Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы и алгоритмы консультирования

Е. В. Емельянова

Кризис

В созависимых

Отношениях.

Принципы и алгоритмы консультирования

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2004

ВСТУПЛЕНИЕ.

Запрос на изменение члена семьи. Что с этим делать?..............................9

Немного благодарностей....................................................................13

ЧАСТЬ 1. СОЗАВИСИМОСТЬ И СЕМЬЯ.........................................................15

ГЛАВА 1. Эмоциональная созависимость.............................................................17

ГЛАВА 2. Взаимодействие психологических территорий......................................19

ГЛАВА 3. О глубинной сущности созависимости..................................................23

ГЛАВА 4. Формы созависимых отношений...........................................................26

ГЛАВА 5. Психологические портреты людей, создающих созависимые

отношения........................................................................................31

Портрет человека с комплексом самоуничижения...........................31

Портрет человека с комплексом мученичества.................................37

Портрет человека с садистскими наклонностями.............................46

Портрет человека с комплексом нарциссизма..................................58

Портрет человека с ненасытной жаждой любви................................64

Дети, выросшие в семье с созависимыми отношениями..................68

ГЛАВА 6.

Злокачественная созависимость...........................................................70

Наркотическая созависимость...........................................................70

Треугольник «спасательства».........................................................71

Созависимость с сектой......................................................................73

ГЛАВА 7. Зрелые отношения любви и зрелая забота............................................79

ЧАСТЬ 2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ

РАБОТА С СОЗАВИСИМЫМИ КЛИЕНТАМИ...........................87

Оглавление

ГЛАВА 1. Определение границ консультирования.................................................89

ГЛАВА 2. Условия успешности консультативного сопровождения созависимых

клиентов...........................................................................................93

Степень разделения ответственности за решение проблемы...........93

Степень готовности решать свою часть проблемы..........................106

Степень глубины и жесткость причин, создавших условия для

развития зависимости..................................................................117

Степень развития злокачественной созависимости и особенности

работы психолога на различных стадиях....................................120

1. Социальная стадия...................................................................123

2. Психическая зависимость........................................................125

3. Физическая зависимость..........................................................126

4. Необратимая степень зависимости.........................................127

ГЛАВА 3.

Информационный уровень консультирования.....................................128

Общие направления профилактики возникновения

наркозависимости........................................................................132

ГЛАВА 4.

Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса.............134

Кризис и кризисная интервенция....................................................134

Сущность кризиса.............................................................................136

Стадии кризиса..................................................................................137

Кризисная интервенция...................................................................138

Этап 1. Установление контакта....................................................139

Этап 2. Сбор информации...........................................................139

Этап 3. Формулирование проблемы............................................140

Этап 4. Исследование возможностей..........................................141

Этап 5. Поиск альтернатив..........................................................141

Этап 6. Контракт..........................................................................142

Этап 7. Заключительный..............................................................143

Методы снижения кризисного напряжения....................................144

Релаксационная визуализация....................................................144

Трансформация образа (метод В. Стюарт) в сочетании

с фокусированием (метод Ю. Джендлина).............................145

Метод двойной диссоциации (НЛП)..........................................146

Сопровождение клиентов при переживании утраты.......................147

Клиническое описание острого горя..........................................148

Оглавление

Процесс скорби (Модель Э. Кюблер-Росс)................................149

1. Отрицание............................................................................150

2. Озлобленность.....................................................................150

3. Компромисс.........................................................................150

4. Депрессия.............................................................................151

5. Адаптация: развитие новой идентичности.........................151

Осложненное горе........................................................................154

Отсрочка реакции....................................................................154

Отсутствие скорбных чувств и появление соматических

заболеваний........................................................................154

Горе с искаженными реакциями.............................................155

Если работа горя не идет..............................................................155

ГЛАВА 5.

Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора..................159

Вездесущность выбора и решения....................................................159

Этапы развития проблемы................................................................161

Общая схема консультативного сопровождения при принятии

решения. Этапы решения проблемы..........................................164

Знакомство, установление контакта...........................................164

Сбор информации, исследование проблемы..............................165

Основные условия исследования проблемы...............................171

Целеполагание..............................................................................173

Консультирование клиента, который не знает,

чего он хочет.......................................................................182

Консультирование клиента, который предъявляет

неприемлемые цели...........................................................187

Выработка решений.....................................................................188

Проверка решений.......................................................................191

Обобщение....................................................................................194

Решение и выбор в ситуации фрустрации.......................................198

Когнитивное информационное искажение...........................200

Суррогатный заменитель........................................................200

Делегирование решения..........................................................201

Уход в заболевание..................................................................201

Уход в беспомощность и вину.................................................201

Блокирование желаний...........................................................202

Методы активации решения............................................................205

Техники краткосрочной позитивной психотерапии...................205

«Волшебная палочка»..............................................................205

«Маленькие кирпичики большой стены»..............................205

Оглавление

«Линия проблемы»..................................................................205

«Ступени достижений»...........................................................206

«Нить Ариадны»......................................................................206

«Проверка будущим»...............................................................207

«Чувство динамики»................................................................207

«Незамеченный ресурс»..........................................................207

«Сплетня о проблеме».............................................................207

«Театр в табакерке»..................................................................208

«Проблема как друг»................................................................208

«Совет другу»...........................................................................208

«Вторая сторона медали»........................................................208

«Использование случайности»................................................208

Изменение ошибочных установок

(когнитивный подход).............................................................209

Блокировка «Я вообще невезучий. Мне никогда не везет»... 209 Блокировка «В детстве я находился в таких условиях, что сейчас я стал слабым и беспомощным» =

«Такой уж у меня характер»...............................................210

Блокировка «Я не виноват в возникновении проблемы,

поэтому и решать ее должен кто-нибудь, но не я»............210

Блокировка «Я не могу принимать решения, потому что я могу чего-то не знать. Вы специалист, вот и

предоставьте мне готовые рекомендации»........................211

Блокировка «Я не имею права ошибаться» = «Я должен

быть всегда прав»................................................................211

Развенчание долженствований...............................................212

Упражнение для развития гибкости восприятия

и оценивания......................................................................217

Блокировка «Я не должен слишком напрягаться для того, чтобы получать то, что хочу, — даже зная, что это принесет мне пользу. Работать для своего собственного счастья слишком тяжело. Я хочу получить его

немедленно и без усилий»..................................................226

Нерациональный путь решения проблемы......................................229

Метафора......................................................................................230

Фокусирование.............................................................................234

Визуализация проблемы..............................................................237

Образы и решение........................................................................241

Принцип конфронтации.........................................................241

Принцип трансформации.......................................................242

Принцип кормления...............................................................242

Оглавление

Принцип примирения.............................................................243

ГЛАВА 6.

Уровень получения коммуникативных навыков и умений....................246

Вопрос о возможности влияния на члена семьи.............................246

Алгоритм ситуационного анализа....................................................251

Фаза выявления............................................................................251

Фаза исправления........................................................................253

Модели оптимального поведения с наркозависимым....................254

Обсуждение вопроса о возможности насилия над наркоманом.....258

ГЛАВА 7.

Психотерапия созависимости.............................................................260

Психологическое консультирование и немедицинская

психотерапия: понятие и границы..........................................260

Опустошенное «Я» и сущность психотерапии.................................264

Специфические реакции контрпереноса при работе

с созависимыми............................................................................271

Тестирование консультанта клиентом........................................280

Тестирование пассивной позицией........................................281

Тестирование со сменой пассивной позиции

на активную........................................................................283

Если консультант не проходит тесты клиента........................286

Бессознательная зависимость клиента...................................287

Расшифровка переноса................................................................289

Контрпереносные реакции консультанта...................................291

Психотерапевтический контейнер как условие безопасности

клиента..........................................................................................296

Сопротивление изменениям.............................................................298

Сущность сопротивления............................................................298

Проявления сопротивления........................................................302

Что делать с сопротивлением клиента?......................................303

Отслеживание..........................................................................304

Разъяснение эффектов сопротивления..................................304

Разъяснение неслучайности....................................................305

Демонстрация альтернатив.....................................................305

Разъяснение функций сопротивления...................................306

Освобождение и перемещение...............................................306

Пентаграмма психотерапии созависимости....................................308

Краткий обзор содержания и возможных методов работы

в полюсах пентаграммы..............................................................314

Тело...............................................................................................320

Оглавление

Экзистенциальные позиции........................................................323

Аффективный полюс...................................................................326

Межличностные отношения.......................................................329

Субличности в структуре Я — Сверх-Я.......................................330

Работа с Внутренним Ребенком — «Воспитание любовью».... 331

Работа с Внутренним Критиком — «Советчик вместо

тирана»................................................................................333

