Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

подкожно-жировой клетчатки

см – 1,5 см (10 – n),

где n – число лет ребенка моложе 10 лет;

63 см – средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет;

2) для детей старше 10 лет:

63 см + 3 см (n – 10),

где n – возраст детей старше 10 лет;

3 см – среднее увеличение окружности груди за год у детей старше 10 лет;

63 см – средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет.

 

Кроме этих основных измерений, для объективной оценки физического развития детей используются антропометрические индексы:

Массо-ростовой индекс Кетле-I — применяют для оценки
состояния упитанности. По предложению А. Ф. Тура в нашей стране он используется в период новорожденности и отражает состояние питания ребенка во внутриутробном периоде. Вычисляют как отношение массы тела (г) при рождении к его длине (см).
При нормотрофии величина индекса составляет 60–80. Но это верно только к доношенным младенцам.

Индекс Чулицкой определяется у детей до 3 лет: 3 окружности плеча + окружность голени + окружность бедра – рост, этот показатель характеризует упитанность ребенка. У детей первого года жизни он равен 25-20 см, у детей 2-3 лет 20-15 см, 6-7 лет 15-10см..

Индекс Эрисмана оценивает степень развития грудной клетки и пропорциональность. Оценивается у детей до 15 лет: окружность грудной клетки – 1/2 роста, который составляет 10–12 см у детей до 1 года, 6-9 см у детей 2-3 лет, и 0-2-4 см у детей 6-7 лет, (-1)–(-3) у детей 8-15 лет.

Однако более точной является оценка физического развития с помощью центильных таблиц (см. приложение?). Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков в детской популяции. Колонки в них показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста – в интервале от 25 до 75 центиля. В полной форме центильная шкала выглядит следующим образом. Она представлена 6 цифрами, отражающими значения признака, ниже которых он может встретиться только у 3, 10, 25, 75, 90 и 97% детей данной возратно-половой группы. Таким образом, центиль показывает удельный вес (процент) людей в популяции, имеющих величину изучаемого признака равную или меньше указанного значения.

Пространство между цифрами (области или коридоры) отражает тот диапазон или разнообразие величин признака, которые свойственны 3% детей группы (области от 0 до 3 центиля и от 97), или 7% детей группы (области от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля), или 15% (области от 10 до 25 и от 75 до 90 центиля), или 50% всех здоровых детей данной возрастно-половой группы (область от 25 до 50 центиля).

Каждый признак (рост, масса, окружности груди и головы) может быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. В зависимости от того, где расположен этот коридор, можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение.

Антропометрические исследования проводят детям до года ежемесячно, от 1 года до 3 лет – ежеквартально, от 3 до 7 лет и у школьников – 1 раз в полугодие.

Таблица 3

Оценка параметров физического развития по центильным шкалам

Коридоры Оценка
Область или коридор №1 (до 3 центиля) Область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей очень редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование
Коридор №2 (от 3 до 10 центиля) Область «низких величин», встречается у 7% здоровых детей данного возраста и пола. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития
Коридор №3 (от 10 до 25 центиля) Область величин «ниже среднего», свойственных 15% здоровых детей.
Коридор №4 (от 25 до 75 центиля) Область «средних» величин, свойственных 50% здоровых детей данного возраста и пола
Коридор №5 (от 75 до 90 центиля) Область величин «выше среднего», свойственных 15% здоровых детей
Коридор №6 (от 90 до 97 центиля) Область «высоких величин», свойственных 7% здоровых детей. Медицинское решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем.
Коридор №7 (свыше 97 центиля) Область «очень высоких величин», свойственных не более, чем 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений достаточно высока, поэтому требуется дополнительное обследование

 

Показатели, лежащие во втором и шестом коридорах, требуют внимания врача относительно риска отклонений в состоянии здоровья ребенка, а показатели, находящиеся в первом и седьмом коридоре, скорее всего, отражают уже развившуюся патологию. Однако при оценке физического развития всегда необходимо учитывать национальную принадлежность ребенка и конституциональные особенности родителей.

 

Методика антропометрических исследований

Методика антропометрических исследований унифицирована и предусма­ тривает измерения тела стандартными измерительными инструментами.

