Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы саморегуляции психического состояния при стрессе





Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения


Далее представлены основные методики и упражняя, являющиеся эффективными средствами профилактики и коррекции расстройств, связанных с воздействием стрессоров.

 

1) Преодоление чувства страха. Справиться с чувством страха помогает несложный аутотренинг, ко­торый может применить любой человек при развитии чувства страха.

1. Спросите себя, а что будет в худшем случае, если произойдет то, чего вы больше всего опасаетесь?

2. Приготовьтесь. Настройте себя психологически к худшему.

3. Подумайте, может быть, это не так страшно, и можно преодолеть. В критической ситуации рекомендуется задать самому себе сле­дующие вопросы:

• Что происходит со мной в данный момент?

• Что я сейчас делаю?

• О чем я думаю?

• Что я чувствую?

• Как я дышу?

• А что же я, собственно, должен делать?

Самонаблюдение - метод, с помощью которого можно ов­ладеть своими мыслями, чувствами и эмоциями. Индивидуум как бы состав­ляет альбом «мысленных фотографий» самого себя, сделанный нейтраль­ной фотокамерой в различные моменты жизни, в различных ситуациях и эмоциональных состояниях.

Индивидуум должен просто наблюдать, не критиковать, не осуждать. Иначе, человек не сможет видеть себя таким, какой он есть на самом деле.

Произвольная регуляция дыхания. Под произвольно регулируемым дыханием понимается процесс, посредством которого человек сознательно контролирует число дыхательных движений.

Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных дви­жений, является самым древним из известных методов борьбы со стрес­сом. Он используется в течение тысячелетий для снижения чувства трево­ги и для того, чтобы способствовать достижению состояния релаксации.

Существует три основных типа дыхания. Они получили название и различаются между собой в соответствии с типом вдоха, открывающего дыхательный цикл: ключичное, грудное и диафрагмальное. Ключичное дыхание является самым коротким и поверхностным из всех трех типов, которое происходит при обычном дыхательной процессе. Грудное дыха­ние представляет собой более глубокое дыхание при нем вдыхается боль­шое количество воздуха, большее количество альвеол наполняется возду­хом и легочные доли расширяются сильнее. При этом типе дыхания на­блюдается большее расширение грудной клетки, за которым следует поднятие ключиц на вдохе. Грудное дыхание представляет собой наиболее часто встречающийся тип дыхания. Диафрагмальное дыхание является самым глубоким из всех типов дыхания. При этом типе дыхания вдыхается больше всего воздуха, в дыхательное процессе участвует наибольшее количество альвеол, а также наполняются воздухом нижние отделы легких. Диафрагмальное дыхание насыщает кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания. Именно диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным методом регулируемого дыхания, используемого в борьбе с чрезмерным стрессом.

Рациональная психотерапия - психологическое убеждение и формирование правильного понимания причин временного ухудшения психофизиологического состояния индивидуумов. Рациональная психотерапия характеризуется относительно дирек­тивным подходом с привлечением авторитета врача, его опыта и знаний, а также методик убеждения, разъяснения и ободрения военнослужащих.

Групповая рациональная психотерапия (группа 15-20 человек) может осуществляться в любых приспособленных для этого помещениях или на открытом воздухе (если это позволяют погодные условия). Ориентировочное время одной беседы 35-40 минут.

При проведении рациональной психотерапии психолог должен уве­ренным тоном, толково и доходчиво объяснить с позиции учения о высшей нервной деятельности, учения об эмоциональном стрессе и других учении причины и механизм возникновения невротических симптомов и наблюдаемых психосоматических изменений у лиц. Как правило, одной беседы бывает вполне достаточно, чтобы успокоить слушателей, которые начинают понимать, что с ними не случилось какой-то особой непонятной болезни, а происходит совершенно-естественная и обратимая физиологическая реакция на ситуацию стресса.

В процессе беседы психолог должен довести до слушателей, что существуют достаточно простые и действенные методы и способы снятия излишнего нервно-психического напряжения: активная и пассивная мышечная релаксация, использование некоторых фармакологических препаратов и др.