 

Работа с амбивалентными состояниями как с субличност­ным конфликтом................................................................334

Тренинг удовольствия.............................................................334

Работа с субличностью «Жертва»............................................335

Актуализация собственного позитивного опыта, возвращение заброшенных интересов и целей.......................................336

ГЛАВА 8. Использование психологических упражнений в индивидуальном

консультативном сопровождении созависимых клиентов..............337

Терапия — упражнения — тренинг...................................................337

Методические основы разработки ИПТ..........................................341

Разработка ИПТ...........................................................................341

Методы проведения ИПТ............................................................348

Опробирование ИПТ...................................................................350

ПРИЛОЖЕНИЕ. Жесткая любовь. Методика сопровождения созависимых,

разработанная английской организацией «Родители наркоманов».. 352

Чувство вины.....................................................................................352

Гнев.....................................................................................................353

Вредящая защита своего ребенка.....................................................353

Награды за плохое поведение...........................................................353

Уходит любовь...................................................................................354

Нужна жесткая любовь......................................................................354

12 шагов жесткой любви...................................................................355

Литература.........................................................................................366

Вступление.

ЗАПРОС НА ИЗМЕНЕНИЕ

ЧЛЕНА СЕМЬИ.

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

В практике любого консультирующего психолога нередки обраще­ния, когда кто-то из супругов (чаще жена) или родители просят о по­мощи в «исправлении» своего дорогого и любимого, но совершенно отбившегося от рук домочадца. Они описывают ужасы семейной жиз­ни, перечисляют многочисленные «меры воздействия», уже испробо­ванные ими и не давшие никакого результата. И их основной запрос можно сформулировать следующим образом: «Помогите сделать его (ее) хорошим (а именно: таким, каким он меня будет устраивать), и все остальные проблемы разрешатся сами собой».

Такие клиенты, как правило, считают себя вполне благополучны­ми. Мысль о том, что им самим необходима психологическая помощь, почти всегда кажется абсурдной. Они готовы отдать все имеющиеся средства и силы, чтобы изменить неудобного члена семьи. Но един­ственное, к чему они совершенно не готовы, — это к работе над собой и сложившимися взаимоотношениями.

Предложение пройти курс супружеской или семейной психотера­пии, к сожалению, чаще всего отвергается. Объяснения отказов весь­ма стереотипны: «Он (она) не пойдет, потому что:

• ему (ей) некогда,

• считает всю эту психологию ерундой,

• не верит, что это поможет,

• не считает, что у него есть проблемы,

• будет злиться, что я «выношу сор из избы».

Затем идет контрпредложение: «Научите меня, как на него (нее) повлиять, и я все сделаю, как вы скажете». Бывают и более жесткие требования: «Я приведу его (ее) к вам, и вы повлияйте на него (нее) так-то и так-то».

Конечно, подобные запросы заведомо невыполнимы и проти­воречат этике психологической помощи. Но практически во всех

Вступление

подобных случаях перед психологом находится действительно глу­боко несчастный человек, исстрадавшийся, иногда плачущий и дей­ствительно нуждающийся в помощи. Он абсолютно неграмотен в психологических вопросах, а из журнальных и газетных статеек вынес представление о том, что психолог, познакомившись с про­блемой, способен предложить целый список готовых советов напо­добие рецептов. Другой, не менее распространенный вариант — специалист наделен волшебными свойствами: «повоздействовал», и все проблемы исчезли.

Что же делать? Отказать, объяснив, что возможны только совмест­ные изменения? Но «проблемный» член семьи часто действительно ведет отнюдь не конструктивный образ жизни, совершенно не желая ни считаться с остальными, ни меняться. Да и обратившийся, в луч­шем случае, обвинит вас в бездушии, черствости и непрофессиона­лизме и пойдет кочевать от специалиста к специалисту, а в худшем — останется наедине со своим отчаянием, окунется в депрессию или про­должит свои попытки по исправлению другого, меняя просто неэф­фективные методы на деструктивные. К тому же, вряд ли такой чело­век когда-нибудь еще решится обратиться к психологу.

Согласиться и начать раздавать рекомендации по манипулирова­нию близкими людьми? А как же профессиональная этика? Да и дело-то заранее провальное, поскольку никто не станет меняться против своей воли, разве только под воздействием жестокого насилия.

