Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать)
Особенности развития ЭМП у детей дошкольного возраста
Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со второй половины второй младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать)
• Бережное отношение к наглядному материалу.
• Самостоятельная подготовка раздаточного материала к занятию.
• Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету.
• Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя.
Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать)
• Соблюдать дисциплину на занятии.
• Сидеть, сохраняя правильную осанку.
• Тихо вставать и садиться, подходить к доске.
• Поднимать руку, только когда знаешь ответ.
• Отвечать, только когда тебя спросят.
• Давать ответы четко, громко, адресуя всем детям.
• Внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не повторяясь (дети быстро учатся замечать чужие ошибки, необходимо это правильно использовать).
• Уметь внимательно слушать задание и осмысливать его.
• Выполнять задания самостоятельно после указания воспитателя.
• Владеть навыками работы с раздаточным и демонстрационным материалом и др.
Особенности развития количественных представлений у детей
Методические рекомендации к формированию количественных представлений в ДОУ
Дочисловая деятельность
Детей увлекают множества из одинаковых элементов
Сначала учим составлять множества из одинаковых элементов, затем из разных, потом из подмножеств
Не видят границы множества
Сначала ограничиваем рассматриваемое пространство или плоскость (подставками, карточками, круговыми жестами и др.), рассматриваем множества, расположенные в виде фигур (по кругу и др.), затем в свободной обстановке
Затрудняются в выделении отдельных элементов множества
Рассматриваем элементы множества, расположенные линейно. При составлении множества учим проговаривать: «один кубик, один кубик,...»
Замечают уменьшение множества, когда остаются два или один элемент
Сравниваем множества резко контрастные по количеству («много — мало»)
Трудно определяют «один» и «много» в свободной обстановке
Учим понятиям «один» и «много» сначала в подготовленной обстановке (в коробочках, на стульчиках и т. п.), затем в свободной обстановке
Детей увлекает сравнение множеств по количеству
Учим устанавливать правильно взаимно однозначные соответствия («один к одному»)
Легче сравнивают множества из одинаковых элементов
Начинаем обучение сравнению множеств из одинаковых элементов (различающихся, например, цветом), затем из разных, но связанных логически («зайцы — морковки» и т. п.)
Раскладывают предметы обеими руками, от середины к краям, от края к середине, справа налево и пр.
Учим раскладывать предметы ведущей рукой слева направо, беря по одному предмету
Наблюдается тенденция к уравниванию множеств по количеству
Сначала рассматриваем равночисленные множества («поровну», «столько—сколько», «одинаково»), затем неравночисленные («больше — меньше»), потом учим их уравнивать по количеству («как сделать поровну?»)
При сравнении двух множеств по количеству предпочитают способ наложения
Начинаем обучение сравнению множеств по количеству со способа наложения, затем учим приложению
При сравнении множеств путем приложения дети заполняют интервалы между предметами, обкладывают со всех сторон, подкладывают один предмет под другой и пр.
Сначала показываем образец действий на вертикальной плоскости. Разъясняем смысл слов «наложить», «приложить», «подложить». Учим выкладывать и проговаривать: «один цветок—одна бабочка, один цветок—одна бабочка,...». Раздаточные карточки сначала можно разделить на квадраты, затем на полосы, потом переходим к работе на столе
СЧЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Легче считают предметы в линейном расположении
Начинаем обучение со счета одинаковых предметов, расположенных в ряд горизонтально, затем вертикально, наискосок, потом по кругу, хаотично (как усложнение)
Не соотносят слова-числительные с элементами множества, считают свои движения, а не предметы и пр.
Учим называть число с одновременным прикасанием к предмету, показывая образец выполнения
Не понимают значение итогового числа («безытоговый счет»)
Вводим обобщающий жест и объясняем, что последнее число обозначает, сколько всего предметов
Наблюдается взаимозаменяемость двух чисел (например: 3 и 4,7 и 8)
Применяем наглядность на нескольких примерах и упражняемся в сравнении
Восприятие величины мешает восприятию количества (феномен Пиаже)
Упражняем в сравнении множеств предметов разной величины по количеству и обсуждаем это
Тяжело воспринимается независимость количества от расстояния между предметами и их пространственного расположения
Упражняем в сравнении по количеству множеств предметов, расположенных на разном расстоянии (далеко — близко), в разной конфигурации (в ряд, по кругу и др.) и обсуждаем это
Трудно дается счет на слух, на ощупь, счет движений
Вводим упражнения в счете на слух, на ощупь, в счете движений только после усвоения счета предметов
Путают количественные и порядковые числительные
Мотивируем применение тех или иных числительных, учим различать вопросы «сколько?» и «который?»