Измерение длины тела у детей первых 2 лет жизни производится в лежачем положении с помощью специального ростомера в виде доски длиной 80 см и шириной 40 см. Боковая сторона ростомера представляет собой сантиметровую шкалу, вдоль которой скользит подвижная поперечная план­ ка. Ребенка укладывают в ростомер на спину так, чтобы его макушка плотно прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Рост ребенка старшего возраста измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера нанесены две шкалы одна для измерения роста стоя, другая для измерения длины корпуса (роста сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Голова находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода расположены в одной горизонтальной плоскости. Измеряемый дол­ жен касаться шкалы затылком, межлопаточной областью," крестцом и пятка­ ми. Подвижная планка ростомера плотно, но без надавливания соприкасается с верхушечной точкой головы, после чего определяют рост. Рост сидя грудного ребенка измеряется после прижатия подвижной планки к ягодицам ребенка. При этом его ноги перекидываются через планку.

Рост сидя старшего ребенка измеряется, когда он сидит на табурете, выпрямив спину и прижавшись к шкале областью крестца, спиной в межлопаточном промежутке и затылком. Его голова находится в том же положении, что и при измерении роста стоя, ноги должны быть согнуты в коленных суставах под прямым углом. Рост определяют с помощью подвижной планки по шкале для измерения роста сидя.

Массу тела определяют на специальных детских весах с максимально допустимой нагрузкой до 25 кг и точностью измерения до 10 г. Вначале взвешивают пеленку, затем при закрытом коромысле на весы и ранее взвешенную пеленку укладывают полностью раздетого ребенка таким образом, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ножки—на узкой. Если ребенок умеет сидеть, то его можно посадить на широкую часть весов, поместив ноги на узкой части. Взвешивающий стоит прямо перед коромыслом весов, правой рукой перемещая гири, а левой страхуя ребенка от падения. Показания снимают с той стороны гири, где имеется вырезка, нижняя гиря помещается только в имеющиеся на нижней шкале гнезда. После записи результатов гири ставят на ноль, коромысло закрывают и ребенка снимают с весов. Для определения массы тела ребенка из показаний весов необходимо вычесть массу пеленки. При измерении массы тела на электронных весах необходимо осторожно уложить ребёнка на платформу сначала ягодичками, затем плечиками и головой. Ножки следует придерживать. Через некоторое время на индикаторе высветится значение массы ребенка, слева от значения массы значок «О», обозначающий, что взвешивание за­кончено. Измерение массы детей 3 лет и старше проводится утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г.

Окружности измеряют с помощью сантиметровой ленты. Окружность головы определяют наложением ленты, проводя ее сзади по затылочной точке, а спереди — по надбровным дугам. Ленту накидывают в направлении от правой височной области до левой и результат определяют надо лбом. Окружность груди измеряют трижды при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха. Ребенок должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по среднегрудинной точке. У девочек в пубертатном периоде с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудной железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу. Окружность живота измеряют на уровне пупка, а при значительном увеличении его — в области максимального выпячивания Окружность плеча определяют дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки. Вначале руку ребенка в супинированном положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы, затем ребенка просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе — производят первое измерение, после этого, не снимая ленты, делают второе измерение — при свободно опущенной руке. Это измерение является основным, используемым при расчетах. По разности окружностей, измеренных в напряженном и расслабленном состояниях руки, можно судить о развитии двуглавой мышцы плеча. Окружность бедра измеряют при горизонтальном наложении сантиметровой ленты под ягодичной складкой. Ребенок при этом должен стоять, расставив ноги на ширину плеч. Окружность голени определяют в месте максимального объема икроножной мышцы.

Филиппинский тест. Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени. Пальцы руки при этом вытянуты в направлении ушной раковины. У ребенка старше 5 лет кончики пальцев достают до ушной раковины. Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости».