А может быть, здесь уместны более тонкие шаги, более гибкое по­ведение психолога? Возможно ли индивидуальное консультирование одного из членов семьи по вопросам семейных или супружеских от­ношений, и если да, то насколько оно будет эффективным? Что будет происходить с семьей в результате такого консультативного сопровож­дения?

Ответов на последний вопрос может быть только три:

1) все останется по-прежнему;

2) семья развалится, так как один член семьи, изменившись в ре­зультате общения с психологом, разрушит всю семейную систе­му и примет самостоятельное решение, что больше не в силах поддерживать отношения, которые его не устраивают;

3) отношения в семье улучшатся, так как консультирующийся член семьи будет постепенно менять свои требования, свои реакции на поведение других домочадцев; его поведение станет более осознанным, более терпимым, в нем будет больше стремления к пониманию и меньше желания властвовать, контролировать, доминировать.

Можем ли мы заранее спрогнозировать, какой из трех результатов мы получим? Конечно, нет. Но мы можем предложить человеку ра­зобраться в его семейных или супружеских отношениях, чтобы понять, в каком направлении и что именно необходимо предпринимать, что­бы разрешить существующие проблемы. Обычно на такое предложе­ние соглашаются все. А затем уже, в процессе анализа, консультанту необходимо постепенно и доброжелательно, но все более настойчиво обращать внимание на роль самого консультирующегося в возникно­вении и развитии сложившихся отношений.

А дальше ситуация снова распадается на несколько векторов. Че­ловек, даже не вполне еще осознавший, а скорее, почувствовавший, что без собственных изменений ему не обойтись, может:

1) прервать контакты с психологом, поскольку не готов к измене­ниям;

2) продолжать упорно стремиться изменить другого;

3) захотеть освоить более конструктивные модели поведения, не касаясь более глубоких психологических слоев, таких как сце­нарное взаимодействие, защиты, страхи и т. п.;

4) принять решение проанализировать и осознать глубинные мо­тивы своих поступков, стремлений и реакций и проявить готов­ность к серьезным изменениям.

Конечно, последний вариант всегда больше нравится психологам, поскольку дает возможность для серьезного, творческого и благодатно­го психотерапевтического взаимодействия. Но именно в этом случае наиболее остро встает необходимость предупредить клиента, что реше­ние изменить супружеские или семейные взаимоотношения в индиви­дуальном порядке может привести к самым разным последствиям.

Третий вариант тоже небезнадежен, поскольку конструктивные на­выки коммуникации сами по себе могут принести пользу в смягчении семейных отношений.

А вот второй возвращает к исходной позиции, чем чрезвычайно раз­дражает консультантов и ведет их к эмоциональному выгоранию. Впро­чем, первый вариант также не способствует профессиональному удов­летворению. Кроме того, если первый и второй варианты встречаются довольно часто, то четвертый — самый желанный — к сожалению, зна­чительно реже.

Что же происходит? Почему люди, обратившиеся за помощью, из­бегают вполне реального и, пожалуй, наиболее эффективного спосо­ба улучшить качество своей жизни? И здесь можно выделить несколь­ко причин.

Во-первых, менять себя вообще тяжело, а тем более, когда речь идет практически об изменении всего стиля жизни.

Во-вторых, для того, чтобы перейти от позиции «изменить друго­го» к позиции «изменить себя», требуется много времени, и сам по себе этот шаг — уже большая терапевтическая победа, поскольку, чтобы сделать его, человеку нужно взять на себя ответственность за свою жизнь и отказаться от мифа о всемогуществе — мифа, который защи­щает от экзистенциальной тревоги.

В-третьих, психологи слишком нетерпеливо и слишком настойчи­во призывают человека к изменениям. По сути, они делают то же са­мое, что и обратившийся за помощью в изменении другого, и встреча­ют аналогичное сопротивление.

В-четвертых, люди, которые ради «хороших» отношений стремят­ся изменить другого, как правило, строят созависимые отношения, и самостоятельность, отдельность и уникальность личности, незави­симость и суверенитет психологической территории — для них кате­гории непонятные, неизведанные, но по интуитивному ощущению опасные.

В-пятых, «созависимые» люди — это всегда «трудные» клиенты, по­скольку и с психологом они стремятся создать созависимые отноше­ния, часто манипулируют им, делая это осознанно или неосознанно. При этом они чрезвычайно ранимы и болезненно зависимы от мне­ния консультанта, любое неосторожное слово может быть воспринято ими как осуждение или обвинение, истолковано как враждебность по отношению к себе и послужить причиной разрыва отношений с пси­хологом.

