значение цвета может изменяться в зависимости от того, какая садхана (текст для ритуальной медитации), мандала, тантра берется за основу изображения. В тибетской хрестоматии цветовое значение красоты связывается с технологическим процессом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|