Не используют счет для сравнения множеств по количеству, предпочитая способы наложения и приложения
Учим связям между числами, затем сравнению множеств на основе счета. Взаимно обратные отношения рассматриваем одновременно (больше — меньше)
Вычислительная деятельность
Дети могут не понимать связей между числами
Учим сначала образованию соседних чисел друг из друга (л ± 1), затем их отношениям («больше на 1», «меньше на 1») на наглядной основе
При выполнении вычислений предпочитают способ присчитывания по единице и отсчитывания по единице
После освоения состава числа из единиц изучаем состав чисел из двух меньших. Добиваемся запоминания «таблицы сложения» при многократных упражнениях с наглядным материалом и потребности его использования при решении задач
Воспринимают арифметические задачи как рассказ или загадку
Проводим специальное обучение составлению м решению арифметических задач, начиная с ее структуры (условие, вопрос)
Затрудняются в письме цифр
Сначала используем цифровые карточки, запись цифр вводим только при достаточно развитой моторике (в подготовительной группе)
Не различают понятия «количество», «число», «цифра»
Сначала идет работа с количественной характеристикой множества, затем с числами, но на наглядной основе. Понятие «цифра» (знак для записи числа) доступно старшим дошкольникам, в более младшем возрасте возможно только запоминание образа
Затрудняются в использовании знаков +, -, =, <, >
Лучше вводить знаки на карточках в процессе решения арифметических задач на наглядной основе
Соотносят единицу только с отдельным элементом
Необходимо научить детей считать группами (для усвоения в будущем десятичной системы счисления)
Особенности развития представлений о величинах у детей
Методические рекомендации по формированию представлений о величинах в ДОУ
Трудно воспринимают сущность величины
Сначала рассматриваем предметы резко контрастные по величине (в 3—4 раза) и одинаковые по всем другим признакам (цвет, форма,...). Одну величину изучаем на большом разнообразии наглядного материала. Даем упражнения на классификацию предметов по размерам
Легче воспринимают размеры предмета, находящегося близко, чем на расстоянии
Сначала сравниваем предметы, находящиеся непосредственно перед ребенком или у него в руках, потом на расстоянии, затем по памяти и воображению
Легче воспринимают сравнение контрастных величин
Чем младше дети, тем более контрастные по величине предметы даем на сравнение: сначала — неравные, затем — равные по величине
Дети младшего возраста испытывают интерес к крупным предметам, а старшего — к мелким
С младшими дошкольниками рассматриваем крупные предметы, затем постепенно уменьшаем размеры раздаточного материала
Детям свойственно закрепление признака величины за конкретным предметом: «маленький мяч», «большой
мишка»
Показываем одинаковые предметы разной величины: «Мишки бывают большие, средние, маленькие...». Раскрываем относительный характер величины: «Мишка больше зайца, но меньше слона»
Дети не соотносят размеры предметов с размерами своего тела, игнорируют этот признак
Обсуждаем проблему, показывая способы сравнения размеров приложением (прикладыванием) и наложением (примериванием)
«Феномен Пиаже» — восприятию величины мешают другие признаки (цвет, форма)
Проводим большую работу по сравнению предметов по величине, количеству, форме. Практически знакомим со способами сравнения размеров (приложением и наложением). Даем специальные упражнения на развитие глазомера
Легче дается сравнение размеров плоских предметов, чем объемных
Только когда усвоится плоскостное сравнение, переходим к объемным предметам
Трудно выделяют в одном предмете разные параметры величины
Сначала рассматриваем предметы с ярко выраженным одним параметром, а затем объясняем, что предмет можно характеризовать по нескольким параметрам: «Ленты одинаковые по длине, но разные по ширине». Сравниваем предметы сначала по одному параметру, потом — по двум, затем — по трем: «Дом большой, так как он длинный, широкий, высокий»
Не соблюдают пропорции в рисунках
Тренируем в изображении предметов разной величины и обговариваем соответствие их размеров
Особенности развития представлений о форме и геометрических фигурах у детей
Методические рекомендации по формированию представлений о форме и геометрических фигурах в ДОУ
Самостоятельно не могут выделить форму как пространственный признак предмета