Для практики представляет особый интерес сочетанная оценка различных антропометрических признаков, а иногда и параллельная оценка данных антропометрических и данных физиологических исследований. С этой целью используют метод «профилей» или «соматограмм» (морфограмм), который представляет собой графическое изображение положения ряда признаков по отношению к средним величинам этих признаков, выраженное в сигмальных, центильных или балловых интервалах. Может использоваться и шкала отклонения в процентах. Для детей раннего возраста широко применяется профиль Мартина, который включает в себя линию, соединяющую точки сигмального отстояния или отклонения измеренных у ребенка величин от возрастно- половой средней арифметической. Для девочек препубертатного и пубертатного возраста используются морфограммы, включающие в себя, кроме длины тела и окружности груди, еще и сумму нескольких измерений таза. Такая морфограмма позволяет выявлять дисгармонию полового развития девочки - подростка и принимать соответствующие меры по диагностике и лечению.

Психомоторное развитие ребенка и его нервной системы

 

Моторная сфера плода и ребенка является одним из ярчайших феноменов возрастного развития. Моторная деятельность плода обеспечивает нормальное внутриутробное развитие и роды. Так, раздражение проприорецепторов и рецепторов кожи обеспечивает своевременное возникновение специфической «внутриутробной» позы, которая является позой наименьшего объема с минимальным внутренним давлением на стенки матки. Благодаря этому происходит донашивание беременности уже при достаточно крупных размерах плода. Лабиринтные двигательные рефлексы плода способствуют строгому удержанию положения, оптимального для будущих родов, т.е. головного предлежания. Наконец, целый ряд двигательных рефлексов, формирующихся внутриутробно (рефлекторные повороты головки, туловища, отталкивание ножками от дна матки), способствуют физиологическому течению родов. Эти процессы отражают спинальный уровень рефлекторной деятельности.

 

Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.

К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8-1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11-1/12, у ребенка 5 лет – 1/13-1/14, у взрослого – 1/40.

Нервная система новорожденного ребенка и ребенка раннего возраста имеет ряд морфологических особенностей, выражающихся в меньшей зрелости и дифференцировке ее по сравнению с другими системами. Только к концу первого полугодия мозг ребенка макроскопически приближается к мозгу взрослого человека. Нарастает и его масса. У новорожденного он составляет 360–370г, к 6 мес – около 600 г, к концу года – около 900 г.

У новорожденных малодифференцированая структура больших полушарий. Проводящие пути (кроме пирамидных) достаточно развиты, но пирамидные пути миелинизируются лишь в 5—6 мес.

Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.

Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.

Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3-5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7-10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.

Внутричерепные нервы миелинизируются к 3 мес, периферические — к 3 годам.

Вегетативная нервная система функционирует с самого рождения, обеспечивая поддержание сосудистого тонуса, адаптационно-трофические реакции и регуляцию деятельности внутренних органов. Однако регуляторные функции вегетативной нервной системы у детей первых месяцев жизни легко нарушаются при воздействии не адекватных возрасту внешнесредовых факторов.

 

Физиологические рефлексы новорожденного.

Особое значение в периоде новорожденности имеют, так называемые, основные безусловные рефлексы.

Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы).

Оральные сегментарные автоматизмы:

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен до кормления и слабо выражен у ребёнка сразу после кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

Хоботковый рефлекс

Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает

Спинальные двигательные автоматизмы:

Защитный рефлекс новорождённого

Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребёнка в сторону, он может задохнуться.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых

У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1 — 1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения — спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 — 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 — 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

Хватательный рефлекс

Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей — реакция ослаблена, у возбудимых — усилена. Рефлекс физиологичен до 3 — 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 — 5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 — 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Рефлекс Переса

Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

Рефлекс Моро

Вызывается различными и не различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки — 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение — II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 — 5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг.

Соответственно морфологическому строению ЦНС у детей имеется ряд особенностей функций нервной системы. Поскольку кора, пирамидные пути, стриарное (полосатое) тело к рождению ребенка недостаточно развиты, все жизненные функции регулируются у новорожденного промежуточным мозгом, главным образом, таламопаллидарной системой, т.е. подкоркой. С этим связаны характерные для новорожденного своеобразные, атетозоподобные движения, движения обхватывания и в дальнейшем ползание.

С последующим развитием нервной системы появляются статические и двигательные функции: держание головы, сидение, стояние, ходьба. По мере созревания коры движения ребенка становятся целеустремленными, произвольными (табл. 4).

