Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы политической культуры

Политическая культура общества

 

С момента своего возникновения политика как одна из главных публичных сфер жизни имела ценностно-нормативное измерение, в кото­ром выражались представления людей об обще­ственном благе, о наиболее справедливом устрой­стве общества. Все возникавшие политические институты, их социальное предназначение, фор­мы взаимодействия власти и личности определя­лись существующей политической культурой об­щества.

1. Политическая культура: содержание и типология

Понятие «политическая культура» и его содержание

 

Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализо­вать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осу­ществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лиде­рам и т. д. Эти смыслы и значения предписыва­ются господствующей в обществе политической культурой, т. е. нормативно-ценностной систе­мой, которой придерживается большинство на­селения. Эта ценностно-нормативная система су­ществует в виде общераспространенных и обще-

[322]

принятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов.

Впервые термин «политическая культура» ис­пользовал в XIX в. немецкий просветитель И. Гердер (1744—1803). Естественно, он не предполагал, что концепция политической культуры окажет такое вли­яние на политическую науку и практику.

Рис. 23. Элементы политической культуры

 

Объяснительные возможности политической культуры определяются ее многозначностью и многогранностью. Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражаю­щих их символов, которые являются общеприня­тыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведе­ния всех членов общества. Она заключает в себе не только политические идеалы, ценности, уста­новки, но и действующие нормы политической

[323]

жизни. Тем самым политическая культура опре­деляет наиболее типичные образцы и правила по­литического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества. Совокупность норм, цен­ностей, идеалов, символов, традиций обеспечива­ет интеграцию общества вокруг общепризнанных целей, способствует гражданскому согласию и стабильности.

Трудно представить себе политическую культуру США без такой политической ценности, как патрио­тизм, который проявляется в уважении к первой в ис­тории человечества Конституции, американскому фла­гу. Политическая жизнь и поведение японцев осу­ществляются на основе следования их национальным обычаям, среди которых выделяется персональная ло­яльность личности к руководителю правительства, партии, фирмы и т. д. В качестве общенациональных символов, способствующих политической стабильнос­ти, выступают институт монархии, высокая степень согласия политических сил относительно базовых ценностей, законопослушность и лояльность граждан по отношению к власти. Британская политическая культура отличается своеобразным набором ценнос­тей, которые разделяют англичане: милосердие прави­тельства, индивидуальная свобода, неприятие равен­ства, личная неприкосновенность, децентрализация власти, благосостояние и т. д.

Заслуга в разработке концепции политической культуры принадлежит американскому полито­логу Г. Алмонду. Он рассматривал политическую культуру как психологический феномен.

«Каждая политическая система, — писал Г. Алмонд, — включена в особый образец ориентации на политические действия. Я счел полезным назвать это политической «культурой». По содержанию полити­ческие ориентации включают три вида компонентов: 1) знания, полученные индивидом о политиках, поли­тических институтах и партиях; 2) чувства, обуслов­ливающие реакцию индивида — чувства симпатии

[324]

или антипатии, влечения или отвращения, восхище­ния или презрения; 3) ценности, верования, идеалы, идеологию».

Типы политической культуры

В зависимости от преобладания в конкретном обществе того или иного вида ориентации, на­пример, ориентации на верования или на знания, Г. Алмонд и С. Верба выделили три идеальных, «чистых» типа политической культуры: пат­риархальный, подданнический и культура учас­тия.

Патриархальная политическая культура характе­ризуется ориентацией на местные ценности: ценности клана, племени, рода, и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политичес­кой культуре, не выполняет конкретных политичес­ких ролей (например, избирателя). Данный тип куль­туры характерен для молодых независимых госу­дарств, в которых политическая культура оказывает­ся наслоением местных субкультур.

Подданническая политическая культура предпо­лагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на тради­ции, хотя политически сознателен. Подчиняясь влас­ти, индивид ожидает от нее различных благ (социаль­ных пособий, гарантий и т. д.) и опасается ее диктата.

Культура участия отличается политической актив­ностью, вовлеченностью и рациональностью. Гражда­не стремятся активно воздействовать на политичес­кую систему, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния: выборов, демонстраций и т. д. Однако идеальные типы политической ориента­ции в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют и не вытесняют друг друга. Например, для политической культуры Великобритании XX в. характерно сочетание подданничества, олицетворяю­щегося институтом монархии, и ориентации на учас­тие.

Согласно концепции Г. Алмонда и С. Вербы, поли­тическая культура западных стран представляет осо-

[325]

бый вид смешанной культуры, которую они назвали «культурой гражданственности». Наиболее харак­терная черта культуры гражданственности — актив­ное поведение граждан, которое соответствует демо­кратической политической системе. Содержание иде­ального типа культуры гражданственности Г. Алмонд и С. Верба раскрывали через набор качеств, которыми обладает ее носитель:

1) общая положительная оценка значения деятель­ности национального правительства для него лично и глубокое осознание этого факта;

2) высокий уровень интереса к деятельности прави­тельства и хорошая осведомленность в этой области;

3) чувство гордости за политические институты своей нации;

4) ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц;

5) желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;

6) открытое и лояльное проявление оппозицион­ных настроений;

7) чувство удовлетворения в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, на­пример кампаний по выборам;

8) компетентность суждений по поводу правитель­ственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или со­вместно с кем-нибудь из сограждан;

9) компетентность в использовании правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола;

10) вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.

Однако результаты собственных эмпирических ис­следований Г. Алмонда и С. Вербы показали утопич­ность их предположения о всеобщем участии граждан в политике. Поэтому и выводы их о культуре гражданст­венности существенно корректируются. «В идеальной культуре гражданственности, — замечали они, — ак­тивность и вовлеченность граждан должны уравнове­шиваться некоторой дозой пассивности и неучастия».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...