Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Движение декабристов: идеология и организация. Восстание декабристов и его историческое значение.




Предпосылки движения

Объективной основой было обострение противоречий феодально-крепостнического строя, очевидное несоответствие между мощью России, взлетом ее культуры и варварским крепостничеством. Осознанию этого противоречия способствовало широкое распространение в России идеологии Просвещения (Монтескье, Дидро, Вольтера, Руссо). Особенно издательская деятельность Новикова. Со всей остротой эти проблемы были поставлены еще в книге Радищева (1790 г.).

Ряд исторических событий, способствовавших осознанию необходимости преобразований:

французская революция: кроме общего импульса в борьбе против феодального строя со всей остротой поставила вопрос о способах этой борьбы, соотношении усилий образованного меньшинства и действий народа (страх дворянских революционеров перед неистовством "черни", перед революционным террором

важная предпосылка ориентации на военный заговор в соответствии с формулой "для народа, но без народа")

война 1812 г.: пробуждение национального самосознания и общественной активности ("мы дети 1812 года", все ведущие декабристы – герои войны) – с одной стороны, гордость за свой народ, проявивший такой героизм, с другой стороны, особенно болезненное восприятие крепостнического произвола по отношению к такому народу

заграничный поход русской армии: знакомство с передовыми порядками и, как сейчас отмечают многие авторы, немалое число будущих декабристов во время похода стали масонами

отказ правящих кругов от реформ подрывал реформистские ориентации части участников движения, усиливал стремление к крайним методам. Два основных момента отказа: перед войной под давлением консервативных кругов дворянства пресечены реформы Сперанского (а ведь он предполагал глубокие преобразования вплоть до созыва Государственной думы). После войны идет новый тур либеральных начинаний, в том числе, разработка "уставной грамоты" (проекта конституции) и конституция Царства Польского. Однако, примерно с 1820 г. – окончательный поворот к реакции (1822 г. – закрытие масонских лож). "Аракчеевщина" (особенно мрачное проявление – военные поселения с 1816 г.).

Важный и сложный вопрос о непосредственных организационных предпосылках, о влиянии конкретных политических традиций:

традиция военного, гвардейского переворота и цареубийства (еще участники событий 1762 г. называли их "революцией", мадам де Сталь: "в России самодержавие, ограниченное цареубийством").

сейчас уделяется особенное внимание вопросу о влиянии традиций тайных обществ. "Масонская проблема" (ведущие декабристы – масоны). По всей Европе происходят организации карбонариев.

Создание тайных обществ в России

1814–1815 гг. – создание в армии первых тайных организаций. Первая централизованная конспиративная организация офицеров в 1816 г. – Союз спасения (Общество истинных и верных сынов отечества). Создатели: Сергей Трубецкой, Якушкин, Муравьевы, братья Муравьевы–Апостолы, всего около 30 чел. Цели – конституционная монархия и отмена крепости, права. Эти требования предполагалось предъявить при смене монархов на престоле. Обсуждался и вопрос о цареубийстве.

В то время среди общественно активных людей, видимо еще преобладали реформистские ориентации и апогей реформистских инициатив правящих кругов (разработка "уставной грамоты"). В 1818 г. – "Союз благоденствия". Устав общества ("Зеленая книга"): 20-летняя подготовка общественного мнения к грядущим переменам. Всего – около 200 человек. Развернулась просветительская деятельность.

Усиление реакции и революции в Европе, восстание в Семеновском полку (1820) – радикализация участников движения. В 1821 г. – съезд, острые споры о методах действий. Роспуск Союза благоденствия, чтобы избавиться от реформистов. Одновременно сторонники вооруженного переворота объединились в Северное и Южное общества. + В 1821 г. на Украине "Общество соединенных славян" (за создание федеративной республики всех славян). В 1825 объединилось с Южным обществом и составило его Славянскую управу.

Программные документы

Южное общество – "Русская правда" П.Пестеля (1824 г.):

установление республики

унитарное государство

освобождаемые крестьяне получали земельные наделы, без права продажи

Северное общество – Конституция Никиты Муравьева:

конституционная монархия

федерация

крестьяне получали по 2 десятины (приусадебные участки) и небольшие наделы на условиях аренды у своих помещиков

Восстание

Непосредственные предпосылки: ноябрь 1825 г. – смерть Александра I в Таганроге. Сложная ситуация с престолонаследием – сначала присяга Константину. На 14 декабря назначена присяга Николаю. Уникальный шанс, властям стало известно о заговоре (Александр: "Не мне их судить").

План восстания: до присяги Сената заставить его огласить манифест с изложением программы Северного общества.

Срыв плана: Сенат присягнул, но была неявка "диктатора" Трубецкого – "стояние" и разгром.

В конце декабря: восстание Черниговского полка под руководством Муравьева–Апостола и Бестужева Рюмина (Пестель был уже арестован). В начале января 1826 г. были разгромлены.

Расправа: к следствию привлечено около 600 человек, 289 призваны виновными (разжалование, каторга в Сибири или кавказские полки), повешены Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский.

 

 

Общественное движение в России в 30–50-е гг. XIX в. Теория "официальной народности". Западники и славянофилы. Революционные демократы.

