Типы политической культуры
Политическая культура общества
С момента своего возникновения политика как одна из главных публичных сфер жизни имела ценностно-нормативное измерение, в котором выражались представления людей об общественном благе, о наиболее справедливом устройстве общества. Все возникавшие политические институты, их социальное предназначение, формы взаимодействия власти и личности определялись существующей политической культурой общества. 1. Политическая культура: содержание и типология Понятие «политическая культура» и его содержание
Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т. д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т. е. нормативно-ценностной системой, которой придерживается большинство населения. Эта ценностно-нормативная система существует в виде общераспространенных и обще- [322] принятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов. Впервые термин «политическая культура» использовал в XIX в. немецкий просветитель И. Гердер (1744—1803). Естественно, он не предполагал, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Рис. 23. Элементы политической культуры
Объяснительные возможности политической культуры определяются ее многозначностью и многогранностью. Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она заключает в себе не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической
[323] жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества. Совокупность норм, ценностей, идеалов, символов, традиций обеспечивает интеграцию общества вокруг общепризнанных целей, способствует гражданскому согласию и стабильности. Трудно представить себе политическую культуру США без такой политической ценности, как патриотизм, который проявляется в уважении к первой в истории человечества Конституции, американскому флагу. Политическая жизнь и поведение японцев осуществляются на основе следования их национальным обычаям, среди которых выделяется персональная лояльность личности к руководителю правительства, партии, фирмы и т. д. В качестве общенациональных символов, способствующих политической стабильности, выступают институт монархии, высокая степень согласия политических сил относительно базовых ценностей, законопослушность и лояльность граждан по отношению к власти. Британская политическая культура отличается своеобразным набором ценностей, которые разделяют англичане: милосердие правительства, индивидуальная свобода, неприятие равенства, личная неприкосновенность, децентрализация власти, благосостояние и т. д. Заслуга в разработке концепции политической культуры принадлежит американскому политологу Г. Алмонду. Он рассматривал политическую культуру как психологический феномен. «Каждая политическая система, — писал Г. Алмонд, — включена в особый образец ориентации на политические действия. Я счел полезным назвать это политической «культурой». По содержанию политические ориентации включают три вида компонентов: 1) знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; 2) чувства, обусловливающие реакцию индивида — чувства симпатии
[324] или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения; 3) ценности, верования, идеалы, идеологию». Типы политической культуры В зависимости от преобладания в конкретном обществе того или иного вида ориентации, например, ориентации на верования или на знания, Г. Алмонд и С. Верба выделили три идеальных, «чистых» типа политической культуры: патриархальный, подданнический и культура участия. Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности: ценности клана, племени, рода, и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур. Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается ее диктата. Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую систему, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния: выборов, демонстраций и т. д. Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют и не вытесняют друг друга. Например, для политической культуры Великобритании XX в. характерно сочетание подданничества, олицетворяющегося институтом монархии, и ориентации на участие. Согласно концепции Г. Алмонда и С. Вербы, политическая культура западных стран представляет осо-
[325] бый вид смешанной культуры, которую они назвали «культурой гражданственности». Наиболее характерная черта культуры гражданственности — активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе. Содержание идеального типа культуры гражданственности Г. Алмонд и С. Верба раскрывали через набор качеств, которыми обладает ее носитель: 1) общая положительная оценка значения деятельности национального правительства для него лично и глубокое осознание этого факта; 2) высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая осведомленность в этой области; 3) чувство гордости за политические институты своей нации; 4) ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц; 5) желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых; 6) открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений; 7) чувство удовлетворения в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например кампаний по выборам; 8) компетентность суждений по поводу правительственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан; 9) компетентность в использовании правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола; 10) вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления. Однако результаты собственных эмпирических исследований Г. Алмонда и С. Вербы показали утопичность их предположения о всеобщем участии граждан в политике. Поэтому и выводы их о культуре гражданственности существенно корректируются. «В идеальной культуре гражданственности, — замечали они, — активность и вовлеченность граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|