На втором году дети ходят уверенно и пытаются преодолеть препятствия (лестницу, скат, горку). Складывают кубики, закрывают дверь, начинают играть с мячом. Наблюдаются большие успехи в развитии речи. К концу второго года словарный запас достигает более 200 и появляются первые речевые цепи.

Таблица 4

Схема развития статических функций и психомоторное развитие ребенка

Месяцы жизни Статические функции психомоторного развития
Первый     Второй     Третий     Четвертый   Пятый   Шестой   Седьмой   Восьмой   Девятый     Десятый     Одиннад- цатый   Двенад-цатый Движения ручек и ножек вначале бессмысленны и бесцельны (импульсивные движения). Наблюдаются также движения рефлекторные (сужение зрачков от действия света, глотание, чихание) и движения инстинктивные (сосание). К концу первого месяца в промежутки бодрствования ребенок двигает ножками и ручками, поворачивает голову, появляются координированные движения глаз, следит глазами за яркими предметами. Ребенок реагирует на взрослого, когда тот попадает в поле зрения, появляются первые попытки удержать рукам» предметы и первые лепечущие звуки. Делает произвольные движения головой, поворачиваясь в сторону звука, узнает предметы, которые часто видит, следит за ними глазами, улыбается. Активно хватает предметы, лежащие перед ним. В состоянии, находясь в вертикальном положении, держать голову» свободно ее двигать. Узнает близких. Берет протянутую игрушку. Может выпрямлять ноги и стоять при поддержке подмышки. Может самостоятельно и без поддержки сидеть. Становится на четвереньки. Занимается с игрушками. Хорошо ест из ложки, при виде пищи открывает рот. Начинает использовать как средство общения звук в комбинации с движением. Проявляет интерес к окружающему, возникают эмоции (испуг, радость). Ребенок начинает понимать речь взрослого. Многократно произносит различные, слоги. Пьет из чашки. Сидит без поддержки. Встает на ноги, держится за неподвижную опору. Пытается стоять без опоры. Встает на колени, ищет спрятанную поблизости игрушку. Интересуется своим отражением в зеркале, тянется к нему, улыбается. Переступает, держась за каталку. Понимает названия некоторых предметов и имена близких людей, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги. Выполняет несложные поручения. Он сосредоточенно играет: накладывает один предмет на другой. Реакция на звук в связи с содержанием и знанием значения звука. Делает первые самостоятельные шаги, приседает без опоры. Произносит 8—10 слов. Знает название некоторых окружающих предметов. Понимает запрещения.

 

 

Филогенетически древними являются вкусовой и обонятельный анализаторы. Их периферические рецепторы – вкусовые и обонятельные луковицы – у новорожденных развиты достаточно хорошо. Доношенные и даже недоношенные дети сразу после рождения реагируют на вкусовые раздражители и на многие запахи изменениями мимики, закрытием глаз, учащением дыхания и пульса, криком. Развитие этих анализаторов продолжается в раннем и дошкольном возрасте.

Слуховой анализатор анатомически и функционально сформирован к моменту рождения. Новорожденный ребенок на звуки реагирует вздрагиванием, изменением дыхания, пульсацией родничка, миганием, закрыванием глаз. Но отчетливая реакция на звук обнаруживается только в состоянии спокойного бодрствования ребенка, и почти не отмечается во время крика

Развитие второй сигнальной системы стало возможным на основе предшествующего развития первой сигнальной системы, т.е. накопления чувственного опыта, приобретенного ребенком на протяжении первого года жизни. Развитие речи — результат разно образной деятельности ребенка. (Таблица 4)

У новорожденного, как уже отмечалось, условные рефлексы осуществляются полностью первой сигнальной системой. Для этой начальной фазы развития высшей нервной деятельности человека характерно наличие временных связей. Это связи типа Н—Н («непосредственный раздражитель - непосредственная реакция»), как условно их принято обозначать по предложению А. Г. Иванова—Смоленского. Например, при подготовке ребенка к кормлению, когда мать готовится приложить ребенка к груди, он открывает ротик и сосредоточенно ищет грудь. Вздрагивает и мигает на резкий звук.