И, наконец, сами консультанты нередко переживают весьма не­приятные реакции контрпереноса, общаясь с созависимыми клиен­тами. Раздражение, нетерпение, скука, чувство беспомощности зас­тавляют их сворачивать консультативный процесс и стремиться из­бавиться от набившего оскомину клиента. Либо, наоборот, они впадают в излишнее сострадание и ввязываются в бесперспективные и эмоционально тяжелые отношения, отягощенные неведомо отку­да взявшимся чувством сверхответственности за дальнейшую судьбу клиента. Разумеется, через некоторое время такие отношения хочет­ся разорвать.

Так что причин для неудач действительно много. Однако если мы будем перечислять только то, что мешает нам, мы почувствуем себя беспомощными и, пожалуй, впадем в депрессию. Более оптимистич­ным представляется иначе поставленный вопрос: что мы можем сде­лать в таких обстоятельствах?

Ответу на этот вопрос и посвящена данная книга. В ней я постара­лась:

• систематизировать самые распространенные формы созави-симых отношений, рассматривая их не столько с научной, сколько с практической точки зрения;

• выстроить в некий алгоритм возможную систему консульта­тивного сопровождения созависимых клиентов, который по­может заодно сориентироваться в необходимом профессио­нальном «комплекте» навыков и умений, необходимых для работы;

• детально рассмотреть базисные, ключевые моменты кон­сультативного сопровождения клиентов с привлечением ана­лиза консультативных диалогов в качестве иллюстрации к ме­тодическому материалу.

НЕМНОГО БЛАГОДАРНОСТЕЙ

Прежде всего, я благодарна своим «трудным» клиентам, которые позволили мне получить богатый профессиональный опыт и, как лак­мусовая бумажка, проявили мои собственные проблемы, которые, став доступными сознанию, обрели возможность их разрешения.

Я благодарна моим коллегам, которые обращались ко мне за су-первизорской помощью при работе с созависимыми клиентами. Ана­лиз их консультаций помог мне систематизировать и мой собствен­ный опыт.

Я благодарна директору издательства «Речь», Леониду Янковско­му, который поверил в то, что эта книга будет полезна многим кон­сультирующим психологам, и взял на себя риск ее издания, а мне при­дал веры в собственные возможности.

 

Глава 1.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОЗАВИСИМОСТЬ

Традиционно созависимость в семье понимается как зависимость супруга, детей или родителей от члена семьи, пристрастившегося к нар­котикам или алкоголю (которого называют зависимым). Однако это только частный случай созависимых отношений. В широком смысле слова, созависимость — это эмоциональная зависимость одного чело­века от значимого для него Другого.

Исходя из последнего определения, мы можем сделать вывод, что любые значимые отношения рождают определенную долю эмоцио­нальной созависимости, поскольку, впуская в свою жизнь близких людей, мы обязательно реагируем на их эмоциональное состояние, так или иначе приспосабливаемся к их образу жизни, вкусам, привычкам, потребностям. И это действительно так. Однако в так называемых «здо­ровых», или зрелых, отношениях всегда остается достаточно большое пространство для удовлетворения своих собственных потребностей, для достижения собственных целей и индивидуального роста личнос­ти, которая, как известно, сохраняет здоровье и жизнеспособность исключительно в процессе развития.

В отношениях же, которые мы называем созависимыми, простран­ства для свободного развития личности практически не остается. Жизнь человека полностью поглощена значимым Другим. И в таких случаях он живет не своей, а Его жизнью. Созависимый человек пере­стает отличать собственные потребности и цели от целей и потребно­стей любимого. У него нет собственного развития: его мысли, чувства, поступки, способы взаимодействия и решения двигаются по замкну­тому кругу, циклично и неотвратимо возвращая человека к повторе­нию одних и тех же ошибок, проблем и неудач.

Выражаясь схематично, психологическая территория одного чело­века, поглощенная психологической территорией другого, практичес­ки прекращает свое суверенное существование. Вот почему на вопро­сы психолога созависимым клиентам «Что вы хотите иметь вместо дан­ной ситуации?», «Что для вас важно в ваших отношениях?» они отвечают: «Я хочу, чтобы он приходил домой вовремя», «Я хочу, чтобы она перестала раздражаться по пустякам», «Мне важно, чтобы он был внимательнее к нашим детям» и т. п.

