Анализ отдельных частей и языковых особенностей текста.
Бережная Елизавета Константиновна Конспект урока обучения изложению Итоговая контрольная работа по дисциплине «Методика развития речи младших школьников»
Направление подготовки 44.03.01. Педагогическое образование Направленность (профиль) образовательной программы Начальное образование (очно-заочная форма обучения)
Преподаватель: к.п.н., доцент Зиновьева Т.И.
Москва Белый гусь На лугу гуси щипали траву. Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжёлой стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не выдержали и побежали к реке в кусты. Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят. Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать “одуванчиков” высыпали наружу, целые и невредимые. (По Е. Носову).
Постановка учебной задачи. – Ребята, у нас сегодня урок развития речи. Нам с вами предстоит написать изложение. - – Прежде чем мы начнем, давайте вспомним, какими словами мы можем заменить термин «изложение»? (Пересказ, воспроизведение) – К какой книге мы всегда обращаемся, если нужно узнать значение слова? (К «Толковому словарю»). – Прочитайте определение слова «изложение» – Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком вы будете писать.
Белы хоромы, красны подпоры. Белый как снег, Надутый как мех, Лопатами ходит, А рогами ест.
Щиплет за пятки – беги без оглядки.
В воде купался, сухим остался. (гусь) - Верно все загадки о гусе. Рассмотрите иллюстрацию с изображением гуся. - Что вы можете сказать о внешнем виде гуся и его повадках? (Это водоплавающая крупная птица с длинной шеей. Бывают домашние и дикие, белые и серые. Грозно шипят, вытягивая шею.)
- Какие пословицы, фразеологизмы о гусе вы знаете? (Как с гуся вода.) - Объясните, что это значит? В каких случаях так говорят? (Значит выйти сухим, незамеченным из какой-то ситуации, когда все сходит с рук) - Верно. Прочитайте и объясните как вы понимаете следующую пословицу. (Гусь свинье не товарищ – когда люди разные по духу, по интересам)
1. Первичное восприятие текста. -Сейчас ваша задача прослушать текст, по которому вам нужно будет написать изложение. - Как мы должны себя вести, чтобы в дальнейшем не допустить ошибок в написании изложения? (внимательно слушать, не отвлекаться) (Чтение текста учителем. Учащиеся воспринимают текст на слух, без учебника) Общая беседа по содержанию. - Что делали гуси на лугу? (Щипали траву) - Почему вдруг гуси замерли в траве? (Налетел вихрь, упали крупные капли дождя, посыпал град.) - Почему они тревожно перекликались? (Упали крупные капли дождя, посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась.) - Куда побежали гуси, спасаясь от дождя и града? (Побежали к реке в кусты) - А почему белый гусь не убежал вместе с другими гусями? (Он защищал своих детенышей от града) - Каким образом? (Под крыльями спрятал) - Удалось гусю защитить своих гусят? Какой ценой? (Да, ценой своей жизни. Гусь погиб, а гусята остались целы и невредимы.) - Итак, о чем говорится в рассказе? Определите тему текста. (Гуси на лугу. Случай на лугу) - Главная мысль? (Гусь защитил гусят во время града, жертвуя собственной жизнью)
- Как можно озаглавить рассказ? (Гусь спас своих гусят. Гусь - герой. Белый гусь) - Хорошо, одно из названий совпадает с заголовком автора Евгения Носова – Белый гусь. Запишите в тетрадь название текста. - Определите стиль текста. (Текст относится к художественному стилю. Автор при помощи слов создает картину, которую мы можем представить. Есть сравнения, эпитеты)
Анализ композиционной структуры и содержания. -Сейчас вам предстоит еще раз самостоятельно прочитать текст и подумать, как можно поделить его на несколько частей. - Понаблюдайте, сколько частей в тексте? (4) - Как догадались? (4 абзаца, 4 красные строки) - Найдите начало, зачитайте. (Завязка – 1 часть) - Найдите основную часть. (Развитие действия - 2 и 3 часть) - В какой части происходит кульминация событий, самый напряженный момент? Прочитайте. (В 3 части) - Как называется заключительная часть? (Развязка – 4 часть) - Сделайте вывод, какой это тип текста? (Повествование) - Прочитайте 1 часть. О чем в ней говориться? (О том, как гуси щиплют траву.) - Как можно озаглавить? (Гуси на лугу.) - Прочитайте 2 часть. Определите тему части. (Начался дождь, гуси побежали) -Как можно озаглавить 2 часть? (Дождь напугал гусей.) - Зачитайте кульминационную часть. Как гусь спасал своих детенышей? (Дети зачитывают 3 часть) - Как назовем 3 часть? (Белый гусь спасает гусят.) - Зачитайте развязку текста. (Дети зачитывают 4 часть) - Как озаглавим 4 часть? (Гусята спасены) (В ходе разбора план появляется на слайде) План.
Анализ отдельных частей и языковых особенностей текста. - Языковой анализ текста нам необходим для того, чтобы научиться более точно отбирать слова и выражения для написания текста. Предлагаю подробно разобрать каждую часть, составить и записать коллективный план. Анализ первой части. -Что делали на лугу гуси? -О чем говориться в первой части?
Анализ второй части. - Какая основная мысль заложена во второй части? - Какие глаголы использует при описании дождя с градом? (Наползла, росла, поднималась, налетел, упали, посыпал, шипела, пенилась)
- Для чего автор использует такие глаголы? (Чтобы передать, как все изменилось на лугу, почему гуси замерли, тревожились.) - Почему же они не выдержали и побежали? (Посыпал град, страшно оставаться на лугу) Анализ третьей части. - Как гусь спасал своих детенышей? - Почему гусь вздрагивал? (Град бил его прямо по голове.) - Почему он не трогался с места? (Под крыльями копошилась дюжина гусят) Анализ четвертой части. - Каким стал луг после дождя? (Зазеленел под лучами солнца, лучи растопили град.) - Почему не таяла белая кочка? (Это был белый гусь) - Какие чувства вы испытываете при прочтении этого фрагмента? - Как вы думаете, почему гусь так поступил? - Найдите эпитеты. (Крупные капли, серой тяжелой стеной, белая кочка, могучие крылья, белый гусь) - Какие сравнения использует автор? (Тучу сравнивает со стеной, гуся с белой кочкой, гусят с одуванчиками) - Каково значение описания? (Если бы не было описания, трудно было бы понять основную мысль)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|