По возможности раньше обучаем детей способам обследования формы предметов и называнию ее словом
Для полноты образа необходимо участие нескольких анализаторов
При обследовании формы предметов и моделей геометрических фигур используем несколько анализаторов: осязательный, двигательный, зрительный
Опредмечивание геометрические фигуры
Рассматриваем большое разнообразие предметов одной формы, различающихся другими признаками (цветом, размером и др.), выделяем их общее свойство (форму) и обозначаем ее словом, показывая модель геометрической фигуры
Младшие дошкольники легче воспринимают объемные формы
С младшими дошкольниками начинаем работу по ознакомлению с кубом, шаром, цилиндром и др. еще в 1 младшей группе в процессе игр со строительным материалом и конструкторами. Затем знакомим с плоскими фигурами на крупных моделях
У старших дошкольников тяга к мелким предметам
По мере развития переходим к мелкому раздаточному материалу (моделям геометрических фигур плоских и объемных)
Легче воспринимают геометрические фигуры в сравнении
Изучаем геометрические фигуры в сравнении: «У квадрата есть углы и стороны, у круга нет углов и сторон»
Путают объемные и плоские формы (круг и шар, куб и квадрат и др.)
После изучения объемных и плоских фигур проводим сравнение и аналогии (изображение объемных предметов и фигур на плоскости)
Не могут обобщить малознакомые предметы по форме
Знакомим с геометрическими фигурами, учим называть и различать их независимо от цвета и размера, классифицировать по разным признакам (цвету, форме, размеру) модели геометрических фигур и предметы
Свободно различают контрастные по форме фигуры (круг и квадрат), но затрудняются в тонком анализе (квадрат, ромб, прямоугольник, четырехугольник)
Учим называть и показывать элементы фигур (углы, стороны), выделять существенные свойства фигур, проводя сравнения и обобщения
Особенности развития пространственных ориентировок у детей
Методические рекомендации по формированию пространственных ориентировок в ДОУ
Без ориентации на своем теле невозможна ориентировка относительно себя
Сначала учим называть и показывать части тела, затем ориентироваться на нем (что где находится), потом даем другие виды ориентировок
Трудно воспринимаются отношения «право - лево», правосторонние и левосторонние части тела
Обращаем внимание на преимущественные функции правой и левой руки и постоянно тренируем в их названии. (Правой – держим ложку, карандаш; левой – хлеб, придерживаем лист бумаги. С леворукими необходима индивидуальная работа). Левосторонние и правосторонние части тела связываем с соответствующей рукой.
Легче ориентируются в замкнутом небольшом пространстве или на ограниченной плоскости
Вначале рассматриваемое пространство или плоскость искусственно ограничиваем, затем постепенно расширяем обзор
Труднее ориентируются в движении, чем в статичном положении
Сначала учим ориентироваться в неподвижном положении, ориентировку в движении даем как усложнение, по этапам
Не видят клетки и линии на листе бумаги, что затрудняет ориентировку в клеточном и строчечном микропространстве
Вначале даются специальные упражнения для различения клеток и строк и только затем проводится основная работа, связанная с ориентировкой на листе бумаги в клетку
Особенности развития временных представлений у детей
Методические рекомендации по формированию временных представлений в ДОУ
Временные понятия связываются с конкретной деятельностью
Обучение временным понятиям идет не только на занятиях, но и во время режимных процессов. (Например, утром: просыпаются, умываются, делают зарядку, идут в сад. «Доброе утро!»)
Понятия неточного времени могут формироваться только на собственном опыте ребенка
По мере увеличения опыта ребенка, временные представления расширяются, углубляются, уточняются. Даются в такой последовательности: части суток -> сутки -> вчера, сегодня, завтра -» дни недели -> времена года -> месяцы
Трудности усвоения временных понятий заключаются в отсутствии наглядности
Необходимо создавать модели для наглядности временных понятий и связывать промежутки времени с определенной деятельностью детей и взрослых, природными явлениями и др.: «части суток» -> с режимными процессами и явлениями природы; «вчера, сегодня, завтра» -> с сеткой занятий; «дни недели» -> с порядковым счетом, цветами радуги; «времена года» -> с природными явлениями; «месяцы» -» с праздниками