Индивидуальная рациональная психотерапия должна осуществлять­ся с индивидуумами, которые по результатам психодиагностического обследования имеют выраженные отклонения от допустимых значений (чрезмерный уровень ситуативной тревожности, астено-депрессивные или психотические реакции, резкое ухудшение субъективного самочувствия и др.).

Зачастую представленная возможность выговориться обладает для индивидуума катарсисным эффектом (эмоциональная разрядка, испытываемая пациентом в процессе сопереживания).

Тем не менее, для закрепления полученного эффекта на завершающем этапе беседы психологу целесообразно аргументирование доказать (или опровергнуть) основные положения, связанные с представлением па­циента о сущности тех или иных вопросов, касающихся болезненных со­стояний, и обязательно постараться внушить уверенность в благополучном исходе.

 

2) Способы быстрого снятия психоэмоционального напряжения

Передышка. Обычно, когда мы бываем расстроены, то начинаем сдерживать ды­хание. Высвобождение дыхания - один из основных способов «выбросить из головы».

 

Отложите в сторону все проблемы, которые вас беспокоят. Вы смо­жете вернуться к ним, когда пожелаете, но нет беды в том, чтобы дать себе передышку. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза, если вам так больше нравится. Если хотите, посчитайте до пяти, пока делаете вдох, и до семи, когда выдыхаете. Представьте, что, когда вы наслаждаетесь этим глубоким неторопливым дыханием, все ваши беспокойства и неприятности улетучи­ваются.

 

Простые утверждения. Повторение коротких утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:

• Сейчас я чувствую себя лучше.

• Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.

• Я могу управлять своими внутренними ощущениями.

• Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю,

• Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства.

• Что бы ни случилось, я постараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы избежать стресса.

• Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке.

 

Волшебное слово. Прерывает автоматический поток мыслей при помощи успокаиваю­щего слова или фразы.

Выберите простые слова типа: мир, отдых, покой, успокоиться, уравновешенный. Вместо слов можно считать: 1001, 1002 и т.д. или ис­пользовать фразы типа: «глубокое и еще более глубокое расслабление». Пусть мысли проносятся в Вашей голове, не давайте им завладеть Вами.

Закройте глаза и сосредоточьтесь. Повторяйте слово, фразу или считайте про себя в течение 60-ти секунд. Дышите медленно и глубоко.

Дар музыки. Музыка активизирует правое полушарие головного мозга и освобождает от беспокойств и навязчивых мыслей левого полушария.

Когда Вы испытываете давление, скажите себе, что надо сменить темп. Отвлекитесь от дел, чтобы заполнить сознание музыкой. Спустя некоторое время, вернитесь к своим делам. Мурлыкание, посвистывание или даже повторение в голове только что прослушанной мелодии было бы очень эффективно.

Снятие напряжения в 12-ти точках. Несколько раз в день занимайтесь следующими упражнениями. Начните с плавного вращения глазами - дважды в одном направлении, а затем дважды в дру­гом. Зафиксируйте свое внимание на отдаленном предмете, а затем пере­ключите его на предмет, расположенный поблизости. Нахмурьтесь, напря­гая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь. После этого займитесь челюстью и широко зевните несколько раз. Расслабьте шею, сначала пока­чав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите. Расслабьте запястья и поводите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вздоха. Затем мягко прогнитесь в позвоноч­нике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягоди­цы, а затем икры ног. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, по­вторите три раза.

Дыхание на счет 7-11. Помогает снять сильное физическое напряжение, не выходя из стрессовой ситуации.

Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл ды­хания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вы почувствуете за­труднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.

Разминка. Попробуйте выразить свои чувства в физических упражнениях, за­нявшись гимнастикой или аэробикой, танцуя или борясь с воображаемым противником. Даже короткое активное действие (например, несколько приседаний) поднимет ваш тонус и изменит настроение. Эффективна бы­страя ходьба, бег. При этом, конечно, позаботьтесь о том, чтобы не пере­утомиться.

Самомассаж. Вы можете слегка помассировать опреде­ленные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот не­которые из этих точек:

• Межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями.

• Задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой.

• Челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы.

• Плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами.

• Ступни ног: если Вы ходите по магазинам, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как бежать дальше.