Приведенная ниже схема (рис. 1) наглядно показывает взаимодей­ствие психологических территорий в различных отношениях.

Рис. 1. Взаимодействие психологических территорий (степень взаимного поглощения)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

При взаимодействии людей друг с другом их психологические тер­ритории (или границы территорий) приходят в соприкосновение: они могут пересекаться, подвергаться оккупации, уважаться или насиль­ственно ограничиваться.

Психологическая территория, как мы здесь будем ее понимать, — это сочетание нескольких факторов:

• система представлений о себе (какой Я, что во мне хорошо и что плохо, какими качествами Я обладаю, оценка своей вне­шности и т. д.);

• представления о своем месте в мире, социуме;

• система правил и принципов, по которым строится взаимо­действие с социальной средой;

• способы и стиль взаимодействия с другими людьми;

• потребности, желания, стремления, цели и представление о способах их достижения;

• система экзистенциальных установок, касающихся смысла жизни и смысла происходящих событий, ответственности и вины, любви и одиночества, зависимости и свободы, соб­ственной возможности (или невозможности) принимать ре­шения и делать выбор, творчества и ограничивающих должен­ствований;

• представление о собственных возможностях;

• право создавать идеи и выбирать способ их реализации;

• обладание некоторой физической территорией, то есть вещами, предметами, объектами, которые именуются словом «мой» (на­пример, стол, диван, комната, дом, одежда, рабочее место и т. д.).

Психологические территории разных людей могут являться в той или иной степени устойчивым образованием и иметь более или менее жесткие границы, нарушение которых всегда вызывает негативную реакцию — от легкого дискомфорта до болезненных переживаний. Такая реакция, в свою очередь, может стимулировать возникновение самых разнообразных форм защиты, вплоть до ответной агрессии. В любом случае, собственные границы всегда стремятся сохранить, за­щитить, отстоять.

Нарушением границ психологической территории мы будем называть воздействие одного человека на другого с той или иной степенью насиль-ственности (то есть без получения согласия) с целью изменить по своему усмотрению принадлежащую человеку систему представлений о себе, сво­их возможностях, ресурсах и своем месте в мире, заставить изменить пра­вила и принципы, навязать чуждые цели и способы их достижения и т. д., а также самовольное использование и присвоение физической террито­рии другого человека или его предметов физического мира.

Под оккупацией психологической территории другого человека мы будем иметь в виду то же воздействие, что и при нарушении границ, но осуществляемое во всех сферах жизни человека и с гораздо боль­шей степенью интенсивности.

Прежде чем перейти к исследованию взаимодействия психологи­ческих территорий взрослых людей, рассмотрим общую схему разви­тия психологической территории ребенка в родительской семье.

Эмбрион

Нет своей психологической территории. Полное включение в материнс­кое тело и состояние. Ответственность за развитие и вся инициатива лежит на матери. Полная зависимость от материнского организма

Грудной период, младенчество (0-1 год)

Тело отделилось, но сохраняется абсолютная зависимость физического и психологического развития от матери. Ответственность за это развитие це­ликом лежит на

Раннее детство (1 -3 года)

Уже появились самостоятельные желания, выражено стремление к по­знанию, потребность в освоении различных навыков чрезвычайно велика. У ре­бенка начинает развиваться воля. Ответственность за развитие и жизнь ре­бенка лежит на матери, но он уже может активно выражать свои потребности и даже требовать их удовлетворения. Подавление инициативы и самостоя­тельности, сверхконтроль или излишняя опека в этом возрасте обусловлива­ют развитие невроза характера

Детство (3-6 лет)

Появляется свое «Я», свои вещи, понимание того, что является «моим»; ребенок демонстрирует стремление к познанию, развитию, изучению собствен­ных возможностей; отличается специфическими особенностями оригиналь­ного мышления, пока не ограниченного нормами и предписаниями. Развива­ется желание, с одной стороны, отстоять свои границы, а с другой - расши­рить свою психологическую территорию. В тоже время велика зависимость от родителей. Если в этом возрасте родители не считаются с психологически­ми границами ребенка или, наоборот, совершенно лишают его всякой психо­логической опеки, то впоследствии ребенок:

а) не умеет определять психологические границы, считаться с чужими и за­щищать свои: постоянно вторгается в чужую сферу и получает болезнен­ный отпор; не умеет постоять за себя и страдает от постоянного насилия над своей личностью и сущностью, навязывания чуждой, нежелательной деятельности и целей; имеет трудности самоидентификации: с трудом представляет, кто он, каковы его цели, желания, каков смысл всей его деятельности; развивается стремление создавать зависимые отношения.