Особенности общественной жизни после разгрома декабристов.

После разгрома декабристов в 1826 г. – Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии, "чугунный" цензурный устав. Преследование даже тени инакомыслия. В 1827 г. расправа с братьями Критскими. В 1833 г. – ссылка Герцена. В 1836 г. объявлен сумасшедшим Чаадаев за "Философические письма". Еще сильнее после 1848 г. – дело "петрашевцев".

Кроме репрессий – насаждение теории "официальной народности": министр народного просвещения граф С.Уваров: "Православие, самодержавие, народность" (единство царя и народа, противопоставление здоровой России и гнилого Запада).

Особенности общественного движения. Факторы, определившие специфику:

репрессии,

необходимость пересмотра прежних взглядов о целях и методах.

В силу этого:

отсутствие активных форм (последняя попытка прямых политических действий – в 1827, кружок братьев Критских в МГУ собирались положить листовки к памятнику Минина и Пожарского),

основное содержание общественного движения: напряженные идейные поиски, размышления и споры о целях и средствах борьбы,

основная форма объединения: небольшой кружок единомышленников, прежде всего в студенческой, университетской среде,

постепенное изменение состава участников, включение разночинцев (наиболее яркий пример – Белинский), поэтому период от разгрома декабристов до 60-х гг. определяют как переходный, "дворянско-разночинский".

Герцен – основоположник русского утопического социализма.

Первые кружки

Во второй половине 20-х гг. организован в Москве кружок поэта Дмитрия Веневитинова (среди участников – ряд будущих "славянофилов"). Главное – начало освоения современной немецкой философии (Шеллинг – проблема свободы).

Начало 30-х гг. – кружок молодого философа Станкевича. Идеи Шеллинга, Виссарион Григорьевич Белинский (из семьи флотского врача, студент МГУ, юношеская драма "Дмитрий Калинин", исключен из МГУ). Критическое направление кружка усилилось после вступления Михаила Бакунина (из знатного рода, офицер в отставке): идеи Фихте (право народа на революцию). Сложные идейные поиски Белинского: освоение философии Гегеля. На том этапе формула: "Все действительное разумно, все разумное действительно" была понята им в смысле оправдания существующей действительности. В 1837 г. кружок распался из–за репрессий (обыск у Белинского) и болезни Станкевича.

Одновременно в МГУ кружок Александра Ивановича Герцена (сын знатного и богатого дворянина). "Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон души моей". Клятва с Николаем Огаревым на Воробьевых горах. Главное – начали знакомиться с утопическим социализмом (Сен–Симон). 1833 г. – арест по делу о "несостоявшемся вследствие ареста заговоре молодых людей" и ссылка до 1840 г. в Вятку.

"Люди 40-х гг."

Славянофилы и западники

В 40–е гг. в Москве произошло появление течения "славянофилов". Хомяков, братья Киреевские и Аксаковы и др. Главное – самобытность России и превосходство ее традиционного строя над Западом: община ("соборность" и православие), отсутствие социальных противоречий. За отмену крепостного права, но против западных свобод.

В противовес – "западники": единство путей развития, "догонять Европу". Белинский, Герцен, историки Грановский и Соловьев, юрист Кавелин (молодой блестящий преподаватель МГУ, кумир студентов). Главное – отмена крепостного права.

 

Актуальность спора западников и славянофилов: сейчас также течение "почвенников", "фундаменталистов", национал-патриотов – против "гнилого Запада".

Наиболее распространенная оценка общественного движения 40-х гг.: в это время начинается его разделение на либеральное и революционное. Западники и славянофилы – две разновидности либерализма. Белинский и Герцен – первые революционные демократы.

С начала 40-х гг. в Петербурге организуется кружок Белинского (Герцен и Кавелин). Продолжение напряженных идейных поисков, преодоление прежнего понимания Гегеля. Главное – постановка вопроса о правах чело века. Увлечение утопическим социализмом. Вершина деятельности – письмо к Гоголю по поводу его книги "Выбранные места из переписки с друзьями" (написано во время поездки за границу в 1847 г.). Гневное обличение крепостнических порядков. В тысячах копий расходилось по России. После его смерти в 1848 г. Дубельт: "Мы бы его сгноили в крепости".

В конце Николаевского правления

Новая волна репрессий в конце 40-х гг. в связи с революциями в Европе. Кавелин вынужден был уйти из МГУ, славянофилы Аксаков и Самарин побывали под арестом. В 1849 г. – процесс по делу Буташевича–Петрашевского и его соратников. Главное – пропаганда утопического социализма. После расправы общественная мысль России, казалось, замерла.

Герцен за границей. Разочарование в Западе (погоня за наживой, расправа с рабочими). Попытка синтеза западничества и самобытности: путь России к социализму через крестьянскую общину. В 1852 г. основал в Лондоне Вольную русскую типографию для распространения в России освободительных идей. Бакунин принял участие в революции в Германии, австрийцами выдан Николаю.

 

Вывод

Сложные идейные поиски, предвосхищены все последующие идейные тенденции. Герцен: "Удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения".

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...