Более проникающий вариант самомассажа состоит в одновременном поглаживании рукой напряженной мышцы и воображении тепла, исходя­щего от руки и проникающего в напряженную область. Наиболее дейст­венный, энергичный подход - слегка пошлепать себя, начиная с головы до кончиков пальцев ног. Это и расслабляет, и дает определенный заряд энер­гии.

Вопросы к самому себе. Когда Вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе следующие вопросы:

• Это на самом деле такое Большое Дело?

• Подвергается ли в данный момент риску что-либо по-настоящему важное для Вас?

• Действительно ли это хуже, чем то, что было прежде?

• Покажется ли это вам таким же важным через две недели?

• Стоит ли это того, чтобы так переживать?

• Стоит ли за это умереть?

• Что самое худшее может случиться и смогу ли я справиться с этим?

Отвлечение внимания. Это способ позитивного отвлечения, кото­рый блокирует стрессовые мысли и чувства.

В течение нескольких минут сконцентрируйте свое внимание на ка­ком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможно­сти:

1) Запишите 10 наименований предметов или вещей, о которых Вы мечтаете. Это могут быть не обязательно важные вещи, просто те, которые вам доставляют удовольствие, например домашний праздник.

2) Медленно сосчитайте предметы, эмоционально нейтрально окра­шенные: листья на цветке, пятнышки на квадрате черепицы, буквы на от­печатанной странице и т.д.

3) Потренируйте свою память, вспоминая 20 осуществленных Вами вчера действий.

4) В течение двух минут займитесь перечислением качеств, которые Вам в себе нравятся, и приведите примеры каждого из них.

Самовосприятие. Остановитесь на минуту и подумайте о том, что Вы должны нра­виться и самому себе. Произнесите вслух или подумайте про себя: «Я за­бочусь о себе, мое благополучие очень важно для меня. Я хочу поддержать себя и сделать все самым лучшим образом. Я хочу для себя по-настоящему хорошей жизни. Я всегда на своей стороне». Чувство собственной под­держки усилится, если Вы обнимите себя или просто сожмете руки, как бы подкрепляя этим одобряющие слова.

Ваши ценные качества. Противостоит присущей тенденции критиковать себя, подкрепляет веру в себя конкретными, позитивными утверждениями.

Составьте список Ваших, безусловно, ценных качеств. Можно вне­сти в него и какие-то из перечисленных ниже пунктов:

• Я забочусь о своей семье.

• Я - хороший друг.

• Я достиг кое-чего в жизни.

• Я помогаю людям.

• Я хочу добиться успеха.

• Я признаю свои ошибки.

• Я стараюсь вести себя интеллигентно.

• Я стараюсь не совершать больше ошибок, которые делал прежде.

• Я довольно привлекателен.

• Я талантлив в некоторых областях.

• Я стараюсь жить в нравственной чистоте и быть добрым к людям.

• Я стал лучше понимать себя.

Напишите этот список на листе бумаге и всегда носите его с собой. Когда Вы почувствуете себя подавленно, достаньте его и сосредоточьте внимание на своих сильных сторонах. Приведите примеры своего положи­тельного поведения. Еще лучше рассказать их вслух или записать. Все это значительно усилит Вашу уверенность в себе.

Непротивление. Если Вас раздражает какой-то человек или конкретная си­туация, постарайтесь думать об этом как об источнике неприятной энер­гии. Она воздействует на Ваши чувства так же, как и громкий звук на Ваши уши. Затем вообразите, что Вы стали неуязвимы: представьте перед собой щит, от которого «отскакивает» ранящая Вас энергия. Или что Вы «потеряли» ее, что она прошла сквозь Вас совершен­но безболезненно, наподобие космических лучей, постоянно пронизы­вающих наше тело. Если кто-то говорит Вам неприятные вещи, критику­ет, представьте, что негативные слова «пролетают» над Вашей головой, даже не задевая Вас.


Особенности аутогенной тренировки (АТ)

 

Активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, повышающий возможности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Основные проявления, которые могут поддаваться коррекции с помощью АТ:

• Расстройства сна.

• Эмоциональное оскудение, повышенная возбудимость (взрывча­тость, раздражительность, ярость, гнев, тяга к насилию) и тревожность (чувство напряжения, нервозности, ненадежности, страха).