б) наращивает мощные негибкие границы, стремится к самоизоляции, пе­реживает страх неудачи, страх конкуренции, страх успеха; за счет этого нарушаются социальные связи; отсутствует способность к построению близких отношений, возникает чувство одиночества, затруднены сотруд­ничество и способность к командному взаимодействию

Старший детский возраст (6-11 лет)

Психологическая территория расширяется. Психологические границы при­обретают четкие очертания. Появляются свои «тайны», четко выраженное стрем­ление к приобретению новых качеств, умений, знаний. Увеличивается желание взаимодействовать со сверстниками, подражание, проявляются склонности, ин­тересы, дарования. Возрастает стремление к самостоятельности, но при благо­приятных обстоятельствах забота родителей и их опека воспринимается вполне терпимо: ощущение опоры на родителей воспринимается как комфортное, рас­ширение границ пока еще производится довольно осторожно, и ребенок легко поддается стремлению родителей владеть его территорией. Но если родители негибки, то актуализируется первая борьба за психологическую территорию. Агрессивность и жестокость родителей, в особенности, если успех в этой битве оказывается на их стороне, влечет за собой потерю доверия и внутреннее от­странение ребенка: он «отодвигается внутри», чтобы иметь больше свободы, хотя бы внутренней, в присутствии родителей оставаясь замкнутым - и все про­исходящее с ним становится тайной для взрослых

Ранний подростковый возраст (11-13 лет)

Начало периода самоидентификации, самоопределения. Социальное ок­ружение постепенно вытесняет авторитет родителей. Происходит внутреннее отсоединение от родительских ценностей и попытка примерить на себя совер­шенно другие ценности, цели, смыслы, задачи. Если родители продолжают пре­тендовать на всю психологическую территорию своего ребенка (а они претен­дуют!) то начинается острая борьба «за свободу». Основная трудность: проти­воречие между желанием свободы и независимости и практической и полной зависимостью от родителей в материальном плане и в плане возможностей для разрешения серьезных проблем. Основная слабость: свобода подростком при­нимается отдельно от ответственности. Ответственность отдается родителям

Подростковый возраст (13-16 лет)

Тенденции предыдущего этапа усиливаются. Родители постепенно сдают позиции и отступают с территории подростка. Идет борьба за каждый «санти­метр». Подросток борется все более жестко, а иногда и жестоко. Но зависи­мость от родителей остается: сохраняются материальная зависимость, созна­тельное использование возможностей родителей, зависимость от моделей поведения и системы ценностей родительской семьи. Частный случай - активное противостояние с желанием отстоять полярные противоположности только по­тому, что они «иные», отличные от родительских, и в этом тоже проявляется зависимость от семьи. Продолжается развитие самоидентификации и самооп­ределения. Характерны размышления над дальнейшей жизнью, выбором на­правлений деятельности в будущем (профессиональное самоопределение)

Юность (17-19 лет)

Если к этому периоду не определены разумные границы, борьба дости­гает своего апогея. Обособление продолжается. Обычно в конце этого перио­да родители сдают свои психологические позиции, даже если продолжают поддерживать тинейджера материально. В то же время ему передается боль­ше ответственности за свои поступки. Часто родители осознанно или неосоз­нанно культивируют зависимость подростка, оставляя за собой стирку, убор­ку, готовку, решение различных проблем, спасение из всевозможных бед и т. п. Но в ответ они требуют послушания. Напрасно! Юноша не чувствует особой благодарности к родителям за решение своих проблем: для него это в поряд­ке вещей. Он считает по привычке, что это обязанность родителей. Несмотря на то, что большинство решений принимаются им самостоятельно и не соот­носится с желаниями родителей, по-прежнему слишком часто ответственность за негативные результаты своей жизнедеятельности оставляется родителям. Однако эта тенденция в случае нормального развития постепенно идет на убыль. Теперь уже родители отстаивают свою психологическую территорию от тинейджера, который лишает их власти и возможности контроля, но не из­бегает, а, напротив, желает заботы о себе

Молодость

В здоровых отношениях устанавливается партнерство суверен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...