Начиная со второй половины первого года жизни, с периода овладения ребенком так называемой «пассивной» или «сенсорной» речью (т. е. когда ребенок начинает понимать речь окружающих), появляются первые условные реакции на словесные раздражители, т. е. закладывается начало совместной деятельности первой и второй сигнальных систем. На этой фазе развития высшей нервной деятельности человека к условным связям типа Н—Н прибавляются связи типа С—Н («словесный раздражитель — непосредственная реакция»). Например: на вопрос: «Где мама?» — ребенок сначала смотрит на маму, улыбается, позже показывает пальчиком или протягивает ручки. Вскоре показывает на наиболее полюбившиеся и знакомые игрушки; просьбы: «Дай собачку», «Возьми игрушку» — быстро выполняет.

После 8 мес у ребенка, благодаря подражательной деятельности и влиянию окружающих людей, появляются первые попытки произносить отдельные слова («мама, папа, баба» и т. п.) и членораздельные звуки. Таким образом, на этой фазе развития, до 1,5—2 лет, к первым двум типам временных связей прибавляются связи типа Н—С («непосредственный раздражитель — словесная реакция»). На втором году жизни у ребенка все более и более увеличивается запас слов, достигает 250—300. Слова объединяются в простые предложения из двух—трех слов: «хочу кушать», «пойдем гулять» и т. д. К концу третьего года запас слов увеличивается до 500—700. Поднимается на более высокий уровень развития вторая сигнальная система. Эта фаза развития высшей нервной деятельности характеризуется появлением связей между речевоспринимающим и речедвигательным отделами второй сигнальной системы, связей типа С—С («словесный раздражитель — словесная реакция») — на вопрос: «Девочка, как тебя зовут?» — отвечает: «Оля», «Сколько тебе лет?» — «Три года». Так постепенно вторая сигнальная система начинает играть ведущую роль, развивается способность к обобщению.

 

Таблица 4. Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей

 

Возраст Голосовые реакции
1-1,5мес Гуление: а-аа,е-ее и т.д.
2-3 мес Гуление: г-у, ш-и, бу-у, эы и т.п.
4 мес Свирель: аль-ле-е-лы-агы-аы ти т.п.
7-8,5 мес Лепет: произносит слоги (ба-ба, да-да-да и т.д.). модулированный лепет – повторяет слоги с разнообразными интонациями
8,5-9,5мес Слова: «мА-ма», «па-па», «ба-ба», «дя-дя», «те-тя», «ам-ам» и т.д.
9,5-18 мес Звукоподражательные слова: «ав-ав» («собака»), «тик-так» («часы»), «му-му» («корова») и т.д. Все существительные употребляются в именитель-ном падеже, в единственном числе.
18-20 мес Попытки связать два слова по фразу («Мама, дай!»). Усваивается повели-тельное наклонение глаголов («иди-иди!», «дай-дай! И т.д.), поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него большое значение.
20-22 мес Появляются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна). Словарь доходит до 300 слов.
22-24 мес Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы -23%, другие части речи – 14%. Союзов нет. От 18 до 24 месяцев - первый период вопросов «что это?»
3-й год Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам, пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже. Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года – соединительные союзы и местоимения.
4-5 лет Условная форма придаточных предложений. Длинные фразы. Монологи. Заключительная фраза в развитии языка. Второй период вопросов «почему?»

 

Импринтинг – механизм мгновенного запечатлевания, при котором первое впечатление определяет характер реагирования, влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма. Длительное время его роль в нервно-психическом развитии детей изучалась недостаточно.

Однако наблюдения показывают, что он имеет немаловажное значение в формировании нервно-психического развития и даже будущего поведения, предопределяя его на долгие годы.

Материнский уход за ребенком оказывается важным звеном в правильном социальном поведении его в дальнейшем. Поведение и характер ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной степени определяется вниманием тех людей, которые ухаживали за ним в раннем детстве. Дети, которые воспитывались родителями, как правило, более приспособлены к школьной жизни. Если же ребенка воспитывали бабушка или дедушка, такие дети хуже адаптируются к школе, у этих детей значительно хуже развиты координированные дв<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...