• Также можно снизить интенсивность проявления таких симптомов, как избегание стимулов, связанных с травмой; нарушение концентрации внимания; пониженный фон настроения и сниже­ние мотивации (чувство подавленности, безнадежности, бесполезности, ощущение снижения энергетики, отсутствие интереса к чему-либо).

• Использование АТ для борьбы с болью и само­стоятельного регулирования таких функций организма, как кровообраще­ние, частота сердечных сокращений и дыхание, а также кровоснабжение мозга, является важным моментом в психотерапии посттравматического стрессового расстройства.

Курс аутогенной тренировки со­стоит из предварительных упражнений, собственно классической АТ-1 по Шульцу или ее различных модификаций, а также высшей ступени АТ. Предварительные упражнения при коррекции занимают важное ме­сто в тренировке релаксации и, как отмечалось выше, могут продемонст­рировать более высокую эффективность, чем непосредственно сама ауто­генная тренировка. К числу предварительных упражнений относят дыха­тельную гимнастику: утренний (мобилизующий) и вечерний (успокаи­вающий) тип, ритмичное брюшное (дифрагмальное) дыхание; идеомоторную тренировку, а также упражнения в расслаблении поперечно-полосатой мускулатуры. В качестве предварительных упражнений для расслабления поперечно-полосатой мускулатуры может использоваться метод прогрессивной мышечной релаксации, который также более эффек­тивен для обучения расслаблению, снижения эмоционального напряжения, тревожности и улучшения настроения.

Модификации АТ. Психоэнергетический вариант, относящийся к модификациям АТ, применяется с лечебной целью: снять боль в сердце, уменьшить или изба­виться от болей или неприятных ощущений в каком-либо участке тела. Этот метод может повысить сопротивляемость организма.

К модификациям АТ также относится психорегулирующая тренировка, которая применяется для успокоения, мобилиза­ции и восстановления сил. Произвольно комбинируя успокаивающие и мобилизующие части, можно создать нужный эмо­циональный фон, причем за очень короткий отрезок времени.

Эффективность лечебного варианта модификации АТ обусловлена применением его для снятия болезненных симптомов и коррекции эмоциональных нарушений, при бессоннице, повышенном артериальном давлении и т.д.

Методика тренировки второй ступени АТ. Целью второй ступени АТ является оптимизация высших психиче­ских функций и коррекция личностных нарушений. Однако применение АТ-2, будет более эффективным, если соче­тать его с другими методами психотерапии, направленными на снятие свя­зи расслабления с боевой готовностью и тревоги по этому поводу. При данном расстройстве использование АТ-2 будет высокоэффективным для обучения пациентов управлению эмоциями, углубленному самопознанию, активизации творческих ресурсов и созданию определенного настроения.

Основу АТ-2 составляет аутогенная медитация, семь упражнений которой затрагивают глубины бессознательных процессов. Курс со­стоит из переходных упражнений (релаксация, аутогенное погруже­ние и идеомоторные представления), обучающих произвольной транквилизации или мобилизации, дыхательной гимнастики в «утреннем» (моби­лизующем) и «вечернем» (успокаивающем) вариантах, упражнении для мимической мускулатуры, управлении «кругами внимания»; а также на­чальных упражнений, направленных на тренировку высших психических функций, в число которых входят непрерывное, ритмичное и мысленное созерцание, «внутренний видеоскоп», тренировка эмпатии и мысленные движения.

Переходные и начальные упражнения тренируют активное внимание и волю, дисциплинируют мышление, однако главной задачей АТ-2 следует признать воздействие на эмоциональную сферу, овладение приемами преднамеренного управления ею. С этой целью основными приемами мо­делирования настроения считаются: управление мышечным тонусом, уп­ражнения сюжетного воображения и так называемые «упражнения само­утверждения».

Конечной целью тренировки второй ступеней АТ являются рацио­нальное совершенствование и развитие личности, самовоспитание, что достигается дополнительными приемами саморегуляции, которые способ­ствуют возникновению или утверждению нужных эмоций, привычек и оптимальной системы реагирования. Это: воспитание умения управлять своим лицом и телом, сознательное использование эмоциогенного влияния одежды и пантомимики, создание «личности-образца» и подражание ей, арттерапия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...